Полезные лонгриды
September 7, 2023

Аня ищет работу

Примерное время чтения — 35 минут.

Этот текст будет интересен тем, кто ищет или планирует искать работу в Швеции. В первую очередь он релевантен для IT-менеджеров, бизнес-аналитиков, маркетологов и тех, кто вынужден рассылать резюме, а не ссылки на GitHub или Dribble. Но и для всех остальных тоже кое-что полезное найдется. В частности, я подсобрала информацию о стартап-визах и всяких карьерных штуках, которые могут пригодиться широкому кругу людей.

Я решила не разбивать этот текст на несколько частей, как было с поступлением, потому что пишу его не в процессе поиска работы, а уже на финальном этапе: работу я нашла. Примерно всё, что я успела выяснить о работе в Швеции, собрано в этом документе. Важно, что я не HR-специалист и всё, что изложено ниже, это мой первый и субъективный опыт взаимодействия со шведским рынком труда. Здесь могут быть ошибки и неточности. Здесь не будет советов, как пройти до 10 этапа собеседования в Гугле. Если вам нужна такая информация, посмотрите тут.

Для удобства вот навигация по отдельным главам:

Кто я такая

Если вы читаете этот текст и не имеете ни малейшего понятия, кто его пишет, то пишу его я. Меня зовут Аня, мне 27 лет, я из России и 1,5 года назад переехала в Швецию, чтобы учиться тут в магистратуре. По профессии я нечто среднее между менеджером и UX-исследователем в том смысле, что работала и тем, и этим. Швеция мне нравится, я бы хотела тут остаться и жить хорошо, а самый легкий способ это сделать — найти работу. Можно ещё жениться, но опыта в поиске работы у меня больше, чем в женитьбах. Поэтому берём первый вариант.

До этого я никогда не искала работу за границей, только в России. Ретроспективно могу сказать, что мой опыт взаимодействия с рынком труда в Швеции и в России сильно различается, хотя и в том, и в другом случае я считаю его успешным. Помимо Швеции я также немного подавалась в Данию, Нидерланды и Великобританию, но это были единичные случаи. Так что писать буду только про Швецию.

Какую работу искала

В процессе поиска я откликалась на все вакансии, которые хотя бы отдалённо связаны с тем, что я умею и хочу делать. Точнее сначала я откликалась только на самое ламповое и крутое, а потом мне сказали, что оно так не пашет. При выходе на международный рынок, поиск работы в ряде профессий — это «numbers game»: чем больше откликов отправите, тем выше шанс, что где-то, да выстрелит. Это не касается представителей редких профессий, программистов и ультра-синьор-крутых чуваков, которые умеют себя с пол-пинка продавать. Простых смертных касается.

Чтобы как-то фильтровать это множество вакансий, я составила себе список требований к компании, в которой хочу работать. Список такой:

  • Хорошо, если это digital-агентство или IT-продукт. Свежие стартапы, корпораты, государственные организации и промышленные штуки особо не заводят;
  • С нормальными отзывами от сотрудников. По этой причине Klarna сразу нет;
  • Делают что-то нестыдное. Продукт или проекты в портфолио должны быть уровнем не ниже тех, с которыми я привыкла работать;
  • Основной язык работы — английский;
  • Могут сделать мне рабочую визу;
  • Если работа в офисе, то он должен быть в 3 энергетической зоне или южнее;
  • Занимаются этически-приемлемыми вещами. MLM, крипта, алкоголь, сигареты и всякое такое идут мимо.

В общем-то и всё. Надо сказать, что отсекая вакансии в государственных компаниях, промышленности и корпоратах, я отсекла процентов 40-50 всего предложения. Но в таких местах я просто не прижилась бы.

Публикуя вакансию, каждая компания обзывает одну и ту же по смыслу позицию разными названиями. В частности, обязанности менеджера — это Project manager/leader, Product manager, Digital manager, Design manager, ну вы поняли. Исследователи — это как UX Researcher, так и Strategist, Business Analyst, User Experience Lead. В LinkedIn можно подписаться на уведомления по всем новым вакансиям с такими названиями, чтобы не пропустить, — они будут падать вам в фид. Но люто советую отключить уведомления на email, потому что его завалит сотнями такого дерьма.

Чтобы получать уведомления по новым вакансиям определённого типа, забейте название вакансии в поиск и нажмите «Set alert». Настройки уведомлений также находятся в Settings — Job alerts.


Портрет соискателя

Как и в случае с поступлением, поиск работы я начала с двух вещей: составления портрета соискателя и доски для организации процесса. Это необязательная, но полезная практика.

Портрет соискателя описывает ваши предположительно сильные и слабые стороны с точки зрения потенциального работодателя. В моём случае получилось так:

Сильные стороны:

  • 27 лет, молодая и подающая надежды;
  • Знание английского языка на достаточном для работы уровне;
  • 6 лет опыта работы. Есть опыт в продукте, в агентствах, в европейской компании;
  • Менеджерский опыт. Ценится на позициях специалиста;
  • BAs в менеджменте, MSs в Innovation&Design. Никто не знает, что означает второе, но звучит клёво;
  • Много кейсов из разных индустрий: e-commerce, финтех, крипта, телеком, промышленность;
  • Белый цвет кожи. Имя и фамилия на европейский манер, не вызывают трудностей у иностранцев. Вам об этом никто не скажет, но в некоторых случаях это фактор. Правда не всегда положительный;
  • Наличие учебной визы, которая позволяет работать фултайм;
  • Опыт жизни в Швеции зимой. Если выжила, значит меньше шансов, что свалю по причине климата;
  • Не нужна релокация, уже тут.

Слабые стороны:

  • Российский паспорт;
  • Нужна рабочая виза;
  • Всё ещё учусь;
  • Не знаю шведский язык;
  • Нет опыта работы в шведских компаниях, на Nordics-рынке.
  • Как выяснилось, разносторонний опыт может играть в минус. Тот факт, что я переобувалась из менеджера в UX-исследователя и наоборот, считался одним работодателем как то, что я не определилась (мб другими тоже);
  • Возможно есть ещё какие-то минусы, о которых я не знаю, но которые привели к отказам.

Профиль нужен, чтобы заранее предугадать, что может стать проблемой для потенциального работодателя и попытаться превентивно смягчить или перекрыть это. Плюсы нужны, чтобы лишний раз использовать их как преимущества на фоне всех остальных соискателей. Как и с поступлением, принцип girl needs all the help she can get здесь более чем применим.

Субъективно я оценила, что конкретно для Швеции это неплохой набор характеристик. Если вы ищете работу в других странах, их представление о минусах и плюсах может быть другим.

Что касается доски, то там я хранила список компаний и вакансий, куда хочу податься или уже подалась. Во-первых, чтобы не забыть и не задублировать ненароком отклик, а то получится тупо. А во-вторых, чтобы потом посчитать конверсию в офер. Использовала columns.app.

