December 13, 2019

Редактура рассказа I. Мусор

В конце этого текста вы разочаруетесь во мне, как в писателе. Мне придется сделать то, на что решаются немногие — показать первый черновик рассказа.

Это короткий рассказ. Я написал его на одном дыхании, и, пока пальцы стучали по клавишам, щеки мои горели. Это правдивая история, которая произошла со мной в Барселоне.

Текст очень сырой и по нему нужно пройтись, причем несколько раз — сначала избавлюсь от мусора, сожму рассказ в более плотную структуру, затем раскрою сцены через детали и действия. Мы займемся всем этим в ближайших заметках.

Не буду подробно разбирать ошибки, повторы, мелкий мусор и сосредоточусь на крупняке — тяжелых конструкциях, клише и мутных фразах. Это консервные банки, пластиковые пакеты и рыболовные сети, в которых запутываются наши рассказы:

Красным я отмечаю то, что можно убрать. Это ненужная болтовня и уточнения, из-за которых теряется физическое ощущение колючек. Из второй редакции также убираю острую щетину, твердые и черные. В проволочной щетине уже есть острота, но само слово острая почему-то ей мешает.

Желтым отмечаю то, что можно усилить. Я уже понимаю, что описание должно быть более сжатым и колким. Пока удаляю последний абзац и двигаюсь дальше:

Мне понравилось про боль от прикосновения к одежде — это достоверная деталь, которую я вспомнил вместо прикасаясь ладонью к чему-либо.

Чтобы подчеркнуть, что герой рассматривает ладонь вблизи, я подробнее описал сами колючки. В этот небольшой абзац ужалось много деталей.

Во второй редакции появилась еще одна деталь — слово глохидии, которое застревает в горле. Это, конечно, не чеховское ружье, которое прячется в начале, а потом выстреливает в конце, но похоже на дурное предчувствие событий, которые произойдут дальше в рассказе.