Интервью
May 8, 2019

Изобретая будущее. Большое интервью с Syd Mead 1/2

Syd Mead занимается дизайном уже более 60-ти лет. Автор книги “Visual Futurist” и "US Steel", он работал буквально над всем, что вы можете себе представить. От дизайна круизных лайнеров и часов, до создания визуального стиля именитых фильмов. Он принимал участие в разработке Star Trek, Bladerunner, Aliens, Tron и многих других проектов.

В этом интервью мы разберем его подход к работе, мнение о индустриях, мотивацию, становление, работу над фильмами, техники рисования и много другое. Для лучшего восприятия я разбил интервью на две части. Одна перед вами, следующая выйдет как будет готова :)

UPD: В общем-то она уже и готова. Вторая часть.

Приятного чтения!

Аlexa: Для начала я бы хотела обсудить твой стиль и подход к искусству. Ты когда-то говорил, что поступая в Art Center, ты уже умели рисовать, но твое обучение помогло тебе лучше освоить методологию. Расскажите об этом.

Syd: Да, я рисовал с трёх лет. Я знал как рисовать людей, животных, весьма неплохо понимал перспективу и цвет. Так что я не шел в Art Center чтобы научиться рисовать, но именно там я узнал про довольно тонкую технику гуаши, которая требует навыков работы с текстурой и кистями.

Также именно там я узнал о самопрезентации. Нас научили как презентовать свои работы и как работать с заказчиком, что очень помогло в будущем. Если у тебя есть заказ и ты должен сдать его в среду, то стоит постараться сделать его к понедельнику, ведь тогда будет достаточно времени для каких-то исправлений и улучшений. Нас научили вести себя профессионально.

А: Звучит так, будто именно там ты сформировался как профессионал?

S: Я помню что уже в 5-м или 6-м классе планировал зарабатывать на жизнь рисованием, потому что тогда у меня получалось это лучше, чем у кого либо ещё из моей группы.

А: Я слышала ты в детстве рисовал домашних животных для разных людей.

S: О да, я делал это для всех желающих за четвертак. Это было в 1941 году и тогдашний четвертак эквивалентен сегодня где-то четырем долларам. Так что я продавал каждую картину где-то за четверть доллара и уже тогда зарабатывал на своем увлечении.

“Я был единственным человеком, который пытался в своих работах комбинировать транспорт, над которым работал, и окружение

Про визуальный стиль

А:  Я всё не могу понять, как ты создал настолько уникальный стиль?

S: Мой стиль - всего лишь комбинация правильной перспективы и композиции. Ещё в университете при помощи хороших преподавателей я смог четко понять правила построения геометрии внутри кадра. В своих работах я предпочитаю использовать перспективу с углом +-42 градуса, это довольно стабильно прослеживается в моих картинах за разные года.

Особенностью моего стиля можно считать то, что я помещаю объекты, дизайн которых разрабатываю, в разные сценарии. Не так много людей это делало во времена, когда я начинал работать. По факту, когда я закончил университет и пошел работать в Ford, а после создавал книгу US Steel для компании в Чикаго, я был единственным человеком, который пытался в своих работах комбинировать транспорт, над которым работал, и окружение. Я хорошо умел рисовать людей и разные другие вещей, так что, возможно, именно это придало моим работам узнаваемость.

Дизайн Bugatti будущего, Syd Mead.

А: Я думаю твои работы стали более узнаваемы также с помощью цветов, которые ты используешь.

S: Да, я предпочитаю определенную палитру из 12-ти цветов. Благодаря этому у меня нет проблем с покупкой каких-то уникальных красок.

К примеру, цвет синего павлина(Peacock Blue). Его больше не производят. Выглядит он как очень насыщенный бирюзовый цвет. Для его воссоздания нужно просто добавить белый цвет к бирюзовому, это сделает его более насыщенным и никто не увидит никакой разницы.

Большинство пигментов, если они добываются с помощью химических реакций и их создание вредит окружающей среде, перестают производиться.

