Книги
July 28, 2019

Сенека "Нравственные письма к Луцилию"

Как не странно, но с этим произведением я познакомился через песни Оксимирона. Была строчка "...Я стоик, будто Луций Сенека..." и я как-то искал что такое стоицизм, но википедия не смогла мне объяснить нормально что это такое и в чем заключается эта философия

Стань рабом философии, чтобы добыть подлинную свободу

Вообще я рекомендую вам прежде чем начать читать эту книгу, вам следует ознакомиться немного с античной философией. Могу порекомендовать канал на ютубе, посвященный философии. Я его прослушал и просто понял что к чему, что откуда вытекает. Сразу скажу, что качество картинки говно, подача материала говно, но вы понимаете, наверное, уже, что истинные знания нужно добывать, а не получаться на готовом блюдечке

К сожалению, я это смотрел видео уже после того, как прослушал эту книгу. Да-да, я ее не читал, а слушал, ибо я работаю и иногда возникает мыслительный вакуум, который полезнее всего было бы заполнить книгами

Признать свои пороки - признак выздоровления

Стоицизм - мощное учение античной философии, которое завоевало популярность в своем веке, до сих пор популярно. Оно проповедует то, что человек должен стойко преодолевать удары судьбы, которая грядет ему фортуна. Мне не нравится часть стоицизма тем, что человеку тут не дается выбор. Будто судьба - это понятие неподвластное тобой, но я считаю, что конечно же все зависит от нас самих и внешних факторов, от которых никуда не деться. С другой стороны стоицизм помогает тебе не бояться смерти, а следовательно у тебя в жизни пройдут все страхи. Это в каком-то смысле как моя собственная концепция мира, которую я придумал. Возможно, я напишу об этом пост...

Какая разница, что поглотило брюхо, которое все равно не удержит проглоченного?

Я как-то писал пост про Александра Любищева, там я как раз тоже приводил пример письма Сенеки. Эти письма давно меня преследовали, чтобы в какой-то момент я смог их прочитать и понять в чем заключается философия этой жизни

Кто не смог любить больше, чем одного друга, тот и одного не слишком любил

Эта цитата мне понравилась тем, что люди очень сильно переживают утрату друзей, неважно как они ушли от вас: из жизни или просто разошлись характерами. Самое главное - это завести привычку постоянно заводить друзей. Существует конверсия людей, 20 человек позовешь на ДР, а придут только 15. Так как человек постоянно меняется (если он саморазвивается, конечно же), то это нормальное состояние, когда друзья приходят и уходят. Самое главное - не бояться одиночества, иначе вы сделаете этим еще себе хуже

В том и наш грех, что жизнь по частям обдумывают все, а целиком — никто
Мы переживаем утраты больнее, чем получаемое
Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает. А если непременно нужно поставить себе цель, то становятся необходимы и основоположения

Очень часто коучи или какие-нибудь тренеры говорят, что вам нужно поставить цель. Но на самом деле прежде чем ставить цель, вам необходимо понимать вообще что вы хотите от этой жизни, для начала нужно найти смысл жизни или миссию, из которой уже будут выходить все цели. Всегда все цели должны согласовываться с вашей миссией жизни. Об этом никто не говорит, поэтому если ты просто достигнешь своей цели, то этого не будет тебе достаточно

Жизнь — как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна. К делу не относится, тут ли ты оборвешь ее или там. Где хочешь, там и оборви только бы развязка была хороша!
Не многих держит рабство, большинство за свое рабство держится

Почему люди раньше были рабами? Ведь всегда можно было не согласиться с этим и умереть. Сенека рассказывал пример мальчика подростка, который не хотел быть рабом и сразу же убил себя. Это считается достойной развязкой, ведь на самом деле никто не гарантирует тебе, что ты завтра не умрешь, можно умереть, делая подвиг, можно умереть, чтобы не испытывать пыток и многое другое. Самое главное как долго ты проживешь, а как качественно

Ты ошибаешься, Луцилий, если думаешь, будто только наш век повинен в таких пороках, как страсть к роскоши, пренебрежение добрыми нравами и все прочее, в чем каждый упрекает свое столетье. Это свойства людей, а не времен: ни один век от вины не свободен
И еще, глупо вопить в тоске, если разрыв между тоскующим и утраченным ничтожен: мы должны быть спокойнее хотя бы потому, что сами идем вслед за теми, кого потеряли

Тут Сенека хочет сказать, что можно немного поплакать по утерянному другу, путь просто слезы облегчат душу, но не нужно загоняться на всю жизнь, терять свой смысл жизни из-за этого

