April 19, 2023

ДНЕВНИК РАЗВЕДЧИКА, 1970 ГОД Майор Брюс Х. Нортон, КМП США (в отставке) 19

18.ДОЛИНА РЕКИ ТХУОНГ ДЫК (ПОВТОРНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ)

В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ИЮНЯ наша разведгруппа должна была вернуться в долину реки Тхуонг Дык, чтобы войти в состав оборонительной группы, которая должна была вновь занять позиции, для обороны радиорелейной станции и НП на высоте 487. Разведгруппы из других взводов роты также перебрасывались на место расположения НП после выполнения нескольких заданий, и прилагали все усилия, чтобы постоянно улучшать позиции на нашей небольшой горке. Теперь настала наша очередь, и мы надеялись, что когда мы приземлимся, то увидим, что наши первоначальные боевые позиции теперь выглядят как неприступная крепость.

Наш полет на НП был частью операции по высадке двух разведгрупп из нашего взвода в свои районы вблизи долины реки Тхуонг Дык. Будучи командиром одной из этих групп, 1-й лейтенант Корбетт планировал присоединиться к остальным членам своего взвода на НП после возвращения с четырехдневного задания. Нашей группе не требовалось присутствовать на обычном инструктаже перед отправкой, поскольку для нас не составляло труда обменяться мнениями с теми морскими пехотинцами, которым не терпелось поскорее покинуть высоту и вернуться в безопасное расположение роты в Дананге.

В ходе подготовки к нашему недельному дежурству на НП мне выдали новый 40-мм подствольный гранатомет, который крепился к цевью моей винтовки M16 и позволял стрелять не только стандартными 40-мм осколочными гранатами, но и осветительными и гранатами с газом CS на расстояние до трехсот метров. Получив несколько новых гранатометов, те из нас, кто носил их с собой на задание, получили дополнительную мощь к своим ограниченным огневым возможностям.

Мы вылетели в Тхуонг Дык рано утром, а к 08:00 обе наши разведгруппы были переброшены в свои районы, чтобы провести следующие четыре дня в поисках троп, которыми пользовались бойцы СВА, продолжая просачиваться в долину реки. Как только мы приземлились на высоте 487, то быстро выгрузили дополнительные запасы продовольствия, воды и боеприпасов из нашего CH-46 и перенесли их на вершину горы. С радостью мы обнаружили, что оборонительные позиции, которые мы оставили всего несколько недель назад, существенно улучшились. Глубокий бункер для боеприпасов, сделанный из бревен, земли и пустых ящиков из-под боеприпасов, обеспечивал гораздо лучшую защиту для нашего ограниченного запаса 60-мм минометных мин, а также нескольких ящиков ручных гранат, 40-мм гранат, мин "Клэймор" и боеприпасов к стрелковому оружию. К счастью, нам выдали один пулемет M60 с двумя дополнительными стволами и несколько ящиков с патронами M60. Оставленные нами боевые позиции на двух человек теперь были расширены и укреплены, для чего использовались брёвна из деревьев, спиленных при расширении LZ. Также были выкопаны запасные боевые позиции, а земля вокруг LZ была расчищена, что позволило улучшить обзор с вершины горы вниз к LZ.

Вскоре после того, как мы выгрузили свое снаряжение и расположились на своих боевых позициях, мы наблюдали, как штаб-сержант Мартин вышел с патрулем охранения в составе четырех человек, чтобы лично пройтись по окрестностям и отметить все улучшения, которые были внесены в план обороны нашей вершины. Одним из морпехов, встречавший наш прилетевший вертолет на LZ, был штаб-сержант Бейерс. Он и четверо морпехов из его взвода решили остаться с нами на неделю, чтобы помочь в обороне высоты, указать на многочисленные цели, которые они наметили, и показать нам место, где они заметили несколько групп солдат Северного Вьетнама, переправляющихся через реку Тхуонг Дык. Несколько часов спустя, когда сторожевой патруль вернулся на высоту, штаб-сержант Мартин подозвал нас к себе, и штаб-сержант Бейерс в краткой форме рассказал нам о том, что он и его люди наблюдали в течение прошедшей недели.

- Мы с штаб-сержантом Мартином только что вернулись из нашего небольшого турне по окрестностям, и вот подумали, что будет разумно, если я расскажу всем вам как можно больше информации о том, что мы видели и узнали здесь за последние пару недель. Сейчас нас здесь шестнадцать человек, включая трех связистов и дока. Как вы можете видеть, первоначальные позиции, которые некоторые из вас начали создавать, были доработаны другими морпехами, которые здесь дежурили. Мы чувствуем себя здесь в полной безопасности. Но на самом деле здесь не все так просто, как кажется. У меня две новости, хорошая и плохая, поэтому сначала я расскажу вам плохую.

