HR
November 28, 2018

Анализируй это, или зачем делать SWOT-анализ для себя?

SWOT-анализ — обычный инструмент в мире бизнеса. Но мало кто использует его для самоанализа, чтобы глубже взглянуть на себя, преодолеть личные и профессиональные ограничения.

Изначально модель swot-анализа применялась в бизнесе и рассматривалась, как метод стратегического бизнес-планирования в компаниях. Однако вскоре обнаружили, что swot-анализ – это универсальная модель, которая может применяться не только при решении вопросов в сфере бизнеса, но и в личностном развитии – от анализа своей личности до анализа отношений, каких-то «жизненных» проектов и этапов жизни. В настоящий момент эта методика применяется, как способ увидеть и преодолеть свои ограничения и получить новый толчок в развитии своей личности.

Ценность SWOT-анализа заключается в его универсальности. Его можно применять как в решениях, связанных с задачами бизнеса, так и при анализе личных вопросов (различные этапы жизни могут рассматриваться, как проект).

Модель рассматривает четыре характеристики:

  • S — Strengths (сильные стороны)
  • W — Weaknesses (слабые стороны)
  • O — Opportunities (возможности)
  • T — Threats (угрозы)

При чем показатели S и W отражают внутренние характеристики объекта анализа, а О и Т – характеристики его окружения.

То есть, показатели S и W отражают характеристики вашей личности, свойства вашего характера, ваши знания, умения, навыки, мотивацию и т.п. А показатели О и Т – характеристики вашего окружения, в котором вы живете и действуете, и которое влияет на вас.

Начертите квадрат и начинайте описывать показатели каждого из факторов согласно таблице:

Сильные стороны

Этосамая приятная часть анализа! Все, что вы используете прямо сейчас, на что опираетесь в простых и сложных ситуациях каждый день принимая решения для достижения своих главных жизненных целей. Все, что помогает вам сделать карьеру и достичь успеха, правильно выстраивать отношения, поддерживать себя в хорошей форме. Это ваши качества и способности, которые являются внутренним капиталом, наработанным за предыдущие годы опыта. Это то, что вы с легкостью можете сделать с «закрытыми глазами», то, чем всегда можете гордиться. То, чем можете поделиться с другими людьми.

Наводящие вопросы, которые помогут вам заполнить этот квадрат:

  • Что я умею делать хорошо?
  • Какие вещи люди ценят во мне?
  • Какие у меня есть профессиональные или творческие достижения?
  • Что можно отнести к моим сильным качествам, в характере, внешности?
  • Какие знания, умения и навыки я использую каждый день?
  • В чем проявляется моя уверенность?
  • На что я могу опираться в любой сложной ситуации?
  • Что я делаю лучше других?
  • Что другие люди считают моей сильной стороной?
  • Чем я горжусь?
  • Что позволяет мне двигаться вперед, добиваться того, чего я хочу?
  • Какие качества выгодно отличают меня от других людей?
  • Что во мнеесть такого, на что можно опереться в сложной ситуации?
  • Что во мне привлекает или может привлекать других людей? Что я могу дать миру и другим людям?

Этот список вопросов является достаточно объективным, потому что учитывает не только ваше мнение, но и мнение окружающих. Знание своих сильных сторон делает человека счастливее и позволяет применять их в работе.

Если вы испытываете сложности с определением сильных сторон, запишите список своих личностных характеристик. Некоторые из них и будут вашими сильными сторонами. Особенно ценятся те, которых нет у других.

Не стесняйтесь, так как в данном упражнении излишняя скромность ни к чему. Подумайте как о своих профессиональных, так и о личностных качествах.

И в конечном счете вы получите список того, что нужно использовать.

Слабые стороны

Это никак не должно огорчать вас, они есть у всех. Это по сути ваш затаившийся потенциал, который может ускорить ваше развитие. По какой-то причине вам это не дано, у вас это плохо получается. Этот квадрат показывает, что необходимо исследовать, дает возможность заняться самоисследованием, самопознанием, построить план и развиваться, двигаясь по пути к намеченным целям.

Сформулировать слабые стороны помогут вопросы:

  • Что мне дается трудно?
  • Что я не люблю делать?
  • В чем я недостаточно хорошо разбираюсь?
  • Чего я постоянно избегаю из чувства страха или неуверенности?
  • Чего я больше всего боюсь?
  • Что вызывает у меня дискомфорт?
  • Что меня в себе не устраивает?
  • Что во мне нужно улучшить?
  • Что именно окружающие люди считают моими слабостями?
  • Каковы мои негативные личные и рабочие привычки?
  • Есть ли у меня черты характера, которые постоянно тянут меня назад и не дают прогрессировать?
  • Что мешает мне достигать цели и получать то, что я хочу?
  • Что во мне есть такого, что мешает мне себя реализовать?
  • Что является причиной моих ошибок?

И снова, слабые стороны рассматриваются не только с вашей точки зрения, но и с точки зрения окружающих. Прислушивайтесь к тому, что о вас говорят. Даже если люди неправы, вы воспринимаетесь именно так, а значит относиться к вам будут соответственно.

Все, что вы напишите в этом квадрате, создаёт вашу внутреннюю нестабильность и требует вашего пристального внимания.

Это то, что нужно развивать.

Возможности.

