Люди
March 7, 2021

Бармен на миллион

В последнее время дел навалилось довольно много, поэтому особо нет времени сидеть за статьями, но я благодарен своим друзьям и коллегам, которые при встрече со мной уделяют мне время и рассказывают о своих мыслях, мечтах и планах. Спасибо вам за это, друзья! Я люблю хорошие беседы. Молодежь, правда, не умеет правильно вести беседу, но вот с поколением постарше всегда приятно обсудить что-либо. Так вот, я заметил, что подавляющее большинство барменов, с кем мне удавалось поговорить за последний месяц, говорили мне о том, что у них есть мечта - открыть свой бар. Я как-то уже писал о причинах таких мыслей у нашего брата, да и мысль сама по себе довольно интересная, заслуживает внимания, так сказать. Вот я и решил спросить у некоторых из барменов:

«Что ты будешь делать, если тебе завтра дадут миллион долларов?» Ответы были в основном схожими: сначала куплю себе квартиру, машину, устрою жизнь своей семье, помогу маме с папой и так далее. Хорошие и правильные мысли, что уж обсуждать. И все эти ответы привели меня к небезызвестной пирамиде Маслоу - пирамиде приоритетов человеческих потребностей. Так вот, все эти желания - квартира, машина, еда получше, семья в достатке, лежат в самом основании этой статистики. И от этого никуда не деться. «Ну, что сказать, ну, что сказать - устроены так люди», - пела в свое время наша Прима. Зачастую, именно поэтому у нас в гос.аппарате, когда там появляются новые чиновники, сначала они занимаются обустройством собственного быта, а потом уже начинают думать о… Да в принципе, ну её нахрен эту страну, мне еще маминым родственникам много чего нужно сделать. Все это, конечно, печально, просто всегда следует помнить, что грамотное управление страной начинается с грамотного управления собственным бизнесом. В общем мы выяснили, в чем проблема подобного мышления - сначала еда, потом мораль.

И еще момент, в практической психологии есть один похожий вопрос: «Если бы Дед Мороз существовал, что бы вы у него попросили?» Вроде и вопросы-то разные, но ответы, зачастую, одинаковые - всё то же самое, что и с халявным «мильйоном», но только лишь с одним отличием - всё это мне должен кто-то прийти и дать. Я вот тут посижу тихонечко, подожду, а вы принесите. Я готов ждать сколько угодно, честное слово. На мой взгляд, самый правильный ответ на этот вопрос был у Страшилы в «Волшебнике изумрудного города».

Такие, казалось бы, разные вопросы и такие похожие ответы. И тут я вспомнил, что уже видел подобные вопросы в поучительных рассказах бедного сына плотника. Есть у него одна такая притча, называется «Притча о талантах».

Смысл её в чем: как-то раз, один бизнесмен поехал отжимать очередной завод у своих товарищей в другом городе и, собрав своих работников, раздал им по одному рублику, сказав при этом, что теперь они могут делать с денежками что захотят, а я, мол, сейчас отъеду ненадолго и скоро вернусь. Всем пока. Когда бизнесмен вернулся (завод отжать не получилось), он собрал всех работников и спросил, что они сделали со своими рубликами. Ну, один проел их, другой пропил, третьему пофигу было, он их вообще закопал непонятно зачем. И только один из них сказал, что он с помощью этого рублика еще пять заработал. И именно он, в последствии , стал топ-менеджером этой компании. То есть, согласно коуч-притчам бедного сына плотника, на вопрос: «Что ты будешь делать, если тебе дадут мильйон баксов?», правильный ответ: «Сделаю из них 5 мильйонов!» Неожиданно, да? Сам в шоке. И где же тут квартирка, тачка, телки…? Терпение, парни, терпение.

Клевая тема конечно, но я чета не нашел в этом сборнике притч как именно этот рублик превратить в пять. Поэтому, я предлагаю составить краткий план того, как мы будем это делать (а вы мысленно представьте себе бар для аналогии).

