July 16, 2021

Языки самостоятельно (4). Думать вперед.

На днях будет всемирный день мозга, спешу с сожалением предупредить всех, кто меня читает, что от моего мозга ничего хорошего ждать нельзя, пока всё как-то не устаканится.

Чтобы совсем не выпасть из хода событий, пишу маленькое, но наглядное.

В «Базовых принципах» был такой пассаж:

Надо насобачиться в каждый момент расставлять приоритеты: вот это мне нужно прямо сейчас… а вот на это я сейчас плюну, но обращу внимание, если еще появится… а это на потом, тут у меня пусть зияет белое пятно. Об этом пятне я знаю. Со временем наступит такой момент, когда информация ляжет точнёхонько в давно заготовленное для нее место, вот-то радости будет!

Ходил, тренировал то, что уже знаю из финского языка — а знаю я ничтожно мало, но задача, как мы помним, состоит в том, чтобы максимально овладеть тем, что как бы «выучил», а для этого надо практиковать. Верчусь вокруг частичного падежа, который нужен в разных структурах, с ним всё хорошо: — у меня есть [некоторое количество] кофе, да поём старую песню, да, как мы помним, восемь медведя сидит на земле...  А позвольте-ка.

Все эти слова кончаются на гласную. Kahvi, vanha, laulu, karhu. А если я хочу сказать не «старую», а «красивую» песню? Kaunis? Или мало ли что еще. Три, допустим, женщины (nainen), а не три медведя.

Это и есть тот момент когда мы вспоминаем о самоконтроле. Очевидно, что во всех предложенных нам доселе примерах были существительные с основой на гласную. Это должно что-то значить! То есть как бы мне ни хотелось сказать «я люблю эту красивую женщину», я должен с этим повременить.

Ощущение, которое надо уловить: ах, как жаль!... ужас!... Тут зияет дыра! Хочу сказать, а не могу!... И подозреваю, почему. И догадываюсь, чего ждать, на что надеяться.

Наутро дождался: следующий урок — на тему о том, что в таких случаях делать с основой на согласную. Ничего особенно сложного, всё (для финского языка, конечно) в порядке вещей, но сколько счастья!

Вот это важно: думать вперед при сохранении полного самоконтроля. Понять, что в данном месте зияет пробел, отрефлексировать его и захотеть — я бы даже сказал, возжелать — его заполнить. И тогда нужный кусок грамматики явится — ну вот как явился бы сейчас к нам дождь, в жарищу-то эту.

Думать вперед: обозначить нехватку, создать потребность, отрефлексировать ее, и возликовать, когда обнаружится решение.

Это работает во много раз надежнее, чем вялое, через силу осмысление того, что в нас впихивают извне, без запроса с нашей стороны, а мы бы это в гробу видали, и так жить тяжело.

Думать вперед: как расставлять сети и радоваться, когда в них попадается долгожданная рыба.

P.S. Про рыбу я — очевидно, потому, что duo порадовал очередной порцией попугайчиков. Теперь к белочкам и ежикам добавились рыси и — не ржать! - росомахи. Доселе я знал росомаху только по-русски и по-английски. Теперь она пополнила мой финский словарный запас. Ладно, в конце концов, один черт, на чем тренировать падежи, нехай будет росомаха.

Ранее по теме:

Языки самостоятельно: Базовые принципы, Duolingo, Вредные советы.

Учу финский: А стану-ка я полиглотом, Первые дни, Первые недели.