Крупицы веры
January 23, 2021

Псалом 37 (шестопсалмие) - общедоступное изъяснение.

Псалом́ Дави́ду, в воспомина́ние о суббо́те, 37
Первая половина этого надписания понятна, она указывает на принадлежность этого псалма Давиду, как автору: вторая половина, по своей краткости недостаточно ясна и понятна. Впрочем, толковники все согласно выражение «о суббо́те» понимают не буквально, а в духовном или переносном смысле, разумея под субботой покой и успокоение. Не все только согласны между собою в том, какой покой или какое успокоение нужно разуметь здесь.

Св. Афанасий разумеет успокоение от житейских несчастий, которых у Давида было немало, а блж. Августин – успокоение совести, возмущенной грехом. Но оба эти мнения не только не исключают одно-другое, но взаимно одно другим восполняются. Давид, подвергаясь в жизни различным огорчениям и бедствиям, смотрел на них, как на следствие своих грехов, считал их наказанием за свои грехи, поэтому, когда получал покой от несчастий, (когда несчастия для него прекращались), всякий раз вместе с этим получал и успокоение совести. Таким образом, полная мысль надписания будет: псалом Давида (написан) в воспоминание или в память успокоения его, (Давида), от несчастий и наступившего затем успокоения возмущенной грехом его совести.

В этом псалме Давид оплакивает свое тягостное положение среди воздвигнутых против него гонений и постигших его несчастий и вместе с тем выражает свою глубочайшую скорбь о содеянных грехах, послуживших причиною этих житейских невзгод.

2. Подвергаясь в жизни многим тяжким оскорблениям и бедствиям, и считая их праведным наказанием Божиим за содеянный им грех, Давид, прежде всего, молит Бога о том, чтобы Он, по крайней мере, не наказывал его со всей строгостью Божественного правосудия: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Этими словами пр. Давид просит не о том, чтобы Бог совершенно освободил его от обличения и наказания, так как он сам же в другом месте говорит: блаже́нъ человѣ́къ, его́же а́ще нака́жеши, Го́споди (Пс.93:12); он просит только, чтобы заслуженное им обличение и наказание Божие не было соединено с раздражением, (яростью) и гневом.

Выражение это нельзя, однако, понимать буквально, в том смысле, что Богу свойственны чувства ярости, гнева, нет, Божие все свободно от раздражительности и всякой другой страсти. И если псалмопевец употребил такое выражение, то это значит только то, что он для большей ясности о Божеских свойствах и отношениях к нам выражается человекообразно, применительно к пониманию человека, подобно тому, как мы, например, обращаясь с нашею речью к иностранцам, стараемся употреблять их природный язык, чтобы быть для них понятными; или говоря, например, с детьми, стараемся подражать им в выговоре и картавим подобно им с той целью, чтобы быть для них более понятными.

3. Испросив себе у Бога обличение и наказание за грехи милостивое и снисходительное, вместо строгого и беспощадного (ибо обличение с гневом и яростью значит обличение строгое и беспощадное), Давид изображает далее всю тяжесть своих грехов и вместе жалкое положение свое среди многих и разнообразных бедствий. Этим он объясняет причину, побудившую его просить себе у Бога суда милостивого и снисходительного; он как бы так говорит: не наказывай меня, Господи, со всею строгостью Твоего правосудия, потому что Твои наказания (в виде различных бедствий) и теперь уже, как стрелы, поражают меня: Я́ко стре́лы Твоя́ (скорби и несчастии, Тобою мне посланные) унзо́ша во мне́, и утверди́л еси́ на мне́ ру́ку Твою́, т.е. вонзились в меня, поражают меня в сильнейшей степени. И свою карающую руку, т.е. причиняющую мне эти бедствия, Ты направляешь против меня постоянно и непрерывно, Ты как будто утвердил ее на мне утверди́л еси́ на мне́ ру́ку Твою́. Выражение стре́лы унзо́ша во мне́ образное, образ речи взят от стрелы, которая сильнейшую боль причиняет в том случае, когда не просто поражает тело или причиняет рану или царапину, но вонзается в тело и остается в нем.