Помимо активных лидов и отказов, я ещё отмечала ноуреплаи. Цветами отмечала, на каком этапе сорвался лид.

За 5 месяцев поиска я отправила 49 откликов на вакансии, получила 41 отказ, 7 no-reply'eв, 2 теста, 12 интервью, одно тестовое задание и один офер на позицию Strategist. Ещё одним ребятам я вроде как понравилась, но они в UK и не могут сделать мне рабочую визу. Таким образом конверсия в офер составила 2%. Это хороший результат.

Для сравнения, статистика по другим знакомым мне людям:

  • Джейд, которая из ЮАР и с опытом работы бизнес-аналитиком в 1 год, отправила ±400 откликов и получила один шведский офер на должность менеджера проектов в компании, которая делает поезда.
  • Юля, которая из Беларуси и с опытом работы 5 лет, отправила порядка 200 откликов, получила один офер в Дубай с релокацией, тоже на должность менеджера проектов.
  • Инэ́с, которая из Испании и с опытом работы стажировки в 1 год, отправила 5 откликов и получила 1 офер в шведский IT-консалтинг на должность дизайн-инженера. В эту компанию её рекомендовали.
  • Симон, который швед, получает предложения по работе стабильно каждый 3 месяца, хотя даже и не ищет. Он просто разговаривает с разными бизнес-людьми и они сами предлагают. Значительного опыта работы у него, кроме как менеджером в продуктовом магазине, вроде нет.

Есть небольшое ощущение, что отсутствие гражданства ЕС немножко влияет, да? Всё потому что граждане ЕС могут жить и работать в Швеции без дополнительных документов. Меньше возни работодателю.

Я предполагаю, что поиск работы у дизайнеров и программистов должен проходить легче, потому что есть дизайн-портфолио и github соответственно. Менеджеры, маркетологи и прочие люди, у которых только CV с СНГшными компаниями в списке, на рынке другой страны по умолчанию примерно никто. Поэтому для этих профессий крайне важны шведские контакты, рекомендации и язык.

Стажировки и диплом

Рассказывая о шведском рынке труда, надо начать с того, что здесь любят нанимать студентов. Многие компании, особенно большие, раз или два в год набирают студентов для стажировок. Бывает, что стажировки полноценно оплачиваются, но чаще нет. В большинстве случаев компания выплачивает стажёру ежемесячно какую-то символическую сумму, чтобы покрыть расходы на дорогу и еду.

Стажировки супер-долгие: минимум 3 месяца, но чаще от 6 месяцев до года. Бывает частичная занятость, но чаще мне попадалась полная.

Вот Spotify набирает студентов и недавних выпускников на стажировки. Насколько понимаю, платят они где-то 30 000 крон/месяц (2 885$) до налогов. Это нормальная стартовая зарплата для человека с высшим образованием, но без опыта.

А вот дизайн-агентство EY Doberman набирает стажеров на 3-6 месяцев, чтобы работать фултайм за 3 000 крон (280$) в месяц. Для понимания, проездной на месяц из Эскильстуны до Стокгольма обходится мне в 2 300 крон.

В прошлом году я попробовала податься на пару стажировок, но потом мне сказали, что с моим опытом работы я overqualified и надо подаваться сразу на работу. Соответственно, подаваться на стажировки имеет смысл, если у вас крайне мало рабочего опыта в той специальности, которая вам интересна.

Помимо этого, некоторые компании нанимают студентов на время написания диплома, чтобы провести студенческими руками исследование на какую-нибудь полезную для них тему. Потенциально это может быть неплохим первым шагом, чтобы потом получить работу, ну и заработать немного денег.

Дипломы также оплачиваются, но единоразово. Обычная ставка — 30 тысяч крон за всю работу (2 885$). Чаще компании сами выбирают тему, но иногда можно предложить свою.

Где искать вакансии

Для господ с опытом работы закрыт мир стажировок, но зато открыт мир полноценных вакансий. Первый инструмент поиска работы на зарубежном рынке — знакомства. Второй — LinkedIn, также рекомендуют Indeed. Помимо этого в Швеции существует биржа вакансий arbetsformedlingen.se, но с ней есть нюанс. По закону, если шведская компания хочет нанять иностранца, она обязана рекламировать вакансию как минимум 10 дней как раз на этой бирже. Многие работодатели делают это постфактум, после того как уже нашли подходящего кандидата, поэтому N-ая часть вакансий там фиктивна. LinkedIn тоже пестрит уже закрытыми вакансиями, но в меньшей степени.

По какой-то причине не все шведские работодатели в курсе этого правила. Без предварительной рекламы компания не сможет оформить вам work permit. Поэтому после получения офера не стесняйтесь напомнить им об этом факте.

Есть другие, менее популярные сайты для поиска работы в Швеции. Я зарегалась на demando.se, но за всё время мне пришло там только одно предложение, да и то какое-то мутное: 35 000 крон (3 150$ gross) для продакта с моим опытом — это мало.

Не знаю, насколько они EdTech, потому что сайт у них убитый. Но сам продукт — сервис для упрощения работы школьных учителей, скорей всего взлетит. На такое государство может дать финансирование.

Ещё один способ, на мой взгляд самый эффективный, это искать вакансии на сайтах самих компаний и в их соц.сетях. Во-первых, там они самые актуальные, и часто появляются быстрее, чем на LinkedIn. Во-вторых, многие компании, особенно маленькие и стартапы, вообще не публикуют вакансии на LinkedIn, а вешают их на сайте и в своём инстаграме.

Если вы плохо знаете шведский рынок, то скорей всего спустя Spotify, Klarna и Volvo встанет вопрос, куда ещё можно податься. С этим помогут разобраться LinkedIn и Гугл. В LinkedIn есть поиск по нужной геолокации, стране или городу. Так вы сможете понять, у каких компаний есть офис в нужном вам месте + кто чем вообще занимается + кто публикует вакансии на английском. Если вам интересно, чем занимается компания, то уже с LinkedIn'а идёте на её сайт и смотрите, что по вакансиям. В шведском IT компании поменьше для найма используют сервис Teamtailor, — через него откликаются соискатели. Если вам запала в душу конкретная компания, с его помощью вы сможете отслеживать, появилось ли у неё что-нибудь подходящее вам.

После того, как вы откликнитесь на вакансию через Teamtailor, у вас появится профиль на карьерном сайте конкретной компании. Через него можно обновлять резюме, добавить рекомендации и доп.инфу о себе, а также подписаться на уведомления о новых вакансиях.

