August 23

Наши на Олимпиаде в Париже. Жанна Мамажанова

Жанна Мамажанова пробежала Олимпийский марафон в Париже за 2:30:51

Статистика выступлений на марафоне (как и на других дистанциях) впечатляет. Посмотрите сами на результаты за последние годы:

  • 2:26:42 NN Marathon Rotterdam, 14 апреля 2024 (интервью)
  • 2:26:54 NN Marathon Rotterdam, 10 апреля 2022 (интервью)
  • 2:29:01 S7 Marathon, 23 мая 2021
  • 2:33:02 Tashkent International Marathon, 28 марта 2021
  • 2:37:42 The XXXII Olympic Games, Odori Park, Sapporo, 07 августа 2021
  • 2:38:56 Astana Marathon, 16 сентября 2018

Профиль в Strava.


Жанна, привет! Поздравляю тебя с прекрасным выступлением на Олимпийских Играх в Париже.

Давай начнем рассказ с подготовки — у тебя серьезная травма, которая требует постоянного внимания и корректировки нагрузки. Обсудим с чего начинала, основные этапы, как держала «баланс» между травмой и сохранением тренировочного плана.

Далее расскажи о локации в среднегорье, где ты делала сбор. Жизнь в Олимпийской деревне, Олимпийский марафон, организационные моменты и атмосфера Парижа.

Подготовка

Отдых, восстановление, возвращение в тренировочный режим

Расскажи о своем состоянии сразу после Роттердама. Как долго ты отдыхала и лечила травму?

Я понимала еще до старта в Роттердаме, что травма обострится — потому что это мениск и общее воспаление. Но выбора не было — нужен был норматив на Олимпиаду. Мне повезло, что во время марафона я смогла добежать в нужном темпе, не сойти.

Еще находясь в Роттердаме, я записалась удаленно на прием к врачу. И попала на прием сразу по возвращению в Марсель. Врач сделал противовоспалительный укол, и 2 недели я вообще не бегала. Был отдых. Плюс я заболела, иммунитет сел. В 30 числах апреля я начала бегать, колено ощущалось значительно лучше — уколы и отдых подействовали, воспаление снизилось. И с 1 мая начался тренировочный процесс к Олимпийскому марафону.

На первой неделе начинала я с небольших кроссов по 6 километров, постепенно увеличивая нагрузку. И параллельно, как обычно, аппаратные процедуры (текар и лазер) и 3 раза в неделю упражнения на укрепление — ЛФК. Первый месяц я втягивалась. Нужно было вернуть организм на «рабочие рельсы» — чтобы могла «переваривать» 2 тренировки в день, наращивать немного объемы.

Я специально ездила в Париж 1 июня, чтобы посмотреть на трассу предстоящего марафона своими глазами и выбрать тактику. Много было разговоров о горках. Знаменитый подъем на 27 километре. Мои друзья провели беговую экскурсию по трассе, выделили основные моменты. Это была моя длительная. Первые мысли после нее были: «наверное, друзья ошиблись с маршрутом. Не тот трек посмотрели. Не может быть именно такая трасса на олимпийском марафоне. Потому что подъем был нереальным!»

Второй месяц был уже акцент на бег по холмам, силовая работа, потому что мы знали рельеф предстоящего марафона. Я успела пробежать один тренировочный старт на 11 км по холмистой местности, чтобы оценить текущие возможности.

Но колено болело. Скажу более, всю мою подготовку, даже когда была на сборах, я продолжала делать текар и лазер. Потому что после процедур у меня «успокаивалось» колено, я могла продолжать давать тренировочную нагрузку. Только через 1.5 месяца после укола и остальных процедур, дискомфорт в колене притих. Это позволило мне на скоростных «работах» на стадионе сосредоточиваться больше на самой подготовке.

Расскажи о сборах в среднегорье

26 июня я поехала на сбор в среднегорье на 4 недели.