Мы знаем, что у нас в расположении ходят разговоры о том, что наша рота выводится из игры, но я надеюсь, что среди вас нет настолько глупых, которые поверили бы, будто мы покинем Вьетнам в ближайшее время. Пусть гуки верят, что это правда. Им известно, что 1-я дивизия морской пехоты выводит свои войска из своих районов ответственности[1], поскольку наша разведка докладывает, что СВА с каждым днем все ближе подбираются к Данангу. К сожалению, мы находимся между СВА и Данангом. Это часть плохих новостей. Мы наблюдали, как СВА пытаются пересечь реку ниже нас, пешим порядком и даже на лодках ночью. У нас есть новое устройство, которое называется ПНВ[2] [прибор ночного видения], и оно очень помогло нам в определении мест ночной переправы. Этот огромный оптический прибор - это то, чем вы все сможете пользоваться, и тогда вы увидите, о чем я говорю". Учитывая рост активности СВА в районе слияния двух рек, мы можем предположить, что это лишь вопрос времени, когда гуки окончательно разозлятся настолько, что попытаются выбить нас с этой высоты. Это хорошая новость.

У нас есть более сорока мин "Клэймор", установленных на северной, восточной и западной сторонах нашей горки, и мы покажем вам их расположение и местонахождение пультов управления. Каждый раз, когда мы отправляли патруль на разведку, мы добавляли новые мины-ловушки и устройства обнаружения, которые предупреждали нас о возможных попытках прощупывания, которые гуки могут попытаться использовать против нас. Мы также установили два оптических прицела М49 для наблюдения за открытыми участками и обеими реками. У нас также есть ряд заранее намеченных целей, которые могут легко поразить дальнобойные орудия из Анхоа. Их можно легко уничтожить, просто запросив огонь по радиосвязи. Каждый день мы проводим три патруля вокруг вершины, меняя время выхода, и каждую ночь двое из вас будут выходить на пост прослушивания, вниз за LZ. До сих пор здесь было довольно тихо, хотя лагерь армейского спецназа за последнюю неделю дважды подвергался ракетному обстрелу со стороны СВА. Мы попросили перебросить сюда минометную секцию[3] "4-дубль"[4] с батареи "Виски" в Анхоа, чтобы обстреливать гуков на реке, но пока нет никаких известий от людей из тыла о том, одобрили ли нашу просьбу. Радиосвязь у нас очень хорошая. Мы можем общаться с нашими группами в джунглях без проблем. Здесь бывает жарко, так что оставайтесь в одежде, пейте много воды с солью и принимайте таблетки от малярии. На этом пока все. У кого-нибудь есть вопросы?

Вопрос, который больше всего интересовал всех, задал один морпех.

- Как близко гуки подошли к холму, штаб-сержант Бейерс?

- В течение последних трех дней мы наблюдали небольшие группы одетых в форму СВА, численностью не более десятка человек в каждой группе, которые вечером пытались форсировать реку. Их точка переправы находится не более чем в трех кликах от нас, и они знают, что мы здесь, потому что мы вызывали огонь 155 мм артиллерии по ним каждый раз, когда они переправлялись через реку. Наша самая большая проблема заключается в том, что нам требуется время, чтобы сделать выстрел из Анхоа и нанести поражение. СВА рискуют, зная, что мы не можем попадать в них каждый раз, когда они делают попытку, и именно по этой причине мы хотим, чтобы сюда прибыли минометы "четыре двойки". Если СВА попытаются пересечь реку днем, и мы поймаем их на этом, то крупные минометы могут нанести большой урон, но они могут оставаться здесь только в течение дня.

Сзади нашей группы раздался голос.

- Звучит неплохо, но что будет с нами после того, как эти парни с минометами уйдут?

В ответ прозвучало не совсем то, что хотелось услышать.

- За это тебе и платят, морпех.

На этой ноте наш неформальный инструктаж был окончен, и мы вернулись к своим обычным обязанностям по обустройству территории для нашего удобства и подготовке к ночлегу. Позиция, которую мне предстояло занять, была не более чем небольшой рукотворной норой, достаточно большой для двух человек и укрепленной несколькими слоями бревен диаметром три дюйма и деревянными ящиками из-под боеприпасов, заполненных грунтом. Тот, кто потратил время на строительство этого маленького бункера, скопировал его прямо из пособия СВА по устройству полевых укреплений. Он был затенен большим деревом и хорошо проветривался, а сверху на него были натянуты два резиновых пончо, чтобы сделать его водонепроницаемым. Один из последних обитателей был достаточно предусмотрителен и мудр, чтобы оставить после себя один рулон туалетной бумаги, который сохранился сухим благодаря тому, что был помещен в банку из-под кофе из столовой.

Моя позиция была расположена почти в центре высоты, причем это был бункер, расположенный ближе всего к LZ. Единственный пулемет M60 был установлен на крыше, потому что позиция смотрела на самую протяженную линию открытой местности, вниз по склону выступа горы и мимо зоны высадки. Вскоре после того, как я распаковал свое снаряжение, ко мне подошел штаб-сержант Бейерс.

- Док, я слышал от штаб-сержанта Мартина, что ты ходил с M60 несколько раз на боевые задание, когда служил в 3-й ОРР.

