March 28, 2023

ДНЕВНИК РАЗВЕДЧИКА, 1970 ГОД Майор Брюс Х. Нортон, КМП США (в отставке) 14

13 СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ ФЛОТА В ДАНАНГЕ

БЕЗУСЛОВНО, не все из двадцати тысяч санитаров флота, служивших во Вьетнаме, проходили службу в сухопутных боевых частях морской пехоты. Многие были направлены на службу в полевые госпитали тыловых районов, некоторые служили на борту госпитальных кораблей ВМС, USS Repose[1] или USS Sanctuary[2], а другие провели свой командировочный срок в составе небольших отрядов MEDCAP (Medical Combined Action Program[3]), задачей которых было отправиться в сельскую местность Южного Вьетнама и предложить свои медицинские навыки людям, живущим в отдаленных деревнях. Но работа санитаров в тыловых госпиталях была не менее сложной и не более легкой, чем для тех из нас, кто служил вместе с морскими пехотинцами.

Один из крупнейших и наиболее известных военно-морских госпиталей во Вьетнаме располагался на окраине города Дананг и назывался во всем I корпусе "NSA, Дананг". Впервые я посетил NSA, Дананг, в декабре 1969 года, когда я был командиром разведгруппы в 3-й разведывательной роте. Об этом стоит упомянуть, хотя бы для того, чтобы дать более полное представление о том, какие обязанности могут быть возложены на санитара.

Я получил разрешение пойти в магазин оптики госпиталя в поисках пары очков для одного из бойцов нашей группы, младшего капрала Пола Кивени. Кивени сломал одну из двух своих пар очков, а нестандартный рецепт, который позволял Кивени хорошо видеть, не могли изготовить в небольшом 85-м эвакуационном госпитале армии в Фубае. Часовой полет на вертолете в Дананг дал мне возможность приземлиться в NSA и подать срочный запрос на несколько пар запасных очков для Старика". Если бы он потерял или сломал свою последнюю пару очков, мы бы потеряли его из нашей разведгруппы, пока не была бы изготовлена запасная пара очков. Его личная гордость и безжалостные насмешки, которые ему приходилось терпеть от своих товарищей по группе, когда он физически не мог бегать по джунглям, заставляли его как можно быстрее достать эти очки.

После того как "Хьюи" приземлился на одной из вертолетных площадок перед въездом в NSA, меня направили в оружейную комнату, где я сдал свой автоматический "Кольт" 45-го калибра и получил чек на пистолет. Выйдя из оружейки, я направился по указателям в магазин оптики госпиталя и передал просьбу Кивени о рецепте одному из дежурных медтехников. Я объяснил срочность просьбы. Он прочитал рецепт несколько раз и с улыбкой посмотрел на меня.

- Ты, наверное, шутишь, док. Я не думаю, что во Вьетнаме есть стекло достаточной толщины, чтобы воспроизвести этот рецепт, и я не думаю, что мы можем сделать пару таких очков здесь. Но мы можем позвонить в базу Камрань[4] и узнать, смогут ли они сделать это для нас. А чем, черт возьми, пользуется этот парень Кивени, собакой-поводырем? Если вы сможете вернуться через пару часов, у меня будет кое-какая информация для тебя, или я сделаю пару очков из бутылок из-под Колы.

Зная, что армейский "Хьюи", доставивший меня в Дананг, не будет вылетать обратно в Фубай до позднего вечера, у меня было достаточно времени, чтобы найти некоторых санитаров, с которыми я служил в военно-морском госпитале в Ньюпорте, штат Род-Айленд, до приезда во Вьетнам. Канцелярия административного отдела госпиталя была четко промаркирована, и вскоре я узнал расположение нескольких палат и нескольких отделений, где я мог найти старых друзей, которые, как я знал, были направлены в NSA.

Мне удалось найти трех санитаров, которые прослужили в NSA столько же, сколько я пробыл во Вьетнаме, и, к счастью, они были не на дежурстве. Они охотно согласились показать мне окрестности своего госпиталя. Санитары Дэвид Харрисон, Том Рихтер и Патрик Даффи были санитарами в идиллическом Ньюпорте, но за девять месяцев службы в NSA они увидели столько болезней, ранений, вопросов жизни и смерти, сколько и представить себе не могли.

