Уроки
June 22, 2021

Рисуем сухой пастелью

В этом уроке я познакомлю вас с сухой пастелью, расскажу, что это такое, как ей рисовать, так сказать наставлю вас на путь создания яркой и красочной картины, которая никогда не поблекнет, и которую вы сможете нарисовать дома или на природе.

Почему пастель?

Признаться, пастель — мой самый любимый материал для работы. Это чудесное разнообразие цветов, и удивительное количество деталей которых можно добиться. Все что вам нужно — лишь лист бумаги и пастель. Будь то вы дома или на природе, вы можете быстро сделать зарисовку, и вам не придется ждать, пока рисунок высохнет.

Для меня работа с пастелью имеет ряд преимуществ, некоторые из них так сказать на лицо:

  • разнообразные оттенки пастели и карандашей, с которыми я работаю
  • цвет бумаги или картона, который я могу выбрать (должна ли бумага просвечивать сквозь рисунок или нет, так же мой выбор)
  • нанесение цветов слоями и эффект, которого можно этим добиться
  • влияние растушевки пальцами на рисунок
  • возможность выбора растушевать штрихи или оставить как есть

Сухая пастель это не…

Мелки

Это не те мелки, которыми пишут учителя на досках и не то чем дети рисуют на тротуарах. Мел сделан из карбоната кальция с капелькой цвета, который как правило очень тусклый, а сами мелки довольно таки твердые.

Масляная пастель

Ровно как и сухая пастель, масляная пастель так же сделана из чистого пигмента, только вот в масляную еще добавлено масло и свзязующий материал на восковой основе, так же может быть добавлено льняное масло, что бы мелки держали форму.

1 Пастель

Пастельные мелки

Пастель – это чистый пигмет с примесью связующего материала, что делает ее мягче, чем мелки и более универсальной. Диапазон цвета пастели варьируется от мягких оттенков до очень ярких, она идеальна для создания как небольших так и масштабных работ, в помещении или же на природе.

Одна пастель тверже другой, но я не вижу между ними особой разницы. Обе я использую как для нанесения цвета на большие участки, так и для детальной работы, разница лишь в том, что одна из них больше крошится и, как правило, чем дальше, тем она становится более яркой.

Пастель бывает двух форм: круглая и квадратная. Опять же я пользуюсь и той и другой, как для заполнения цветом, так и для прорисовки мелких деталей. Как бы то ни было, мне нравится то разнообразие, которого можно добиться. Ниже есть пример прорисовки шерсти белого волка. Можно разглядеть, что я пользовалась как квадратной, так и круглой пастелью, я специально рисовала кончиком квадратного мелка, что бы придать шерсти матовый оттенок.

Оттенок

Где бы вы ни делали ваш набросок, не делайте его карандашом, так как пастель не очень хорошо перекрывает карандаш. Пользуйтесь пастельными карандашами, если у вас нет под рукой такого, то можете взять карандаш конте или, конечно же, пастельный мелок.

Какую пастель лучше выбрать?

Можно купить множество упаковок пастели с широким выбором цветов. Но правде говоря, для начала отлично подойдет набор из 48 цветов, в нем и хороший выбор оттенков и приемлемая цена. Тем не менее, такая пастель, как правило, твердая, немного зернистая и ей сложно рисовать мелкие детали. Постарайтесь не покупать наборы, где слишком много ярких цветов, просто со временем вы поймете, что они не столь полезны.

Работать с пастелью Sennelier одно удовольствие. Мелками легко рисовать, а главное в стандартном наборе удивительный набор цветов. Вы конечно можете коробками покупать пастель, особенно для пейзажей. В наборах будут и средние тона, и темные, еще там будут мелки с металлическим оттенком и даже переливающиеся всеми цветами радуги. Но они уже, как правило, на порядок дороже.

На фотографии с квадратными мелками вы могли заметить, что я держу их в специальной коробочке для инструментов. Я вырезала поролон из упаковки, что бы мелки надежно лежали, каждый на своем месте. Это позволяет мне хранить их компактно, и я с легкостью могу взять их с собой, когда я работаю на природе. Картонная коробка, в которой они пришли, через некоторое время развалилась, и мелки вываливались, всякий раз стоило наклонить коробку не под тем углом.

Пастельные карандаши

Как я говорила ранее, я люблю пастель, но пастельные карандаши я люблю больше всего на свете. С их помощью я могу добиться удивительных деталей. У них точно такая же основа пигмента, только она заключена в дерево, что делает карандаши менее маркими. Как бы то ни было, я поняла, что лучше, сочетать карандаши с мелками, которые я обычно использую для фона и больших пространств.

