March 9, 2020

Пхов и немного Мозыря (29.02.2020)

В первой части рассказа об однодневной поездке на юго-восток Беларуси я показал вам небольшой и довольно типичный для нашей страны райцентр Ельск. Несмотря на утро, скоротанное поездкой туда, у меня оставалось ещё часа четыре свободного времени, которые я решил потратить на знакомство с одним ещё незнакомым мне районом Мозыря. Этот город всё-таки в список самых интересных туристических городов Беларуси я бы не включил, но в принципе он мне чем-то нравится. Забираюсь сюда уже третий раз, и наверняка это не последний мой визит. И надо сказать, что мозырьская часть поездки в тот день меня не разочаровала - не каждый же день наталкиваешься на целую мини-пустыню прямо посреди обычного рабочего спального района, к примеру :) Впрочем, как принято говорить, обо всём по порядку

01. Дизель-поезд Словечно-Калинковичи быстро привёз меня в Козенки - крупную деревню, входящую в Мозырьско-Калинковичскую агломерацию и являющуюся де-факто, в принципе, уже окраиной Мозыря, только отделённой от города административно. Физические от "большого брата" Козенки сейчас отделяют только железная дорога и небольшая промзона. В Козенках находится одноименная железнодорожная станция, фактически, как мне кажется, и являющаяся главным железнодорожным вокзалом города, в отличие от находящейся в логистически не самом удобном районе станции "Мозырь". По крайней мере, именно там вышли практически все пассажиры поезда. На фото - вокзал станции "Козенки"

02. После станции "Мозырь" поезд проехал по мосту через широкую Припять

03. Поезд ДР1 на маршруте Словечно-Калинковичи на станции "Пхов", где я и вышел. Если с утра на рейс был подан куда более вместительный ДР1Б, ехавший практически пустым, то на этот раз в крохотном рельсовом автобусе от Рудни до Козенков кому-то из пассажиров даже стоять пришлось

04. Станционное здание

05. Естественно, такой необычный топоним сразу вызывает интерес. Как пишут в этих наших интернетах, изначально ПХОВ - это аббревиатура, расшифровывающаяся как "Пункт хозяйственного обеспечения войск" (либо "водников" - тут мнения расходятся). Народно-криминальный фольклор знает и ещё парочку более "лиричных" расшифровок этого названия - например "Посёлок Хулиганов Около Воды". Сейчас официально этот район называется микрорайоном "Заречным", о чём и сообщает выцветший стенд недалеко от вокзала. Административно это часть Мозыря, но довольно отдалённая - забегая вперёд, потом по дороге отсюда в центр Мозыря я даже вышел за город

06. Собственно, обещанный мной в предисловии песочек можно увидеть уже чуть отойдя от станции, но это пока ещё только преддверие того, что я увижу потом - хотя сразу и оно меня с непривычки удивило

07. Вид на дюны подпорчен местным быдлом, основательно тут намусорившим

08.

09. Вид на станцию "Пхов" с расстояния. За путями начинается довольно большая промзона

10. Дом культуры Пятидесятилетия СССР. Судя по внешнему виду и многим деталям, уже не действующий

11. И немного более позднее - это заметно по изменившемуся небу и свету, так как совсем скоро погода испортится - фото здания "в анфас"

12. Сам по себе район, в принципе, ничем особо не примечателен - обычные советские пятиэтажки, вездесущий Евроопт... Разве что бросился в глаза минимум молодёжи на улицах - в тот день я встречал там почти только лишь пожилых прохожих. Впрочем, в таких пролетарских районах, может быть, и хорошо на местную молодёжь не наталкиваться :) Зато есть небольшой православный храм - новодел, конечно же

13. Советская мозаика на стенах домов

14. Вот и обещанная мини-пустыня - памятник природы "Пховские дюны"

15. Естественно, на них можно забраться и заценить вид на окрестности: пусть и загороженный много где домами, но что-то увидеть можно. Многоэтажные дома вдали находятся уже на другом берегу Припяти - по-моему, это район около станции "Мозырь", знакомый мне по предыдущему приезду в этот город

16. Советские пятиэтажки практически примыкают к дюнам. Я так понял, что тут планируют строить что-то ещё, так как проходившая мимо пожилая женщина приняла меня за геодезиста и спросила: "Ну когда уже тот дом строить начнут?"

17. Судя по всему, тут кто-то развлекается, катаясь по дюнам на мототранспорте

18. Вид по другую сторону дюн - гаражный массив и убегающие по рельсам в сторону Калинковичей цистерны

19. Дюны занимают не такую уж и маленькую площадь, но обходить их полностью у меня времени не было. Может быть, когда-нибудь в другой раз

20. Ещё один вид на долину реки и противоположный её берег. Так как я теперь езжу не с ультразумом, а с беззеркалкой, у которой увеличение только трёхкратное, то крупным планом эти высотки мне уже не достать. Зато сами по себе фотоснимки лучше и чётче, и не приходится потом выкручивать их в Лайтруме, убирая хроматические абберации - нет в мире совершенства, чем-то приходится жертвовать :)

21. В это время небо окончательно заволокли тучи, и свет в тот день окончательно испортился. Стоящая прямо под дюнами школа в таком полумраке смотрелась даже несколько постапокалиптично

22.

23. С некоторых ракурсов жилые дома выглядят будто бы стоящими прямо в песках

24.

25.

26.

