November 27, 2018

22 - 23 Кислев

Пятница - Суббота

Книга Берешит

Недельный раздел Ваешев

Глава 39

7. И было после этих событий, и подняла жена его господина глаза свои к Йосефу, и сказала она: Ложись со мной!

и подняла жена его господина... Везде, где сказано אחר, (а не אחרי, следует понимать:) немедленно, непосредственно после.

8. И отказал он, и сказал он жене своего господина: Вот мой господин не ведает при мне (ничего), что в доме, и все, что есть у него, он передал мне в руки.

9. Нет (никого), кто больше меня в этом доме; и он не закрыл от меня ничего, — только тебя, потому что ты жена его. И как же содею такое великое зло, и согрешу я пред Б-гом!

и согрешу я пред Б-гом. Сынам Ноаха (т. е. всему человечеству) запрещен блуд (в данном случае это связь с замужней женщиной) [Санедрин 56 б].

10. И было: когда говорила она Йосефу изо дня в день, а он не слушал ее, чтобы лечь при ней, быть с ней;

чтобы лечь при ней. Даже без совокупления [Берешит раба 87].

быть с ней. В мире грядущем (в аду) [Coтa 3 б] .

11. И было в такой (особый) день, и вошел он в дом делать свое дело, и не было никого из домашних людей там, в доме;

и было в такой (особый) день. Иначе говоря: и было, когда наступил особый день, день веселья, день их праздника, когда все пошли в капище. Она сказала себе: «У меня не будет такого удобного дня, как этот, чтобы сойтись с Йосефом». Сказала им: «Я больна и не могу идти (с вами)» [Танхума].

делать свое дело (свою работу). Рав и Шмуэль (расходятся во мнениях). Один говорит: «Действительно, дело». Другой говорит: «(Пришел) совокупляться с ней, но пред ним предстал образ его отца, (и это удержало его от греха)», как сказано в трактате Сота [36 б] .

12. И она схватила его за платье его, говоря: Ложись со мной! И оставил он платье свое у нее в руке и бежал, и вышел наружу.

13. И было: когда она увидела, что оставил он платье свое у нее в руке и выбежал наружу,

14. То призвала она своих домашних людей и сказала им так: Смотрите, привел нам мужа-иври насмеяться над нами! Пришел он ко мне, чтобы лечь со мной, и закричала я голосом громким.

смотрите, привел нам. Это эллиптическое предложение, — «привел нам», но не уточняется, кто привел его. Она подразумевала своего мужа.

иври. С другого берега (עבר), из сынов Эвера.

15. И было: когда он услышал, что я возвысила голос мой и закричала, он оставил платье свое у меня и бежал, и вышел наружу.

16. И она положила платье его у себя до прихода его господина в свой дом.

его господина (хозяина). (Это хозяин) Йосефа, (а не хозяин платья).

17. И говорила она ему речам этим подобное, говоря: Пришел ко мне раб-иври, которого ты привел нам, насмеяться надо мною.

пришел ко мне. Насмеяться надо мною (пришел ко мне) раб-иври, которого ты привел к нам, (т. е. «насмеяться» связано с «пришел» — пришел насмеяться, а не с «привел» — привел, чтобы он насмеялся).

18. И было: когда я возвысила голос мой и закричала, он оставил платье свое у меня и выбежал наружу.

19. И было: когда услышал его господин речи своей жены, которая говорила ему так: Такому подобное содеял мне твой раб! — то воспылал его гнев.

и было: когда услышал его господин... Во время совокупления сказала ему это, и потому сказала: «такому подобное содеял мне твой раб» — подобное такому акту совокупления.

20. И взял господин Йосефа его и отдал его в темницу, место, где заключенные царя заключены. И был он там, в темнице.

21. И был Г-сподь с Йосефом, и преклонил Он к нему милость, и дал Он ему благоволение в глазах старшего над темницей.