Сборы я провела на высоте 1700 метров над уровнем моря во Франции (Font-Romeu-Odeillo-Via). Это прекрасное место всего в 4 часах езды на автомобиле от моего дома. Погода была изменчивая, горная. Днем очень жарко, утром и вечером прохладно. Для тренировок такая погода была идеальная. Но были и неприятные моменты. Например, 2-3 дня стоит жара, потом резко дождь льет с градом. И так совпало, что мне нужно было пробежать заключительную длительную с быстрыми вставками на 4 неделе сбора. Я приезжаю на озеро Matemale, и просто дождь стеной и град. Мы подождали час, и за считанные минуты погода изменилась, дождь прекратился и вышло солнце.

Мы спускались бегать длительные тренировки на озеро Matemale — высота 1500 м. над уровнем моря. Там было удобно набегивать объем, есть круг вокруг озера около 8 километров, разные петли, горки.

Восстановительные процедуры я проводила на стадионе. Там есть спортивный комплекс Крепс (CREPS/CNEA Font-Romeu). В котором созданы все условия для тренировок — стадион, номера, бассейн, тренажерный зал, восстановительные процедуры. Там я посещала криотерапию и сауну. Я могу рекомендовать этот комплекс, если вы решите поехать на сборы. Например, я встретила там испанских спортсменок, которые на Олимпиаде заработали золотые и бронзовые медали. В номере отеля можно выставить необходимую для тебя высоту над уровнем моря, получается барокамера. Например, в номере выставляешь высоту 2400, а потом идешь бегать тренировку на 1700. Также были залы для бега и сайкла с гипоксией. Однако раньше я не пробовала такой подход с резкой сменой высоты, и я не стала рисковать перед Олимпиадой.

Думаю, что ты помнишь, как мы спускались в Кении с 2350 м (Итен) до 1920 м (стадион Тамбач). Чем-то похожая история. Голова после спуска кружится еще минут 20. Ко всему нужно привыкать.

Да, конечно. Плюс я нашла текар-терапию в городе, ходила 2 раза в неделю на аппаратное лечение. Благодаря этому смогла полностью выполнить на сборе все тренировки.

Где вы жили, кто готовил?

Мы арендовали квартиру в центре города. Сами готовили. Рядом с домом расположены супермаркеты. Это большой плюс, потому что еда была привычная. Можно было не бояться отравиться.

Т.е. в этот раз проблемы с желудком прошли стороной?

Почти. В принципе, я выполнила все запланированные скоростные тренировки, кроме одной. Я отравилась, и вылетели 2 дня тренировок перед завершением сбора. Мне пришлось переносить скоростную тренировку на день. Я попробовала ее пробежать, но во время бега организм сказал — нет!. Не было смысла форсировать и еще сильнее нагружать организм. Поэтому, после половины задания, я подумала — «Этого хватит. Теперь возвращаюсь домой. Дам организму отдохнуть».

Спуск вниз. За сколько дней ты спустилась на привычную высоту?

За 16 дней я спускалась вниз — вернулась домой на несколько дней и сразу в Париж.

Если говорить по ощущениям от спуска, то после Кении (2350 метров, Итен), мне было сложнее акклиматизироваться по возвращению. В этот раз, в целом, организм хорошо себя чувствовал. Я смогла отбегать запланированные тренировки.

Перед стартом. Жизнь в Олимпийской деревне, планирование и общее состояние

Я приехала через несколько дней после открытия ОИ, сразу после среднегорья. Жила в олимпийской деревне 11 дней. У меня по плану было еще несколько важных тренировок. Нужно было адаптироваться к жаркой погоде, высоте.