Про инструменты

А: Ты не хочешь перейти на цифровой рисунок? Видишь в этом какие-то преимущества для себя?

S: Не думаю. Я говорил об этом в своем курсе, который записал для Gnomon. В нем я рассказываю про технику рисования с помощью гуаши.

Я считаю, что нет никакой разницы, каким инструментом ты пользуешься. Инструментарий художника постоянно менялся с того момента, как человек первый раз попробовал нарисовать животных на стене пещеры. Суть не в инструменте, а в том, умеешь ты рисовать или нет. Я знаю много людей, которые создают классные цифровые рисунки и я знаю как это делается. Я понимаю принципы и мне не сложно было бы научиться цифре, но я уже работаю с гуашью, с которой хорошо знаком и не вижу пока никакого смысла переходить на что-то другое.

А: Как ты думаешь, это плохо, что люди перестают использовать старые техники рисования и продвигают цифровой рисунок?

S: Как я уже сказал, если ты умеешь рисовать, то важна в первую очередь идея, а не инструмент. Так всегда было и будет. Если у тебя есть компьютер за миллион долларов, но нет идеи, то...в общем-то для примера можно посмотреть на множество голливудских фильмов.

А: Есть какие-то особые принципы, которых ты придерживаешься в свое работе?

S: В Art Center я научился правильно распоряжаться своим временем и создавать идеи с нуля. Для начала нужно понять что ты делаешь и зачем. Если у тебя нет никакой концепции, то всё остальное - пустая трата времени. Если ты делаешь работу на заказ, то нужно первым делом прийти к пониманию, чего хочет клиент и что ему нужно от тебя в финале твоей работы.

Дизайн ресторанного комплекса "FOODPARC", Syd Mead.

Как только ты сформулировал идею, садись и начинай делать наброски. На этой стадии не нужно уделять внимание деталям. Не стоит лишать себя возможности найти случайное решение излишне продумывая разные тонкости. Дальше нужно иллюстрировать разные варианты того, как твоя идея может выглядеть в реальности. Таким образом в итоге получится найти целую кучу разных безумных вариантов. Разбирая скетчи нужно выбрать самые лучшие идеи, скомбинировать их и довести до финального вида. Некоторые люди понимают как это делать, некоторые нет. Ты не сможешь решить абсолютно все вопросы своего дизайна за один подход и неважно насколько ты хорош, это так не работает. Всё делается постепенно.

А: И как же выбрать лучшую идею?

S: Ну, с помощью опыта. Ведь ты всегда знаешь что нужно иметь в финале, если тебе это объяснили в самом начале. Я всегда настаиваю, чтобы по контракту у меня был один человек, с которым я мог бы советоваться насчет всех вопросов по работе, чтобы не нужно было обсуждать это с целой толпой. Я никогда не показываю куче людей все десять вариантов, которые пришли мне в голову. Также я всегда настаиваю, чтобы мне дали максимально точную информацию о желаниях клиента. Это помогает нам разобраться в случае, если что-то идет не так и нас пытаются ввести в заблуждение. Такие тонкости общения сильно помогают понять, почему клиент пришел именно с этой идеей и что он хочет видеть в финале нашей совместной работы. Это очень важный момент.

А: Что ты делаешь, если понимаешь, что идея клиента не очень хорошая?

S: Я просто прямо говорю клиенту, что его идея работать не будет, на этом всё. Мы недавно работали с заказчиком, не хочу называть имен, но у меня сложилось впечатление, что они вообще никак не обсуждали свои идеи между собой. Они, наверное, надеялись, что я сам решу что им нужно и буду с этим работать. Это ужасный поход к работе, пустая трата времени по сути.

А: Ты также хорошо известен как новатор и изобретатель. Как ты думаешь, где проходит грань между изобретением и дизайном?

S: Это зависит от разных факторов. Я в большей степени занимаюсь концепт дизайном, но какое-то время я также работал над дизайном обычных бытовых вещей. Тем не менее, главный момент состоит в том, что нужно получить наиболее точную и актуальную информацию от заказчика.