Возможности – это уже внешние точки опоры. Все то, что предлагает нам Вселенная – курсы, школы, хобби, языки, путешествия, люди и т.д. Все то, что вы давно хотели выучить, познать, повысить квалификацию, но так и не дошли руки. Все то, что может повысить вашу ценность в социуме. Все то, что можно будет измерить и оценить неким фактом. Сюда же можно отнести расширение контактов, чье-то авторитарное мнение о вас, рекомендации, выполненные проекты. Возможности растут из ваших сильных сторон, внешнее всегда опирается на внутреннее.

Ничего не упустить и упомянуть все возможности помогут вопросы:

  • Чему я хочу и могу научиться?
  • Что я могу сделать, чтобы улучшить сильные качества, а слабые «приглушить»?
  • На что у меня есть сейчас время, деньги, силы, мотивация?
  • К кому я могу обратиться за помощью?
  • Что меня может сильно усилить, если я этому уделю все свое внимание?
  • Что необходимо сделать, чтобы чувствовать себя удовлетворенным?
  • Какие у меня есть профессиональные возможности для того, чтобы доказать свою компетентность коллегам и начальству?
  • Какие новые технологии помогут мне? Что можно найти в интернете из того, что мне нужно?
  • Есть ли у меня стратегические контакты с другими людьми, которые помогут мне?
  • Какие тенденции и закономерности есть в мире, которые помогут мне в будущем?
  • Что в моем окружении способствует моему развитию и благополучию?
  • Какие ресурсы есть в моем распоряжении для достижения успеха?
  • Чему я могу научиться у моих друзей и других людей?
  • Чему я могу научиться у тех жизненных проблем, с которыми я сталкиваюсь?
  • На кого из людей я могу положиться в случае необходимости? Что они могу мне дать?
  • Есть ли в моем окружении и у меня лично ресурсы и возможности, о которых я до сих пор не знаю? Где и как мне их найти? Как правильно научиться использовать?
  • Чему я могу научиться у себя самого? Как мне помогает мой жизненный опыт?

В свободной форме опишите возможности, которые вам открываются при наличии сильных сторон, которые вы уже сформулировали. Все, что вам предлагает внешний мир — курсы, школы, языки, хобби, путешествия, дипломы, сертификаты. Все то, что повышает вашу ценность в социуме. К этому квадрату также можно отнести важные знакомства, расширение контактов, чье-то авторитетное мнение о вас, рекомендации, сотрудничество, выполненные проекты и осуществленные акции.

Данный квадрат описывает ваши внешние точки стабильности.

Это то, что вам нужно делать.

Угрозы.

Эта та часть нашей жизни, которая нам самим бывает не до конца понятной. Что-то нас беспокоит, что-то мешает, что-то нами управляет. Это всё, что находится «в тени» нашего понимания и сознания. Работая над этим пунктом, составьте список неблагоприятных событий, которые могут произойти на пути достижения цели в связи с вашими слабыми сторонами.

Важно знать, с какими угрозами вы сталкиваетесь или столкнетесь в жизни, потому что их осознание поможет вам выяснить, какие сильные стороны развивать и от каких слабых сторон избавляться.

Помочь смогут наводящие вопросы:

  • Что тормозит мое развитие?
  • Что мешает мне делать все возможное в том, что я делаю?
  • Что мне неподконтрольно, что я не в силах изменить?
  • Что вызывает у меня чувства беспокойства?
  • Какая существует угроза моей профессиональной жизни?
  • Могут ли мои слабые стороны стать угрозой для моего будущего?
  • Какие препятствия лежат на пути моего личного и профессионального роста?
  • Что в моем окружении мешает мне быть тем, кем я хочу быть?
  • Кто мои конкуренты? Как они на меня влияют?
  • Что в моем окружении вызывает тревогу и беспокойство?
  • Что несет прямую или косвенную угрозу моему благополучию?
  • Какие изменения в окружении могут спровоцировать жизненный кризис?

В данном квадрате вы обозначите все внешние точки нестабильности, имеющие для вас значение на данном этапе жизни.

Это то, что нужно исследовать.

Итак, подытожим, что уже можно делать с квадратом свот-анализа на этом этапе.

Используйте сильные стороны и реализовывайте открывшиеся возможности.
Развивайте слабые стороны (работая над самыми критическими).
Исследуйте и устраняйте угрозы.

А можно пойти чуть дальше.

Если у вас есть конкретные цели, то свот-анализ можно использовать для планирования их достижения.

Четко сформулируйте, что необходимо сделать и в какой именно момент, чтобы выполнить намеченное. Для этого дайте ответы на следующие вопросы и запишите их в соответствующих полях матрицы, увязывая ее верхнюю и левую части:

  1. Как опираясь на свои сильные стороны реализовать возможности?
  2. Как опираясь на свои сильные стороны преодолеть угрозы?
  3. Как преодолеть слабость через использование возможностей?
  4. Как избежать угроз и слабых сторон?

Таким образом, составленный план конкретных действий будет служить вам руководством при принятии личных решений.

Очень подробно о том, как использовать матрицу свот-анализа для принятия решений и даже для работы с жизненными трудностями, можно почитать здесь.

SWOT-анализ – это прекрасный способ нащупать точку отсчета и изучить себя. Он позволяет посмотреть правде в глаза, пусть иногда и неприятной. SWOT дает вам возможность фокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые, избегать угроз и пользоваться предоставившимися возможностями.