Условия проживания

Неплохие. До моего приезда я видела новости, что были проблемы с питанием у спортсменов. Но когда я приехала, не заметила проблем: еды было достаточно. Проживание — обычные комнаты, ничего сверхестественного. Картонные кровати и неудобные подушки. Первую неделю было очень жарко, номера без кондиционера. Это плохо для спортсменов: не высыпаешься, плюс тебе жарко в духоте, кровать и подушка неудобная, стены тонкие — слышишь каждый чих соседей. Назову это — «жилье на минималках». Явно организаторы потратили минимум средств на создание достойных условий для проживания спортсменов. И в самой Олимпийской деревне не было много активностей. В Токио было больше. Но повторюсь, возможно, из-за того, что это вторая Олимпиада, эмоции не такие ярко выраженные.

Ты пересекалась с Сарданой Трофимовой?

С Сарданой мы пересекались, общаемся уже давно. В Олимпийской деревне вместе гуляли, ходили в столовую. Поддерживали друг друга теплыми словами. Ведь каждый из нас провел хороший тренировочный сбор, и в день марафона нужно выложиться на полную катушку. Но мы не обсуждали предстоящий старт. Были поверхностные разговоры о горках, не более. Т.е. у нас не было обсуждения тактики забега и запланированного совместного бега. Потому что на Олимпиаде, все же, каждый бьется за свою страну, за самого себя. У каждого свои амбиции, цели и задачи.

А с девчонками из сборной Франции обсуждали детали забега?

Я знакома со всеми девчонками, кто бежал за Францию. Я пересекалась с ними на сборах и понимала — кто на что готов и с кем точно не стоит бежать вместе. Одна девочка была травмирована, она сама говорила об этом. Следовательно, с ней не нужно было бежать. Хотя она очень быстро начала марафон прямо со старта. И вторая девочка — она недавно начала бегать дистанцию марафон. На предыдущих стартах с самого начала «топила» на всю катушку, лидировала, тащила всю пачку. А потом «догребает» — бежит позади с сильной просадкой темпа.

Поэтому я точно знала, за кем мне не стоит бежать и на кого ориентироваться. Акцент на себе и на своих задачах. Но если соперница рядом бежит в таком же темпе, в группе бежать проще. Так я бежала вместе с итальянскими бегуньями. Потом София добавила к темпу пару секунд и убежала. И может показаться, что вроде бы темп то мой, но не в этот день. Каждая секунда темпа — большая разница в ощущениях.

Темп Жанны во время выполнения норматива на ОИ

Ты следила за мужским стартом и были ли корректировки твоей тактики после?

После мужского марафона мы убедились, что хоть трасса и сложная, но мужчины пробежали достаточно быстро, даже олимпийский рекорд обновили. Я подумала — как это возможно?! Трасса настолько холмистая, как!? Наверное, есть какая-то компенсация — что с 15 по 21 км в горку, потом бежишь вниз, наверстываешь упущенное и, после основной горки на 28 км, также летишь на всех парусах до самого финиша. Скорее всего, за счет спусков мужчины компенсировали потерю времени на подъемах.

Какой был настрой и в каком состоянии ты была перед марафоном?

Настрой был боевой. Физически и функционально я была готова. Я была уверена, что все должно было пойти по плану.

Я знала, что есть проблемы с коленом, которые никуда не ушли. Кусочек мениска (более подробно читайте в предыдущем интервью) оторвался и болтается, создавая дискомфорт и болевые ощущения во время бега.

Также вызывали волнение предстоящие спуски на дистанции. Потому что я не отрабатывала этот элемент в тренировочном процессе. Подобная нагрузка сильно ухудшала состояние колена, с тренером решили не рисковать. Цель была снизить вероятность травмы и выйти на старт. А там уже бежать на максимум возможностей колена.

Подготовка питания на старт. Как было все организовано?

Мы объединились со сборной Кыргызстана. Пунктов питания (ПП) было 8 — как раз с нашей стороны было 4 человека и с кыргызстанской сборной было 4 человека.