Я около 12 лет проработал чем-то вроде консультанта для Philips Electronics of Eindhoven и разрабатывал дизайн для реальных продуктов, которые потом производили на заводах и продавали людям. Один раз мне нужно было разработать дизайн для телевизора. У меня были основные чертежи с завода и мне нужно было придать всему этому форму. Я решил подойти к этой работе так, будто я создаю декорации для sci-fi фильма. Очень классный футуристичный телевизор для крутого фильма. Таким образом я попытался переосмыслить объект, над которым работал. В итоге я сделал несколько скетчей 8х10 и выбрал 6 лучших вариантов дизайна.

Маркетинг менеджеры из Испании, Италии, Англии, Германии, Франции, Канады и США оценили мои идеи намного больше, чем идеи дизайнеров из Philips, которые занимались телевизорами большую часть своей профессиональной карьеры. Они были настолько ограничены своими знаниями, что просто не могли посмотреть на эту задачу под другим углом. Короче, эти чуваки меня больше не любят..

Телевизор на стену от Philips, Syd Mead.

А: Другие дизайнеры ты имеешь ввиду?

S: Ага, им не понравилось что я превзошел их. Они смотрели как я рисую гуашью и говорили: "Ну, мы тут не используем гуашь, мы работаем только с помощью DriMark". Им не нравилось конкурировать со мной. Им казалось что это нечестно.

"Они занимались этой работой каждый день, но я смог посмотреть на неё под другим углом, что дало мне большое преимущество"

Про работу в команде

А: Как ты думаешь, что нужно, чтобы команда дизайнеров создала что-то стоящее?

S: Каждый человек в команде должен уважать амбиции и идеи своих коллег. Я даже не хочу сказать, что вы должны работать все вместе для достижения общей цели. Суть вашей работы состоит в том, чтобы придумать как можно больше разных хороших вариантов решения поставленной задачи. Как по мне, то магия дизайна состоит в том, что ты четко осознаешь суть и ограничения проблемы, которая стоит перед тобой, а потом сознательно отбрасываешь их чтобы найти наиболее оптимальное решение.

Вам нужно иметь рядом с собой команду людей для того, чтобы находить такие безумные идеи, которые сами по себе никогда бы не сработали, но вы, комбинируя их с другими идеями, создавали бы что-то поистине оригинальное. Относиться друг к другу в такой команде следует как к индивидуальным единицам, а не как к конгломерату с единой целью. Вы все работаете вместе, но каждый из вас преследует свою личную цель и идею.

А: Так что же объединяет команду, если не общая проблема или общее виденье?

S: Что объединяет? Объединяет то, что часть людей не думает постоянно над решением одной проблемы и может смотреть на всю картину со стороны, смотреть свежим взглядом предлагая разные безумные идеи, из которых постепенно формируется самое оптимальное решения. С помощью этого подхода создаются оригинальные и уникальные работы.

А: Как вы обычно общаетесь с другими дизайнерами? Будь-то работа с Philips или производство фильмов, где вам нужно контактировать с художественным отделом?

S: Обычно для работы над фильмами мне достаточно общения с художником-постановщиком. Я всегда даю им понять, что уважаю всё что они делают. Они лучше разбираются в своей работе, чем я. Работа постановщика сейчас сильно отличается от того, что было 30, 40 или даже 50 лет назад. Они должны заниматься поиском подходящих мест для съемок, должны постоянно координировать свою работу со всеми лидами, артдирами, продюсерами, режиссерами и многими другими людьми, которые отвечают за разные аспекты производства кино. Так что они делают намного большее количество вещей, нежели просто рисуют картиночки. У них есть такие люди, как я, задача которых состоит в том, чтобы разобраться чего хочет режиссер и помочь создать на основе этого визуальный стиль будущей картины - помочь им создать успешный проект и выразить их идею. Так что я всегда поддерживаю хорошие отношения с постановщиками.