и преклонил Он к нему милость. Так что он был приятен и мил всякому, кто его видел. (В том же) значении, что и в Мишне: «невеста пригожая и милая» [Кетубот 17а] .

22. И передал старший над темницей в руки Йосефа всех заключенных, которые в темнице; и все, что делают там, он делал.

букв.: он делал (повелевал делать). Согласно Таргуму, по его слову, велению делалось.

23. Старший над темницей не смотрит ни за чем, (что) в его руке, потому что Г-сподь с ним, и (всему), что он делает. Г-сподь дает преуспеть.

потому что Г-сподь с ним. Потому что Г-сподь с ним (но не означает «там, где Г-сподь с ним»).

#####СУББОТА#####

Суббота

Книга Берешит

Недельный раздел Ваешев

Глава 40

1. И было после этих событий: согрешили виночерпий царя Мицраима и пекарь пред своим господином, царем Мицраима.

после этих событий. Поскольку та достойная проклятия (женщина) сделала праведника предметом общих пересудов, так что все оговаривали его и порочили его, — Святой, благословен Он, доставил им проступок этих (придворных), чтобы (отныне) занимались ими, а не им. А еще (для того), чтобы облегчение пришло к праведному при их посредстве [Берешит раба 88].

согрешили (провинились). Один (провинился тем, что) нашли муху в его кубке с ароматичным вином. Другой (провинился тем, что) нашли камешек в его хлебах.

и пекарь (хлебопек). (Тот, кто печет) хлеб для царя. אפה означает только выпечку хлеба. На французском языке pistor.

2. И разгневался Паро на двух своих царедворцев: на старшего над виночерпиями и на старшего над пекарями.

3. И отдал он их под стражу в дом старшего над бойниками, в темницу, место, где заключен Йосеф.

4. И поставил старший над бойниками Йосефа (быть) при них, и он служил им, и были они год под стражей.

и поставил старший над бойниками Йосефа.(Чтобы ему) быть при них.

и были они год (букв.: дни) под стражей.Двенадцать месяцев (см. Раши к 24, 55).

5. И приснился сон обоим, каждому его сон в одну ночь, каждому по толку его сна, виночерпию и пекарю, что у царя Мицраима, что заключены в темнице.

и приснился сон обоим (или: обоих). Обоим приснился сон, — это в прямом смысле. А мидраш (гласит, что) каждый из них видел сон обоих, т. е. видел свой сон и разгадку (сна) другого. И поэтому сказано: «и увидел старший над пекарями, что хорошо истолковал» [40, 16] [Берешит раба 86].

каждому по толку (разгадке) его сна. Каждому снился сон, сообразный с разгадкой (т. е. с тем, что) произойдет с ними в будущем.

6. И пришел к ним Йосеф утром, и увидел он их, и вот они сумрачны.

сумрачны. Печальны. Подобно «отрешенный и печальный» [Млахим I 20, 43], «печаль (от гнева) Г-спода понесу» [Миха 7,9].

7. И спросил он царедворцев Паро, которые с ним под стражей в доме его господина, говоря: Почему ваши лица плохи сегодня?

8. И сказали они ему: Сон нам приснился, а толкователя нет ему. И сказал им Йосеф: Ведь от Б-га истолкования! Расскажите же мне.

9. И рассказал старший над виночерпиями свой сон Йосефу, и сказал он ему: В моем сне... И вот лоза виноградная предо мною,

10. А на лозе три ответвления, и она будто распускается, показалась завязь, поспели гроздья ее, виноград.

ответвления. Длинные побеги, которые на французском языке называются vediz.

и она будто распускается. Кажется, что она распускается. «И она будто распускается» — во сне мне кажется, будто она распускается, а вслед за цветом показалась завязь, появились молодые плоды, на французском языке espenir, а затем они поспели. «И она, когда распустилась, дала цвет» — так Таргум (переводит) פורחת. «Завязь» больше, чем «цвет», как написано: «и плодом созревающим станет завязь» [Йешаяу 18, 5] и как написано: «и дал цвет», а затем «и образовал завязь» [Бамидбар 17,23] .