4. По причине моих грехов (от лица́ гре́х мои́х) и вследствие твоего правосудного гнева (от лица́ гне́ва Твоего́) за них я (говорит Давид) теперь доведен моими несчастиями до такого состояния, что уже нет более облегчения (исцеле́ния  – врачевания) страданий для моей плоти и успокоения для моих костей: (не́сть исцеле́ния в пло́ти мое́й от лица́ гне́ва Твоего́, не́сть ми́ра в косте́х мои́х от лица́ гре́х мои́х.) Эти два выражения, совершенно однозначащие по содержанию, псалмопевец употребил для усиления речи, а именно чтобы показать, что все его существо, весь его организм потрясен несчастиями до основания, до костей.

5. И виной всему этому я сам, (как бы так говорит далее Давид) или точнее – мои собственные беззакония, которые до такой степени умножились, что поднялись выше моей головы (т.е. я погряз в них с головою): яко (потому что) беззако́ния моя́, говорит он, превзыдо́ша (превысили, превзошли) главу́ мою́,  и теперь тяготеют надо мною, как невыносимо-тяжкое бремя: я́ко (как) бре́мя тя́жкое отяготе́ша на мне́, потому что следствием их (беззаконий) являются бесчисленные несчастия.

6. И эти последние несчастия (славянское – ра́ны), потому самому, что являются следствием моего собственного греха, (по-славянски безу́мия), для меня особенно гнусны и отвратительны возсмерде́ша и согни́ша ра́ны моя́ от лица́ безу́мия моего́, говорит Давид, т.е. вследствие моего греха (от лица́ безу́мия) несчастия мои, так сказать, смердят и гноятся (как струпы).

7. От этого я бедствовал в своих несчастиях сугубо, продолжает он, я страдал так, что под тяжестью своих страданий сделался согбенным и, так как при этом еще уязвляла меня совесть, то я вседневно ходил сетуя или целые дни проводил в сетовании: пострада́х и сляко́хся до конца́, ве́сь де́нь се́туя хожда́х, т.е. я страдал и сделался согбенным (сгорбился), вседневно ходил сетуя.

8. Ближайшую причину всего этого Давид указывает далее в своем нечестивом плотском пожелании, разумея, вероятно, беззаконный брак свой с Вирсавиею, женою Урия, так как это преступление его действительно, по словам пр. Нафана. было для Давида началом бедствий: теперь не отпустит меч от дома твоего во век за то, что ты уничижил Меня (т.е. Бога), и взял жену Урии Хеттеянина и усвоив ее себе в жену (2Цар. 12,10), так сказал, по повелению Божию, пр. Нафан Давиду, после того, как последний совершил этот грех. Намекая на это, Давид говорит далее: (я так сильно и много страдал) потому, что (яко) ля́двия моя́ напо́лнишася поруга́ний, т.е. внутренности мои (ля́двия, чресла и что внутри их, т.е. почки) исполнились нечестивых пожеланий или похотей (поруга́ний – собственно насмешек: беспорядочная плотская похоть для высокой и благородной природы человека действительно есть поругание, насмешка.  не́сть исцеле́ния в пло́ти мое́й т.е., и нет уже здорового места в теле моем, весь организм мой поврежден.

9. Вообще своими беззакониями я (говорит о себе Давид), был угнетен, поруган и унижен до крайности: (Озло́блен бы́х и смири́хся (унижен) до зела́, – и потому, от великой скорби сердца моего, я не просто сетовал и грустил о своих беззакониях, но из глубины груди моей вырывались столь сильные стоны, что я представлялся рыкавшим, издававшим рев на подобие льва: рыка́х от воздыха́ния се́рдца моего́.