Другие фишки LinkedIn, которые я выяснила в процессе:

  • В своём профиле указывайте тот город/страну местонахождения, в которых хотите работать. Тогда ваш профиль будет подмешиваться рекрутерам из этой страны.
  • Частота прибывания, постинг постов, количество контактов, заполненность профиля влияют на ваше ранжирование в новостном фиде и в выдаче рекрутеров. Не скупитесь на ключевые слова типа Figma, SQL, Product Management или чем вы там славитесь — эти же параметры указывают рекрутеры при поиске, по ним происходит мэтч.
  • Пишите людям рекомендации и не стесняйтесь просить о том же. Это просто мило и любезно.
  • LinkedIn Premium — бесполезное говно.
  • Если вы отфильтруете поиск вакансий по параметру «In your network», то вам покажет те компании, где работает кто-то из вашей подписоты в LinkedIn. Иногда у таких вакансий бывает кнопка «Ask for a referral», которая отсылает сообщение вашему контакту из этой компании с просьбой порекомендовать вас туда. Если чел порекомендует, то вы появитесь у рекрутера в выдаче с пометкой Referral. Эта фича есть не везде: то ли раскатили на определенные страны, то ли в A/B-тесте.
«In your network» у меня есть, а вот попросить рекомендацию нельзя.

Несколько раз рекрутеры мне писали сами, но там получилось смешно. Видимо сотрудники из России часто подмешиваются в выдачу украинским и прибалтийским компаниям, с которыми, по понятной причине, сейчас может быть этическая напряженка. Поэтому я чекала, откуда компания и первым делом писала, что типа, чуваки, я понимаю, что вы не смотрели мой профиль, но я из России и сомневаюсь, что у вас получится обеспечить мне рабочую визу. После этого они сразу пропадали ¯\_(ツ)_/¯.

Надо сказать, что в Швеции есть много агентств с центральными офисами в Украине или Польше, но такие компании я целенаправленно избегала. Не потому что считаю, что 100% будет какой-то буллинг, с таким я вообще не сталкивалась и сама не грешу. А потому что в текущий момент времени россиянам работать в компаниях с юрисдикцией в Украине или Прибалтике нестабильно и небезопасно из-за политического курса этих стран (≠ людей).

Другой способ насобирать список компаний — это гуглить по ключевым словам. Типа если вы ищите стартапы, то идите на crunchbase или ищите по запросам «Swedish startups», «Best Swedish employers» и подобное. Дизайнеры могут сходить на Behance и Dribble, фильтрануть по локации и присмотреть себе какое-нибудь приличное место.

Что по зарплатам

Средние значения по заплате нужно смотреть на Glassdoor. Там можно указать страну или город, в которых вы ищите работу, желаемую должность, ваш опыт работы и посмотреть, сколько обычно дают денег. Там же можно почитать отзывы на работодателя, вопросы к интервью, и посмотреть вакансии. В общем, супер полезный сайт. Ещё можно использовать сайт Lonestatistik. Зарплату после налогов можно посчитать, например, тут. Размер подоходного налога зависит от вашего места проживания. Самый высокий — 35%, в Bräcke kommun. Но в целом везде чуть больше 30%.

Также можно вступить в профсоюз и проконсультироваться с ними, не демпингует ли ваш работодатель. Я состою в Unionen. Про пользу профсоюза можно почитать тут. Как найдете работу, не забудьте также вписаться в A-kassa.

Для себя я определила, что оферы ниже, чем в 40 000 крон (3 600$), я рассматривать не буду. Идеально — 42-45к (около 4 000$). С теми рекрутерами, где я дошла до интервью, я спрашивала напрямую, какая нормальная зарплата для моего опыта и все подтвердили, что 42-45к вполне адекватно. После всех налогов на руках будет оставаться 30-32к (2 700 - 2 800$), что окей. Сейчас я живу на 11к крон в месяц (990$) и этих денег мне, не без божьей помощи, но хватает. С зарплатой в 3 раза больше, особенно в пригороде, ты буквально Скрудж Макдак. По шведским стандартам, разумеется.

2,5 мешка из 8 пойдут на шведские налоги.

Годовой доход свыше 613 900 крон (60 092$) начинает облагаться дополнительным национальным налогом, который 20%. Соответственно, вместе с офером на 51 000 крон (4 992$) и выше в подарок вы получаете увеличение налогооблагаемой базы. Получается, что после определенного момента в расчете на каждое ваше вложенное усилие вы начнете получать меньше денег, чем было до этого. Поэтому шведские работодатели завлекают не столько зарплатами, сколько корпоративными плюшками: хорошей страховкой, полной оплатой отпуска по уходу за ребенком, корпоративным обучением, опционами.

Вот примерный расчёт после налогов. При зарплате 44 000 крон (4 220$) на руки вы получите 32 036 (3 070$). При 60 000 кронах в месяц на руки будет 39 381 (3 770$). 7 тысяч крон — это конечно прикольно, но учитывая, что с 45к до 60к вы будете расти 3-5 лет, стоит ли убиваться?

Думаю, что есть всякие хитрые схемы, как получать больше 50к и при этом не попасть на экстра-налог. Но я пока в этом не разбиралась и как узнаю, допишу.

Я не из тех людей, которые считают обсуждение зарплаты чем-то сакральным. По моему опыту, во всех компаниях, где руководство топило за сокрытие личного заработка сотрудников, это делалось только ради интересов работодателя, чтобы платить сотрудникам меньше. В Швеции такое не катит: во-первых, все зарплаты прозрачны благодаря профсоюзам и если ваш работодатель демпингует относительно рынка или, не дай боже, других сотрудников в компании, то можно смело идти и жаловаться. А во-вторых, разница в зарплатах на руки тут действительно не супер-существенная, так что ситуация, когда одному сотруднику платят в три раза меньше, чем другому с той же должностью в том же месте работы, крайне маловероятна.

Алсо, если вы думаете, что демпинг зарплаты станет преимуществом при найме иностранца, то нет: здесь государство следит, чтобы понаехов не нанимали как дешевую рабочую силу и выставляет заградительные пороги минимальной оплаты труда. Джейд изначально сделали офер в 36 тысяч крон, но для подачи на рабочую визу было требование в 38 тысяч, так что сразу подняли. Такие дела.

CV

Тут я не большой эксперт, но методом проб и ошибок вроде допёрла. В разных странах разные требования к резюме. В Швеции такие:

  • CV должно быть на том же языке, что и вакансия;
  • Большинство советует, чтоб не больше страницы А4. Если у вас прям дофига опыта, то 2, но чем короче, тем лучше. Насчёт фотографии встречала разные мнения, но вроде всем пофиг;
  • Опыт работы перечисляется в обратном хронологическом порядке: от вашего текущего к самому старому;
  • Указывается только тот опыт, который релевантен вакансии. Если опыт нерелевантен, либо уберите, либо сделайте релевантным. Если рабочего опыта мало, компенсируйте релевантными стажировками и образованием + хорошим сопроводительным письмом.
  • Для каждого рабочего опыта напишите 2-3 предложения про то, чем вы занимались и чего достигли за время работы. Если вы руководили командой из N-го количества человек, пишите. Если запустили какие-то проекты, пишите. Если организовали дизайн-систему там, где её отродясь не было, тоже пишите. Надо показать, что вы не просто штаны просиживали.
  • Если из названия компаний в вашем CV не понятна их сфера деятельности, кратенько укажите её. Типа авто-штуки, торговля, финтех и т.д.
  • Вычитывайте то, что пишите. Даже если написано без грамматических ошибок, все мы, дорогие россияне, страдаем кривым использованием слов в контексте. Сфера деятельности — это не sphere, а area или field. Диплом о высшем образовании — это не diploma, а degree. В обязательном порядке при написании всего надо использовать Grammarly (и вот DeepL ещё хорошее запустил). Резюме и базовый шаблон письма лучше отдать на вычитку кому-то, кто знает английский лучше вас.
  • Возраст, гендер, сексуальная ориентация, знак зодиака и другая персональная информация не нужны. Ваши хобби тоже можно не писать. Если дойдёт до интервью и рекрутеру будет интересно, то сам спросит.