- Есть возражения по поводу того, чтобы оставить эту пушку там, где она есть? У вас, вероятно, было столько же времени для стрельбы из "шестидесятки", как и у остальных здесь, а я бы хотел, чтобы пулемет был у того, кто знает, как им пользоваться. Многие из этих парней совсем новенькие, и я хочу, чтобы у них был шанс выйти на ежедневное патрулирование.

- Я не против, но вы знаете, когда в последний раз стрелял пулемет?

- Я знаю, что из него никто не стрелял с тех пор, как я был здесь в крайний раз, боеприпасов в достатке, так, что, почему бы тебе не проверить его. Я вернусь после того, как поговорю со всеми на горке.

Разобрав пулемет, я провел остаток утра, очищая все его детали, прочищая каналы обоих стволов, затем смазал и собрал оружие. Собрав пулемет, я подошел к тому месту, где оба штаб сержанта вели наблюдение за берегом реки в поисках любых признаков неуловимых СВА. Я попросил разрешения провести пробную стрельбу из M60. Видимо, мысль о том, что их санитар просит разрешения на проверку пулемета, была забавной, потому что оба штаб-сержанта улыбнулись и сдержано рассмеялись, услышав, что я хочу сделать. Моя просьба была удовлетворена, после чего я попросил капрала Махкеву взять свою винтовку и пойти со мной на край LZ, откуда я планировал произвести пробную стрельбу из пулемета.

- Знаешь, эти два штаб-сержанта получают от тебя настоящий кайф, док.

- С чего ты так решил, Вонючка?

- Потому что большинство морпехов еще в лагере усвоили, что средняя продолжительность жизни пулеметчика во время боя составляет около десяти секунд. На этой чертовой высоте нет никого, кто хотел бы приблизиться к пулемету, кроме тебя. А теперь ты хочешь пойти и пристрелять эту чертову штуку.

- Будет довольно глупо, если нам придется применить его, а потом выяснится, что он не стреляет, верно? Я хочу свалить с этой горы через неделю и отправиться в Сидней, Австралия, Вонючка. Если для этого придется применить этот M60, то меня это нисколько не напрягает. А вот чего я хочу, так это чтобы ты мне помог. Будут возражения?

- Эй, расслабься, парень. Почему ты так переживаешь из-за того, что тебя немного подкалывают из-за этого пулемета?

- Ладно, Вонючка, раз ты спросил, то я тебе отвечу. Вы, ребята, думаете, что этот выход на НП с кучей новичков - не более чем семидневный отпуск по стране. Это не так. Первый сержант Жак целый день рассказывает нам о том, что случилось с ним в Бато, и почему так глупо располагаться каждую ночь на одной и той же горке. У нас здесь все точно так же. НП развернут с начала апреля, и гуки не дураки. Они знают, что мы здесь. Сейчас мы для них лишь маленькая заноза под седлом, но если мы притащим секцию минометов "четыре двойки", и они разнесут СВА к чертям собачьим, как ты думаешь, что будет с нами, когда эта секция минометов улетит после одного дня стрельбы? Вот что я тебе скажу: гуки поднимутся сюда и посмотрят, сколько нас осталось, чтобы удерживать эту гору, а потом попытаются надрать нам задницу прямо на ней. Вся проблема в том, что я не хочу покидать этот холм в зеленом резиновом спальном мешке. А ты?

Мой вопрос заставил капрала Махкеву задуматься о причинах моего беспокойства. В течение нескольких минут, пока мы шли вниз к LZ, он молчал. Впрочем, к тому времени его отношение изменилось.

- Ладно, док, значит, пока мы не снимемся с горы, мы с тобой, так? Я делю окоп на двоих с Дрейпером, и если дерьмо попадет в вентилятор, то ты знаешь, где мы, а мы знаем, где будешь ты.

- Вонючка, все, о чем я прошу, это чтобы ты побыл здесь и немного подстраховал меня на LZ, пока я сделаю около десяти выстрелов из этого пулемета. Не переживай о том, что я сказал раньше. Я просто хочу быть уверенным, что мы все выберемся отсюда, когда придет время.

Не было оснований беспокоиться, что звук M60 выдаст нашу позицию гукам. Морпехи, которые ранее находились на высоте, выпустили множество 60-мм осветительных мин, используя миномет, о чем свидетельствовало множество пустых деревянных ящиков из-под боеприпасов, поэтому звук "стартовой ленты" пулеметного огня только предупредил бы их о том, что на нашей позиции есть по крайней мере, один пулемет. Проверка заняла всего несколько секунд, и по возвращении в безопасное место на высоту, капрал Махкева занялся обустройством позиции, которую они с капралом Дрейпером будут делить в течение следующей недели. Поздно вечером нам сообщили, что минометная секция с 4 двойками, которую мы запрашивали ранее, должна была прибыть на нашу позицию утром следующего дня. Новость о том, что наша точка на вершине становится все более популярным местом, заставила каждого из нас в еще раз перепроверить обустройство своих позиций.