10. Впрочем, Ты, Господи, как всеведущий, Сам знаешь эти мои вздохи, (как бы так говорит далее Давид): Го́споди, пре́д Тобо́ю все́ жела́ние мое́ и воздыха́ние мое́ от Тебе́ не утаи́ся, т.е. Господи, в Твоих глазах (пред Тобою), след. Тебе известно мое желание, и вздохи мои для Тебя не тайна. Этими словами Давид выражает мысль, что, находясь среди несчастий, он не решается высказывать перед Богом своих желаний, потому что Он как всеведущий Сам знает его нужды и желания (какой высокий пример для каждого из нас!), и потому, вручая себя всецело в Его святую волю, продолжает далее описание своих несчастий.

11. Под влиянием угрызений совести, возмущенной грехом, сердце мое, (говорит Давид) пришло в смущение се́рдце мое́ смяте́ся, – и сила моя, (сила воли и сила телесная) надломленная всякого рода страданиями, оставила меня: оста́ви мя́ си́ла моя́҆. Утратив силу воли и крепость телесную, потеряв спокойствие совести, (или имея смущенное сердце: се́рдце мое́ смяте́ся), я впал в малодушие и проливаю обильные слезы. И от обилия горьких слез, ежедневно мною проливаемых, не стало света, (блеска) в очах моих, (очи мои помрачились) и све́т о́чию мое́ю, и то́й не́сть со мно́ю.

12. Далее Давид указывает на то, как относились к нему его друзья и родные, когда он находился в таком несчастии. Именно: несчастия мои, говорит он, вооружили против меня моих друзей и родных: Дру́зи мои́ и и́скреннии (родные) мои́ пря́мо мне́  (против меня) прибли́жишася (пошли) и ста́ша (восстали), – и вообще удалились от меня мои ближние: и бли́жнии мои́ отдале́че мене́ ста́ша, – те, которые были мне близки теперь, в дни несчастия, стоят вдали от меня.

13. И однако же, несмотря на то, что все меня покинули, враги мои не могли погубить меня, хотя и искали моей смерти; и это потому что моим защитником был Сам Бог: и нужда́хуся и́щущии ду́шу мою́, говорит Давид, те, которые искали моей смерти (и и́щущии ду́шу мою́) с усилием старались, все силы напрягали (нужда́хуся в переводе с греческого значит – из сил выбивались), к этому (но напрасно, как показывает история). Искавшие мне зла и и́щущии зла́я мне́, т.е. старавшиеся погубить меня (и, не погубившие, ограничивались тем, что) говорили обо мне всякую ложь глаго́лаху су́етная, и каждый день они замышляли новые и новые козни против меня: и льсти́вным ве́сь де́нь поуча́хуся, т.е. вседневно учились козням, ежедневно упражнялись в коварстве.

14. Но я, говорит пророк Давид, на все эти приготовляемые мне козни и распускаемые обо мне клевету отвечал молчанием, я как бы не замечал их. А́з же я́ко глу́х не слы́шах и я́ко не́м не отверза́яй у́ст свои́х, я же, как глухой не слышал и как немой не открывал уст (для ответа).

15. Вообще я поступал как человек ничего не слышавший и не имевший ничего сказать в обличение своих врагов и бы́х я́ко челове́к не слы́шай и не имы́й во усте́х свои́х обличе́ния. Так действительно, по свидетельству книг Царств, поступал пр. Давид в отношении Авессалома распускавшего в народе клевету о нем как о неправедном судии, так поступал он и в отношении Семея произносившего против него ругательства и проклятия.