Мы защищаем наши пороки, так как любим их, и предпочитаем извинять их, а не изгонять. На это природа дала человеку довольно сил, — если мы соберем их и напряжем и пустим в ход не против себя, а себе в защиту. «Не хотим» — вот причина; «не можем» — только предлог
Не так щед­ро и мило­сти­во отпу­сти­ла нам вре­мя при­ро­да, чтобы мы мог­ли тра­тить его впу­стую! Взгля­ни, как мно­го теря­ют даже самые усерд­ные: часть его отни­ма­ет соб­ст­вен­ное нездо­ро­вье и нездо­ро­вье близ­ких, часть — неиз­беж­ные дела и дела государ­ст­вен­ные; часть жиз­ни уде­ля­ем мы сну. Что поль­зы тра­тить пона­прас­ну боль­шую долю это­го вре­ме­ни, тако­го корот­ко­го, и быст­ро­теч­но­го, и уно­ся­ще­го нас? Не забудь еще, что душа лег­че при­вы­ка­ет забав­лять себя, неже­ли лечить, и пре­вра­ща­ет в заба­ву фило­со­фию — свое лекар­ство

Вот поэтому я постоянно записываю свое время, чтобы видеть куда я его трачу. На самом деле нужно стремиться работать таким образом, чтобы ты приносил пользу как можно лучше и дольше. Если взять обычного человека и проанализировать куда он тратит время, он просто охереет, что он работает на самом деле 2 часа, когда все остальное только забавляется

Я голо­ден, — надо поесть; а пол­бя­ной будет хлеб или пше­нич­ный, это к при­ро­де каса­тель­ства не име­ет. Она хочет, чтобы мы насы­ща­ли утро­бу, а не убла­жа­ли. Мне хочет­ся пить, — а какую воду — ту ли, что я зачерп­нул из сосед­не­го озе­ра, или ту, кото­рую запе­ча­тал сне­гом, чтобы она была све­жей от заем­но­го холо­да, — это к при­ро­де каса­тель­ства не име­ет. Она велит одно: уто­лить жаж­ду; будет ли тво�� кубок из золота, из хру­ста­ля или из мур­ры, будет ли у тебя тибур­тин­ская чаш­ка или соб­ст­вен­ная горсть, — это при­ро­де неваж­но. В каж­дом деле смот­ри на цель — и отка­жешь­ся от все­го лиш­не­го. Голод взы­ва­ет ко мне, — я протя­ну руку к тому, что бли­же лежит, а он сам сде­ла­ет вкус­ным все, что бы я ни взял. Голод­ный ничем не гну­ш­ется.

Я итак давно не понимал почему богатство считается именно какими-то излишествами. Зайдите в самую дорогую гостиницу, там будет лепнина, ковры и все то бесполезное, которое несет в себе обычные функции, как и обычный потолок или обычная плитка. Смотрите на функцию вещей, а не на то, какие сами вещи

Сильная боль не бывает долгой

Потому что мертвые не терпят боли, а все остальное только слабая боль

Толпе нужно уподобиться, не признав своим, она тебя не полюбит

Это та самая причина почему я считаю, что аристократия - это самый удобный способ правления государством. Если круг лиц действительно умные люди, которые будут заботиться не только о себе, но и людях в стране, то конечно от этого будет хорошо всем

Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат

Сразу вспоминается притча о людских желаниях

Тот более все наслаждается богатством, кто меньше всех в богатстве нуждается

Даже сейчас богатые миллиардеры не выпендриваются яхтами и все в этом духе. Они просто работают и одеваются как обычные люди

Не считай благом все, что можно отнять
Кто не считает себя блаженней всех, тот несчастен, даже если повелевает миром
Каждый день нужно проводить так, словно он замыкает строй, завершает число дней нашей жизни

Это как раз правильно, ведь кто знает сколько еще дней отпустила нам фортуна

Что есть грустнее старика, начинающего новую жизнь сначала

А это потрясающая цитата. Как раз я думал когда-нибудь начать отчет сначала, когда я стану миллионером, но на самом деле не нужно начинать жизнь сначала. Все, кто говорят в стиле "проснись, после этого тренинга ты изменишься", это все херня и их задача взять у вас деньги, а если все бесплатно, то они все равно вводят в вас заблуждение

Да, тут очень много цитат и лишь немного моих комментариев. Пока я не слишком мудр, чтобы начинать говорить свои собственные цитаты, но я на пути к этому

Спасибо большое, что читаете мои посты, хотите видеть все отчеты по книгам самые первые? Тогда подписывайтесь на этот канал в teletype, а то, как у меня прошел каждый день я пишу в тг

Вот вам мои материалы:

Слушать 1 часть

Слушать 2 часть