Жаркая и влажная погода июня была чрезвычайно прогнозируемой, и мощные послеполуденные грозы были частью этой картины. Постоянно сгущающиеся тучи на восточной стороне гор Тхуонг Дык к полудню превращались в огромные черные грозовые тучи, а к четырем часам дня первые раскаты грома и вспышки молний неслись на запад и обрушивали на нас ливневые потоки теплого дождя. Наш первый день на НП не стал исключением, а проливные дожди только усугубили нашу постоянную обязанность наблюдать за берегами реки в поисках признаков появления противника. К счастью, послеполуденные грозы быстро проходили через район, и хотя ветер и дождь давали некоторое временное облегчение от удушающей тропической влажности, температура возвращалась к норме вскоре после того, как грозы проходили. В это время те из нас, кто не находился в 50-процентной боевой готовности, писали письма родным и друзьям. После полудня, когда ливень начал подползать к нашей позиции, я ушел в свою маленькую нору, чтобы начать писать письмо.

Полевая почта позволяла нам отправлять письма домой, не оплачивая почтовые расходы. Нам нужно было только написать слово БЕСПЛАТНО[5] в правом верхнем углу любого конверта или открытки, а затем опустить его в знакомый оранжевый почтовый ящик для обработки и доставки в Штаты. Часто чистые и сухие письменные принадлежности и конверты были недоступны, но это, конечно, не мешало никому из нас использовать картонные боковые стенки от коробки из-под сухпая (C-рациона) или, при наличии, упаковку из-под шести бутылок пива. На этих картонных открытках было нацарапано как можно больше информации, а вместо марки обычно рисовался популярный символ мира. Из нескольких сотен открыток и писем, которые я отправил своим родителям, сестрам и друзьям, находясь во Вьетнаме, и которые я перечитывал впоследствии, я никогда не писал о возможных опасностях, с которыми мы как разведгруппа столкнулись или с которыми наша группа могла столкнуться в ближайшем будущем. Знаю, что я был не одинок в этом. Полагаю, что это происходило потому, что никто из нас не хотел заставлять домашних переживать сильнее, чем они и так уже переживали, поскольку ничего хорошего из этого не вышло бы. Как раз когда я писал одну из таких открыток из-под сухпайка "С", капрал Дрейпер заглянул ко мне в нору, чтобы навестить меня и выкурить сигарету.

- Штаб-сержант Мартин просил передать тебе, что завтра вечером мы дежурим на ПП. Он также сказал, что, похоже, сюда надвигается шторм, и завтра ночью он дойдет сюда.

- В прошлый раз, когда я был здесь и дежурили на ПП, мы почувствовали запах еды, которую готовили гуки недалеко от того места, где мы укрылись. Тогда мы передали по радио, что чувствуем запах, но ничего не произошло. Я просто не могу поверить, что мы так долго держали этот НП и что гуки не пытались взять эту гору. Будет большой удачей, если они попытаются сделать это завтра вечером.

- Эй, даже не думай об этом. Мне осталось всего два месяца до возвращения домой, и меньше всего мне хочется думать о том, что гуки припрутся сюда для серьезной перестрелки. Говорят, что завтра утром сюда действительно прибудет минометная секция с 4 "двойками", и мы должны организовать охрану LZ до прибытия вертолетов. Штаб-сержант Мартин хочет, чтобы завтра утром ты первым делом притащил M60 на LZ, а мы с Махкевой займемся тобой и оружием.

- Я думаю, что дождь скоро закончится. Схожу за Махкевой, и мы вместе приготовим еду. Спасибо за дым.

В начале вечера мы с капралами Дрейпером и Махкевой использовали неглубокую ложбину перед моей позицией, чтобы скрыть голубоватое свечение от жаровых плит, которые мы использовали для приготовления нашего ужина. Пока мы доедали свой ужин, солнце появилось ненадолго, только чтобы показаться перед тем, как скрыться за западным горным хребтом, разделявшим границы Вьетнама и Лаоса. По мере того, как темнота медленно окутывала вершину нашей небольшого горы, мы заняли режим стопроцентной боевой готовности, каждый человек бодрствовал, был настороже и знал о вечерней задаче и пароле, который должен был отличить дружеский голос от вражеского.

Сидя неподвижно, мы дождались полной темноты и заняли половину позиции на высоте, дав возможность остальному личному составу поспать несколько часов, прежде чем другая половина приступит к своим обязанностям.

Ближе к полуночи я все еще бодрствовал и лежа, завернувшись в свое пончо, вспоминал все приятные истории, которые я слышал от морпехов, вернувшихся из отпуска в Сиднее. Их рассказы о достопримечательностях и звуках в районе города под названием Кингс-Кросс, о том, что все австралийские девушки были дружелюбными, красивыми и всегда хотели познакомиться с янки, были тем, о чем мечтают, и прошло всего несколько дней, прежде чем я оказался там и смог увидеть все это своими глазами.

