April 24, 2023

ДНЕВНИК РАЗВЕДЧИКА, 1970 ГОД Майор Брюс Х. Нортон, КМП США (в отставке) 20

19. МЕДЭВАКУАЦИЯ[1]

Вернувшись на свою подземную, но сухую позицию, я планировал переодеться из своего мокрого и вонючего обмундирования, привести в порядок свое снаряжение, а затем съесть горячий завтрак, прежде чем получить несколько часов столь необходимого сна, но мои планы были прерваны визитом капрала Махкевы.

- Эй, док, ты там, мужик?

- Конечно, заходи, Вонючка.

- Эй, приятель, Дрейпер только что сказал мне, что я в одной из команд, которые сегодня дежурят на ПП. Я задал Дрейперу тысячу вопросов о том, где вы вчера устроились и как близко к вам подобрались эти головорезы, но он ни хрена мне не говорит, потому что сердится. Я знаю, что он просто издевается надо мной, так как я не приготовил кофе, когда вы пришли, но я подумал, что вы расскажете мне, что произошло прошлой ночью.

- Отвали, Вонючка.

- Эй, чувак, извини, что так вышло с кофе. Я просто поймал пару лишних снов и пропустил утренний подъем. Штаб-сержант Мартин уже приготовил кофе для вас двоих, когда вы вернулись. Дрейпер уже рассказал мне об этом.

- Ладно, Вонючка, я помогу тебе позже. Просто подожди, пока я посплю пару часов, а потом возвращайся сюда с Дрейпером. Мы покажем тебе, где мы устроились.

К полудню ливень стих, превратившись в постоянную теплую морось, и мне удалось поспать несколько часов. Меня разбудил знакомый голос встревоженного капрала Махкевы.

- Привет, док. Дрейпер здесь, со мной. Ты проснулся, парень?

- Потерпи, Вонючка. Я сейчас выйду.

Выбравшись наружу, навстречу ребятам, свежесть воздуха и теплый дождь внезапно показались мне чудесными и бодрящими, пока я сидел на крыше своего бункера и умывался, глядя, как капралы Махкева и Дрейпер изучают карту местности, которая рассматривалась для возможного использования в качестве нового ПП. Во время изучения карты капрал Махкева начал говорить с нами о доме. Тогда это показалось странным, потому что в отличие от многих других морских пехотинцев, которые делились своими воспоминаниями о своих семьях и о том, откуда они родом, капрал Махкева хранил молчание о своих индейских корнях племени [2] и о своем детстве в окрестностях Паркера, штат Аризона.

- Эй, Дрейпер, какой твой любимый ужин? Я имею в виду, если бы ты мог сейчас отведать любое блюдо в мире, какое бы ты выбрал?

- Думаю, я бы хотел поужинать в День благодарения. Знаете, большая жареная индейка со всеми приправами: начинка из каштанов, сладкий картофель, горох, печенье, подливка и много ледяного молока.

- Эй, Док, а как насчет тебя? Что бы ты съел, если бы у тебя был выбор?

- Думаю, я бы хотел побывать на традиционном клэмбейке в Новой Англии. Моллюски на пару, вишневые камни, лобстер, кукуруза в початках и ледяное пиво. По-моему, это было бы очень эффектно. Ладно, Вонючка, я знаю, ты хотел, чтобы кто-то из нас спросил тебя, что бы ты хотел съесть?

- Это просто. Жареную капусту.

Мы с Дрейпером переглянулись.

- Жареная капуста?

- Да, вы, ребята, ничего не знаете о настоящей еде. Моя мама готовит самую вкусную жареную капусту в мире.

Капрал Махкева подробно рассказал нам не только о том, как выращивали, поливали, пропалывали и собирали капусту, но и о том, как именно его мать отваривала капусту особым образом, а затем обжаривала ее в масле до золотисто-коричневого цвета, используя для жарки огромную чугунную сковороду. Образ дома для капрала Махкевы был мысленной картиной его матери, работающей на своей кухне, готовящей для него это простейшее блюдо - жареную капусту. То, как он описывал их дом, свою мать, ее скромную кухню и скудость его воображаемой еды, заставляло нас чувствовать вину за то, что мы желали так многого, но оставляло нас голодными от одной мысли об этом.

