December 6, 2020

Калейдоскоп выходных дней.

Моей бабушке в ноябре исполнилось 86 лет. После того, как дед умер 12 лет назад, она еще какое-то время жила в доме с садом и огородом, потом переехала в квартиру на втором этаже в центре Гвардейска, шила бурки на заказ, посылала нам посылки, ждала нашего приезда каждое лето и никогда ни на что не жаловалась. Но в этом году она и сама из дома выходить перестала, и к ней все реже заходить стали, и бабушка попросила меня отправить ее в дом престарелых. "Там хоть люди есть, я же всю жизнь в коллективе, и в детдоме, и на работе, а что я тут одна сижу и в окно смотрю..." - жаловалась мне бабуля по телефону. Я нашел в интернете несколько домов рядом с Калининградом, мой брат Димка с женой Таней съездили посмотрели, мама купила ей нового белья, и на позапрошлых выходных бабушка переехала в пансионат для пожилых людей Милосердие. Ее там сразу накормили борщом, подсадили в компанию... Я звонил ей на следующий день, бабушка довольная такая, говорит: "Всё хорошо-о! Мы тут сидим на диване в столовой, скоро ужин, мы песни пели, ходили на улицу, да слышу я тебя, слышу..." Две трети стоимости оплаты проживания покрывает бабушкина пенсия, и еще треть мы переводим. Когда брат к ней приезжает, то звонит мне по вайберу с видео, а я могу бабушке на мобильник или дежурной Анжеле Брониславовне в ее смену позвонить. Я несколько недель это темой занимался, и вот в субботу после Яшиного футбола  я вернулся из очередного мотопутешествия и получил от Димки сообщение, что он бабушку завтра отвезет в пансионат, а в воскресенье, пока мы с Яшей делали сюрприз его однокласснику, а Ира с Леной и ее подружкой занимались созданием рождественских открыток, бабушка переезжала. Сейчас вообще что-то запоминающееся  происходит только в выходные, будни с понедельника по пятницу сливаются в один сплошной быстро вращающийся калейдоскоп.

Под катом - тысячелетние замки, смотровые вышки, черные и белые лебеди, школьные сюрпризы, Яшины игры против команды проф. клуба НАК Бреда, в которых он забил единственный гол, и кое-что еще...

Цель этого мотопутешествия - 24-х метровая смотровая вышка Herperduin в дюнах. Я в навигаторе отключил скоростные автобаны, и наслаждался поездкой по провинициальным дорогам провинции Северный Брабант. Названия населенных пунктов здесь иногда указаны на 2-х языках - голландском (сверху) и брабантском (снизу). Буква "е" в этих языках обычно не читается, если стоит после буквы "i", а чтобы она читалась, над ней ставят две точки. Так русская буква "ё" проникла в голландский язык.

Деревня, название которой переводится как Вавилонское болото (но можно перевести и как Вавилонские штаны), состоит из одной улицы. Говорят, что тысячу лет назад сюда пришли монахи, распространявшие христанство, но никак не могли понять, что говорят местные жители. В шутку они назвали это место Вавилоном. Я тоже брабантский язык не понимаю.

Я проезжал по этому мосту и свернул под него посмотреть на защитный барьер на Хёйсденском канале шириной 50 метров, высотой 9 метров и массой в 350 тонн, который закрывается при опасном повышении уровня воды и защищает окрестные земли от наводнений.

Канал судоходный, и когда барьер открыт, под ним проходят туда-сюда суда.

По дороге я увидел коричневый указатель достопримечательности - замка - и - один раз живу - свернул к городу Amerzoden.

Замок Amerzoyen впервые упоминается в документах в 1026-м году, а примерно около 1300-го года он обрел свои настоящие очертания. Во время Второй Мировой войны замок был сильно поврежден, и только в 1959-м году началась его реставрация, продолжавшаяся 16 лет. Зато были восстановлены мельчайшие детали средних веков - настенные лестницы, ниши для светильников, места для стрельбы, даже стенные туалеты. Из водяного рва извлекли целую коллекцию средневековых предметов, которые можно увидеть в замке, но из-за пандемии он был закрыт для посещения, я только вокруг прогулялся.