Допустим мы организовали какой-то процесс, который позволит нам эти пять рубликов заработать. Всё продумали, нашли место где будем зарабатывать, сделали всё, организовали. Потом набрали работников-ведь по сценарию притчи хозяин через какое-то время вернется и спросит: «А деньги-то где?» Так вот, набрали мы народу, пообещали им каких-то денежек и объяснили: что делать, как делать и что в итоге должно получиться. И вроде все так складно, но в душе какие-то «качели». Ну, знаете, есть такое… Получится, не получится. Хозяин-то обязательно вернется, тут как пить дать, а хочется, чтобы всё ровно было и времени много не занимало, а то за всеми следить здоровья не хватит. Тут я и вспомнил про один закон Парето, который гласит, что «20% ваших усилий принесет вам 80% эффективности.» Если это перевести на барменский язык то выходит, что 20% всех барменов в мире придумывают 80% всех коктейлей. Вроде похоже на правду и можно это внедрить, но только у этого закона есть существенный недостаток - где бы были эти 20% великих барменов, если бы не остальные 80% обычных трудяг-барменов, а? И как теперь применять это в работе? А так всё удачно складывалось: организовали, народ набрали, заплатили, объяснили всё, и вот тут бы начать тратить 20% своего времени на контроль за ними, и чтобы они при этом давали 80% эффективности. Но в реальности так почему-то не получается, блин.

В результате таких вот рассуждений, мне пришла в голову идея, а что если до того как начать зарабатывать эти пять рубликов, 80% всего своего времени потратить на обучение этих работников (что конкретно вы будете делать, как именно вы будете это делать, что у вас в итоге должно получиться и сколько) и только 20% на проверку чему они там научились? В своих мыслях я руководствовался тем, что в результате всех моих действий я хочу, так сказать, замотивировать своих работников заработать мне эти пять рубликов, ибо мотивированный сотрудник - это сотрудник работающий без надлежащего за ним контроля. А это-то мне и нужно, ибо я хочу уделять контролю своих работников всего 20% своего времени (это чтобы закон работал). Таким образом, я вывел для себя некий принцип обратной пропорциональности «Шушканова-Парето»(мама будет мной гордиться), который бы позволил применить основной закон Парето на практике: только при условии, что вы перед тем, как начать зарабатывать, потратите 80% своего времени на обучение своего персонала и 20% времени на контроль за этим процессом, то в последствии (и тут вступает в силу основной закон) вы сможете тратить 20% времени на контроль за работой вашего персонала, получая при этом 80% эффективности от этой деятельности.

Ну, вроде разобрались. Так в итоге - че там с миллионом долларов-то? Че будете делать? Сейчас вы наверное думаете «открою свой бар и приумножу эти деньги, вроде понятно уже»)) В таком случае, возникает другой вопрос: «Где найти того, кто даст мне мильйон?»

И вот здесь, пообщавшись со своими коллегами, я увидел еще одну проблему. Вернее не проблему, а некое непонимание ситуации. Я уверен, что почти каждый бармен в своей жизни сталкивался с такой ситуацией, когда слегка подвыпивший гость за баром, пропустив очередной стаканчик, как бы между прочим, спрашивал: «А че, давай вот такой бар откроем? Смогёшь?» Я здесь оставлю без внимания ответы, которые вы на это даете. Просто вот что я вам скажу - в плане финансов, мир делиться на две категории людей: те у кого много денег и те у кого нихрена нет. Эти две категории людей всегда находятся на «острие атаки» в плане обсуждения финансов любых уровней. Обе эти категории людей в своих теориях ворочают миллионами долларов своих, чужих, виртуальных, любых. Сейчас я хочу чтобы вы вспомнили каждый сам себя на секундочку, а именно тот момент, когда к вам за стойку заходит менеджер на смене и говорит, что у официантки Леночки на следующей неделе день рождения и нужно сдать денег на подарок. Сколько тут собраний проводится, сколько кулуарных обсуждений!.. Вас два-три дня мучают мысли: «300 или 500 р., а может 1000? Да не, 500 нормально.»

Я что хочу этим сказать, друзья, дело в том, что в «мире денег» , время потраченное на обсуждение какой-либо идеи, обратно пропорционально рассматриваемой сумме. Вы три дня обсуждаете несчастные пятьсот рублей, но зато так круто оперируете миллионами рублей на постройку бара своей мечты в минутном разговоре. Только для вас, что миллион долларов, что тысяча рублей - одинаковая реальность, ибо ни того, ни другого вечно нет. Просто поймите, инвестор (будем так называть человека у которого много денег) прекрасно разбирается, что такое миллион долларов. Эти люди умеют очень быстро считать, для него миллион абсолютно реален, ровно как и бар, в 20-30% рентабельности. Согласно такому правилу «потраченного времени» вопросы затрагивающие миллионные идеи решаются очень быстро, практически мгновенно. Вот и всё отличие столь разных социальных слоев, как бармены и инвесторы.

Буду заканчивать. Для того, чтобы правильно распорядиться моментом в общении с инвестором (тем самым моментом), когда вам предложат миллион долларов, вы должны быть к этому абсолютно готовы - и в плане экономики, и в плане организации бара.

А вот как именно к этому моменту подготовиться?.. Давайте как-нибудь в другой раз, ок? ))