- Тебя что-то беспокоит, Вонючка?

- Нет, я просто думал о доме, вот и все. У меня осталось меньше трех месяцев до того, как я смогу покинуть Нам ради Мира и вернуться домой в Аризону. Я просто думал об этом, вот и все.

Штаб сержант Бейерс прервал наше общение, приказав капралу Дрейперу и мне надеть снаряжение и выдвинуться с пулеметом M60 в сторону LZ и ждать прибытия вертолета CH-46 после полудня. Мы должны были оставаться на позиции до тех пор, пока "птичка" не сбросит свой груз и не покинет район. Спускаясь вниз по склону, мы пробирались между зарослями кустарника, капрал Дрейпер шел с винтовкой и одним коробом с боеприпасами к пулемету, а я с пулеметом M60. По мере продвижения к нашей позиции мы проклинали дождь, спотыкаясь и скользя на покрытых грязью участках открытой местности, склона в сторону LZ.

- Господи, надеюсь, что CH-46 прилетит вовремя. Я только что привык к сухой одежде, а теперь снова промок до нитки. Который час?

- Сейчас только 14:30, и нам придется торчать здесь, по крайней мере, час. Но плюс в том, что нам не придется всю ночь дежурить на ПП, как Стинки.

Это было последнее слово, которое, как я помню, произнес капрал Дрейпер, когда мы остановились, застыв на середине пути, услышав неповторимый звук "бум, бум, бум", издаваемый тремя минометными выстрелами в быстром темпе.

- Выход! Выход! Всем в укрытие, в укрытие!

Как только наши громкие сигнал тревоги "выход" был подхвачены и эхом разнеслись по всей высоте, мы с Дрейпером нырнули в нашу наполовину засыпанную землей позицию и прижались к грязным стенкам окоп, выжидая драгоценные несколько секунд, оставшиеся до того, как вражеские минометные мины ударят либо рядом с нами, либо по нам.

Ба-бах…ба-бах…ба-бах.

Три прилетевших мины разорвались, ударив по южной границе LZ, подняв в воздух куски грязи, кусты и ветки. Шум от падающих обломков не успел затихнуть, как мы услышали повторный выстрел из миномета.

Бум, бум, бум.

- Черт, ты знаешь, что у них есть корректировщик, который прячется там и только что внес поправку. Будем надеяться, что они плохи в своем деле. Пригнись.

На этот раз три прилетевших мины ударили по южному склону горы не причинив вреда, но все же легли на полпути между нашей огневой позицией и LZ. Если бы минометчики СВА сместили прицел чуть левее, у нас были бы серьезные неприятности. Теперь мы знали, что, когда гуки внесут поправки от разрывов своих последних трех мин, у нас будет больше, чем средний шанс быть прибитыми там, где мы лежали, но все, что мы могли сделать, это оставаться ровно в своей норе и надеяться, что наша маленькая грязная нора обеспечит нам всю ту защиту, о которой мы двое из нас безмолвно молились.

Ба-бах…ба-бах…ба-бах.

Я ждал, что кто-то обязательно крикнет "сюда санитара", но было тихо. К счастью, от минометного огня никто не пострадал, но мы видели, что взрывы срубили несколько больших деревьев и разворотили землю, оставив на ней дымящиеся пятна. Только благодаря абсолютной удаче и хорошей конструкции наших бункеров не было нанесено большего ущерба.

Минометчики СВА наглядно продемонстрировали свою способность подкрадываться к нашей позиции на высоте, но нас волновал вопрос, когда они откроют огонь снова. Шестнадцать пар ушей напряженно вслушивались, ожидая уловить тревожный звук, который заставит нас упасть на землю, но единственным звуком были непрекращающиеся шум дождя. Возникшая передышка означала, что минометчики СВА либо взяли в руки оружие, чтобы переместиться, предвидя наш ответ в виде артиллерийской поддержки, либо просто разыгрывают нас, давая понять, на что они способны.