Все замки в Нидерландах для меня делятся на три типа - с белыми лебедями, черными лебедями и без лебедей. Этот был с белыми лебедями.

Но они человека в черной мотоциклетной экипировке боялись и близко не приближались.

Такой настоящий, аутентичный привет из прошлого. Если с парковки убрать зарядки для электромобилей, то забудешь, что на дворе 21-й век.

Напротив замка стоят руины церкви, которая была построена в 14-м века, а в 17-м была заброшена и развалилась. Только часть нефа до сих пор используется для церковных служб, остальные части строения в месте с башней законсервированы и сохраняются в таком виде.

Внутренняя часть, за кустом - дверь в используемую часть нефа.

Цель моей поездки - смотровая вышка Herperduin, почти 24 метра высотой, 112 ступеней. До нее минут десять пешком от парковки.

Вокруг хвойный лес на песчаннике, дорожки для прогулок, трассы для маунтинбайкеров, большая детская игровая площадка, в общем - развлекательно-заповедная территория.

Вокруг озера девчонки на конях скачут.

Вообще, если дома не сидеть, то можно многое увидеть. А то мне коллеги говорят на работе - "Где ты был? И что там? Как здорово, а мы о таком даже не слышали!"

А еще один коллега говорит: "А ты был в замке Heeswijk? Там здорово!" И мы с Ирой в ближайшие выходные едем на мотоцикле в замок Heeswijk, и оказывается, что мы там уже не просто были, а на следующий день после моего приезда в Нидерланды гуляли на свадьбе у друзей!

На подходе уже чувствуются замковые масштабы - широкие аллеи, вековые деревья, цепные мосты... И гербы с песиками.

Вот так замок выглядит с воздуха, фотка не моя, мы только вокруг прогулялись.

Первые упоминания замка на этом месте относятся в 11-му веку - 1080-й год. Но построен он был в средние века и сохранился в первозданном виде (с учетом достроек) до наших дней. В этом замке тоже проводятся встречи детей с Синтерклаасом, как и в Хелмонде.

Эток замок - с черными лебедями. Они людей в черной мотоциклетной экипировке не боятся, очень близко подходят.

Синхронные лебеди.

Вид с другой стороны.

Погода стояла хорошая, но холодная. Мы пока на мотоцикле доехали, чуть больше часа в дороге, успели немного замерзнуть. Только замок осмотрели, отогрелись на солнышке, как набежали тучи, опустился туман, похолодало....

Как будно песчаная буря началась.

Мы километров семь по окрестностям еще нагуляли, а уж до дома ехали - совсем замерзли, я пальцев почти не чувствовал. Пора переходить с летних мотоциклетных перчаток на зимние.

Небольшая смотровая вышка De Heeskijk рядом с замком.

На табличке было указано, что ее максимальная вместимость - 50 человек!

Чтобы люди не бросались вниз из-за депрессивности открывающегося вида, все закрыто сеткой.

Приключения на мотоцикле были днем, а вот что у нас по утрам в субботу. Детские команды проф. клуба НАК Бреда занимаются на полях нашего клуба. Так как даже товарищеские игры с другими клубами запрещены, то они только тренируются и были рады сыграть с нами пару раз. Вообще, сыграть против команды НАК для людей из Бреды - всегда событие. Я, например, один раз играл против НАК, и мы за один тайм проиграли 5-0. Наши первую игру проиграли 10-0. Конечно мы больше оборонялись, но и моменты забить тоже были. Яша играл очень хорошо, когда до него мяч доходил, даже вывел на ударную позицию нашего сербского нападающего, но тот махнул выше ворот с 10 метров (смотреть с 17:15):