Я понимала, что по ходу дистанции мне необходимо 4 основных приема геля, поэтому не сильно переживала. Получается, наши кормили меня и Сардану и наоборот. Дружная взаимопомощь. Потому что если вы бежите круговую трассу, там можно поставить 2 человека, а здесь на каждом ПП нужны свои люди —чтобы не пропустить, не уронить, не перепутать, подбодрить.

Хочу поблагодарить всех помощников — это нелегкая задача. Например, им в 4 утра нужно было уже быть на остановке, с которой организаторы развозили их по пунктами питания. Там немного хромала сама организация, были сложности с определенными организационными моментами. Но все удачно сложилось.

Во время марафона

Как прошел забег?

Изначально установка была — первые километры я бегу в темпе по 3:30, а дальше по ситуации. С такими горками невозможно точно спрогнозировать темп.

Первые 5 километров я старалась держаться в первой пачке. Но я понимала, мы слишком быстро бежим. 3:22, 3:18, 3:30. Не было понимания, сколько я смогу пробежать в таком темпе, а ведь горки впереди! И после первых 5 км, девчонки убежали вперед. У меня были мысли — наверное, я смогу нагнать группу, но нужно не сбавлять, держать темп, хотя бы по 3:27-3:30. И на горке, возможно, я смогу догнать девчонок.

И как тебе горки?

Первые 15 километров ты бежишь еще ровненько. После 15 км уже начинаются «американские горки» — резкие подъемы, повороты и так постоянный набор до 21 километра (до замка Версаль). Далее до 26 километра более менее ровненько. На 1 подъеме я старалась умеренно поработать, но до сильного закисления. Потому что я понимала, что впереди еще горки — там так же придется работать. Нужно было найти грань, чтобы на горках «собирать» девчонок, а после спуска на 30 километре уже бежать «на все деньги» и пытаться обойти оставшихся соперниц.

Итак, 5 километров позади. Вы бежите общей группой. И соперницы начинают убегать…

Я осталась бежать своим темпом, рядом были девчонки из Италии, Польши. Впереди была девочка из Германии, мы пересекались на сборах с ней. Она также в Асикс. Я знала, что она умеет бегать горные трассы. Вроде бы, она выигрывала ЧМ на дистанциях по горному бегу. Я держала ее в районе 100 метров впереди.

Я не следила, специально не считала, какая же по счету. Но приблизительно понимала, что бегу +- последней. Я не заостряла на этом внимание, мне нужно было отработать в своем темпе — тогда смогу нагнать группу на горках на второй половине дистанции. Я не сильно задумывалась, кого я обгоняю. Например, на первой горке, на 15-16 километре я обогнала 2-3 девчонок. И по ходу дистанции нескольких. Но я не зацикливалась, сколько собрала и сколько еще впереди. В горку я собирала, с горки — несколько раз меня обгоняли. От знакомой из сборной Германии я убежала только после основного спуска на 32 километре.

Питание во время гонки

С питанием все прошло хорошо. Единственное, было очень жарко. С первого километра, даже во время ожидания на стартовой линии, у меня пересохли губы и рот и хотелось пить. С первого прям метра были сушняки. Поэтому, я каждые 5 километров, где был пункт питания, брала воду: одной рукой хватала свою бутылочку, второй рукой – общую воду. Чтобы облиться и попить. Было намного жарче, чем во время мужского марафона. Вот так, буквально разница в сутки, а погода совсем другая.

Атмосфера старта и поддержка болельщиков на трассе

Хоть многие и говорили после, что болельщиков было меньше, чем во время мужского забега, но мне очень понравилось бежать этот марафон. Мне кажется, он останется в моей памяти на всю жизнь. С первых метров такое большое количество было болельщиков, у меня складывалось впечатление, что словно мы бежим уже близко к финишу. Все так яростно кричали, поддерживали нас на протяжении всего марафона. А трасса ведь марафона была не по кругу, а 21 км до замка и по другой дороге обратно. И везде были толпы болельщиков. Мои друзья, родственники со стороны мужа, кто смог, все приехали — это было незабываемо. Наверное, только благодаря этому я сохранила веру, мотивацию бежать до конца. Невероятные эмоции. Я не могла остановиться ради них, нужно было стараться бежать еще быстрее.