Также, вместо ублюдских бесплатных интернет-шаблонов для CV я использовала библиотеку Figma. А потом на четвёртом месяце поисков узнала про существование ATS (Applicant Tracking System) — автоматизированных систем по обработке откликов. Есть мнение, что такие системы не считывают фигму, поэтому я пересобрала резюме в resume.io и протестировала через сайт, который имитирует ATS. Оказалось, что ATS-версия перформит ничуть не лучше изначальной, так что её я никуда не рассылала. Но видимо да, действительно в некоторых случаях ATS-системы не могут нормально отсканировать ваш CV и поэтому предлагают вам ручками заполнить всё то же самое, что и так уже описано в резюме. Не ленитесь это делать. Я сначала не могла понять, почему всяким Вольво нужно, чтоб я заполняла одно и то же, а потом как поняла, но уже поздно было. Не совершайте моих ошибок.

Далеко не все компании используют ATS. Чаще всего это какие-нибудь крупные корпораты типа Volvo, IKEA, ABB, Paypal. Совершенно точно использует Klarna, у них ATS Lever. Также видела ATS Greenhouse. Обычно наличие ATS можно предугадать, если форма отклика на вакансию выглядит более убого, чем весь остальной сайт.

Глобально CV я переделывала два раза. Первый раз был, когда мне сказали, что работодателя смутил факт того, что я меняла профессии, типа менеджмент и UX-Research. После этого я добавила в резюме небольшое пояснение, почему так получилось. Ещё указала, что нахожусь в Стокгольме (что не так) и готова к релокации (что на тот момент тоже было не так, но 5 месяцев спустя я и на Марс релоцируюсь, если надо).

Вот так выглядела первая версия CV.

Где-то после 30 отказа я показала своё CV знакомым европейцам и они сказали, что всё вообще не так и не удивительно, что меня посылают. В частности, один из комментариев был — это добавить в резюме краткое описание себя как сахарного специалиста: типа goal-oriented, чем-то-driven professional, которых passionate в том-то и том-то. Помимо этого я добавила небольшой комментарий про то, какие профессиональные амбиции имею и чем бы хотела заниматься.

После фидбека рандомных людей, я ещё обсудила вторую версию CV с чуваком из шведской компании, которого нашла на этом сайте. Он сказал, что вроде всё окей и что надо продолжать откликаться, что-то, да выгорит. К счастью, выгорело даже раньше, чем я успела отправить это новое CV куда-либо. Так что конвертит оно лучше или хуже предыдущего я пока не знаю.

Вторая версия CV, которая так и не была протестирована. Убогие колхозные точки к скиллам меня заставили добавить европейцы.

Сопроводительное письмо

Не все компании требуют сопроводительные письма, но если поле есть, лучше там чего-то написать. Письмо не должно быть длинным: максимум пол-листа А4 нормальным кеглем, а лучше четверть. Структура зависит от вакансии. Задача письма — показать, что ваш опыт соответствует перечисленным требованиям и что вы нормальный. У меня для вакансий в менеджменте была одна заготовка письма, а в исследованиях — вторая. Важно не дублировать то же самое, что написано в резюме. В своём случае я пихала в письмо разные ключевые слова, которые могут быть интересны рекрутеру. Типа Agile, A/B-тесты, названия индустрий и крупных международных клиентов, количество запущенных проектов и людей, которых доводилось менеджерить. HR-люди могут не разбираться прям до деталей в специальностях, под которые набирают, поэтому ориентируются как раз по этим ключевым словам.

Ещё можно учесть Tone of Voice компании. Если там какие-нибудь мемы и шутейки в описании вакансии, то господь не запрещает пошутить как-то и в письме. Но только если вы прям 95% уверены, что штука окей и не отрекошетит в обратку. Если компания серьёзная, то писать нужно скорее формально.

Личностные тесты

В некоторых шведских компаниях в качестве первого этапа отбора, особенно на софт-скилз и руководящие позиции, присылают личностные тесты. Мне такие прислали дважды, в обоих случаях сделанные через сервис Alva. В комплекте один тест на характер и один на логику, из которых первый был ебейше длинный, а второй ебейше сложный. Если вы прошли их один раз, то результаты сохраняются и в последующем можно просто шарить их с другими компаниями. В первом случае после тестов я получила приглашение на интервью. Во втором мне пришел отказ.

Личностный тест оказался на удивление более-менее похожим на правду. Но мб это как с гороскопами, где каждый найдет что-то про себя.

Тест на логику показал, что логическое мышление у меня развито на среднем уровне. Учитывая субъективную сложность теста мне кажется, что можно смело было и 3 поставить.

Интервью

Всего у меня было 12 интервью: 8 в первом этапе, 3 во втором этапе, одно в третьем и ещё в одном случае третьим этапом было тестовое задание/встреча с чуваками из компании. В целом, у меня сложилось впечатление, что 3-4 раунда собеседований в среднюю шведскую компанию — это норма. В Гуглы их может и 10 быть.

Первый этап — это обычно интервью с рекрутером или тем, кто непосредственно нанимает, может быть и потенциальный руководитель. Обычно на нём вы рассказываете про свой опыт, вам рассказывают про компанию, задают какие-то общие вопросы для того, чтобы понять, насколько вы вообще бьётесь с вакансией. Если бьётесь хорошо, то на втором этапе вас будут тестировать на конкретные навыки, просить показать портфолио, рассказать про проекты. Тут вас может собеседовать как потенциальный руководитель, так и кто-то из команды, кто просто шарит за то, что вы делаете. Третий этап варьируется. У меня в одном случае это был разговор с CPO, а во втором — тестовое задание, которое надо было сделать и презентовать.

Вот некоторые вопросы, которые мне задавали:

  • Расскажите о себе: кто такая, чем занимаетесь?
  • Как давно вы в Швеции? Как сюда попали?
  • Расскажите про вашу текущую работу и проекты. Почему ищите новую?
  • Расскажите про какие-нибудь свои проекты, которые вы считаете интересными и релевантными этой позиции.
  • Откуда вы узнали про нашу компанию и эту вакансию?
  • Что вы знаете о нас и наших проектах? Что вам в нас нравится и почему решили написать?
  • Что вы ждёте от этой работы и что из собственных амбиций хотите реализовать?
  • Что вам больше всего нравится в вашей работе и что меньше всего? Чем бы вы хотели заниматься больше/меньше?
  • Какие у вас есть сильные и слабые стороны?
  • Где вы видите себя через 5 лет? (Да, реально так и спросили)
  • Какие-то вопросы на проверку конкретных управленческих методологий, методов исследований и гипотетические кейсы, чтобы понять, как я мыслю.
  • Есть ли у меня разрешение на работу?
  • Когда смогу приступить (notice period)?
  • Зарплатные ожидания?