Мое полусонное состояние прервал пронзительный крик морского пехотинца, раздавшийся не более чем в тридцати футах от меня.

- Господи Иисусе, - воскликнул кто-то. Кто это, черт возьми, был?

Я отбросил подкладку своего пончо в сторону, схватил свою сумку Unit-1 и выполз в кромешную темноту.

- Дрейпер, ты это слышал?

- А кто не слышал? Я думаю, кричали со стороны бункера с боеприпасами.

Я направился в сторону бункера и был встречен морским пехотинцем, который схватил меня за руку.

- Док, Дикерсон, это Дикерсон. Он говорит, что что-то укусило его за ногу.

- Где он?

- Он в этой дыре. Иди за мной, и я покажу тебе.

Когда я отыскал младшего капрала Дикерсона, он лежал на спине, раскачиваясь из стороны в сторону, очевидно, испытывая сильную боль. Я включил фонарик, и слабый свет красного фильтра осветил мне Дикерсона, стонущего и раскачивающегося взад-вперёд, при этом обе его руки крепко схватились за верхнюю часть внутренней поверхности правого бедра. Я развинтил фонарик и снял красный линзовый фильтр, чтобы лучше видеть.

- Дикерсон, что, черт возьми, случилось?

- Что-то укусило меня, док. Я не знаю что. Это могла быть змея или что-то еще.

- Убери руки и дай мне осмотреть.

Держа фонарик под подбородком, я взял из своего Unit-1 ножницы для перевязки и сделал разрез от колена штанины по направлению к бедру, а затем разорвал камуфляжные брюки, открыв область вокруг укуса. Начал формироваться большой красновато-синий рубец, размером с мяч для гольфа.

- Дикерсон, ты видел или чувствовали змею, или просто проснулись от боли?

- Я просто спал, а потом почувствовал боль от того, что что-то укусило меня за ногу. Тут я закричал и разбудил всех. Как ты думаешь, это укус змеи, док? Ты же не думаешь, что я могу сдохнуть от одной из этих ядовитых змей?

- Все, что я вижу, это то, что у тебя чертовски сильный след от укуса, но я не могу сказать по следам, действительно ли тебя укусила змея. Я останусь здесь и буду наблюдать за тобой, но мы с тобой оба знаем, что они пошлют птицу для экстренной эвакуации, только если тебе действительно станет плохо.

- Да, я знаю, но просто оставайся рядом и смотри, что со мной происходит, хорошо?

Я внимательно следил за жизненными показателями Дикерсона в течение получаса, а после того, как промыл рану сильным дезинфицирующим средством и дал ему несколько капсул Бенадрила, чтобы уменьшить отек, увидел, как он заснул глубоким сном. О случившемся сообщили по радио в роту, и они тоже согласились, что экстренная медицинская эвакуация Дикерсона не является срочной, если только у него не проявятся симптомы укуса ядовитой змеи или если он не впадет во внезапный шок.

Внезапный крик Дикерсона заставил всех на высоте оживиться, всем пришлось провести долгую и тревожную ночь, гадая, в чем причина переполоха, но только утром, когда один из приятелей Дикерсона начал переставлять несколько деревянных ящиков с боеприпасами защитного цвета возле их норы, вероятный виновник был обнаружен.

- Господи, посмотри на это!

Под одним из ящиков с боеприпасами лежали две огромные красно-желтые многоножки[6], свернувшиеся в клубок в попытке укрыться от света. Один из морпехов, обнаруживший сороконожек, протянул одной рукой свою фляжную чашку и затолкал двух насекомых в чашку, используя свой нож KA-BAR. Он положил коробку с сухпайком-C поверх своей чашки, а затем попросил любого из нас, стоявших поблизости, принести небольшой кусок пластиковой взрывчатки C-4 к месту, где он стоял. Он поджег C-4 и перевернул столовую чашку, позволив токсичному дыму и испарениям от горящей взрывчатки проникнуть в его ловушку. Через несколько минут он поднял чашку с мертвыми многоножками, и мы осмотрели каждую из них. Они были более десяти дюймов (25,4 см.) в длину.

- Взгляните на задницу этих тварей.

Он взял свой KA-BAR и, указав остриём на грозный набор черных клешней в хвостовой части каждой сороконожки.

- Вот что, вероятно, укусило Дикерсона, если мы нашли этих двоих, я готов поспорить, что просто передвинув пару ящиков с патронами, мы найдем еще много таких.

Две сороконожки были оставлены для демонстрации тем морпехам, которые решили раньше сбросить свои камуфлированные брюки ради более прохладных шорт с тигровыми полосками. Им достаточно было взглянуть на деловой конец двух сороконожек, чтобы быстро передумать и сменить форму.

Сразу после завтрака Дрейпер, Махкева и я собрали свое снаряжение, оружие и одну рацию PRC-77 и отправились на дальнюю сторону LZ, чтобы дождаться прибытия вертолетов, которые доставят на НП минометы "четыре двойки". Мы отыскали окоп на двух бойцов, в котором было подходящее место для размещения пулемета M60, и приступили к стандартной процедуре улучшения позиции. В течение часа мы углубили наш окоп, расчистили сектор огня впереди и натянули камуфляжное пончо над нашей позицией, чтобы обеспечить некоторое укрытие и тень от усиливающейся жары и солнечного света.