16 и̑ 17. Далее пр. Давид указывает и самые причины, по которым он так безропотно и молчаливо переносил ругательства своих врагов. Первая причина состоит в том, что пр. Давид надеялся на то, что Сам Господь защитит его от врагов яко на Тя́, Го́споди, упова́х, говорит о себе пр. Давид, т.е., я был как бы глух и не открывал уст своих против врагов, потому что (Я́ко) надеялся на Тебя, Господи, что Ты́ услы́шиши, Го́споди Бо́же мо́й, яко ре́х, т.е. что Ты услышь то, о чем я говорил, – именно: чтобы не порадовались когда-либо мои враги моей погибели и чтобы не стали они высокомерно выражать свое злорадование, когда нога моя поколеблется: врази́ мои́: и внегда́ подвижа́тися нога́м мои́м (и в случае, если бы ноги мои поколебались на пути добродетели), на мя́ велере́чеваша (не выражали в высокомерных словах свое злорадование). Так молился Давид Богу не, потому что-бы страшился смерти от врагов, – нет! – он сам говорит о себе далее: яко а́з на ра́ны гото́в; он желал избежать погибели от своих врагов для того, чтобы не дать последним повода к высокомерию, чтобы они не величались своими успехами в борьбе с ним и не стали говорить, что не́сть спасе́ния eму́ (Давиду) в Бо́зе eго́ (Пс. 3, 2).

18. Вторая причина, почему пр. Давид не отвечал на оскорбление своих врагов, состоит в том, что он (Давид), считая эти оскорбления справедливым наказанием от Бога за свои грехи, всегда готов потерпеть их, потому что всегда, постоянно сознает свою греховность: яко а́з на ра́ны гото́в, говорит о себе Пр. Давид, потому – что всегда сознаю свою слабость (немощь), свою греховность: и боле́знь моя́ пре́до мно́ю е́сть вы́ну, т.е. грех мой (так как грех действительно есть болезнь души), всегда в моем сознании, в моей памяти.

19. А так как грехи мои постоянно в моей памяти я не могу забыть их, потому что постигающие меня за них несчастия непрерывно мучат и беспокоят меня, то я не буду скрывать моих грехов, сам буду говорить о них яко беззако́ние мое́ а́з возвещу́ и сам же буду прилагать старание к врачеванию своего греха: и попеку́ся о гресе́ мое́м.

20. Слова этого стиха и дальнейшие служат заключением настоящего псалма, в котором (в заключении) Давид снова повторяет, что враги его укрепились и умножились, не смотря на то, что он со своей стороны делал им только добро, и еще раз молит Бога о том, чтобы Он не оставлял его без своей помощи. Вра́зи же мои́ живу́т, – между тем (же) враги мои не переводятся, а имеют силу (живу́т), а я в сравнении с ними слаб, – и укрепи́шася па́че мене́ потому что число ненавидящих меня умножается: и умно́жишася ненави́дящии мя́ без пра́вды – и число напрасно ненавидящих меня умножилось (без́ пра́вды т.е несправедливо или без всякого повода со стороны Давида).

21. И не только без всякой причины и повода они ненавидят меня, говорит далее пр. Давид, но даже более: они платят мне ненавистью за добро, они клевещут на меня за тο, что я преследовал правду (т.е. стремился к правде): воздаю́щии ми́ зла́я во́з блага́я, (за благо, вместо блага) оболга́ху мя́, зане́ гоня́х благосты́ню (за то, что я стремился в правде или добру), так что я теперь в Тебе только, Боже, имею помощника и защитника.

22. Итак не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мо́й, не отступи́ от Мене́, т.е. не уклоняйся, не удаляйся от меня.

23. Но вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́, т.е. внемли тому, чтобы помочь мне, поторопись помочь мне, Господи, Спаситель мой, (Го́споди спасе́ния собственно значит – властелин спасения, виновник спасения).