Перед интервью я обычно изучала сайт компании и гуглила её на Glassdoor'e, чтобы почитать отзывы и вопросы из других интервью. Часто меня просили показать какие-то проекты из портфолио, сайты там или промежуточные артефакты, так что держите ссылки наготове. Ещё держите наготове ваши вопросы относительно этой компании и позиции. Не типа «А чё вы вообще делаете?», а «Я видел у вас там на сайте такой-то проект/продукт/что-либо и не понял вот этот момент, расскажите».

Штука, которую я долго не понимала, это то, что на первом этапе всех не особо ебёт, умеете ли вы делать свою работу или нет. Иногда это никого даже на последнем этапе не ебёт. Потому что тот факт, что вы умеете делать всё то, что описано в вакансии — это некоторая база, которая должна быть у всех претендентов. Соответственно, вы должны быть чем-то лучше, и это что-то — не то, что вы работали с большей кучей более сложных проектов. Важно произвести впечатление, что вы уверенный в себе и крутой специалист, который ищет работу не потому, что ему нужна работа, а потому что у вас есть какие-то более высокие амбиции и конкретно эта компания — инструмент в их достижении.

По-большому счету, 3-4 месяца поисков ушли у меня на то, чтобы понять, как надо себя вести на собеседованиях. Ретроспективно я понимаю, почему в некоторых ситуациях мне не ответили или завернули после интервью. Вначале я сильно нервничала, не имела заготовленных скриптов на банальные вопросы и в целом, складывалось впечатление, что я не ебейший специалист, который с двух ног врывается во все компании без особых усилий (потому что это не так), а грустный российский эмигрант, которому срочно нужен ВНЖ (потому что это так). В конечном счёте мне удалось вышколить манеру, чтобы говорить с людьми так, как-будто поиск работы — это переговоры двух равных сторон. Но до самоуверенности белых цисгендерных дизайн-лидов мне ещё крайне далеко.

Тестовое задание

До этапа тестового задания я дошла только с одной компанией. Где-то вообще этот этап не был предусмотрен, отбирали, как господь даст. После двух раундов собеседований мне прислали 2 листа pdf с описанием кейса. На него нужно было потратить не более 8 часов, но по факту время никто не контролировал. Также мы договорились, что я приеду и презентую у них в офисе.

Переводить не буду, но суть в следующем. Надо придумать мобильное приложение, которое решало бы какую-то проблему для компании, которая работает со всякими лодками/яхтами. В результате должна получиться типа презентация решения для клиента/инвесторов. Каким-то образом ещё надо прикруть ко всему этому IoT. Вот.

Я сначала вообще нихрена не поняла, потому что конкретики 0. Не бывает такой ситуации, чтобы ты приходил на встречу к клиенту с каким-то решением, сроками и бюджетом, когда не было ни брифингов, ни оценки скоупа с командой. Ещё и IoT (Internet of Things) тут каким-то боком, а я не в зуб ногой, куда его крутить. Ну и про лодки я особо ничего не знаю.

В общем, я сначала пришокировалась, а потом поспала и села разбираться. В конечном счёте решила не выдумывать компаний, а взяла «Силу Ветра», прикинула, какие у неё могут быть операционные проблемы, и что из них могло бы решить приложение. Погуглила примеры мобильных приложений для менеджмента лодок. Погуглила, как работает IoT и какие данные через него можно передавать в приложение. Расписала общий подход, как я планирую бюджет и сроки. Короче, получилось 16 слайдов прям отменного булщита.

Поскольку из описания кейса не до конца было понятно, какого именно результата они ждут, я ещё докинула вопросов, чтобы прояснить детали.

Чуваки делают свою IoT-платформу, но ничего, кроме спецификаций железа на сайте нет. Так что я не могла понять, из какого мне пальца высасывать детали.

Не знаю, были ли другие кандидаты, которые тоже делали тестовое задание. Но я предположила, что наверное есть, а поскольку я не особо шарю за технические детали IoT-платформ, то выёбываться надо чем-то другим. Поэтому я пошарилась по фейсбуку агентства, нашла несколько презентаций, где используется их фирменный стиль, и постаралась свою оформить так же. К счастью, стиль простой, как пол-копейки, так что моих навыков в дизайне и рисовании кубов вполне хватило. В общем, nice touch.

Всего на это дело у меня ушло часов 7-8, но если не иметь проблем с концентрацией внимания, то можно было бы управиться и за 3. Несмотря на то, что сначала ничего понятно не было, задание мне понравилось.

Непосредственная презентация прошла довольно гладко: всё рассказала, на вопросы ответила, шутки пошутила. Обычно я не заучиваю текст презентации, но продумываю, что буду говорить на первых двух слайдах. Типа как начать, как логически перейти к той или иной части рассказа. Иначе у меня бывало, что я начинала тупить вот на таких моментах и это портило всю презентацию.

Сверхусилие

Надо сказать, что я никогда не оказывалась в ситуации, когда мне приходилось бы искать работу так долго и так настойчиво. В России все свои работы, даже самую первую, я находила достаточно быстро — ну может быть за месяц-полтора не особо активных поисков. У меня никогда не было трёх этапов собеседований, где ценятся не столько прикладные навыки и опыт, сколько умение красиво плести слова. Во всяком случае в тех профессиях, куда я подавалась.

Больше всего фрустрации мне добавлял этап интервью. Шведы усиленно избегают ситуаций, когда нужно идти с кем-то на конфронтацию или сообщать плохие новости. Это выливается в то, что в ходе интервью вам говорят много хороших слов, восхищаются вашим портфолио, показывают офис и обещают вернуться, чтобы обсудить дальнейшие шаги. А потом отказывают, прислав стандартную отписку или не прислав вообще ничего. Такое поведение сильно бьёт по мозгам.

Прочитав вот эту и другую статьи, я полностью пересмотрела свой подход к интервью. В частности, я сделала презентацию о себе, которую показывала HR на первой встрече. Это понравилось: несколько раз я сталкивалась с рекрутёрами, которые совершенно очевидно даже не открывали моё резюме до звонка. Поэтому то, что я по сути рассказывала всё то же самое, но в приятном виде, как-будто бы добавляло мне баллов. Ну мне так кажется.

На титульном слайде я указывала имя рекрутёра и это сразу было супер-мило. Презентацию мне удалось протестировать всего один раз и именно эта компания сделала офер.

