Истории
May 10, 2015

Про Гумилёва и "Конквистадора"

Давным-давно я написал рассказ "Подземелья Третьего Рима". В 2010-м он был опубликован в журнале "Октябрь", потом, двумя годами позже, в моём сборнике "Вдоль по лезвию слов". Изначально рассказ завершался стихотворением Николая Гумилёва "Конквистадор" ("Я конквистадор в панцире железном..."), в "Октябре" его так и опубликовали.

Но когда рассказ перечитывали для сборника, возникла проблема. Редактор на всякий случай связался с родственниками Гумилёва и обнаружил, что права на его произведения всё ещё не истекли, поскольку он был репрессирован, и вообще там сложная законодательная история. В общем, за использование стихотворения надо было платить. Это были какие-то сущие гроши, что-то около 50 рублей, но бумаг нужно было оформлять море и ехать ещё куда-то, чтобы что-то там заполнить.

Поэтому я не стал заморачиваться и минут за пять написал стихотворение "под Гумилёва", которым заменил "Конквистадора". А сегодня вдруг нашёл его на компьютере, разгребая завалы.

Я - конквистадор, заточённый в камне,В пустыне окружённый тишиной, - Сжимая ослабевшими рукамиКогда-то необъятный шар земной,Надеюсь увидать, как в бездну канетВсё то, что нависает надо мной,Над искажённой зеркалом страной.Я - конквистадор, заточённый в камне.Когда же наконец придёт финал,Меня сомнёт тугая тишина,Минувшее покажется мне сором,Я вспомню предзакатный Петроград Вплетая в запылённый свой нарядГрядущего бессмертия узоры.

Перечитал: хорошо получилось. Не картонно, так и сам Николай Степанович мог написать при каком-либо раскладе. Раньше для меня написать любой текст не составляло вообще никакого труда. Трудно было не писать. Жаль тех времён, но их уже не вернёшь.