Интервью
May 19, 2023

Наталья Кураева, основатель салона красоты Privé Spa Lounge: «Для нас порезать клиента на маникюре — это преступление, а в турецких салонах — норма»

О том, что из себя представляет индустрия красоты в Аланье, рассказывает владелица самого популярного салона в района Оба. Также поговорили про взятки и с какими трудностями могут столкнуться предприниматели-иностранцы, открывающие свой бизнес в Турции.

Про переезд в Турцию

Расскажи, откуда ты и как оказалась здесь?

Я из России, родилась и выросла в Москве. В Аланье оказалась случайно пять лет назад. Вернее, не совсем случайно. Мы купили здесь квартиру достаточно давно, но переехать решили лишь спустя какое-то время. Здесь есть все для маленьких детей — много солнца, природа, чистый воздух. Решили попробовать.

Когда ты выбирала город, почему остановилась на Аланье?

Это произошло спонтанно, раньше были совсем другие цены, дуплекс 2+1 в хорошем комплексе стоил порядка €90,000. Сначала я жила в Авсалларе, затем в Конаклы, потом переехала в Оба и поняла, что не хочу жить нигде больше.

Оба — мой любимый район. Да, конечно, есть другие хорошие места. Например, в Конаклы я жила в комплексе «Адмирал» с панорамным видом на море. Отличный комплекс, но близость к отелям, которые каждый вечер начинают свою анимационную программу… Ты ежедневно слушаешь песни советских и постсоветских времен, это существенный минус.

Оба для меня — оптимальная локация. Близко до школы, до центра города, все рядом, все в пешей доступности, два базара. Просто идеально, всем советую! Многие любят Махмутлар, но Махмутлар — это вообще не мое. Когда я спросила у знакомого иностранца, был ли он в России? Он ответил: да, в Махмутларе.

Про открытие салона красоты

Салон красоты Privé Spa Lounge открылся в марте 2022 года

Как пришла идея открыть салон красоты, у тебя был релевантный опыт?

Нет, опыта в бьюти-бизнесе у меня не было. До этого я работала в агентстве недвижимости, и занималась тем, что помогала русскоговорящим клиентам. Потом у собственника освободилось это помещение. Раньше здесь тоже был салон красоты, и он предложил его продать.

Я подумала, зачем продавать, если я могу им заняться. К этому моменту у меня стало больше свободного времени — дети подросли, стали ходить в школу, я освоилась, выучила язык, поэтому решила — почему бы и нет. Это был абсолютно новый опыт, раньше я приходила в салоны как клиент, пользовалась услугами и не более того.

Как давно это было?

Мы открылись чуть больше года назад — в марте 2022-го. Когда я взяла это помещение, здесь не было ничего, кроме мебели. Классический турецкий салон красоты. Тут не было даже машинки для маникюра, только ванночки для замачивания на турецкий манер, как это делали раньше. Сейчас работают по другим технологиям, которые мы внедрили и сразу перешли на новый уровень.

Название Privé связано с пляжным клубом-рестораном Privee?

Нет, никак. Когда открывался наш салон, этого клуба еще не существовало, они только строились и об их названии я не знала. Иначе изменила бы, чтобы не перекликалось. Privé значит «приватный», «конфиденциальный», правильно произносится на французский манер с ударением на последний слог.

Перед открытием ты анализировала, что происходит вокруг? Куда ты сама ходила на процедуры?

Я почти все делала в Москве. В первую очередь, окрашивание волос, потому что здесь таких красок не было. Мы нашли поставщиков и привезли их продукцию в Аланью.

На маникюр я ходила к мастеру на дому. К косметологу ездила в Авсаллар. Пробовала несколько турецких салонов, но мне не понравилось. Я понимала, что какого-то места с тем уровнем и сервисом, к которому привыкла, здесь нет, поэтому искала мастеров повсюду.

Поэтому уже на старте мне хотелось, чтобы Privé ассоциировался с чем-то личным, салоном высокого качества. Чтобы все, кто к нам приходит, наслаждались атмосферой и уровнем услуг, уходили довольными и с хорошим впечатлением.

Мы работаем в основном с женщинами, это 99% клиентов. Хотя, конечно, если кто-то приходит с мужем, мы не отказываем в процедурах. Но в целом у нас женская аудитория.

Про отличие в подходе к бьюти-услугам в Турции

Интерьер Privé Spa Lounge

В чем принципиальное различие в подходе к бьюти-услугам в Турции и в России? К вам ходят турчанки?

