Терапия принятия и ответственности
June 12, 2023

Гибкая перспектива: я как контент, процесс и контекст

Перевод статьи Джейкоба Мартинеса Flexible Selfing | The Self-as-Content, Process, and Context

Я и я

Невероятно сложно говорить о настоящем моменте, не прибегая к концепции «Я» и концепции перспективы. В терминах контекстуальной поведенческой науки «Я» (написанное здесь с заглавной буквы, чтобы отличить его от типичного местоимения) является результатом нашей способности устанавливать отношения с миром.

Благодаря последовательному соотнесению опыта с фиксированной точкой отсчёта, сохраняющейся во времени, мы обретаем ощущение себя, или Я/Я-ность. Точно так же, как вы родились в этом мире, так и ваше самоощущение рождается из сотен миллионов прямых и производных отношений с ним. Об этом довольно трудно думать, ведь как только у нас появляется это ощущение себя, оно не может исчезнуть. Прямо сейчас вы читаете эту статью. У вас есть тело, но мы знаем, что почти каждую часть вашего тела можно вынуть и заменить, и это на самом деле не изменит того, кем вы являетесь. Если бы всё ваше сознание было загружено в робота, а ваше биологическое тело перестало существовать, остались бы вы собой? Если бы вы проснулись завтра и обнаружили, что превратились в таракана размером с человека, но сохранили свой человеческий разум, вы бы остались собой? Это вопросы для философии, а для контекстуального поведенческого анализа «Я» прочитайте «Контекстуально поведенческий подход к селф: теория и практика» МакХью Луизе, Стюарта Иэна, и Алмады Присциллы (2019).

В традиционном ACT «Я» описывается как состоящее из трёх перекрывающихся компонентов: «Я-как-контент», «Я-как-процесс» и «Я-как-контекст». Расшифровка этих компонентов исторически была проблемой для новичков, изучающих ACT. С помощью матрицы мы можем легко визуализировать «Я», включая эти три компонента, а также другие точки зрения на «Я».

Я-как-контент через матрицу

Четыре квадранта матрицы включают содержание человеческого опыта. Это относится буквально ко всему: люди, места, вещи, которые важны для вас, образ жизни, который вы хотите воплотить, внутренние вещи, которые появляются, как мешающие, или ваши действия, направленные на ценности. Это всё контент.

Проще говоря, контент — это вся история нашего научения. Это всё, что мы когда-либо испытывали, всё, что мы когда-либо делали, всё, что когда-либо случалось с нами, и т.д.

«Я» обычно представлено ​​центральным кругом матрицы. Это та точка, из которой происходят и замечание, и выбор. Естественно, содержание нашей жизни формирует наше самоощущение. Если бы всё, что когда-либо происходило в вашей жизни, происходило совершенно по-другому, возможно, вы сейчас были бы другим человеком. Мы растём благодаря нашему опыту. Но что происходит, когда в нашем самоощущении преобладают только определённые элементы контента, а не другие? Давайте рассмотрим квадрат за квадратом, чтобы увидеть, что происходит, когда «Я» находится под чрезмерным преобладанием содержимого внутри себя.

Обратите внимание на следующие фразы:

«С тех пор, как наша дочь умерла, у нас ничего не осталось. Она была всем нашим миром. Нашей причиной жить».

«Теперь, когда мой отец вышел на пенсию, он весь день проводит на диване, просто смотря телевизор. У него нет друзей, он перестал следить за собой. Я беспокоюсь о нём, я не думаю, что он не знает, кто он без этой работы».

«Самое главное для меня — это мой непобеждённый рекорд. Я доказал, что я лучший в мире. Я чемпион, и точка!».

Какие из четырёх квадрантов напоминают вам эти предложения? В каком-то смысле каждый указывает на что-то важное или на его отсутствие. Такие утверждения распространены, и я уверен, что вы встречали таких людей. Люди, которые идентифицируют себя почти полностью через отношения с людьми, которые важны в их жизни, или их карьеру, или их славу или богатство. Если что-то из этого находится под угрозой, начинается кризис. Потеря или смерть содержания эквивалентны потере или смерти «Я».

Чтобы осмыслить этот сценарий, представьте визуально, что в центральном круге есть брешь, позволяющая содержимому нижнего правого квадранта ворваться внутрь. Содержимое этого квадранта начинает доминировать над «Я».

Центральный круг матрицы может иметь пробел вдоль любого из квадрантов, и это приводит к тому, что содержание становится тесно связанным с Я-концепцией.

Клиенты часто приходят к нам с зазором в левой нижней части центрального круга. Они определяют себя как (негативные) эмоциональные и когнитивные переживания, которые у них есть:

«Я подавлен».

«Я никчёмный, уродливый, и никто никогда не полюбит меня».

«Я не могу этого сделать».

«Вещи никогда не станут лучше для меня».

Такого рода разговоры клиентов знакомы любому терапевту и обычно являются одной из первых целей лечения. Многие терапевты начинают с того, что бросают вызов этому типу разговора с самим собой или пытаются изменить его на позитивный, но поскольку он затрагивает очень сложную сферу Я-концепции, наиболее эффективная работа должна происходить на более точном уровне.