В целом, я постаралась иллюстрировать по-максимум, накидывая какие-то схемы в FigJam прям в процессе разговоров. Это показывало, что я умею пользоваться фигмой и информация лучше запоминалась. Для одной из компаний я сделала микро-аудит их сайта, хотя никто меня об этом не просил. Это тоже понравилось.

Также я пересобрала своё портфолио для позиции UX-исследователя, сделав фокус на процессе исследования и его результатах. Портфолио пригодилось и для позиции менеджера, потому что это какое-то вещественное доказательство вашего опыта работы. В перспективе у меня есть задача собрать отдельное портфолио и для менеджмента тоже.

Портфолио сделано на Тильде, где каждый проект — это кейс с картинками, описанием задачи и процесса. Потом показываю финальный результат и какие-то метрики.

Если была возможность приехать на интервью лично, я ехала, хотя пришлось всего дважды. Много читала про компанию, изучала проекты, про них все спрашивали. Короче, если доходила до этапа интервью, то старалась сделать какое-то экстра-усилие, чтобы меня запомнили. Мне кажется, это помогает, хотя бы чтобы пройти до этапа, где будут оценивать уже ваши навыки.

Какую работу нашла

В итоге мне сделали офер вот эти ребята, на позицию Стратега. С ними у нас было 2 интервью и одно тестовое задание, которое нужно презентовать в офисе (это от меня 5 часов езды). По условиям, первые полгода я на испытательном сроке и если пройду успешно, то контракт превращается в перманентную занятость (= хер уволишь). По деньгам договорились на 44 000 крон (≈ 3 000$ после налогов). Также есть 25 дней оплачиваемого отпуска, 14 дней больничных, 4 000 крон компенсации на спорт и пенсионный план. Ещё они сделают мне разрешение на работу и следующие 2 года я вроде как не могу менять работодателя. Это довольно стандартный пакет плюшек для шведских IT-компаний.

Из нестандартного, они помогают мне с релокацией, а именно с квартирой. Гётеборг, как и Стокгольм, славен тем, что жильё там хер найдёшь, даже субаренду (когда переезжать каждый год). Я уже встала в очередь на Boplats и HomeQ, но на что-то приличное смогу претендовать в лучшем случае через год. Оказалось, что у компании есть несколько квартир в черте Гётеборга, и ровно вот прям факин нау одна освободилась. Так что самая главная проблема, связанная с переездом, решилась для меня сама собой.

Про квартиру напишу отдельно в канале, но это однушка в 40m², с общей прачечной. Дом сильно постарше моего, но вроде реновирован. До офиса полчаса на велосипеде или автобусе.


Сколько времени занимает поиск

Среднее время на поиск работы за рубежом сильно разнится и зависит от кучи факторов. Вот некоторые из них:

  • Ваша специализация и рабочий опыт. Наличие релевантных для работодателя навыков, языка.
  • Соответствие вашего рабочего опыта вакансиям, на которые вы откликаетесь. Если вы менеджер, а хотите пойти программистом, будет сложнее.
  • Наличие релевантного образования. На некоторые вакансии требуется диплом в определенных специальностях, иногда из университетов этой страны.
  • Состояние рынка найма в стране, где вы ищете работу. Может быть острая нехватка кадров, а может быть переизбыток. Может быть острая нехватка кадров, но вот конкретно сейчас все ищут работу за границей, поэтому конкуренция на вакансию очень высокая.
  • Сезонность. В сезон отпусков и праздников вакансий меньше, найм дольше. Сразу после него найм идет бодрее.
  • Ваш юридический статус. Если у вас есть нужное разрешение на работу, ВНЖ, аккаунт в банке — это большой плюс, работодателю не надо возиться.
  • Ваше фактическое местоположение. Если вам нужна релокация, особенно из России, это просто технически сложно организовать. Кроме того, это дополнительные расходы для работодателя.
  • Ваши умения себя продавать и нетворкать. Это чуть ли не половина успеха. Я знаю людей, у которых и на пол-пальца нет опыта работы в тех должностях, куда их в итоге взяли просто потому что они умеют хорошо пиздеть себя продавать.
  • Ваш возраст. Ваш имя. Ваше гражданство. Ваш цвет кожи. Об этом не скажут, но это может влиять. Надо сказать, что если вы прекрасно подходите по всем параметрам, крайне маловероятно, что это станет проблемой.

Есть шанс, что всё это не будет играть никакой роли, просто потому что ваше резюме не попадется рекрутеру на глаза. В частности, в какой-нибудь Google, Spotify, Facebook и прочие фэнси-конторы попасть даже на первый этап собеседования с улицы кратно сложнее, чем по рекомендации. Если вы целитесь туда, не стесняйтесь стучаться к людям в LinkedIn и просить реферал: в таких компаниях, если вас в итоге наймут, рекомендателю перепадет бонус.

Я слышала разные сроки поиска: от двух недель до года. Даже если вы самый синьор, поиск может занять долго: в значительной части это лотерея, где нужно смочь попасться на глаза в нужное время. Имейте запас денег и терпения минимум на полгода, а лучше больше. Даже если вы получите предложение, какое-то время займет оформление всех документов, прежде чем вы сможете приступить.

Свою работу я нашла за 5 месяцев. Подаваться начала в начале августа, а офер получила в конце декабря. Важно знать, что лето в Швеции, особенно июль — это время отпусков и мёртвый сезон для всего, в том числе для найма. Да и вообще, количество вакансий сильно зависит от времени года: больше всего я видела в сентябре-октябре, видимо в марте-апреле тоже прилично. В компаниях поменьше найм может происходить быстро: за неделю-две набирают отклики, потом интервью и тестовые, за месяц вакансия закрыта. В больших компаниях можно получить ответ и через два, и через три месяца. Может случиться ситуация, что компания выберет кандидата, а он откажется и придётся начинать всё сначала. Тогда можно попасть во вторую волну.

Среднее время от подачи до обратной связи — где-то 2 недели. По свежим вакансиям мне отвечали прям на следующий день. А от той компании, которая в итоге наняла, первый ответ пришёл почти через полтора месяца, процесс переговоров занял ещё полтора. Такие вот дела.

Как не расстраиваться

Никак. Когда отказывают день за днём, кто угодно расстроится. Когда вам казалось, что вас уже наняли, а в ответ даже отказа не приходит, это очень обидно. Когда кажется, что работу в Европе не нашел только ленивый, а вы до сих пор дальше первого этапа не проходите, нервничать совершенно окей.

Скорей всего вам много раз откажут. Иногда вообще ничего не напишут, а иногда пришлют дефолтный текст с пожеланиями дальнейших карьерных успехов. Это окей. В какой-то момент вы просто устанете каждый раз расстраиваться и начнете получать извращенное удовольствие от этого всего. Мне нравилось отмечать отказы в канбан-доске для большей драмы.

Один раз мне пришёл отказ от HR, которая даже не открывала ни моё письмо, ни моё резюме, но при этом решила «продолжить с более подходящими кандидатами». О том, кто, когда и как часто открывал мои e-mail'ы я знаю, потому что использую расширение Mailtrack для Gmail. Очень удобная фича, крайне советую.