Да, турчанки ходят, но мало. Для них ценник кажется высоким. Многим не принципиально качество наращивания ресниц, их не беспокоит стерилизация маникюрных инструментов. А для русскоговорящих неприемлемо прийти в салон, если жаровой шкаф отсутствует и материалы не одноразовые.

Но те девушки, кто понимает ценность хороших процедур и их стоимость, приходят к нам на наращивание ресниц, массаж, другие процедуры с волосами. Увы, это небольшой процент местных.

То есть основное различие — это более низкая требовательность?

Да, у нас, например, порезать клиента при маникюре невозможно, это преступление, за которым последует наказание. А в турецких салонах – это в порядке вещей, выходишь с порезами. А стерилизуют инструменты просто спиртом! Побрызгали колоньей на щипчики и продолжают работать со следующим клиентом. Мы же соблюдаем все нормы СанПиНа, ведем журналы, используем одноразовые материалы.

Что касается ухода за волосами, то славянский волос он совсем другой, нежели турецкий. Турчанки могут красить волосы почти любой краской на любом оксиде, и они не сгорят. Турецкие мастера по привычке для наших волос используют такие же средства, а нам это не подходят. Все мастера Privé прошли хорошую школу, работали в разных странах — от Европы до Дубая и хорошо знают наш тип волос.

Про аудиторию и конкурентов

Салон открылся в пик приезда людей из России и Украины. Прошел год, ситуация обратная: многие не получили ВНЖ и покидают Турцию. Чувствуешь ли ты этот отток на своем салоне? Клиентов стало меньше?

В январе и феврале клиентов было в два раза больше, чем в декабре. Я была удивлена, мне казалось, перед Новым годом должен быть бум, но здесь такого нет. Декабрь был обычным месяцем, а в январе пришло в два раза больше людей.

Да, многие уезжают, но многие и приезжают, мы не почувствовали спада вообще. Думаю, это связано с тем, что у нас большая база постоянных клиентов. При этом у нас увеличилось количество мастеров и услуг, которые мы предлагаем. Всего работает 28 человек. За счет общего объема услуг количество клиентов не уменьшилось.

Какой сейчас лист ожидания?

На маникюр стоит записывать за 3 недели, на стрижку легче — можно найти окошко на ближайшие 2-3 дня, сложное окрашивание — хотя бы за 2 недели. Косметолог расписан на полтора месяца вперед.

Круто. Можешь выделить кого-то из конкурентов? Сейчас открылось много салонов именно для русскоязычной аудитории — Bloom в центре и еще несколько в нашем районе.

С девочками из Bloom я давно и хорошо знакома. Мы общались еще до того, как запустить салоны. У них эта идея возникла раньше, и они шли к этому более осознанно, потому что у одной из совладелиц есть салон в России. У Bloom качественный сервис, не могу сказать, что они нам в чем-то уступают или мы им. У них есть свои преимущества, у нас бОльший спектр услуг. Но что касается основного направления – маникюр и волосы, здесь все на очень достойном уровне, и я рада следить за их развитием.

Остальные салоны я не воспринимаю как конкурентов, даже несмотря на то, что некоторые используют такую же дорогую косметику. Хотя, например, KEUNE не использует никто. В Аланье такой объем спроса, что клиентов на всех хватит. Я просто стараюсь, чтобы у нас был самый качественный сервис.

Где делаете закупки косметики?

Частично в Турции, частично я привожу из Москвы, те марки, которые здесь не найти. Турки любят своих производителей, которые для нас не всегда подходят. На импортные марки большой налог, но мы не можем использовать более дешевую турецкую косметику, потому что она менее качественная.

Советы новичкам

Какой совет дашь тем, кто собирается открыть свой бизнес в Аланье?

Во-первых, не бояться. Все возможно и все случается. Аланья – такой чудесный город, что чтобы ты не начал делать, если это качественно, то будет пользоваться спросом. Нет смысла размениваться на что-то среднее или экономить.

Например, посмотрите на ресторанный бизнес, людям до сих пор не хватает качественных мест. Кроме одноименного с нами Privee, En Vie Beach и еще пары ресторанов, некуда пойти.

Что насчет подводных камней? Как оцениваешь местную бюрократию

Без грамотного турецкого бухгалтера иностранец самостоятельно не справится.

А без турецкого партнера?

Без партнера можно, нет каких-то ограничений по открытию бизнеса для иностранцев. Но есть нюансы, которые отличаются от наших. Нужно получить лицензию, чтобы открыть салон, соблюсти определенные требования.

Важное отличие — здесь не приходит санитарная инспекция и не кошмарит владельцев. Взяток нет, во всяком случае, я с таким не сталкивалась. Нет никаких сумасшедших проверок. Если находят какие-то нарушения, просят их устранить.