Бывало, я ловила кураж, до такой степени звуковая волна была громкая, что я не могла сосредоточиться. Аж уши «болели»:). Когда мы забегали в туннели — мои уши «отдыхали» — до такой степени была громкая поддержка.

Я не знаю, как было во время мужского марафона, но на нашем старте с поддержкой все было замечательно. Также не забывайте, что после мужского старта любители бежали вечером свой марафон. Они финишировали под утро. И конечно, вставать и идти поддерживать после своего старта — это дорогого стоит. Например, мои друзья, они пробежали марафон, толком не спали, и пошли в 8 утра поддерживать меня. Если зрителей и было чуть меньше во время бега — я этого не замечала.

Экипировка. В каких кроссовках бежала?

Я бегаю в ASICS уже 2 года. Последняя модель METASPEED SKY PARIS — они самые комфортные. Я в них влюбилась. Я пробовала METASPEED SKY, но колодка не подходит под мою стопу. Хоть многие знакомые хвалят эту пару. Также тестировала METASPEED SKY+ — они хорошие, но не лучшие. Плюс я использую свои индивидуальные стельки. Поэтому финальный выбор пал на METASPEED SKY PARIS. Я в них бежала и в Роттердаме. И тогда думала — «Вау, очень классные кроссовки». Вес, пена, пластина — работают. Я чувствую разницу, когда бегаю в обычной тренировочной обуви или же бегу в стартовых кроссовках. Они прям подталкивают вперед.

Расскажи, пожалуйста, как проходит выбор экипировки на старт. Это по любви или спонсорские обязательства?

Что касается выбора — я могу свободно выбирать варианты из линейки ACICS, но не на такие крупные соревнования, как Чемпионат мира или Олимпийские Игры. Хотя знаю, что всегда есть варианты.

Мне повезло, это совпадение. Потому что мне понравилась новая модель кроссовок. Я думаю, что любая компания, которая выпускает кроссовки, заинтересована, чтобы спортсмены надевали на старты последнюю модель в новом цвете. Асикс рекомендовал мне бежать старт в METASPEED SKY PARIS.

За несколько месяцев до старта, бренд прислал кроссовки в новом цвете. Пара была проверена по всем стандартам, потому что на крупных стартах организаторы могут выборочно проверить кроссовки спортсмена. Мне повезло, я сама хотела бежать именно в этой модели.

Остальная экипировка — майка, шорты, носки, кепка, очки. Можешь ли ты выбирать стартовый набор?

Личный бренд высылает всем спортсменам одинаковый комплект. Но так как на Олимпийские игры я получала экипировку от сборной, у которой контракт также с ASICS, то мне вдвойне повезло, что одежда была привычная.

Интересное уточнение:

У спортсменов, выступающих на ОИ, 3 поставщика экипировки — личный спонсор (если есть), Национальный олимпийский комитет (НОК) и Международный олимпийский комитет (МОК).

МОК — форма, которую спортсмены носят в олимпийской деревне и на церемониях.

НОК — Федерация каждой страны заключает контракт с брендом. В зависимости от уровня работы сотрудников в Федерации, спортсмены получают пакет с экипировкой. В В комплект не входят кроссовки, носки.

Спонсор спортсмена — здесь многое зависит от спортсмена. Его статус и умение договариваться. Маркетологи бренда всегда рассматривают взаимодействие с атлетом с точки зрения медийности, а потом уже результатов. Важнее количество подписчиков, охват аудитории.

С учетом того, что НОК не выдает кроссовки, спонсор спортсмена «закрывает» эту потребность.

Результат. Ты довольна?