Так же внезапно, как прекратился минометный обстрел, раздался треск пулеметного огня, а затем свист пуль, пролетевших над нашими головами и вонзившихся в окружающие деревья, заставивший нас с Дрейпером нырнуть в нашу мокрую нору.

- Черт, как же мы теперь отсюда выберемся?

- Ты видел, откуда стреляли?

- Да. Эта очередь зеленых трассеров шла с левой стороны того дальнего хребта. До них должно быть шестьсот ярдов (548,64 м). Ты сможешь поднять ствол " шестидесятого" над бруствером окопа?

- Думаю, да, просто наблюдай за тем местом, где, как ты думаешь, они находятся, а я постараюсь взять их на прицел.

Я установил пулемет M60 так, чтобы у меня был хороший шанс открыть ответный огонь по пулемету СВА, не слишком высовываясь. Капрал Дрейпер перебрался ко мне на левую сторону, помогая уложить ленту с боеприпасами, после чего, не двигаясь, мы стали ждать следующей очереди. Ожидание было недолгим.

Ленточка зеленых трассеров вылетела из-за края джунглей и врезалась в деревья над нашей норой. Я вложил пулемет в плечо и прицелился в то место, где появились трассеры и выпустив не более десяти патронов. Капрал Дрейпер корректировал мою стрельбу.

- Чуть по выше, и немного правее.

Следующей очередью я выпустил еще с десяток патронов по кустарнику вдоль дальнего хребта.

- Отлично, продолжай стрелять прямо по этому месту.

Следуя его целеуказаниям, я выпустил еще несколько коротких очередей по указанной цели, после чего стал ждать, что произойдет.

Бум... бум... бум...

- Ты слышал это?

- Да, это мы открыли ответный огонь по пулемету гуков. Надеюсь, они знают, как стрелять из этого миномета.

Дождавшись, мы услышали разрыва двух минометных мин, упавших где-то в джунглях, однако, судя по звуку и не наблюдая самих разрывов, мы определили, что мины упали в нескольких сотнях ярдов от намеченной цели. С высоты были выпущены еще две мины, но на этот раз разрыв был гораздо ближе к южному краю хребта.

-Они уменьшили дальность. Следующий раз, когда они выстрелят, они должны накрыть с пулемёт гуков.

Еще две мины были выпущены из нашего миномета в быстром темпе, но в этот раз можно было отчетливо наблюдать разрывы, когда они попали в край хребта. Затем еще пять мин были выпущены, чтобы накрыть местность.

- Эй, Док, Дрейпер, давайте сюда.

Капрал Махкева, направленный к нам с высоты для прикрытия нас огнем, укрылся за двумя бревнами и жестом дал нам знак отойти к нему. Капрал Дрейпер оглянулся на позицию Махкевы и сказал.

- Давай, Док, я буду прикрывать, а ты отходи.

Пулемет M60 весил двадцать фунтов, а задача взять его на руки и бежать по открытой, грязной земле была не слишком захватывающей. Но сейчас было не время спорить о том, кто будет первым. Как только я снял M60 с бруствера нашего окопа, Дрейпер начал вести огонь из своей M16 в направлении дальнего хребта. Это был для меня сигнал к движению.

Пригнувшись, стараясь не упасть, благодаря весу оружия, я побежал, спотыкаясь и скользя, к позиции капрала Махкевы. Я не успел преодолеть бревна, как капрал Махкева начал вести огонь, прикрывая капрала Дрейпера, который бежал следом за мной, в укрытие, которое обеспечивали нам два бревна.

- Они хотят, чтобы ты вернул пулемёт на высоту. CH-46 не вылетят из-за дождя. Давайте убираться отсюда.

Мы проделали обратный путь на вершину горы, не подвергаясь больше обстрелу со стороны СВА. О нашей ситуации сообщили по рации в Дананг, сказав, что из-за непрекращающегося ливня вероятность того, что мы сможем дождаться непосредственной поддержки с воздуха, равна нулю, как и видимость.