11. И чаша Паро в моей руке, и взял я виноград и выдавил его в чашу Паро, и подал я чашу на ладонь Паро.

и выдавил. Как в Таргуме, выжал. Это слово часто встречается в Мишне.

12. И сказал ему Йосеф: Вот его истолкование: три ответвления — три дня это.

три дня это. Они (служат) тебе указанием на три дня. И есть немало аллегорических толкований [Хулин 92а].

13. Через три дня поднимет Паро твою главу и возвратит тебя на твое место, и ты подашь чашу Паро в руку ему, по обычаю прежнему, когда был ты его виночерпием.

букв.: поднимет Паро твою главу. Означает счет (см. Имена 30, 12). Когда станет перечислять других своих слуг, которым прислуживать ему за столом (во время пира), он и тебя причислит к ним.

твое место. Твое основание и твое местопребывание (пост).

14. Так если вспомнишь меня при себе когда тебе благо будет, (изволь) же содеять со мной милость: и упомяни обо мне Паро, и выведи меня из этого дома.

так если вспомнишь меня при себе. (Здесь כי в значении אשר: ты будешь восстановлен в твоих правах, так что) если вспомнишь меня при себе после того, как тебе благо будет, согласно толкованию моему.

изволь же содеять со мной милость. נא всегда выражает просьбу.

15. Ибо я похищен, похищен был из земли иврим, и также здесь не сделал я ничего, чтоб им сажать меня в яму.

16. И увидел старший над пекарями, что хорошо истолковал. И сказал он Йосефу: Также и я в моем сне... И вот три корзины плетеные на моей голове.

корзины плетеные. Корзины из очищенной от коры лозы, дырчатые. В наших местах много (таких корзин), и торговцы сдобой — на французском языке oublees — обычно складывают (свой товар) в такие корзины.

17. И в верхней корзине от всякого яства Паро, изделие пекаря, и птица клюет это из корзины, с моей головы.

18. И отвечал Йосеф и сказал: Вот его истолкование: три корзины — три дня это.

19. Через три дня снимет Паро твою голову с тебя, и повесит он тебя на дереве, и клевать будет птица твою плоть с тебя.

20. И было на третий день, день рождения Паро, и устроил он пир для всех своих слуг, и поднял он главу старшего над виночерпиями и старшего над пекарями среди своих слуг.

день рождения Паро. День, когда он был рожден, и называется «праздником рождения» [Авода зара 10 а]. Сказано הלדת (в форме הפעיל), так как дитя производится на свет при помощи других, потому что приемница помогает женщине родить, и потому приемница называется מילדת (от глагола в активной форме). И также «(что до) рождения твоего: в день, когда ты была рождена הולדת» [Йехезкель 16,4]. И также «после омовения כבסה язвы» [Ваикра 13, 55] — потому что ее омывают другие.

букв.: и поднял главу... (и включил в счет, счел). Перечислил их вместе с другими своими слугами. Перечисляя слуг, которым прислуживать ему за столом (во время пира), вспомнил и этих среди других. Подобно «поднимите главу» [Бамидбар 1,2], что означает счет.

21. И возвратил он старшего над виночерпиями к его виночерпию, и подал тот чашу на ладонь Паро.

22. А старшего над пекарями он повесил, как истолковал им Йосеф.

23. И не вспомнил старший над виночерпиями Йосефа, и забыл он его.

и не вспомнил старший над виночерпиями. В тот день.

и забыл он его. Впоследствии. За то, что Йосеф положился на него, (на то), что тот вспомнит о нем, ему пришлось пробыть в темнице два года. Ибо сказано: «Счастлив муж, который возложил на Г-спода свое упование и не обращался к гордецам» [Псалмы 40, 5] — не полагался на жителей Мицраима, которых называют гордецами (см. Йешаяу 30, 7).

#недельный_раздел