Когда разрыв в центральном круге находится в верхнем левом квадрате, клиенты концептуализируют себя как свои проступки. Каждое «негативное», «неправильное» или «греховное» действие, которое они когда-либо совершали, бесконечно преследует их. С другой стороны, если разрыв находится в правом верхнем углу, клиенты ошибочно воспринимают себя как действия, которые они совершают, чтобы поддержать тех, кого и что они любят. Они рационализируют работу по 80 часов в неделю, жертвуя всем, полностью погружаясь в самодовольство.

С точки зрения RFT, то, что здесь происходит, является точкой отсчёта, заключающейся в том, что «Я» становится жёстко связанным с определёнными реляционными сетями и управляется жёсткими наборами правил.

Подумайте о клиентах, с которыми вы работаете, и посмотрите, можете ли вы осмыслить часть их самоидентификации как доминирование определённого контента.

Я-как-процесс через матрицу

Я-как-контент — это жёсткое доминирование определённого содержания, в то время я-как-процесс — это гибкое течение содержания и истории научения. Когда мы работаем с клиентами, мы развиваем это ощущение я-как-процесса как неотъемлемого компонента наполненной жизни.

Настоящий момент мимолётен. Это означает, что поток нашего опыта продолжается от рождения до смерти. Как для нас проходит время, так и мы проходим от момента к моменту в нашей жизни. Этот непрерывный поток опыта означает, что мы можем быть теми же людьми, которыми мы были, когда родились, но не теми, кем мы были год назад. В каком контексте такая Я-концепция была бы полезна? Это зависит от того, каким человеком вы были, когда родились, каким человеком вы были год назад и каким человеком вы хотите быть прямо сейчас. Альтернативой гибкому потоку себя является жёсткое следование только части истории научения.

Через матрицу этот поток я-как-процесса может быть концептуализирован как центральный круг матрицы, свободно вращающийся с промежутком в нём, как и тот, что был пару страниц назад. На этот раз разрыв равномерно распределяется между всеми квадрантами, позволяя контенту из всех квадрантов поступать в «Я» и обратно. Остальная часть матрицы также способствует этому ощущению продолжающегося процесса в силу того, что матрица может быть заполнена в любой ситуации и в любое время и иметь разные ответы в зависимости от времени и места.

Мы динамичные существа, и это постоянное ощущение себя усиливает метафоры нашего внутреннего опыта, подобного погоде, прихода и ухода как естественного процесса. Для более тщательного понимания себя как процесса ознакомьтесь с книгой «Осознанность клиента и терапевта» сооснователя ACT Келли Уилсона.

Я-как-контекст через матрицу

Вот он, тот процесс, что часто называют наиболее сложным аспектом терапии принятия и ответственности, — я-как-контекст. Но не волнуйтесь, потому что матрица объяснит его проще простого. Если я-как-контент определяет «Я» как небольшой фрагмент истории научения, и если я-как-процесс рассматривает себя как продолжающийся процесс, то я-как-контекст — это контент плюс процесс в контексте.

Если мы сделаем шаг назад и рассмотрим матрицу как представление одного снимка сложной и динамичной системы, которой является человеческая жизнь, мы также можем сказать, что это снимок самого себя в контексте. Как однажды сказал мой клиент после того, как впервые закончил матрицу: «В хорошем смысле — это упрощённо. Это всё, что происходит в моей жизни прямо сейчас». Упрощённый, но не редукционистский, вот что такое матрица. Взгляните на следующее изображение заполненной матрицы, обратите внимание на движение и динамику:

Огромное количество информации, которую вы можете почерпнуть из этого изображения, удивительно, и обратите внимание, что в правом верхнем квадранте содержится только вопросительный знак. По мере того, как вы будете все больше и больше использовать матрицу с клиентами, вы сможете «делать считывания» с заполненных изображений, подобных этому. Это помогает концептуализировать кейс и освежить память о клиентах перед сессиями. Я думаю об этом как о просмотре результатов бейсбольного матча. Для кого-то это может показаться каракулями и бессмыслицей, но для кого-то, кто знаком с написанным, это полноценная история. То, на что вы смотрите здесь, — это момент в контексте.

Матрица позволяет нам рассматривать себя и свою жизнь как текущие контексты, а также как части других текущих контекстов. Мы постоянно движемся, смещаемся, меняемся, даже если физически стоим на месте. Наш внутренний мир и наш внешний мир постоянно влияют друг на друга. И концепция нашего «Я» всегда интегрируется в нашу историю по мере того, как мы учимся.В то же время в центре всего этого находится постоянное место, из которого мы наблюдаем за происходящим. Этот стабильный центр существует с момента вашего рождения (если не в утробе матери) и продолжает существовать до тех пор, пока вы читаете этот текст.