Единственная огневая поддержка, на которую мы могли рассчитывать, могла осуществляться из крупнокалиберных орудий в Анхоа, но нам сообщили, что они тоже заняты ведением огня для поддержки каких-то действий с участием батальона 7-го полка морской пехоты. Наиболее срочные запросы на артиллерийский огонь поступали к тем, кто нуждался в нем больше всего, а потребности пятнадцати морских пехотинцев и одного санитара, должно быть, не слишком высоко стояли в списке приоритетов. Нам велели подготовить себя и свои позиции к вероятной ночной атаке.

Гуки знали расстояние от минометной и пулеметной позиций до центра нашей вершины, но было неизвестно, решат ли они атаковать нас или будут ждать более подходящей цели, которая будет включать использование зоны высадки в качестве зоны поражения.

Не теряя время даром, мы готовились к ночи. Осколочно-фугасные и осветительные мины были разложены и подготовлены к применению. Наше индивидуальное оружие было разобрано, вычищено, собрано и размещено так, чтобы каждый морпех и его товарищ могли мгновенно добраться до него. Деревянные ящики из-под боеприпасов, в которых находились электрические подрывные машинки для мин "Клэймор", были открыты, и каждый ящик был проверен и перепроверен на готовность к немедленному использованию. Были даны распоряжения, напоминающие всем нам о соблюдении свето- и звукомаскировки, четко определены зоны ответственности. Каждая позиция была лично проверена сержантом. Если бы СВА собирались атаковать нашу вершину этой ночью, им пришлось бы сначала миновать два поста прослушивания, пройти через серию растяжек из ручных гранат и осветительных мин-ловушек, а затем прорваться через нашу замаскированную оборонительную линию из мин "Клэймор".

До конца светового дня оставалось немного времени, когда одна группа охранения из пяти человек была отправлена проверить наш периметр и осмотреть наши позиции, дабы убедиться, что мы хорошо замаскированы. Когда патруль вернулся, были внесены последние коррективы. Ничего не оставалось на волю случая.

К 18:30 четыре морских пехотинца, включая капрала Махкеву, отправились устанавливать посты прослушивания. Эти две группы должны были стать нашей первой линией обороны, в то время как остальные сидели и смотрели на дождь, ожидая, наблюдая и слушая.

Первые признаки присутствия северовьетнамцев появились в 23:00 в виде ритмичного постукивания бамбуковыми палочками.

Тук... тук... тук... тук...

Дрейпер подтолкнул меня. - Ты слышал это? Похоже, они вокруг нас. Посмотри на это!

Одна из осветительных гранат, замаскированная у границы зоны высадки, воспламенилась и превратила часть зоны высадки в туманную версию дневного света.

- Ты видишь там какое-нибудь движение?

- Нет, только не смотрите на свет. Когда он догорит, внимательно осмотри в ночной.

Осветительная граната сгорела примерно за пятнадцать секунд, и капрал Дрейпер осмотрел LZ, но никаких признаков движения не обнаружил.

- Интересно, от чего она сработала? Может, это был просто ветер?

Тук... тук... тук...

Звуки чьих-то шагов по грязи заставили нас обернуться, и мы увидели штаб-сержанта Байерса, стоящего на коленях позади нас.

- Вы двое в порядке?

- Без проблем. Есть новости от Махкевы о движении?

- Нет, они просто сидят там и ждут. Мы попробуем сделать пару залпов гранатами по тем парням с бамбуковыми палками. Сохраняйте спокойствие. Все очень хорошо справляются.

Стук бамбуковых палок периодически повторялся до конца ночи, и надо отдать должное морпехам на нашей вершине, что, несмотря на непрерывные удары "бархатного молотка", психологический срыв, на который рассчитывали северовьетнамские солдаты, так и не проявился в виде стрельбы из оружия или крика от страха в ожидании чего-то большего. Стук бамбуковых палок временно замолкал, когда в дождливую ночь раздавались взрывы трех или четырех гранат, но они начинались снова стучать, только с другого места. Мы провели остаток ночи, выглядывая из своих нор, в ожидании...