Хотя, когда мы только открылись, наши конкуренты жаловались на нас, писали кляузы. Но за весь год приходили только однажды: налоговая, пожарная, трудовая инспекция, проверили также как у нас вывеска висит — все сразу. Ну где-то выписали небольшой штраф, зато теперь мы готовы к любому официальному визиту. Я даже рада, раз мы прошли проверку, значит у нас все хорошо, все правильно.

Аланийская мафия существует?

Наверняка, но я с ней не сталкивалась. В Аланье очень много решается по знакомству, но не за взятки. Если кто-то знает брата друга сестры, можно договориться. Может, взятки где-то и существуют, но мне никогда не предлагали решать вопрос таким способом.

Ниша салонов красоты уже полностью занята в Аланье или еще найдется местечко?

Я уверена, что, если ты что-то делаешь хорошо, к тебе придут люди. Главное — делать от души и качественно. Я делаю как для себя. Да, Аланья — уже не пустое поле, но даже тут есть определенный объем спроса, который вас настигнет. Возможно, нужна какая-то фишка. Но над этим надо думать, а не просто так — сейчас открою салон и буду грести деньги. Это мнимая легкость.

Планируешь расширять бизнес?

Да, я планирую развитие. Возможно, открою что-то в Анталье или Стамбуле. В Анталье легче с логистикой, но там придется проводить много времени, чтобы все настроить. Первые 8-9 месяцев я работала каждый день с 9 до 21, у меня не было выходных. Я понимаю, что в новом месте придется пройти через то же самое. Может, после открытия второго салона, мы уйдем на франшизу. Посмотрим, жизнь покажет.

Сейчас у меня еще есть новый проект — спортивный салон «Монако». Йога, танцы, растяжка, пилатес на реформерах, просто пилатес. Только для женщин. Но он не в Оба, а в центре. Еще один салон красоты в Аланье я точно открывать не буду.

Про отдых в Аланье и за её пределами

Фотография IG @prive_spa_lounge

Как ты отдыхаешь в Аланье? Какие у тебя любимые места?

В Privee хороший интерьер, неплохая музыка, можно там отдохнуть, поужинать в En Vie Beach, в Оба открылся mahSEN, там симпатично и красивый интерьер. Из турецкой кухни в нашем районе я люблю Oba Kırbaşı. Там всегда вкусно, хотя ценник достаточно высокий. Еще два грузинских ресторана открылись — в Оба и в Кестеле, там тоже хорошо.

Есть какие-то небольшие ресторанчики, но мест в общем, дефицит. Если хочется куда-то пойти в пятницу или субботу, это большой вопрос. Понятно, что на улицу баров я не хожу вообще и никому не советую.

Из клубов можно сходить в Illusion — с компанией, потанцевать. В сезон открывается Summer Garden, такие туристические развлечения.

Куда ты ездишь в отпуск?

Мы ездим в отели, где есть всякие развлечения для детей. Я летаю отдыхать в Москву — совмещаю приятное с полезным. Это мой родной город, я очень люблю Москву, ее атмосферу. Но возвращаясь, я осознаю, что мой дом сейчас здесь.

С удовольствием бы ездила в Европу и Америку, но пока нет визы. Осенью планирую Таиланд. Из турецкий мест очень люблю Калкан, недалеко от Каша. Там особенная атмосфера. Обожаю Стамбул.

Про то, как изменилась Аланья

За последний год в Оба открылось много новых салонов красоты

Ты давно наблюдаешь за городом. Расскажи, что меняется?

За прошлый год в связи с массовым притоком людей Аланья изменилась колоссально. Раньше было четкое разделение сезон/не сезон. В этом году сезонность исчезла.

Открылось много новых мест. Раньше зимой ты не мог пойти почти никуда. Да, город жил, в отличии, например, от курортного Кемера или других местечек Эгейского моря, но все равно это была скукотища. Зимой, когда дожди, мы в основном, ходили друг к другу в гости или в ресторан поужинать. Теперь выбор больше.

Какие минусы у таких изменений?

Раньше мы всегда ждали окончания сезона, чтобы туристы схлынули и можно было порелаксировать в тишине. Были плюсы в том, когда никого нет вокруг.

Сейчас появились пробки, их не было никогда! С Москвой, конечно, не сравнить, но все равно, когда ты привык ехать 5-7 минут, 15 уже кажутся вечностью. В целом мне все нравится. Мне и тогда нравилось и сейчас.


Подписывайтесь на телеграм-канал Обá все дела, где мы исследуем главный модный район Аланьи, окрестности и турецкую культуру.