Около 09:00 Дрейпер ответил на вызов по рации и сказал:

- Ребята в бункере связи говорят, что четыре CH-46 прибывают с минометной секцией, и они будут здесь через тридцать минут.

Точно по расписанию мы наблюдали, как четыре сопровождающих вертолета "Кобра", ведущие CH-46, поднялись над нашей высотой и начали кружить над двумя речными долинами, которые проходили ниже нашей позиции. Не обнаружив никаких признаков недавнего передвижения противника и не подвергшись обстрелу с земли, три CH-46 начали приземляться по одному, чтобы выгрузить долгожданную минометную секцию с минометами "четыре двойки". Четвертый CH-46 доставил запас боеприпасов для минометной секции, который перевозился снаружи в сетке, подвешенной под брюхом. В течение нескольких минут наша маленькая LZ на вершине горы напоминала муравьиное гнездо, занятое активной деятельностью, связанной с осторожной выгрузкой этих людей, их тяжелых минометов и боеприпасов.

4,2-дюймовый миномет M30[7] пользовался заслуженным уважением как система вооружений, обслуживаемая пехотным расчетом и обладающая огромной мощью. Вес одного миномета составлял 672 фунта (304,81 кг.), дальность стрельбы - более 5600 метров, скорострельность - 18 выстрелов в минуту с последующим снижением до 3 выстрелов в минуту в течение всего времени, пока хватало боеприпасов. Каждая осколочно-фугасная мина весила двадцать семь килограммов, а выстрел из миномета производился простым опусканием мины в ствол, причем стабилизатором вниз.

Уникальность 4,2-дюймового миномета заключалась в том, что в отличие от 60-мм и 81-мм минометов, имевших гладкоствольные стволы, 4,2-дюймовый миномет имел нарезной ствол, состоящий из 24 спиралевидных нарезов, что обеспечивало большую устойчивость мины при полете. Увеличение дальности и точности стрельбы этого оружия по сравнению с его меньшими аналогами сделало его появление на позиции желанным зрелищем. Оставалось только пожелать, чтобы минометная секция осталась на постоянной основе.

Когда три минометных ствола были наконец установлены, список наших заранее намеченных целей, основанный на том, что мы вели наблюдение за активностью противника, был представлен офицеру, отвечающему за минометную секцию (OIC)[8]. Затем, Далее нам оставалось только ждать и наблюдать, пока эти хорошо подготовленные орудийные расчеты установят свои прицельные колышки[9] и настроят систему радиосвязи, и как они подготовят боеприпасы к стрельбе. Когда все приготовления были завершены, каждый минометный расчет произвел по три выстрела, "усадив" опорную плиту каждого миномета, после чего расчеты доложили командиру секции о готовности к стрельбе. Прибывшее минометная секция провела большую часть утра и второй половины дня, ведя огонь по всем заранее намеченным целям, которые попадали в веер дальности стрельбы 4.2-дюймового миномета, но не было зафиксировано ни одного случая повторного подрыва, и за все время, пока минометчики продолжали вести огонь, противник не был замечен.

Капралы Дэвид Дрейпер, Дональд Дж. Махкева и я провели день на нашей позиции, обеспечивая ту небольшую охрану, которую могли обеспечить два морских пехотинца и один санитар ВМС, вооруженные одним пулеметом M60 и двумя винтовками M16, для охранения нашего НП на высоте. Мы знали из нашего предыдущего боевого опыта борьбы с СВА в долине Ашау, что когда мы использовали артиллерийские средства поддержки с нашего НП и радиорелейной станции, то противник мгновенно отвечал ответным минометным огнем. Теперь, когда секция минометов морской пехоты "четыре двойки" покинула нашу вершину, мы понимали, что нам придется заплатить за то, что минометы подключились к нам, дабы разворошить осиное гнездо в долине реки Тхуонг Дык. Вопрос был только в том, когда, и ответ не заставил себя ждать.

К 17:00 три вертолета CH-46 морской пехоты сняли минометное подразделение с нашей высоты, оставив лишь несколько штабелей пустых деревянных ящиков из-под боеприпасов, которые мы быстро перетащили обратно на вершину и использовали для укрепления наших позиций. Большую часть дня минометчики вели огонь по предполагаемым местам скопления противника и переправам вдоль реки, но за все время обстрела мы не заметили никакого движения противника. Когда после полудня тучи стали темнеть, резкое изменение температуры, направления ветра и негромкие раскаты грома сообщили, что прогнозируемая гроза приближается к нам.

- Эй, док, ты готов?

Капрал Дрейпер стоял в ожидании снаружи моей маленькой норы, с винтовкой в руках, с нашей рацией PRC-77 на спине. Его лицо смотрело на полосу грозовых туч, безнадежно ища хоть какого-то просветления.