Таково изъяснение этого псалма в приложении к пр. Давиду: но в том же самом значении, содержание его приложимо и к каждому из нас, одержимому грехами и подверженному разного рода житейским несчастиям. Несчастия, каким мы подвергаемся в жизни, чаще всего происходят или от наших собственных грехов, как их следствия, или от действия злых людей. Несчастиями первого рода мы не только не должны тяготиться, но наоборот, признавая их праведным наказанием за наши грехи и лучшим врачеванием против них, должны быть всегда готовыми встретить и потерпеть их. В несчастиях второго рода мы не должны платить врагам своим злом на зло, даже более – не должны оказывать никакого сопротивления им с целью отмщения, но, перенося великодушно причиняемые ими обиды, должны просить у Бога защиты себе и отмщения врагам.

Псалом́ Дави́ду, в воспомина́ние о суббо́те, 37.

2 Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. 3 Я́ко стре́лы Твоя́ унзо́ша во мне́, и утверди́л еси́ на мне́ ру́ку Твою́. 4 Не́сть исцеле́ния в пло́ти мое́й от лица́ гне́ва Твоего́, не́сть ми́ра в косте́х мои́х от лица́ гре́х мои́х. 5 Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, я́ко бре́мя тя́жкое отяготе́ша на мне́. 6 Возсмерде́ша и согни́ша ра́ны моя́ от лица́ безу́мия моего́. 7 Пострада́х и сляко́хся до конца́, ве́сь де́нь се́туя хожда́х. 8 Я́ко ля́двия моя́ напо́лнишася поруга́ний, и не́сть исцеле́ния в пло́ти мое́й. 9 Озло́блен бы́х и смири́хся до зела́, рыка́х от воздыха́ния се́рдца моего́. 10 Го́споди, пре́д Тобо́ю все́ жела́ние мое́ и воздыха́ние мое́ от Тебе́ не утаи́ся. 11 Се́рдце мое́ смяте́ся, оста́ви мя́ си́ла моя́, и све́т о́чию мое́ю, и то́й не́сть со мно́ю. 12 Дру́зи мои́ и и́скреннии мои́ пря́мо мне́ прибли́жишася и ста́ша, 13 и бли́жнии мои́ отдале́че мене́ ста́ша и нужда́хуся и́щущии ду́шу мою́, и и́щущии зла́я мне́ глаго́лаху су́етная и льсти́вным ве́сь де́нь поуча́хуся. 14 А́з же я́ко глу́х не слы́шах и я́ко не́м не отверза́яй у́ст свои́х. 15 И бы́х я́ко челове́к не слы́шай и не имы́й во усте́х свои́х обличе́ния. 16 Я́ко на Тя́, Го́споди, упова́х, Ты́ услы́шиши, Го́споди Бо́же мо́й. 17 Я́ко ре́х: да не когда́ пора́дуют ми́ ся́ врази́ мои́: и внегда́ подвижа́тися нога́м мои́м, на мя́ велере́чеваша. 18 Я́ко а́з на ра́ны гото́в, и боле́знь моя́ пре́до мно́ю е́сть вы́ну. 19 Я́ко беззако́ние мое́ а́з возвещу́ и попеку́ся о гресе́ мое́м. 20 Вра́зи же мои́ живу́т и укрепи́шася па́че мене́, и умно́жишася ненави́дящии мя́ без пра́вды. 21 Воздаю́щии ми́ зла́я во́з блага́я оболга́ху мя́, зане́ гоня́х благосты́ню. 22 Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мо́й, не отступи́ от Мене́. 23 Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.


Источник: Петр Никанорович Спасский
Общедоступное изъяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении


Прошлые рассылки этой тематики:


О проекте

"Крупицы веры" - 10 минут в день о вере, истории и богослужении православной Церкви.

Использованы материалы с сайтов: Азбука веры

Страничка подготовлена приходом храма Святой Троицы Лениногорска.

Ресурсы прихода:

В группе ВКонтакте - о жизни православных города и благочиния, новости воскресной школы при храме, освещение вопросов веры и христианской жизни в православной Церкви.

В Instagram - фото и видео материалы о нашем приходе.

На канале YouTube - выходит еженедельная, приходская передача "Православное слово" и видео выступления учеников с пасхальных и рождественских праздников.