Поиск работы — это марафон, а не спринт. Если вы ищите работу за границей впервые, морально готовьтесь, что это будет тяжело и долго. Искать работу сосёт. Хорошая новость только в том, что это навык, который прокачивается. Как только вы поймете систему, станет легче.

Если вы дошли до этапа интервью, а потом получили отказ, не стесняйтесь просить фидбек. Не факт, что вам его дадут, но если дадут, он может быть полезным. У меня было замечательное интервью с чуваком из одного датского дизайн-агентства, который потом прислал развернутый и полезный фидбек:

Само интервью прошло хорошо, мы отлично пообщались. Но объективно, у меня правда не хватает опыта в брендинге для этой позиции.

В начале я по-честному говорила, что типа, чуваки, я не знаю, нормальных ли денег прошу и насколько сильно слышно мой акцент. Также сразу говорила, что мне нужен ВНЖ, потому что не все работодатели могут и хотят этим заниматься. Во всех случаях на это реагировали нормально и подсказывали, что окей, что не окей. В интервью в лондонское агентство меня спросили про зарплатные ожидания и я честно сказала, что не ресерчила UK рынок, поэтому напишу отдельно в e-mail'е. Потом эти ребята вернулись и сказали, что типа это чуть выше рынка и они могут дать 55к £/год (5 010$/месяц до налогов), но типа можно и поторговаться. Так что не бойтесь говорить, что вы чего-то не знаете. Это нормально, вам подскажут.

Иногда вам могут аргументировать отказ, что вы не culture fit, т.е. типа вероятно не впишитесь в коллектив и атмосферу работы в компании. Это может быть как правдой, так и стандартной отпиской, чтобы не писать что-то более обидное. Относитесь к этому проще: вам нужен всего один офер, а не все. Тактическое поражение не означает, что война проиграна. Вот посмотрите на Украину.

Ликбез про culture fit

Темп, с которым делаются дела, стиль коммуникации с коллегами и в целом, отношение к работе, различаются от страны к стране. В Швеции подчеркнуто форсят work-life balance, поэтому менеджеры будут гонять вас ссаной тряпкой с рабочего места ровно в 6. Совершенно окей отпроситься с работы, если у вас болеет ребенок или у него день рождения. Совершенно окей взять отпуск по уходу за этим ребенком или саббатикал. В целом, шведы работают сравнительно неторопливо, лишний раз не нервничают и очень гордятся этим. Так не везде, но почти везде.

Среднестатистический IT-человек из России привык, что релиз, сука, завтра и ты сидишь месяц в кранче до и месяц в кранче после, а менеджер каждые 10 минут подходит с криками типа «У НАС НА ПЛАНШЕТАХ КАРУСЕЛЬ ПОЕХАЛА». У нас нет культуры смол-толков, когда вы 15 минут от часового созвона базарите про то, как у кого выходные прошли. У нас не собираются на 2 часа попереливать из пустого в порожнее какую-то несуществующую проблему, а если и соберутся, то кто-то точно выйдет из себя и попросит говорить уже блять конкретнее. В общем российская корпоративная IT-культура более прямолинейная. Русские вообще любят говорить вещи как есть, лишний раз не заворачивая это в что-то менее обидное. Ну типа я же правду говорю, чего обижаться.

Вот это самое — не culture fit. Потому что придя в шведскую компанию, вы рискуете попасть чуть ли не в противоположную среду, которая, вероятно, через какое-то время вас люто взбесит. Так не везде, но много где. Задача рекрутера заранее понять, станет ли это проблемой или нет. Так что учитесь уметь в смол-толки. Я абсолютно ужасна в этом дерьме, поэтому в качестве смол-толка использую разговоры про то, насколько я ужасна в смол-толках. Но в целом, умение разговаривать про то, как прошли выходные, как поживают чьи-то жёны/дети, какая херовая погода, высокие налоги и ебанутая партия ультра-правых — это полезный скилл.

По поводу дискриминации

Дискриминация в Швеции есть. По большей части она касается людей с тёмным цветом кожи, сирийским паспортом, именем Мухаммед и всех, кто выглядит не как швед. Но ребята из России и Беларуси говорят, что тоже сталкивались с отказами по причине их национальности и странно звучащих фамилий. Вряд ли вам об этом скажут напрямую, но если скажут и у вас будут какие-то письменные пруфы, то не стесняйтесь жаловаться сюда. Шведы дико нервничают от всякой конфронтации и жалоб.

Примите дискриминацию как неизбежный факт. Вряд ли вы хотите работать в компании, где к вам будут относиться как к человеку второго сорта. Кроме того, позитивная дискриминация в Швеции тоже имеется: многие компании не стесняются открыто говорить, что нанимают женщин и этнические меньшинства ради разнообразия. Кроме того есть компании, которые подчеркивают diversity как своё преимущество. Пользуйтесь этим.

Вот одно агентство отдельно поясняет, что никого не дискриминирует. Не знаю, так оно или нет. Но то, что эти ребята не присылают никакой фидбек на отклик — это точно.

Тот факт, что дискриминация в Швеции есть, не означает, что надо грозить кулаком в адрес лицемерного запада. В России дискриминация тоже есть, притом гораздо более разнообразная: у нас и чурки, и хачи, и хохлы, и бабы, и ахаха, пидоры. Если вы хотите, чтобы к вам относились нормально, в первую очередь научитесь относиться нормально к другим людям, вне зависимости от их происхождения, пола и предпочтений.

Самозанятость и бизнес

Здесь я знаю очень мало, поэтому в основном будет инфа, доступная на Skatteverket, Migrationsverket и Verksamt. Это три главных сайта, которые вам понадобятся. Ещё вот этот полезный.

Удивительный факт, но несмотря на байку про страшные налоги, на 2022 год Швеция находится на 2 месте в Европе по количеству стартапов. Это одна из лучших стран, где можно начать свой бизнес и причин этому несколько:

Во-первых, Швеция — экономически благополучная страна, с минимальной коррупцией и более-менее предсказуемым политическим курсом, ориентированным на международный рынок.

Во-вторых, это англоязычная страна в том смысле, что 95% услуг, в том числе государственных, вы можете получить на английском языке. Кроме того, нет никакой проблемы найти англоязычных сотрудников и не менее англоязычных клиентов.

В-третьих, если вы переезжаете, чтобы открыть бизнес, под это можно получить специальную визу, чтобы 9 месяцев шататься по Швеции и искать инвесторов. Насколько я поняла, для открытия ООО/ТОВ/LLC достаточно установочного капитала в 25 000 SEK (2 285$), что копейки. Однако вам понадобится 100-200 тысяч крон (9 000$ - 18 000$) в запасе на жизнь, это требует миграционная служба. На семью нужно больше денег.

