March 26, 2016

Школьные дневники, 7-й, 8-й и 9-й классы.

Из дневников уже стало понятно, чем мы занимались на уроках - плевались горохом и вообще безобразно себя вели учились, учились и еще раз учились, а теперь настало время рассказать, как мы проводили время на переменах.

Петя - для кого-то это лишь уменьшительно-ласкательная форма имени Петр. Мы так называли военно-морские пуговицы. Солдатские пуговицы - с черной обратной стороной, пустые внутри, в которых (минутка бесполезных знаний) сохранился самый чистый воздух в стране - назывались по-женски простушками и не ценились. Петями были цельные, алюминиевые, желтого цвета, их ценность зависела от рисунка - звезда, якорь или герб - и надписи на обратной стороне. Пуговица со звездой и надписью "Мосштамп" служила номиналом, такая же с надписью "МФЗ" стоила 3 "Мосштампа", с надписью "Труд" - 6. Маленькие пуговицы (с рукавов) стоили в два раза дороже. Еще больше ценились якоря и гербы. Однажды я видел маленькую петю с гербом номиналом 96! Но это была большая редкость. В Гвардейске были расположены три воинские части, я дружил с солдатами из танкового корпуса, регулярно партизанил на территории радиотехнического батальона на улице Тельмана, у кого-то родители были военными, поэтому в обороте были в основном пети со звездами, их несложно было достать. Но еще их можно было выиграть друг у друга.

По петям играли двумя способами. Первый - трясучка. Двое или больше участников зажимали в кулаках пети, по которым собирались играть. У кого номинал всех выставленных пуговиц был больше - тот получал право трясти. Пети зажимались между ладонями, тряслись и сбрасывались на плоскую поверхность. Упавшие звездой кверху пуговицы забирались игроком, остальные нужно было попытаться перевернуть по одной, ударив их об стол\пол\подоконник. Перевернул петю с одного раза - забираешь себе, не смог  - право бить переходит к следующему. И так пока все пети не будут разобраны. Второй способ не имел названия. Два или более игроков выставляли по одной пете одинакового номинала. В школьном коридоре их кидали от одной стены к другой. Чья петя оказывалась ближе к плинтусу, тот начинал первым. Надо было ногой направить свою пуговицу так, чтобы она коснулась другой. Промазал - тогда уже соперник пытается сбить твою пуговицу. Победитель забирал обе пети. На переменах в нашем крыле по всему коридору такие тактические бои проходили!... Самым метким, помню, был Серега Мандзюк, вон он, второй слева в верхнем ряду.  А рядом с ним, первый слева - Сашка Мельниченко.

В начале 90-х у нас в городе появились импортные жвачки. По вкладышам от них тоже играли, надо было так по ним ударить, чтобы они подлетели и перевернулись картинкой вверх. Особенно ценились вкладыши с машинами. Из них я узнал о существовании таких автомобильных марок, как Пеугеот и Ренаульт. Но всем этим занимались, в основном, мальчишки. О что же девчонки? Девчонки прыгали в резиночки. Существовали, насколько я помню, две комбинации - из трех и из десяти упражнений, которые нужно было выполнять. Сложность заключалась в том, что с каждым кругом резинка поднималась все выше, вплоть до шеи, после чего расстояние между двумя резинками уменьшалось и все повторялось заново - прыгать приходилось опять до уровня шеи. Многие упражнения я помню до сих пор, потому что я прыгал вместе с девчонками. В средних классах я уже понял, что дергая за косички и лупя условным портфелем по голове нельзя построить с ними нормальных отношений. А мне хотелось с девчонками общаться. К тому же летом 93-го года грянула первая любовь, которая сильно повлияла на несколько последующих лет моей жизни.

Май 1994-го года, 9-й Б класс. Этой фоткой пост должен был бы логично заканчиваться, но...

... не начинать же его с такой невразумительной обложки.

Первую страницу я так и не заполнил полностью, хотя мне об этом делали замечания.

Расписания секций нет, а то там бы стоял футбол пять раз в неделю.
Седьмой класс оказался небогатым на события. Двоек нет, кроме как по поведению. А может быть, я их просто не выставлял.

У моих родителей начались проблемы, которые через несколько лет привели к разводу.