После того как мы увидели, как хорошо живут эти санитары на втором этаже их казармы в «Батлер-билдинг»[5] без кондиционеров, мы начали нашу пешую экскурсию по госпиталю. Троим санитарам флота, было очень интересно узнать о моей службе в 3-й разведывательной роте. Но прежде чем рассказать им о жизни в 3-й ОРР, я хотел увидеть, где они служат, и какие обязанности были возложены на них как на постоянный персонал госпиталя.

Первым делом они хотели показать мне ежедневное меню госпиталя, которое было вывешено на доске объявлений внутри их душной общаги. После того, как я рассказал им несколько историй о том, как несколько дней подряд питался в джунглях холодными пайками, они решили, что стандартное меню госпиталя может произвести на меня впечатление, и они оказались правы. В меню на обед предлагались жареные креветки, запеченная ветчина и запеченная в духовке индейка, а также овощи в ассортименте, молоко белое и шоколадное и даже мороженое нескольких сортов. Вечером на ужин можно было выбрать стейк, курицу или рыбу с различными приправами. Если для кого-то это было слишком формально, можно было заказать гамбургеры, хот-доги и пиццу.

Тогда я сказал им, что их меню очень похоже на то, что мы обычно едим, когда выходим из джунглей и возвращаемся в Куангчи. Наш камбуз представлял собой фанерный навес с крышей из жести, а для удержания его на месте использовались мешки с песком и проволока. По периметру внешней стороны строения были прибиты сетки от мух, обеспечивающие обзор и вентиляцию. Один большой напольный вентилятор, выкраденный[6] из 3-го разведывательного батальона, стоял прямо перед входной дверью в камбуз и был установлен для того, чтобы мухи не залетали в помещение каждый раз, когда открывалась дверь с сеткой. На полу стояли два больших оцинкованных умывальника, в каждом из которых находился десятифунтовый (4,54 кг.) блок льда, который доставлялся ежедневно, чтобы любой морпех в роте, офицер или рядовой, мог по своему выбору выпить либо стакан ледяной воды, либо хлорную Kool-Aid. Наше простое меню было намного легче выбрать, чем запутанный набор из нескольких вариантов, который ежедневно вывешивали в госпитале NSA. Мы могли получить паек С, разогретый в кипятке, или совсем ничего. Когда Даффи упомянул, что служба поддержки флота воспользовалась услугами некоторых вьетнамцев для помощи в уборке по столовой, я сказал им, что мы тоже упростили процесс санитарии в полевой столовой, используя старую, но эффективную систему иммерсионных горелок[7] морской пехоты, и нам нужно было только окунать наши подносы из нержавеющей стали в кипящую горячую мыльную воду, а затем мы позволяли ветру делать всю сушку. Они смотрели на меня так, как будто я пришел к ним из каменного века.

Продолжая экскурсию по NSA, мне разрешили посетить две хирургические палаты, куда были направлены Харрисон и Рихтер. Каждая койка в палате была занята, в основном морскими пехотинцами, но было и несколько моряков и солдат, все они ожидали медицинской эвакуации в другой военный госпиталь, расположенный далеко от Вьетнама. Отложив лучшую часть экскурсии на потом, Даффи провел нас в свою рабочую зону - центр сортировки госпиталя. Здесь я смог увидеть, как осуществляется прием, сортировка и распределение большого количества поступающих раненых.

В центре сортировки NSA не было ощущения столпотворения, как это обычно бывает, когда вертолеты CH-46 или "Хьюи" морской пехоты с ранеными приземляются на площадке для медицинской эвакуации. Напротив, я мог спокойно пройтись по центру сортировки, когда он был временно пуст от пациентов, но полностью заполнен врачами, медсестрами и госпитальными санитарами, ожидавшими сообщения о прибытии санитарного вертолета. Тогда их день снова переворачивался с ног на голову в их обыденной борьбе за оказание жизненно важной помощи раненым. Именно выражение их лиц, а не их имена или внешние данные оставили такое неизгладимое впечатление. В месте, относительно свободном от грязи и сырости, в котором я жил, в районе, хорошо обеспеченном медикаментами и квалифицированным персоналом, каждый член бригады сортировки выглядел счастливым. Я могу только поверить, что они видели так много боли и так быстро справились со своими личными чувствами, что последние эмоции, которые они могли выплеснуть, проявлялись в ежедневном удовольствии от того, что они делают то, что умеют лучше всего - спасают жизни.