Если говорить насчет коммерческих заказов вроде Philips или даже Textron(большой промышленный конгломерат в Новом Орлеане), то я заметил работая с ними, что они обычно слишком зациклены на том, чем занимаются. Они не могут просто пойти прогуляться и вернуться в офис с какой-то сумасшедшей идеей посмотрев на проблему под принципиально новым углом. Что-то им мешает делать так, возможно они боятся в результате этого потерять свою карьеру.

Дизайн персонального транспондера “Jivot”, Syd Mead, Sentury 2

Меня обычно приглашают люди, у которых есть какие-то оригинальные взгляды, но они не могут их продвигать и развивать из-за угрозы потерять работу. Так что они платят мне, чтобы я пришел и, в случае если что-то пойдет не так, ��ринял удар на себя. Но платят мне при любом исходе.

А: Как ты думаешь, ты бы мог делать то же самое, если бы работал внутри этих компаний?

S: В большинстве случаев в больших корпорациях - нет, но есть исключения. Я работал с Celanese. И да, это было где-то в 70-х годах. Я редизайнил лого для их нового продукта и отталкивался от той идеи, почему их пластик лучше, чем у других компаний и в чем его принципиальное отличие. Им очень понравилась моя идея, так что тут дело случая.

Когда я общался с людьми в рамках создания US Steel, они были не настолько очарованы тем, что делали, как я. Они добавляли титан и немного никеля с медью чтобы сделать их специальный сплав. Они занимались этим каждый день, а мне результат их работы казался чем-то невероятным.

Иллюстрация из книги US Steel, Syd Mead.

Дизайн летательных средств

А: Когда ты делаешь проекты в незнакомой тебе индустрии, как детально ты исследуешь её?

S: Ну, я обычно вообще ничего не исследую. Меня нанимают чтобы я придумал что-то, что будет соответствовать техническим возможностям заказчика, но я всегда временно игнорирую это. Позже я подгоняю свои идеи под основные требования. В случае с самолетостроением, основное условие - самолеты должны летать. Пожарная безопасность, химическая безопасность..заказчики переживают об этом и эти нормы тоже нужно учитывать

Я начинаю со скетча. Просто делаю очень быстрые наброски, которые даже не показываю клиенту. Это помогает мне понять в какую сторону вообще нужно двигаться. Потом, уже после доработки, я оформляю их в презентацию и финализирую. К примеру, мне нужно было отрисовать специальный интерьер Боинга 747, а я вообще никогда до этого не рисовал ничего подобного. Так что я подошел к этой работе так, будто бы я работаю с архитектурой. Попытался вписать её в интерьер самолета, ведь он реально огромный и к нему не применимы стандартные подходы. Также нужно было учитывать технические особенности и требования. Я не могу просто взять и убрать часть иллюминаторов, но я могу прикрыть их чем-то.

А: Это был самолет короля Саудовской Аравии?

S: Да, король Фахд.

А: Были какие-то особенные требования в этом проекта? Ведь в исламе есть свои особенности при создании архитектуры и декора?

S: Ну, я работал какое-то время с мусульманской архитектурой, так что знал их требования насчет орнаментов и геометрии. К примеру, в исламе нельзя использовать шестиугольники, потому что это Звезда Давида. Можно использовать десять, восемь и семь углов, хотя последнее довольно редко встречается. Я учел всё это и постарался разработать максимально футуристичный дизайн, после чего скомбинировал его с исламской культурой. Именно поэтому моя работа так отличается от работ тех, кто занимался похожими проектами ранее.

Конец первой части.

Вторая часть.

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Я вырезал некоторые небольшие части интервью, ибо мне они показались повторяющимися или несущественными.

Перевод второй части постараюсь закончить в течении недели или двух.

Оригинал

Доп. контент:

Airship Arrival with Syd Mead

Курсы от Сида на Gnomon

Просто забавное интервью, которое мне понравилось(1992 год)

P.S

Если хотите видеть переводы раньше всех - подписывайтесь на телеграм канал - https://t.me/CGTranslate

Все советы, предложения и критику пишите в мою личку телеграма @DenisNik или на почту [email protected]

Перевод был подготовлен в рамках проекта CgTranslate.