27. Пора идти дальше. Спустившись с дюн, попал под небольшой заряд мокрого снега - впрочем, довольно быстро прекратившийся

28. Припять где-то в паре километров отсюда. К самой реке дороги есть, но вдоль берега далеко не уйдёшь, потому что чуть ниже по течению - железнодорожный мост и порт

29.

30. Дальше пошёл через промышленную часть этого района Мозыря, по связывающим Пхов (честно говоря, даже не знаю, какое название сейчас среди местных больше в обиходе: Пхов или Заречный) с центром города улицам Заводской и Портовой. Дорога сначала проходит мимо Мозырьского машиностроительного завода, затем приводит в жилой район, подписанный на карте как "Старый ПХОВ". От реки дома тут отделяет территория крупнейшего порта Беларуси

31.

32. Конечно же, район связан с Мозырем не так уже и редко ходящим рейсом городского автобуса, но у меня было вдоволь времени, и хотелось пройти всю дорогу пешком - тем более, уже за портом я видел на карте выход к реке

33. Честно говоря, даже не знаю, насколько загружен и в каком состоянии сейчас мозырьский порт, с учётом упадка в белорусских речных перевозках

34. Выход к реке действительно за портом был. Там даже есть какое-то подобие пляжа - правда, я даже не знаю, кто купается в реке сразу за стоящей выше по течению промзоной. В дымке вдали видны силуэты взбегающих на высокий склон долины реки домов, находящихся в центральной части города. По-моему, прямо по центру, например, видно бордово-белое здание гостиницы "Припять"

35. Краски, конечно, в конце февраля не те - где-нибудь уже даже в апреле фотоснимки наверняка вышли бы куда более красочными

36. Рыбаков на реке хватает, и на этом самом пляже стояло несколько явно их (ну а кто же ещё в такую пору будет кататься по пляжам?) машин

37.

38. Ещё километр ходьбы - и я уже иду прямо к основной части Мозыря по трассе Р131, связывающей этот город с Калинковичами. Честно говоря, даже не знаю, находился ли я прямо в этот момент в пределах административных границ райцентр, но на карте трасса Р131 конкретно тут подписана как улица Иваненко. Мозырь выходит к своей естественной границе в виде Припяти сразу центром города (впрочем, ничего уникального тут по нет - такая же картина, навскидку, в Пинске): оранжево-светлая "башня" у левого края снимка, например, уже находится на главной площади города

39. Через реку здесь перекинут длинный-длинный мост, пешеходное движение по нужной мне стороне которого сейчас частично перекрыто, поэтому пошёл к реке сразу по земле - благо, дорога там есть (перекрытая шлагбаумом, но что нам ограды :) )

40. То ли старое русло, то ли рукав Припяти, подписанный на карте как Мерлявица

41. Строения на берегу - это гребная база. В мой ещё самый первый приезд в Мозырь, который выпал на лето (тогда этот ЖЖ я ещё даже не собирался вести), тренирующихся гребцов на реке хватало

42. А вот и река. Главный пролёт моста через Припять

43.

44. Перекусив на берегу, поднялся на мост по лестнице и пошёл в город по уже открытому для пешеходов участку. Вид на Припять с моста

45. На мосту

46. На центральной площади Мозыря (носящей имя кого бы вы думали? Конечно же, Волшебного кролика бородатого российского террориста-революционера начала 20 века). Вверху - реплика когда-то существовавшего Мозырьского замка, по которой в прошлом отчёте я резко проехался, но фото не показывал; сейчас же времени у меня всё ещё хватало, поэтому я решил сходить на верх и посмотреть, что там творится сейчас - тем более, входной билет совсем недорогой

47. Здание райисполкома

48. Входные ворота

49. Вверх по брусчатке

50. Мозырьские перепады высот

51. В общем, что я хочу сказать про этот т.н. "замок"... За несколько лет дерево состарилось и теперь выглядит не настолько вырвиглазно-новодельно. Но прочие детали, вроде всё той же тротуарной плиточки (кстати, порядочно просевшей то тут, то там) и ажурных фонариков, никуда не делись

52.

53.

54. Звуковым фоном к моей прогулке по территории замка был ядрёный полушансончик, раздававшийся из находящегося внизу у реки парка, где в разгаре были народные гуляния по случаю Масленицы

55.

56.

57.

58. Собственно, самое интересное, что есть в Мозырьском замке - это панорама главной площади города, открывающаяся как в окнах одной из башен, так и со стоящей у стен обзорной площадки

59. Припять. В нормальный паводок весь этот плошмяк на противоположном берегу реки заливается водой. На горизонте, кстати, у правого края кадра видны многоэтажки Калинковичей

60.

61. Синяя башня на заднем плане - это здание уже не действующего Речного вокзала. В левой части фотоснимка за деревьями можно увидеть автомобильный мост через реку, а ещё дальше, у левого края - его железнодорожного коллегу

62.

63.

64. Далее у меня было три километра почти бесконечного подъёма на высокий склон долины Припяти. На фото - местный Курган Славы

65. Православная Георгиевская церковь

66. Частично достроенный мозырьский Дворец игровых видов спорта (главную арену вроде бы собираются достроить в этом году к областным "Дожинкам", пока же спортивные мероприятия проходят во втором зале, находящемся с той стороны спорткомплекса). Тут и завершилась очередная моя мозырьская прогулка

Дистанцию не замерял, но уверен, что где-то в районе 30 километров в тот день прошёл