Конечно, я и мой тренер довольны результатом. Но последнее время планка у меня немного завышена, хочется бежать еще быстрее. Быть в топ-20. Хотя по расчетам тренера, я должна была быть в топ 30 - топ 35, так и вышло. Я могла быстрее пробежать по ощущениям от тренировок. Но именно в этот день, по холмистой трассе и жаркой погоде, я не готова была бежать в темпе 3:27. При анализе гонки я увидела, что потеряла около 30 секунд на спуске. Насколько я умею бегать под горку, я не смогла это реализовать из-за боли в колене. Внутри «стреляло» с двух сторон. В этот момент я не могла бежать по 3 минуты или по 3:10. Я тормозила сознательно. Мелькали мысли, что вообще не добегу.

Я видел у тебя в сторис кадры с Церемонии закрытия Олимпиады

Было круто, эмоций куча. Но организаторы обещали известных артистов — Снуп Догг (Snoop Dogg) и Билли Айлиш (Billie Eilish). В итоге, мы посмотрели как они поют через экран телевизора. Тоже как-то не очень. Все ждали эти выступления до последнего. А самое запоминающееся — когда с крыши стадиона приземлился Том Круз, это было зрелищно и эффектно. Как в фильме — «Миссия невыполнима». Поэтому закрытие было неплохое, но, как будто бы, чего-то не хватало. Не знаю.Если честно, на первой Олимпиаде в Токио ярких эмоций было больше. А так как это моя вторая Олимпиада, ощущения были более сдержанные.

После «закрытия» мы вернулись в деревню. Столовая еще работала. А утром, когда я пришла на завтрак, большинство залов было закрыто. Была километровая очередь, работала одна кухня. Этим моментом организаторы смазали финальное впечатление — спортсменов в деревне еще много, не все успели улететь. А здесь приходишь после марафона с мыслями — «вот сейчас я кофе попью нормально, это попробую, то поем». А в итоге, ничего нет. И естественно, до марафона я не могу нормально расслабиться и поесть, не ограничивая себя, и после.

Отходняк. Состояние после забега

После марафона, мы пошли на закрытие Олимпиады. Не было времени нормально отдохнуть, выспаться.

Состояние при этом — как обычно после старта. Если после Роттердама я ходила и хромала, очень сильно болело колено с внутренней стороны. Сейчас же, оно болит, но чуть-чуть меньше. Я могу ходить, но, в любом случае, нужно хорошо отдохнуть, восстановиться, сделать все процедуры, сходить на массаж. Далее планирую сделать МРТ каждого колена, потому что каждое «барахлит» и буду советоваться с врачом — что делать дальше. Мне уже психологически сложно терпеть такую боль каждый раз. И осознавать, что я не могу на 100% делать все тренировки и бежать в полную силу, всегда нужно осторожничать, чтобы не спровоцировать рецидив… Если будут варианты каких-то микроопераций, возможно, я соглашусь. Потому что я понимаю, чтобы удержать уровень результатов и прогрессировать, мне нужно здоровье. Но, как обычно, гарантий нет. Поэтому второй вариант, продолжать ходить на лазер, текар, делать противовоспалительные уколы. Сейчас мне нужно хорошо отдохнуть, переосмыслить происходящее, посмотреть на МРТ колена и отталкиваться от этого.

И только вчера я прилетела домой в Казахстан. Спала целый день. Отходняки после марафона сильные и ужасные. Наверное, самое ужасное — это не сам марафон, а состояние после. Когда садишься в самолет и летишь домой. Ты в таком измученном состоянии, еще нужно лететь с пересадками. Это очень тяжело. Организм не вывозит. Но вариантов не было. Поэтому я сразу вернулась домой, в Казахстан.

Сейчас уже более менее состояние, продолжаю отдыхать, есть и пить изотоники. Чтобы нормализовать водно-солевой баланс.

Желаю тебе скорейшего восстановления. Болеем за тебя!


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Связаться со мной

Телеграм-канал о тренировках в среднегорье и жарком климате

Strava