Это глаз гепарда (и снова это лишь фрагмент одной из картин) Я использовала круглую пастель для основы и пастельные карандаши для шерсти и деталей. Пастельные карандаши можно использовать как для наложения цветов, так и для плавных переходов.

Главная проблема, это хорошенько заточить карандаши, и единственный способ сделать это аккуратно — использовать точилку, или если нужен квадратный грифель, использовать нож с маленьким лезвием.

Какие карандаши лучше купить?

Есть несколько хороших марок: Derwent, FaberCastellPitt, или Stabilo. Выбирайте наборы, где много цветов и оттенков, скажем 24 цвета и более. На мой взгляд, у фирмыDerwent самый широкий выбор цветов, но я могу быть необъективной, так как я чаще всего рисую именно этими карандашами.

Если вы не уверенны в пастельных карандашах, купите, попробуйте ими порисовать, а там уже определитесь.

Так же советую пользоваться переносным футляром для карандашей (который есть на фото выше). Так и карандаши будут целее, и вам будет проще взять с собой большое количество.

2 Дополнительные инструменты

Знаю, я говорила, что пастель и бумага это все что вам понадобится для творчества, но есть так же парочка полезных предметов, которые помогут вам на творческом пути.

Лак для волос/закрепитель

Я использую лак для волос, потому что закрепитель невероятно дорогой, а лак справляется с задачей ничуть не хуже. Однажды, как только я закончила наносить основные цвета, сразу же покрыла их закрепителем, что бы дальше рисовать поверх этого слоя, или если вдруг сделаю ошибку то могла ее исправить.

Зернистость лака для волос (поэксперементируйте с ними, что бы понять какой вам больше нравится) позволяет вам продолжить работу с рисунком. Однако что лаки для волос, что закрепители изменяют цвет пастели, делая его темнее. Поэтому я никогда не пользуюсь закрепителями не закончив рисунок. Подробнее об этом я расскажу я расскажу в разделе 5 Перенос и хранение работ.

Муштабель

Для меня он просто необходим. Замшевый шарик на конце мягкий но не рыхлый, и палочка, которую можно регулировать. Один конец я держу в левой руке, попрек моей работы, а другой упирается в доску, в то время как правую руку я держу на палочке. Это не дает мне размазать рисунок.

Тортиллон

В процессе работы я использую тортиллон и пальцы что бы растушевать пастель. Разнообразные размеры инструмента позволят добиться детальности в работе. Они просто идеально подходят для рисования шерсти, волос и травы.

Наждачная шкурка

Она пригодится для исправления ошибок, что-то вроде ластика. Ее так же можно использовать, что бы убрать шероховатости, на которых трудно рисовать, такое иногда случается, когда вы немного перестарались, и пастель легла слишком толстым слоем.

Трафарет

Можно положить его на рисунок и нарисовать любую фигуру, с помощью пастели. Хочу отметить, что я пользуюсь им не слишком часто.

Какие инструменты лучше купить?

Если не знаете, что лучше купить в первую очередь, я бы посоветовала лак для волос с сильной фиксацией, муштабель и тортиллон. Все остальное конечно тоже полезные вещи, но вы вполне справитесь и без них.

3 Рабочая поверхность: бумага, картон и другие варианты

Какую поверхность вы бы ни выбрали, вам в любом случае понадобится поверхность с текстурой, на любую другую, гладкую, пастель просто не ляжет.

Ниже небольшой список бумаги и картона, который подойдет для работы.

Пастельная бумага

Бумага плотность которой около 160 г/м2 продается как отдельными листами так и в скетчбуках. В скетчбуке как правило бумага в шести разных цветах. Пастельная бумага есть разного формата и цвета, все зависит от ваших предпочтений.

Pastelmat

Одна радость работать с такой бумагой. Это бумага фирмы Clairefontaine, на ощупь она слегка напоминает кору. И вам вряд ли понадобится закрепитель. Однако выбор формата может быть ограничен, для меня блокнотной страницы будет не достаточно, я предпочитаю большие работы.

Mountboard

Это именно та бумага, на которой я предпочитаю работать. У бумаги хорошая текстура и листы достаточно плотные, что бы можно было взять ее с собой и быть уверенным, что они не согнутся и не помнутся. Есть листы формата А1 (594 x 84 мм, 23.4 x 33.1″), формат, на котором я могу работать в больших размерах и потом, по необходимости, обрезать лишнее.

Почтовая бумага, крафт-бумага или картон

Если у бумаги есть текстура то, пожалуйста, рисуйте. На фотографии выше есть даже картон с блестками. Попробуйте, просто, что бы увидеть, какого эффекта можно добиться, рисуя на той или иной бумаге.

