Жизнь Церкви
October 20, 2019

"БЛАГОСЛОВИТЕ НА ПОСТ?" - "А ЗАЧЕМ?"

Чем дальше, тем отчетливее складывается у меня ощущение, что наше отношение к посту необходимо поменять на 180 градусов, превратив то, что считается обязанностями, в не сразу досягаемые привилегии.

Не то, что "ты обязан поститься, и вот тебе чувство вины, если ты не делаешь", �� наоборот: прежде, чем поститься, дорасти до поста.

Потому что пост - не вещь сама в себе, а инструмент для духовного возрастания, и, как любой инструмент, должен быть, первое, в умелых руках, второе - использован по ясно понимаемому назначению.

Пост должен быть ступенью, до которой нужно дорасти, и традиционные "батюшка, благословите послабление, можно мне молочку, можно мне то, можно мне се?" должны смениться на "батюшка, благословите мне поститься".

Естественно, уточню я, батюшка тоже должен разделять эту идею осмысленного поста.

А батюшка бы спросил: а с какой стати? А чего ты хочешь добиться, постясь? Какую цель ставишь перед собой, беря на себя этот подвиг? Не переоценил ли ты себя? Не замахнулся ли на лишнее? Сознаешь ли отчетливо, ради чего отказываешься?

Много ли людей ответит на эти вопросы уверенно? Нет, не много. И получивших благословение на пост будет немного. Зато и не будет традиционных увиливаний, попыток сделать эту воистину тяжелую и узкую дорогу попроще и пошире, соблюдая букву, но теряя по пути дух и смысл. Не будет бессмысленной тяжести для тех, кто еще не понял, для чего это нужно. Не будет заглядывания в чужие тарелки и высчитывания, чего можно, а чего нельзя, не будет культа постного стола с тысячью блюд, лишь бы не заметить, что пост. Привет Шмелеву, от которого многие умиляются, а мне тяжело на душе.

Пост должен быть только и добровольно принятым решением, у которого есть некий смысл, превосходящий просто необходимость не есть некий набор продуктов. Причем, решением, которое нуждается в благословении, а если нет такого благословения, то гуляй - ешь мясо, ешь молочку, возрастай духовно.

(Я бы, кстати, такого благословения сама бы не получила).

Пока не засияет перед тобой бесценной жемчужиной цель, ради которой ты, как тот купец из притчи, радостно продашь все свои богатства, откажешься от еды и от сна, забудешь глядеть в чужую тарелку, ревниво оценивая ее содержание, и будешь радостен, чувствуя лишения, только бы приобрести ее одну, бесценную.