Когда мы говорим о себе как о контексте, мы имеем в виду обе эти идеи. Ощущение, что наша жизнь — это изменчивая динамическая система, никогда не останавливающаяся на месте, и ощущение, что внутри этой динамической системы есть постоянное «Я». «Я», из которого мы всегда можем смотреть на саму систему. Во время чтения этого материала вы проходили через ряд матриц, возьмите любую из них и посмотрите на неё просто, спокойно, медленно и с пониманием того, что есть вы здесь и сейчас, способные быть вместе с вашей жизнью и как часть вашей жизни. И если вы можете быть здесь со своей жизнью, то единственный вопрос, который вам нужно задать себе: «Как вы хотите быть здесь со своей жизнью и с кем?».

Изменение перспективы через матрицу

Процесс заполнения матрицы сам по себе является изменением перспективы, и, получив заполненную матрицу, вы можете использовать её снова и снова, чтобы практиковать гибкое изменение перспективы любым количеством способов. Гибкое изменение точки зрения иногда называют «гибким самоощущением», поскольку это акт наблюдения за собой и реагирования на него с различных точек зрения.

Используя матрицу, есть несколько точек, на которые нужно ориентироваться при изменении перспективы.

Основной точкой отсчёта всегда является центральный круг. Если этот круг представляет себя или точку зрения, то смещение перспективы просто влечет за собой взгляд из центрального круга в другие точки матрицы и из этих точек обратно в центральный круг. Честная игра не только в квадрантах, но и в самих петлях, а также в горизонтальных и вертикальных линиях. Единственная вещь, не включённая в базовую матрицу, которую вы хотели бы включить в изменение перспективы, — это время.

Допустим, мы хотим сместить перспективу в нижний правый квадрант (кто и что для вас важно?). Для этого мы задаём определённые вопросы, призванные заставить изменить точку зрения. Поскольку этот квадрант включает в себя людей и вещи, которые вам небезразличны, часто легко начать здесь со смены точки зрения. Например, если клиент перечислил в этом квадрате членов семьи или друзей, которые ему небезразличны и чьему мнению он доверяет, мы можем попросить клиента взглянуть на свои действия глазами своих близких. То, как мы формулируем эти вопросы о смещении точки зрения, имеет важное значение. Взгляните на два вопроса ниже, каждый из которых задает терапевт клиенту, и обратите внимание на различия в подходах:

1. «Что бы подумала ваша мать о выборе, который вы только что описали?»

2.  «Если бы вы были на месте своей матери, наблюдающей за вашими действиями в этот момент, что бы вы подумали или почувствовали?»

Первый вопрос похож на многие вопросы, которые терапевты и неспециалисты задают друг другу в разговорной речи. Второй вопрос вызывает более полный сдвиг в сторону матери. Формулировка вопросов таким образом побуждает клиентов думать о своём собственном опыте так, как они, возможно, не думали раньше, и рассматривать информацию по-новому.

Такое изменение перспективы может происходить в любом измерении матрицы. Из верхнего левого квадранта (что вы склонны делать, когда проявляется внутренний контент?) мы можем задать такие вопросы: «Если бы вы сейчас отталкивали людей, прямо сейчас, в этот момент, что бы вы заметили в плане мыслей или чувств?», «Как это будет ощущаться в теле?». Этот же вопрос можно использовать, заменив любое движение от ценностей или движение к ценностям.

В нижнем левом квадрате («какой внутренний контент появляется, который может мешать?») можно задать вопросы, меняющие перспективу с точки зрения самого когнитивного или эмоционального содержания:

«Если бы вы были мыслью «Вы ничего не можете сделать правильно», и у вас было бы тело, на что было бы похоже это тело? В каком положении оно было бы? Как бы твое тело смотрело на тебя?»

«Если бы вы были этим чувством никчемности и смотрели бы на себя прямо здесь, на диване, что бы вы видели? Что бы вы сказали тому мужчине на диване?

Мы также можем сделать это с самими петлями (порочными кругами):

«Предположим на секунду, что вы застрявшая петля, подкрадывающаяся к вам в один из тех хороших дней. Что бы вы увидели? Когда бы вы нанесли удар? Почему этот момент? Что тут происходит?"

Изменение перспективы — это богатый источник терапевтического контента, и то, куда оно может привести вас и ваших клиентов, ограничено только воображением. Хотя смещение точки зрения не является чем-то новым для матричного подхода, матрицу можно использовать в качестве карты, чтобы помочь вам увидеть, где вы нацелились на изменение точки зрения с клиентом и где вы, возможно, захотите исследовать дальше.

Поэкспериментируйте со сменой перспективы во время работы с клиентами и помните, что время — это действительное измерение, от которого и к которому вы можете менять перспективу. Если бы вы, читающие этот текст сейчас, могли поговорить с собой пять лет назад, что бы вы сказали этому человеку? Какими наблюдениями вы бы поделились? Что бы вы хотели, чтобы вы знали?

Перевод: Илья Розов. Редакция: Ольга Конова.


Материал подготовлен медиапроектом «Чистые Когниции». Копирование без ссылки на источник запрещено. Поддержите проект, подписавшись на наш Патреон (для карт, выпущенных не в России) или на Бусти (для российских карт), и получите доступ к эксклюзивным бонусам.

Наши каналы:

наш сайт

мы в Telegram

наш канал на YouTube

Психологические Консультации от Чистых Когниций (доказательная психологическая помощь)