Наждачная бумага

Поверьте, можно рисовать и на наждачной бумаге. Существует множество сортов, различающихся жесткостью бумаги, начиная с грубой, шероховатой. Однако я бы рекомендовала очень тонкую или даже ультратонкую, потому как любая другая, более жесткая бумага просто раскрошит вашу пастель.

Цвета

Цвет бумаги, который вы выберете, довольно сильно влияет на рисунок. Так как текстура бумаги шероховатая то пастель ложится на поверхность текстуры, оставляя маленькие участки сквозь которые просвечивает бумага. Это может влиять как на цвета пастели, так и на атмосферу рисунка в целом. Ниже, на моем грубом наброске пляжа, я обвела красным место, где просвечивает светло-голубая бумага.

Хочу сказать, что я люблю нечто броское, поэтому я стараюсь избегать бледных цветов (не таких как на рисунке выше), я предпочитаю темно-серый, голубой цвета, в некоторых случаях черный. Бумага таких цветов подчеркивает цвет пастели, позволяя выделить даже бледные оттенки. Вы так же, как и многие известные художники, можете отдать предпочтение яркой бумаге. Выбор за вами.

Какую бумагу лучше выбрать?

Можно купить бумагу для пастели формата скетчбука, с тонкими, бумажными прокладками между листами, которые защитят ваши рисунки. Если вы заказываете по интернету, будьте аккуратны, так как продавец не всегда указывает цвет листов. Честно говоря, бумага Winsor & Newton и Derwent — хороший выбор. Однако, если вы можете позволить себе потратить чуть больше, я бы порекомендовала бумагу фирмы Clairefontaine.

Бумага Mountboard доступна отдельными листами, в различной цветовой гамме и размерах.

И еще раз, поищите дома любую фактурную бумагу или тонкий лист наждачной бумаги, они тоже подойдут.

4 Рабочая поверхность

Для работы, вам нужно определиться, какая рабочая поверхность будет для вас удобней всего.

Поверхность стола

Вы можете использовать для работы стол. Только, сперва, расстелите газеты, так как пыль от пастели разлетится повсюду, и по некоторым причинам станет темно-серой, не смотря на то, каким цветом вы рисовали. В процессе работы, что бы убрать пыль вы будете сдувать ее, и тогда она точно будет везде.

Мольберт

Я предпочитаю работать стоя. Поэтому когда я рисую на большом формате(mountboard), то пользуюсь мольбертом. Я прикрепила к мольберту большую деревянную доску (вы можете взять любое негнущееся дерево), а затем с помощью зажимов закрепила лист. Таким образом, пыль от пастели падает в углубление снизу мольберта и не разлетается. А так же рабочая поверхность достаточно большая, так что я могу использовать муштабель, не касаясь рисунка.

Стена

Как я уже говорила, я предпочитаю работать на ногах, когда я работаю на бумаге небольшого формата, я просто прикрепляю их к стене (используя малярный скотч). Как вы могли заметить, стена от этого сильно пачкается.

5 Перенос и хранение работ

Так как я не пользуюсь закрепителем, мне нужно как то защитить рисунки при их переносе и хранении. И для этого есть простое решение.

Пользуюсь я гладкой, качественной чертежной бумагой, я просто заворачиваю рисунок как подарок, а затем закрепляю края бумаги малярным скотчем сзади, так как рисунок слегка просвечивает через бумагу, я могу с легкостью понять, что это за работа (так их легче найти). После этого, я могу сложить их на полку, в ящик, сделать портфолио, или в безопасности унести рисунки к багетному мастеру.

6 Рама для картины

Обрамить пастельный рисунок вовсе не так просто, как другие работы.

Всегда помещайте пастель под стекло, что бы защитить работу от пыли и чужих пальцев, которые могут повредить рисунок.

Даже если вы закрепите рисунок, частички пастели все равно будут падать вниз и собираться в уголках рамки, придавая работе небрежный вид.

Что бы решить эту проблему просто сделайте небольшой зазор между рисунком и рамкой, что бы пыль оседала внизу. Как вы можете увидеть, она едва заметна. Как бы то ни было, хочу сказать, что не все багетные мастера знают об этом способе, поэтому для начала расспросите их, и если понадобится, скажите, им об этой маленькой хитрости.

Заключение

Работать с пастелью – одно удовольствие, в чем вы незамедлительно убедитесь. Экспериментируйте как с пастельными карандашами, так и с мелками, а так же с вспомогательными инструментами, различной бумагой и рабочими поверхностями. Несмотря на то, что от пастели довольно много мусора, он легко убирается с помощью воды и мыла (как с пола, так и с вашей одежды).

Пастель хороша для работы на природе, так как ее легко взять с собой, а так же хороша при работе с большими масштабами. Более того она продается в любом магазине, а так же есть широкий выбор цветов в интернете.

Желаю вам весело провести время!