- Я готов, но как ты думаешь, стоит ли нам взять ночной прицел на ПП?

- Да, может и стоит. Эта гроза может пронестись всего за пару часов, и тогда мы пожалеем, что не взяли его с собой. Я уже проверил рацию, она в порядке.

- Хорошо, идем.

Проходя мимо позиции капрала Дрейпера, мы увидели капрала Махкеву, который открывал банку с пайком.

- Эй, Вонючка, постарайся сегодня не заснуть. Твой кореш говорит мне, что ты, можешь, съесть весь его рацион, пока мы будем на ПП.

- Надеюсь, вы, ребята, не испугаетесь и не прибежите звать меня на помощь?

- Не волнуйся, Вонючка, скоро придет твой черед, и ты, наверняка, будешь дежурить на ПП вместе с Дикерсоном. Ходят слухи, что он гомик и хочет провести ночь в лесу с индейцем.

- Убирайся к черту отсюда. Я приготовлю для вас кофе, когда вы придете.

- Увидимся утром, Вонючка. Оставайся сухим.

Эта короткая шутка с капралом Махкевой были крайними словами, что мы произнесли вслух, пока не вернулись утром.

Этот короткий шутливый разговор с капралом Махкевой был нашим последним словом до утреннего возвращения.

Спустившись с вершины холма мимо места, где располагалось миномётная секция, капрал Дрейпер повёл нас вниз, и мы медленно скрылись из виду в зарослях джунглей, начинавшихся за внешним краем площадки приземления. Держа его в поле зрения, не более чем в десяти футах перед собой, я следовал за ним, пока он без усилий пробирался между деревьями и зарослями кустарника к месту в нескольких сотнях ярдов от края LZ. Он остановился и указал на небольшое дерево, подав сигнал, что это место мы будем использовать в качестве ПП. Мы расположились рядом с деревом, установили между собой рацию PRC-77 и, положив винтовки M16 на колени, откинулись назад, готовые провести долгую ночь в качестве "ушей" для НП.

Дождь начал накрапывать, когда мы покинули вершину горы, и вместе с дождем усиливающийся ветер затруднял возможность отличить звуки природы от звуков, издаваемых человеком. Но все же мы напрягали слух, пытаясь уловить малейший необычный шум, который мог бы предупредить нас о присутствии врага. Первые звуки, издаваемые северовьетнамскими солдатами, начались ровно в 22:00.

Тук, тук...

Капрал Дрейпер толкнул меня в бок.

Тук, тук, тук... тук, тук...

- Звук похож на бамбуковые палочки, - прошептал я.

Тук, тук, тук...

- Там их целая куча.

Капрал Дрейпер был сообразительным и расположил трубку рации над левым плечом так, что единственным движением руки было касание клавиши трубки. Он дважды нажал на клавишу рации.

- ПП, это НП. Вы сейчас на Альфа-Сьерра [все безопасно]? Прием.

Капрал Дрейпер сознательно не ответил на вызов, чтобы предупредить НП, что происходит что-то серьезное. Его сообщение приняли.

- ПП, это НП. Если вокруг вас есть движение, нажмите кнопку на телефонной трубке один раз.

Капрал Дрейпер нажал один раз.

- ПП, это НП. Вы кого-нибудь наблюдаете? Дайте мне один "да" или два "нет"". Он нажал на трубку дважды.

- ПП, это НП. Мы слышим, как стучат палками. Вы тоже слышите этот звук?

Капрал Дрейпер нажал на трубку один раз.

-ПП, это НП. Если они находятся в пределах 50 футов (15,24 м.), дайте мне один. Дрейпер ответил одним нажатием на трубку.

-Если они ближе 25 футов (7,62 м.), дайте мне один.

Было почти невозможно определить, насколько далеко находится противник, но звуки не приблизились к нам, поэтому ответа не последовало.

- Вас понял, ПП. Где-то между двадцатью пятью и пятьюдесятью футами. Оставайтесь на своей позиции, пока вам не прикажут отступить. Прием.

Капрал Дрейпер дважды нажал кнопку на телефонной трубке, подтвердив сообщение и подав сигнал.

СВА наконец-то решили нанести нам визит на высоту 487, и, как это было принято у них и у нас, они использовали все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы скрыть свое продвижение. Темнота, гром и ветер сделали их приближение бесшумным, а затем дождь скрыл их следы. Они явно избегали любых контактов с нашими минами-ловушками, пока двигались вверх по склону холма. Их постукивание бамбуковыми палками служило трем целям: это заставляло их держаться на одной линии, пока они ползли вперед в темноте, и следить за позициями друг друга; это не позволяло нам узнать, сколько их там, четверо или сорок четыре; и, наконец, это заставляло наше воображение бурно работать, не зная, что они будут делать дальше.

