November 14, 2018

6 Кислев

Среда

Книга Берешит

Недельный раздел Ваеце

Глава 30

14. И шел Реувен в дни жатвы пшеницы и нашел мандрагоры в поле, и принес он их Лее, матери своей. И сказала Рахель Лее: Дай же мне от мандрагоров сына твоего! в дни жатвы пшеницы.(Имеет целью) сказать похвальное о (сынах Яакова, родоначальниках) колен: была пора жатвы, но (Реувен) не протянул руки своей, чтобы присвоить (чужую) пшеницу и ячмень, а (взял) то, что не принадлежит никому и никто тем не дорожит [Берешит раба 72]. мандрагоры. Это лиловые (цветы), травянистое растение. А на языке Ишмаэля (называется) ясмин.

15. И сказала она ей: Мало ли, что забрала ты мужа моего? И забрать тебе также мандрагоры сына моего! И сказала Рахель: Потому пусть ляжет с тобой в эту ночь, за мандрагоры сына твоего. и забрать тебе также мандрагоры сына моего. Это вопрос: и чтобы содеять еще такое: забрать также мандрагоры моего сына (сверх того, что было содеяно)? Таргум (переводит) ולמיסב (и это не есть глагол в прошедшем времени с соединительным союзом «вав»). потому пусть ляжет с тобой в эту ночь. Моим было ложе в эту ночь, я же уступаю тебе его за мандрагоры твоего сына. — За то, что пренебрегла ложем праведника, не удостоилась погребения вместе с ним [Берешит раба 72].

16. И пришел Яаков с поля вечером, и вышла Лея навстречу ему и сказала: «Ко мне войди, ибо за плату я тебя наняла, за мандрагоры сына моего!» И лег он с нею в ту ночь. за плату я тебя наняла. Я дала Рахели ее плату (что она просила). в ту ночь (букв.: в ночь он). Святой, благословен Он, помог тому, и оттуда произошел Иссахар [Нида 31а].

17. И услышал Б-г Лею, и зачала она и родила Яакову пятого сына. и услышал Б-г Лею. Которая страстно желала и прилагала усилия, чтобы умножить (число сыновей-родоначальников) колен.

18. И сказала Лея: «Дал Б-г мне плату за то, что дала я рабыню мою моему мужу». И нарекла ему имя Иссахар.

19. И зачала еще Лея, и родила она шестого сына Яакову.

20. И сказала Лея: «Наделил меня Б-г добрым даром. На сей раз пребудет со мною мой муж, ибо я родила ему шесть сынов». И нарекла ему имя 3евулун. добрым даром. Согласно Таргуму (доброй долей). пребудет со мною. По значению подобно «дом для обитания» [Млахим I 8, 13]. На французском языке erbergerie, обиталище. Отныне он главным образом пребывать будет со мной, ведь у меня столько сынов, сколько у всех его жен (вместе взятых).

21. А затем родила она дочь, и нарекла ей имя Дина. Дина. Наши мудрецы разъясняли, что Лея суд вершила сама: «Если это сын, то моя сестра Рахель даже служанке не будет равной». И она молилась о том, (и дитя) стало девочкой [Брахот 60а]

22. И помянул Б-г Рахель, и услышал ее Б-г, и отверз он утробу ее. и помянул Б-г Рахель.Вспомнил, как она передала приметы своей сестре и как страдала (от мысли), что может достаться Эсаву, если Яаков отошлет ее от себя из-за того, что она бездетна. И у нечестивого Эсава также возникла эта мысль, когда он услышал, что она бездетна. О том говорит пиют (на первый день Новолетия) : «Видя, что не рождала. Красный решил взять ее себе, и она испугалась».

23. И зачала она и родила сына, и сказала она: «Устранил Б-г позор мой». устранил (убрал).Поместил в таком месте, где он не виден. И подобно этому «устрани позор наш» [Йешаяу 4,1], «и не буден убрано домой» [Шмот 9,19], «сокроют свое сияние» [Йоэль 4,15], «и луна твоя сокрыта не будет» [Йешаяу 60, 20] — не спрячется.позор мой.Позором для меня было бесплодие: обо мне говорили, что я достанусь нечестивому Эсаву. А агада (гласит:) пока у женщины нет сына, ей не на кого сложить ответственность; когда же у нее есть сын, может сложить на него. «Кто разбил этот кувшин?» — «Твой сын». «Кто съел тот инжир?» — "Твой сын" [Берешит раба 73].

24. И нарекла ему имя Йосеф, говоря: «Да прибавит Г-сподь мне сына другого».да прибавит Г-сподь мне сына другого. Пророчески знала, что от Яакова произойдут двенадцать колен. Сказала: «Да будет Ему благоугодно, чтобы тот (еще один сын), который должен произойти от него, родился бы у меня». Поэтому она молилась о «другом» сыне [Берешит раба 72].

25. И было, когда родила Рахель Йосефа, и сказал Яаков Лавану: «Отпусти меня, и пойду я на место мое и на землю мою». когда родила Рахель Йосефа. После того, как родился антипод Эсава, ибо сказано: «И будет дом Яакова огнем, и дом Йосефа — пламенем, а дом Эсава — соломой» [Овадия 1,18]. Огонь же без пламени не распространяется на отдаленное. Когда родился Йосеф, Яаков возложил упование на Святого, благословен Он, и пожелал возвратиться (на родину).

26. Отдай моих жен и моих детей, за которых я служил тебе, и пойду я. Ведь ты знаешь службу мою, как я служил тебе. отдай моих жен... Я хочу уйти только с (твоего) позволения.

27. И сказал ему Лаван: О, если бы я обрел милость в твоих глазах! Гадал я (и знаю:) благословил меня Господь ради тебя. гадал я. Он занимался гаданием. Гаданием я узнал, что обрел благословение благодаря тебе. Когда ты пришел сюда, у меня не было сыновей. Как сказано: «А вот Рахель, дочь его, идет с овцами» [29,6]. Будь у него сыновья, разве он послал бы свою дочь к пастухам? Теперь же у него были сыновья, как сказано: «И услышал он речи сынов Лавана» [31, 1].

#недельный_раздел