Касательно налогов, стандартный корпоративный налог на прибыль — 20,6%. Однако огромное количество налоговых вычетов почти за всё фактически снижают этот налог до состояния, когда делать малый бизнес в Швеции становится выгоднее, чем в прочих странах Западной Европы. Минимальная ставка VAT — 6%, но в большинстве случаев 25%. Бизнесы с годовым доходом до 30 000 SEK VAT не платят.

С точки зрения Швеции, особой юридической разницы между самозанятостью и бизнесом нет. Типа если ты самозанятый, ты регистрируешься как бизнес из одного человека. Соответственно, и в том, и в другом случае можно претендовать на визу для поиска работы для высококвалифицированных специалистов. После регистрации бизнеса можно будет податься уже на нормальный work permit.

Есть разница в типе налога: если вы получаете деньги от компании, которая не платит за вас налоги, например, как саб-контрактор, то это A-Tax. А если ваш бизнес платит сам, то это F-tax. Почитать побольше можно тут.

Есть ещё такая штука как Hobby Business — типа если вы наварили денег с рукоделия, продажи картин, мёда, нюдсов или ещё чего. Такое тоже облагается налогом, однако всякие материалы, техника и прочие штуки, необходимые для хобби, станут основанием для налогового вычета. Рабочую визу на то, чтобы заниматься хобби, получить нельзя — регистрируйте как бизнес.

Если у вас есть идея, бизнес-план и желание пахать как проклятый, но нет инвестиций, то можно попробовать вписаться в один из шведских стартап-акселераторов, их тут дофига. По моим ощущениям получить инвестиции в Швеции очень легко, во всяком случае если ваша сфера деятельности как-то связана с социальной сферой, устойчивым развитием, экологией или инновациями. Финтех тут есть и много, но он какой-то жидкий: Револют перепрыгивает через все шведские нео-банки не вставая.

Шведский рынок труда сильно завязан на нетворкинг и знание нужных людей. Со стартапами это верно втройне. Имеет смысл вписываться в разные конференции, митапы, хаккатоны и прочее. Мероприятия можно пасти на LinkedIn и вот здесь. Ещё можно поступить в магистратуру какого-нибудь универа, который сотрудничает с бизнесами и запитчить идею прям там. Если она будет какая-то толковая, то деньги можно получить как от этого бизнеса, так и от региона.

Как искать работу, если вы не в IT

Если вы работаете не в IT, то найти работу без шведского языка и/или знания особенностей шведского рынка будет сложнее. Сложнее не значит, что невозможно.

В зависимости от вашей профессии и опыта работы путь может различаться, поэтому ниже скорее универсальные советы.

В Швеции есть организация Folkuniversitetet (народный университет), где можно получить или подтянуть прикладные навыки в различных профессиях. Она же занимается переподготовкой специалистов, в том числе иностранцев, которые хотят найти работу в Швеции.

Во-первых, вы можете проконсультироваться и встать на учет на бирже труда. Помимо того, что вам подскажут, как лучше упаковать резюме и куда подаваться, это даёт доступ к разным бесплатным плюшкам, которые потенциально поспособствуют найму.

Если вы сами или ваши знакомые приехали в Швецию из Украины, находятся в статусе беженца и нуждаются в поиске работы, не стесняйтесь обратиться в Arbetsformedlingen. Вас проконсультируют на украинском языке и помогут с поисками. Господа из России и Беларуси тоже могут смело обращаться.

Во-вторых, если вы зарегистрированы на бирже труда, то одна из программ Folkuniversitetet — Korta vägen, помогает зарубежным специалистам сориентироваться на шведском рынке, подучить шведский язык и пройти стажировку в шведской компании, чтобы повысить шансы на нахождение работы. Программа очная, длится до полугода и есть не во всех регионах, но во многих.

Также есть бесплатные курсы шведского языка SFI, куда можно подать заявку и через пару-тройку месяцев получить место. Их качество сильно зависит от преподавателя, но пройдя весь курс, вы будете знать шведский на комфортном бытовом уровне. Этого уровня часто достаточно для работы в обслуживании или там, где шведский не является основным языком, но требуется для понимания рабочих документов/ещё чего-то. SFI можно заниматься и удаленно, но как правило, это платное удовольствие. Бесплатный SFI предоставляет коммуна, записываться нужно на её сайте. А платные можно нагуглить.

Большая часть бесплатных шведских плюшек доступна только если у вас уже есть персональный номер и вы находитесь в Швеции. Однако для понаехов в статусе беженцев без документов делаются исключения, смело пишите инстанциям.

Если поиск работы идёт туго, а заняться чем-то хочется, то посмотрите волонтёрские инициативы в Volontärbyrån. Там ищут волонтёров всякие шведские организации. Работа разная — от менеджмента и сопровождения до переводчика. Помимо того, что это потом можно будет вписать в своё резюме, возможно получится заручиться контактами и рекомендациями, которые потом пригодятся для работы.

Также есть отдельные визы на краткосрочную занятость, если вы понаехали работать на время: собирать ягоды, волонтёрить, песни петь или няней в семью. Перечень всех профессий и порядок получения визы можно узнать на Migrationsverket.

Вступайте в иммигрантские чаты и группы на FB. Я сначала воротила нос, а потом оказалось, что национальные иммигрантские сообщества — это кладезь полезной информации и контактов, в том числе рабочих. Разговаривайте и спрашивайте совета у тех, кто работает по вашей профессии, просите рекомендации. Слушайте иммигрантские подкасты, там бывает много полезного про работу. Я слушаю «Иммигранткаст», «Живи там хорошо» и «Мама! Я в Европе!». А вот полезные телеграм-каналы по Швеции:

  • Шведский Ковчег для тех, кто подается на беженство;
  • Чат «Русскоязычный Стокгольм»;
  • Чат для тех, кто едет по визе «Look for work or start a business»;
  • «Наш MeetUp» — нетворкинг и советы по работе для русскоговорящих специалистов. Членство платное, 200 крон в год;
  • Ещё есть чат «IT Stockholm», но там нет публичной ссылки. Если хотите инвайт, напишите мне.

Также, пользуясь случаем, хотела бы попиарить Антивоенный комитет в Швеции «Russians against war». Помимо того, что это в целом толковая организация с кучей активностей, там всегда нужны волонтеры. Там же я познакомилась с тонной приятных людей, которые живут в Швеции и могут помочь советом, делом и рекомендацией. В общем, вступайте.

Вне зависимости от того, кем вы работали до переезда, работу за границей вы найдёте, навыки не пропьешь. Вероятно, для этого придется доучиться или переучиться, но в конечном счете, люди везде люди и опыт ценится. Не сдавайтесь и не унывайте.

Если вы нашли работу в Швеции, оформились тут самозанятым или открыли бизнес, и хотите поделиться своим полезным опытом, напишите мне: пообщаемся и я добавлю это в гайд.

Если вы нашли ошибки, тоже пишите.

Этот текст был написан для канала «Умереть не встать», где я теперь пишу в основном про войну, но иногда и что-то мирное.