Морпехи, находившиеся на высоте, под руководством двух штаб-сержантов, выполняли приказы. Они шепотом напоминали о дисциплине огня, о чем свидетельствовал тот факт, что никто не стрелял при стуке палок, а именно это и хотели проверить СВА. Это было противостояние. СВА не приближалась, но продолжали стучать палками, а морские пехотинцы на высоте оставались неподвижны. Почти...

Под командованием штаб-сержанта Мартина два морских пехотинца, каждый из которых имел по полдюжины ручных гранат, подкрались к краю склона и стали ждать на одной из запасных позиций, ожидая начала следующей серии стука палками. Как только они услышали Тук, тук, тук, каждый из них бросил по одной гранате, надеясь, что их цель окажется совсем рядом со звуком, что позволит гранатам скатиться вниз по крутому склону горы к невидимому противнику. Бросив гранату, они перемещались на другую сторону высоты и повторяли этот трюк. Взрывы гранат по периметру нашей горки, должно быть, заставили СВА пересмотреть свои планы, потому что стук палок смолк на всю оставшуюся ночь.

В течение всей дождливой ночи мы с капралом Дрейпером оставались на позиции, пока из бункера связи нам не сообщили, что нужно отходить к НП. Тем не менее, мы дождались рассвета, чтобы хорошо видеть, прежде чем отойти к нижней границе посадочной площадки, после чего остановились, внимательно изучая открытый, влажный участок земли между нами и вершиной горы.

- Как ты думаешь, гуки оставили кого-нибудь в тылу?

-Я так не думаю, но единственный способ узнать наверняка - это держаться ближе к кустам и не высовываться.

- Ты пойдешь вперед, а я буду прикрывать тебя. Когда остановишься, повернись и прикрой меня.

- Давай так и сделаем.

Используя такой "рваный" способ передвижения, прикрывая друг друга, мы преодолели короткий путь обратно до НП, доложив о своем возвращении на базу штаб сержанту Мартину, где каждому из нас вручили по чашке горячего кофе.

- Что ж, добро пожаловать домой, джентльмены. Судя по вашему виду, это была длинная, промозглая ночь. Возможно, для вас двоих это было слишком опасно. Хорошая работа.

- Как вы думаете, насколько близко они были, штаб-сержант Мартин?

- Может быть, в тридцати ярдах (27,43 м.) от края склона. Думаем, мы могли задеть пару из них, бросив несколько гранат, но точно не знаем. Следов крови нет. Вы видели какие-нибудь признаки их присутствия, когда возвращались сюда?

- Нет, мы просто слышали, как они стучат палкой о палку, решив, что нам лучше быть на месте, чем здесь, на высоте. Они не проходили мимо нас, решив уйти, но я бы не стал использовать то же место для сегодняшнего ПП. Кстати, кто пойдет на этот раз?

- Капрал Махкева и Гейбл. По прогнозам, дождь будет идти весь день и ночью тоже.

- Вы уже сказали Махкеве?

- Нет, я подумал, что один из вас двоих может сообщить ему эту новость.

- Спасибо. Он должен был ждать нас с кофе. Мы сообщим ему новость деликатно. Что-нибудь еще?

- Да, в 15:00 сюда должна прилететь птичка с пополнением, чтобы завезти батареи и боеприпасы. Убедитесь, что M60 заряжен, и доставьте его на LZ к 14:30.


[1] TAORs

[2] NOD - night observation device

[3]Минометная секция (mortar section), состоит из двух минометных расчетов (2 минометов и 6-10 бойцов). Отвечают за подготовку миномета к стрельбе и так же должны уметь вести стрельбу без данных центра управления огнем, в роли вычислителя выступает командир расчета, у которого есть соответствующие навыки и оборудование для подготовки данных для стрельбы.

[4] "4-deuce" – Тяжелый, нарезной, миномет M30 калибра 106,7 мм (4,2 дюйма, или "Четыре двойка") В канале ствола выполнено 24 правосторонних нареза с длиной хода 2130 мм, т. е. на всей длине нарезной части ствола каждый нарез делает примерно 0,6 полного оборота. Этого достаточно для придания мине вращения, стабилизирующего ее на траектории. Миномет – дульнозарядный, расчет 5-6 человек.

[5] FREE

[6] Вьетнамская сколопендра (Scolopendra subspinipes), гигантская многоножка ("сороконожка"), помимо мощных лап это насекомое обладает мощными ногочелюстями, она вонзает их в жертву и впрыскивает яд.

[7] ТТХ: Масса в боевом положении, кг: 305 (с поздним вариантом сварной плиты и прицелом М53); Длина ствола, мм: 1524 (14,3 калибра); Начальная скорость мины, м/с: 293; Максимальная дальность стрельбы, м: 5650; Боевая скорострельность, выстр./мин: максимальная: 18-25, практическая: 6-9; Угол горизонтальной наводки без перестановки связи: +/- 7,0°; Расчет, чел.: 5-6

[8]officer incharge

[9] При отсутствии четких ориентиров выставляются искусственные точки наводки «вешки», днём или ночью (с подсветкой), либо универсальная точка наводки - коллиматор на треноге.