Мы покинули отделение сортировки и отправились в столовую, где собрался медицинский персонал госпиталя и амбулаторные пациенты. Пациенты были одеты в пижамы пудрово[8]-синего цвета и белые халаты. Атмосфера была не иначе как развлекательной. Они наслаждались таким качеством ухода, питания и товарищества, какого, вероятно, не испытывали уже несколько месяцев, и во многом за это отвечали санитары. Я зачарованно наблюдал и слушал за тем, что происходило вокруг меня. Мне хотелось, чтобы по возвращении в 3-ю разведывательную роту я мог пересказать все подробности морским пехотинцам из своего взвода. Они захотят узнать, какова на самом деле жизнь в так называемой цивилизованной обстановке NSA в Дананг.

Покончив с полуденным обедом, мы вернулись в магазин оптики, чтобы узнать, могу ли я вернуться в Фубай с новыми очками для Кивени. К моему разочарованию, я узнал, что только в военно-морском медицинском центре в Камрань-Бэй могут выточить правильные линзы для его очков, и что пройдет неделя, прежде чем мы сможем получить две пары. Когда до запланированного возвращения "Хьюи" на север оставалось несколько часов, меня отвезли в клуб военнослужащих NSA "Сэнд Бокс"[9] в качестве гостя Харрисона, Рихтера и Даффи.

Когда я только прибыл во Вьетнам, "клуб" 3-й разведроты в Куангчи был не чем иным, как морской контейнер "Конекс" ("Conex"), который использовался нашим офицером тыловиком для хранения нескольких дюжин ящиков теплого пива Carling's Black Label. Когда в октябре 1969 года 3-я разведрота перебазировалась на юг, в Фубай, нам разрешили пользоваться клубом для военнослужащих, который находился в ведении авиакрыла. Этот клуб, каким бы темным и грязным он ни был, считался на много лет лучше, чем старая коробка "Конекс", но ни один из этих спартанских клубов не мог сравниться с тем, что предлагалось в "Сэнд Боксе". "Сэнд Бокс" был с кондиционером, с ковровым покрытием по всей палубе. Там была современная стереофоническая система, светомузыка и полдюжины игровых автоматов. Сотрудники заведения подавали не только ледяное пиво и газировку по двадцать пять центов, но и разнообразные коктейли по тридцать центов за каждый. Их доставляли к вашему столику красивые молодые вьетнамки-хостесс. Воспоминания о нашей старой коробке «Конекс», наполненной теплым пивом, улетучились.

Время, проведенное за воспоминаниями с тремя моими старыми друзьями, прошло слишком быстро, и к 16:30 вечера, забрав из оружейной комнаты свой кольт 45-го калибра, я уже возвращался в реальность Фубая. Тогда я еще не знал, что пройдет пять месяцев, прежде чем я снова увижу кого-либо из своих друзей-санитаров, и при каких обстоятельствах.

Даффи упомянул, что госпиталь начали строить еще в 1965 году, и когда его двери только открылись, он мог принять всего 165 пациентов.

- Сейчас у нас более шестисот коек", - сказал он. А так же, что в госпитале прошли лечение более шестидесяти тысяч пациентов, и треть из этого числа – раненые в бою. Он предупредил меня, чтобы я не стал статистом.


[1] «Покой»

[2] «Святилище»

[3] Программа совместных медицинских действий

[4] Cam Ranh Bay – бухта Камрань

[5] Особняк в Вашингтоне, округ Колумбия, построенный Бенджамином Франклином Батлером. Он служил штаб-квартирой Госпитальной службы морской пехоты США и ее преемника Службы общественного здравоохранения с 1891 по 1929 год.

[6] "Dog Robber" ("Грабитель Собаки") - одобрительное прозвище того, кто что-то украл у другой военной части в пользу собственного подразделения

[7] Погружные газовые горелки

[8] Светло – синий с голубым.

[9] "Sand Box" - Песочница