- ПП возвращаются, док.

- Который час?

- Сейчас около 06:00. Света достаточно, чтобы сварить кофе до прихода Вонючки. Это будет его мучить его совесть.

- Я, наверное, заснул после 04:00, это последний раз, когда я слышал взрывы гранат.

- Не беспокойся об этом. Ничего не случилось после того, как они произвели последний залп.

Капрал Махкева присоединился к нам после того, как обе группы постов прослушивания доложили штаб-сержантам о том, что они видели и слышали в течение долгой ночи.

- Вам, парни, повезло, что вас там не было, чувак. Мы слышали, как гуки ползали по склону холма. Они замирали каждый раз, когда раздавался взрыв гранаты. Интересно, попали ли мы в кого-нибудь из них?

- Держи, Вонючка, как ты нам и обещал, помнишь? Выпей горячего кофе.

- Боже, теперь мне действительно не по себе. Я думал об этом всю ночь.

- О чем они говорили на докладе?"

- Говорили, что запросили срочное пополнение запасов 60-мм мин "HE"[3] и "ilium"[4], и эта птичка должна прибыть сюда в 08:00.

- Они хотят, чтобы мы притащили M60 вниз к LZ?

- Нет, они сказали, что будет достаточно сопровождающих птичек, которые смогут обработать местность, если CH-46 попадет под обстрел с земли.

- Да, я тоже слышал это раньше. Пока идет дождь, не рассчитывайте на помощь с воздуха.

Ближе к 09:00 мы услышали рокот вертолетных лопастей, рассекающих воздух, подняв голову, увидели, что два вертолета "Кобра" морской пехоты, сопровождающие CH-46, приступили к облету долины реки. Никаких признаков приближающейся "лягушки" по-прежнему не было, поэтому мы решили, что "Кобры" хотят проверить ситуацию на реке, прежде чем позволить CH-46 приземлиться в потенциально горячей зоне для выгрузки минометных боеприпасов.

- Окей, сорок шестой будет на палубе менее чем через пять минут. Я хочу, чтобы рабочая группа из четырех человек была наготове и могла выгрузить боеприпасы с этой птички. Вряд ли у нас будет много времени на то, чтобы возиться на LZ. Капрал Дрейпер, выберите трех морпехов в помощь.

Дрейперу не нужно было далеко ходить, чтобы указать пальцем, сказав.

- Ты, ты и ты, оставьте свое снаряжение здесь и идите со мной.

Те из нас, кто остался на вершине горы, наблюдали, как четверо морпехов из рабочей группы спустились к LZ, остановившись, подняли головы, глядя в небо на приближающийся CH-46. "Кобры" перестали кружить над нашей вершиной и переместились на несколько кликов к северу, высматривая внизу любые признаки противника. В этот момент NVA захлопнули свою ловушку.

Те из нас, кто остался на вершине холма, наблюдали, как четыре морских пехотинца из рабочей группы приблизились к LZ, а затем остановились, глядя в небо на приближающийся CH-46. Кобры" перестали кружить над нашей вершиной и переместились на несколько кликов к северу, высматривая внизу любые признаки врага. В этот момент NVA раскрыли свою ловушку.

Когда CH-46 выполнял заход на LZ, опустив хвостовую часть, из джунглей донесся тревожный звук "бум, бум, бум". Морские пехотинцы, находившиеся возле LZ, поглощенные звуками приближающегося вертолета, не могли услышать звук стреляющего миномета, но услышав наш крик - "Выход, выход!", упали на землю.

Морпех, поддерживавший связь с пилотом CH-46, передал тому, чтобы он прервал посадку, но время реагирования на сигнал было слишком коротким. Первые две мины легли на краю LZ, а третья угодила в джунгли. Следующая атака наверняка заденет вертолет.

Схватил свой Unit-1 я побежать вниз по склону к LZ, думая, что смогу использовать те же два бревна, которые капрал Махкева использовал для укрытия днем ранее, но по мере приближения к зависшему CH-46,1 я больше не мог различить звуки, издаваемые удаленным минометом СВА, и я никак не мог знать, что они выпустили еще три мины.