Историю у нас вел очень молодой учитель - Бойко Александр Николаевич. Он знал и любил свой предмет, но с самодисциплиной и дисциплиной в классе у него иногда были проблемы. Мне кажется, внешкольная жизнь у него была не устроена. Иногда он пропадал на несколько дней, говорили, что уходил в запой. Но в классе к нему хорошо относились, хоть и не всегда воспринимали всерьез. Однажды я повесил над учительским столом на нитке какого-то жука, немного близорукий историк его не заметил, все смахивал что-то с головы, а когда в классе уже все начали покатываться от смеха, то он прервал урок и ушел из класса. Я догнал его в коридоре и долго извинялся. А однажды на уроке я черносошных крестьян переименовал в "черномырдных" (Черномырдин как раз был председателем Правительства РФ), чем очень развеселил себя, но не историка. Я бы охотно с ним встретился сейчас, но слышал, что он спился и умер. Очень жаль.

Ботанику, а впоследствии и химию, вела у нас Тамара Алексеевна Голодок. Строгий, требовательный преподаватель. Вот у нее с дисциплиной в классе было все в порядке. Но к ученикам она относилась так же, как они - к ее предмету. Однажды на урок нужно было принести кусочек луковицы, чтобы рассматривать его под микроскопом. Я забыл, ничего не принес, и сразу оказался в немилости - мне не разрешали посмотреть в чужие микроскопы на строение тканей лука, а в своем смотреть было не на что. Тогда я отрезал лезвием у себя с ладони мозоль и стал ее рассматривать, после чего с разрешения Тамары Алексеевны весь класс подходил смотреть, какя грязная кожа у меня на руках...

Всё идет по плану!

Началась биология. Первая оценка - 4.

Биологию у нас в середине учебного года начала вести новая учительница - Жерлицина Ольга Борисовна, очень милая, спокойная, молодая женщина. Не знаю, почему у нас с ней не сложились отношения. У меня несколько раз случалось такое - нового человека я принимал в штыки, и лишь через некоторое время непонятная вражда обращалась в крепкую дружбу. Так и здесь - я полтора года доводил Ольгу Борисовну на уроках, иногда до записей в дневник, иногда до слез. И только во втором полугодии девятого класса после какого-то хорошо подготовленного мною доклада она похвалила меня, и я растаял. На несколько месяцев биология стала моим любимым предметом, я даже в девятом классе выбрал сдавать по ней устный экзамен. Ольга Борисовна должна была стать нашим классным руководителем в десятом классе, но ее мужа - военного - перевели, и она уехала куда-то под Москву. Перед отъездом она даже посоветовала меня в старшины класса, и меня даже назначили. И с тех пор я о ней ничего не знаю. А мне так хочется еще раз сказать ей - "Здравствуйте, Ольга Борисовна!". И извиниться за все проделки...

Учитель по географии Познанская Татьяна Ивановна была нашим классным руководителем. И по географии у меня никогда проблем не было. Дома я раскладывал в комнате карты Мира и СССР и часами ползал по ним, изучая города и страны, реки и горы, моря и острова. Татьяна Ивановна даже называла меня человеком-энциклопедией. Со мной бесполезно было играть в города - кроме всех остальных букв, я знал несколько городов, заканчивающихся и начинающихся на Ы и Й.

Восьмой класс.

Из дневников исчезли "Правила для учащихся школ РСФСР" (см. Школьные дневники, 5-й и 6-й классы). Остались только указания по ведению дневника.

Футбол круглый год!

Простите меня, Ольга Борисовна!

Отметки за сентябрь и октябрь.

Простите меня, Ольга Борисовна!

Немецкий язык у нас вел какой-то мертвый учитель. Мы только учили слова, читали и переводили тексты. Наверное, поэтому я так немецкий язык не люблю...

Где-то между 92-м и 93-м годами мне родители подарили фотоаппарат "Зенит-Ломо", фотоувеличитель, бачок для проявки пленки, ванночки для проявки и закрепления фотографий, проявители, закрепители, фотобумагу... Первый самостоятельно проявленный негатив датируется февралем 1993-го года, все они у меня сохранились. Несколько фотографий с них представлены в посте про первую любовь, которая как раз и случилась между восьмым и девятым классом...

Мой автопортрет.

Девятый класс. В дневнике только оценки, ничего запоминающегося. Вот что любовь с людьми делает.

Физику у нас вела Капустина Людмила Федоровна, пожилая учительница послевоенной, наверное, закалки. Она всех в ежовых рукавицах держала, на и физику мы знали. А не знаешь - двойка, стыд и позор!

Самый высокий средний балл за все годы в школе.

После девятого класса для тех, кто продолжил учиться в школе, создали несколько классов с различными уклонами. Я пошел в физико-математический, в котором собрались сильнейшие ученики из параллельных классов. И последние два года стали самыми лучшими в моей школьной жизни.

Продолжение следует...