Биомед лестница
July 4, 2021

Как я получил работу тимлида

Когда я заканчивал учебу, я понятия не имел как мне добраться до управляющей позиции, в которой я бы смог продвигать своё продуктовое видение. Опишу как стал тимлидом.
Лоза использует опору и ландшафт чтобы подняться выше

Проблема первого трудоустройства

Заканчивая универ, я предполагал, что в качестве инженера проигрываю многим не-гибридным специальностям - электроинженеры лучше в электронике, программисты лучше в написании софта и т.д. Так что для себя я видел один путь - занять нишу генералиста, являющегося сначала посредником между исполнителями (профессионалами инженерных наук) и бизнесом/клиентами. Т.е. это позиции тимлида, проект менеджера и подобные.

Но, так как по классике жанра, чтобы получить должность - кандидат должен иметь опыт в этой должности, возникает ряд вопросов, главный из которых:

Как вообще получить первую управляющую должность?

В этом посте я расскажу о своем пути к позиции тимлида.

Как я дошел до должности тимлида

Работа во время бакалавриата

С проблемой поиска подходящего места я столкнулся ещё когда искал обязательную практику во время бакалавриата. Мне хотелось оказаться в учреждении, где бы разрабатывали что-то связанное с нейрокомпьютерными интерфейсами, а таких мест в Германии не так много. А те, что есть, не нуждаются в услугах бакалавров.

Так я оказался в универской группе моего профессора, занимающейся нейронауками - это было самое близкое к тому, что мне интересно.

В группе я получил задание изучить чужой алгоритм сортировки спайков с помощью машинного обучения, с целью для начала повторить их успех. В процессе этой деятельности мы с профессором натолкнулись на догадку о значительном упрощении процесса, отказались от машинного обучения так как посчитали использование нейронок слишком ресурсозатратным процессом (с тех пор специализированные чипы для ML прошли долгий путь и обученная модель нейронки, вообще-то, может быть даже эффективнее нашего подхода).

Пока я писал бакалаврскую и работал над первой версией алгоритма, я подрабатывал в универе помощником организатора летней школы биомедицинской технике, которая проходила в сотрудничестве с иракским университетом. Я постоянно спрашивал у своего куратора из старших сотрудников рабочей группы чем могу помочь, в основном занимался организационными списками, внесением данных в базу участников, оформлением материалов и подобным.

Закончив бакалавриат публикацией, написав работающий алгоритм и защитив на отлично работу, я показал, что могу браться за проблему и решать её, доводя проект до конца.

Работа во время магистратуры

Поступив на магистратуру профессор предложил мне поработать научным сотрудником с различными задачами - помочь в организации ивента, провести экзамен для бакалавров, поработать тьютором и/или лаборантом по предметам, которые вел наш профессор (например, Цифровые системы, а также Теория систем и управления) и в которых я сам разбирался.

Мой проект по сортировке спайков получил поддержку в виде бакалавров и, не желая повторять одно и то же для всех последующих, я сделал шаблон канбан-доски со всем необходимым для онбординга в проект новых участников.

Так я автоматизировал этот процесс и для себя и для новеньких. Два студента, прошедшие через мою доску, отзывались о ней положительно и лидер дружественной подгруппы по изучению субвиральных частиц решил поступить также. Так, с моей подачи у нас появилось две первых информационных доски.

Поварившись какое-то время в нашей рабочей группе, мне стало понятно, что организация процессов в целом у нас, мягко говоря, не оптимальная. Не было общего календаря с ивентами - так чтобы каждый знал, какие конференции когда пройдут, кто в них будет участвовать и с каким проектом. Никто не вел протоколы встречь, в результате и студенты и профессора забывали об отдельных задачах - на следующей встрече что-то приходилось говорить заново.

Я предложил создать общую информационную доску для всей нашей рабочей группы с базой протоколов регулярных встречь группы, предстоящих и прошедших конференций, сделанных и находящихся в работе публикаций.

Зная, что никто не будет этим заниматься, я сам создал информационный хаб для нашей научной группы, сам вёл протоколы встречь около года (что помогало и мне самому быть вкурсе всего происходящего и отвечать на любые вопросы коллег и профессоров, просто заглянув в соответствующую заметку).

Инициатива была замечена, так что в предстоящем проекте мне уже предложили начать в качестве старшего инженера.

В разговорах с моим начальником, я упоминал, что интересуюсь проект менеджментом. Мне повезло, что мой профессор услышал это и сделал для себя отметку на будущее. Но говорить об этом необходимо - начальники не всегда умеют понимать наши желания исходя из наблюдений.

Один наш другой профессор, когда узнал что я интересуюсь управлением, дал мне папку и диск с материалами со времен своей дистанционной учебы на проектного менеджера. Я не особо вчитывался в этот курс, так как кое-что с того времени всё-таки поменялось, особенно, в разработке софта. Но сам жест был для меня показателен - найдутся люди, которые захотят поддержать, если мы сами покажем стремление к развитию.

Заканчивая учебу, я активно начал работать над позиционированием продукта проекта, в котором работал, провел несколько десятков встречь в учреждениях партнеров по консорциуму. На встречах я делал скетчи, упрощал сказанное и через графику и схемы показывал встречающимся результат этих упрощений. Чуть подробнее об этом в заметке как показать клиенту и начальнику, что ты понимаешь свою работу.

Работа после окончания магистратуры

Наконец, официально закончив магистратуру и получив возможность занимать управленческую позицию в государственном учреждении, меня повысили до лида разработки ИТ решения проекта. Сразу после этого я начал нанимать сотрудников и, наконец, пришел к позиции генералиста, которую считал целью на данном этапе.

Выводы

  1. Начинать имеет смысл там, где вы уже сейчас работаете. Вы уже знаете процессы, возможно, имеете идеи их улучшения.
  2. Настойчивость в преодолении проблем будет замечена. Только не забывайте показывать свои результаты.
  3. Способность развивать и доводить проекты до логического завершения - очень ценное качество, на которое способны не многие. Развивайте его.
  4. Вербализируйте своё стремление - скажите что интересуетесь лидерством и менеджментом, чтобы начальник имел это в виду в будущем. Иначе вас могут не рассматривать как внутреннего кандидата в принципе.
  5. Проявите иництативу - возьмитесь за организационную работу, которая полезна для вашей компании, но никто не хочет ее делать. Покажите пример.
  6. Не бойтесь ответственности. Если страх есть - признайтесь себе в нем и работайте с ним.
  7. Будьте надежными. Не на многих людей можно действительно положиться. Причем, дело в мелочах - например, не забывайте о встречах/задачах/имейлах и напоминайте о них другим, если подозреваете, что человек забыл. Делать это просто заведя задачник и календарь.
  8. Будьте внимательны. Интересуйтесь происходящим в компании и за ее пределами. Шанс предоставится, рано или поздно, не упустите его.
  9. Будьте искренни в предложении помощи. Не ищите легкие пути, если уж взялись помогать.
  10. Не делайте работу только ради денег, будьте увлечены тем, что делаете. Иногда придется пойти на переработки, иногда нужно будет сесть за работу в выходной. Результаты требуют жертв.
  11. Будьте уверены в успехе - это ощутят и начальники и будущие подчиненные.

EVOpit.log

https://t.me/evopit:

Хроника продвижения по карьерной лестнице магистра биомедицинской техники.

Бонусом: концентрат трансгуманизма, гаджетов, биохакинга и прочего повышения продуктивности.