Мысли вслух
May 14, 2021

Оля и тролли

Они приходят в твой пост, чтобы оставить свежедымящуюся кучку словесных экскрементов, неприкрытый смайликами сарказм, немотивированный хейт. Они пачкуются целыми колониями во всех уголках необъятного интернета — в личных блогах знаменитостей, постах Фейсбука, ветках комментариев к новостям… блогах Teletype. Привет, тролли, я скучал.

Когда меня спрашивают, где для меня начался интернет, я отвечаю — на Sports.ru. Если кто-то вдруг не знает, Sports.ru — огромный и, пожалуй, самый популярный спортивный портал, а также alma mater всех ядерных хейтеров. Я начала «свою карьеру» там 10 лет назад, когда наивно решила, что спортивные новости нуждаются в моём мнении, и начала оставлять там свои комментарии. Через пару месяцев комментаторства я настолько осмелела, что начала писать для нескольких спортивных блогов, через пару лет стала модератором самого большого форума на Sports.ru — легендарного Форума болельщиков Спартака. Если вы когда-нибудь переживали волну хейта, то знаете, как накатывает это цунами — когда за очень короткий промежуток времени ты узнаешь очень много нового о своих внешних качествах, моральных устоях, умственных способностях. Это была высокооктановая и чрезвычайно токсичная среда, но которая научила меня держать удар достаточно хорошо.

Если вы когда-нибудь переживали волну хейта, то знаете, как накатывает это цунами — когда за очень короткий промежуток времени ты узнаешь очень много нового о своих внешних качествах, моральных устоях, умственных способностях.

Скажу сразу — я не склонна считать всех троллей дегенератами, «школотой», генетическим мусором. Я в принципе категорически против называть какое-либо живое существо «мусором». По сводкам сегодняшних печальных новостей мы, к сожалению, все более часто убеждаемся, как на самом деле опасно подобное мышление, которое всё чаще плодит современных раскольниковых.

Тролли далеко не всегда плохие люди. У меня был один хороший знакомый — умнейший, добрейший, образованнейший человек… в жизни. В сети он полностью отпускал с поводка свою тёмную сторону и как будто перевоплощался в другого человека — полную свою противоположность. Я как-то ради чисто профессионального интереса изучила страницу его комментариев и выпала в осадок — не только от тех по-настоящему ужасных вещей, которые он писал, но и того, КАК он это писал. Он до неузнаваемости поменял стиль письма, регистр, пунктуацию, орфографию, полностью мимикрировав под сленг троллей. Если бы я точно не знала, что это его аккаунт, я бы никогда не поверила, что это пишет один и тот же человек.

Гораздо проще создать анонимный аккаунт и отыграться на ком-то другом таком же аккаунте в сети. Это гораздо проще, чем сказать в лицо своему начальнику, что он мудак. В жизни нам не позволяют сделать это социальные нормы и счета за квартиру, а в сети всех этих ограничений нет.

Когда я все-таки рискнула прямо спросить своего знакомого, для чего ему всё это нужно, он честно ответил, что там он «спускает пар». У него скучная, серьёзная, монотонная работа, на которой часто накапливается негатив, а выместить его на своей семье или начальнике ему не позволяет хорошее воспитание (и здравый смысл). Гораздо проще создать анонимный аккаунт и отыграться на ком-то другом таком же аккаунте в сети. Это гораздо проще, чем сказать в лицо своему начальнику, что он мудак. В жизни нам не позволяют сделать это социальные нормы и счета за квартиру, а в сети всех этих ограничений нет.

Да и восприятие действительности в сети у нас несколько искажённое. Мы — это вроде бы и мы, но всё же не совсем мы. Мы в сети — это образ с картинки, то, как мы видим знаменитостей в журналах и новостях. Красивые фоточки в Инстаграме с идеальными лицами и дорогими шмотками в интерьерах дорогих отелей на дорогих курортах. Зачастую мы видим только навязанное внешнее проявление, обычно за всем этим стоит очень картонный образ, совершенно далёкий от действительности.

Мы заводим свой личный блог, чтобы не быть картонным образом, чтобы своими текстами показать, чтобы многомерны — что мы живые, что мы думающие, что мы интересные. Наконец, мы заводим свой блог, чтобы раскрыть себя и заключить других в объятия, но тролль приходит в твой блог, чтобы тебя распять.

Взять того же тролля с обложки этого поста. Возможно, у него точно такая же ситуация — в жизни он нормальный и адекватный человек, у которого просто скучная работа или проблемы в семье. Или вообще нет семьи. И он приходит в Teletype комментировать все посты подряд от скуки и душевного одиночества.

Мы заводим свой личный блог, чтобы не быть картонным образом, чтобы своими текстами показать, чтобы многомерны — что мы живые, что мы думающие, что мы интересные. Наконец, мы заводим свой блог, чтобы раскрыть себя и заключить других в объятия, но тролль приходит в твой блог, чтобы тебя распять.

Быть может он даже не пришёл в мой блог с намерением оскорбить, даже когда поставил блюющие смайлы моему посту и назвал мой блог «тупиковым» (а потом прошёл по ссылкам и «нагадил» ещё в десятке постов). Всё дело в том, что, чтобы проявить эмпатию и оценить страдания старания другого человека нужно обладать достаточным уровнем эмоционального интеллекта, а такие люди на это в принципе не способны.

По своему опыту я знаю, что вступать дискуссию с такими «комментаторами» и пытаться кому-то что-то объяснить бессмысленная трата времени. Сабж был заблокирован, комментарии удалены, но ситуация как в избитом анекдоте — ложечки вернули, а вот осадочек — остался.