Последнее, что я помню, это лицо летчика CH-46 в шлеме, когда он накренил нос своей птички вперед и пролетел прямо надо мной. Инстинктивно я пригнулся, уклоняясь от летящей грязи, обломков и облака пыли, вызванного двухроторным вертолетом. Последнее, что я помню, это оглушительный грохот от разрыва первой минометной мины справа от меня, затем я почувствовал взрыв, когда меня накрыла ударная волна, возникшая от следующих двух мин, врезавшихся в землю менее чем в двадцати футах от меня, отбросив меня назад, на склон грязной горы...

- Эй, док, ты в порядке?

Я поднял голову и увидел капрала Дрейпера, стоящего на коленях рядом со мной в грязи, спросив его.

- Дрейпер, ты в порядке?

- Да, я в порядке, но тебя сдуло со склона горы. Мы в безопасности, здесь.

- Как долго я здесь нахожусь?

- Думаю, около пяти минут. Ты можешь двигать ногами?

Я понял, что произошло, и тогда мне стало не по себе от мысли, что я могу серьезно пострадать. Взглянув на свои руки, я увидел, что моя правая рука в крови, но я мог пошевелить пальцами. Я посмотрел вниз на свои ноги и тоже смог пошевелить ими. Однако я увидел, что через правую штанину брюк, выше колена, проступила струйка крови. Пытаясь оттолкнуться от земли, я почувствовал резкую боль в правом локте и боль, возникшую в правой ноге. В ушах все еще громко звенело, а меня тошнило.

- Кажется, мне понадобится твоя помощь, чтобы добраться наверх, Дэйв.

- Мы останемся здесь. "Кобры" вернутся, чтобы обстрелять минометные и пулеметные позиции гуков, а когда они закончат, мы вернем сюда CH-46 и заберем тебя.

Капрал Дрейпер оставался со мной на высоте, пока CH-46 не совершил посадку, и мне помогли подняться на борт и уложили на красное сиденье. Я увидел, что моя правая рука и рука и нога были забинтованы, а когда я опустил взгляд в левый нагрудный карман, чтобы проверить, на месте ли водонепроницаемая коробка из-под сигарет, в которой хранились пять инъекций морфия "Сиретт", то увидел, что клапан кармана моей рубашки был, расстегнут, а два пустых шприц-тюбика морфия были приколоты к воротнику...

CH-46, которым доставили меня с высоты 487, приземлился в госпитале Военно-Морской службы поддержки в Дананге. Меня вынесли из вертолета на носилках, привезли в отделение сортировки госпиталя и переложили на каталку, чтобы подождать, пока меня осмотрят, сделают рентген, а затем проведут операцию по удалению осколков минометной мины из моего лица, рук, правого локтя, правого бока и обеих ног. Когда я оказался в палате, мне наложили гипсовую повязку под прямым углом, предназначенную для иммобилизации локтя при одновременном наложении двенадцати проволочных швов[5], а также швы, наложенные в местах удаления осколков. Я знал, что мне повезло, что я не погиб, и благодарил за это Бога, но, лежа в комфорте чистой постели, вдали от опасности в долине реки Тхуонг Дык, я не мог не задаваться вопросом, что происходит на высоте 487.


[1] Medevaced

[2] Хопи — индейский народ, проживающий в резервации Хопи на северо-востоке Аризоны.

[3] Осколочно-фугасные (HE) - используется против личного состава и легкой бронетехники. Окрашены в серо-оливковый цвет, надписи на корпусе выполнены желтой краской.

[4] Осветительные (ILLUM) — используется в ночных миссиях, требующих освещения. Окрашены в белый цвет (в предыдущей кодировке красились в серый), надписи на корпусе выполнены черной краской.

[5] Металлический шовный материал, изготавливается из нержавеющей стали, титана, тантала, нихрома, кобальтового сплава и платины. Применяется в виде проволоки, скобок и клипс. Используется в травматологии, ортопедии и общей хирургии.