обзор
September 15, 2020

Вот и лето прошло…

Лето прошло, и мы вместе с Федей Отрощенко встречаем осень! Мало ли этого? Судить вам. А Федя расскажет, что было на прошлой неделе.

текст: Федя Отрощенко

иллюстрации: Арина Ермакова

стихотворение: Арсений Тарковский

Вот и лето прошло,

Словно и не бывало.

На пригреве тепло.

Только этого мало. 

Завтра будет ровно три месяца со дня открытия. Весь летний сезон (самый, считается, сложный и нечитаемый) мы добросовестно трудились для вас. Теперь осень, сочится холодный ветерок, желтеют листья, учёбы-работы всё больше — времени всё меньше, а тоска всё давит.

Всё, что сбыться могло,

Мне, как лист пятипалый,

Прямо в руки легло.

Только этого мало. 

Прошла вторая осенняя неделя. Вышло, как заведено в Демагоге, четыре текста: обзор, две статьи и колонка. Разнообразие и красота переплетаются на нашей странице. Не может не радовать глаз. Стёпа начал прошлую неделю со своего прекрасного обзора, к которому Вася сделала восхитительную иллюстрацию, которую так и хочется распечатать и повесить плакатом над рабочим столом. Чтобы откидываясь на спинку, пытаясь перевести дух, твои глаза упирались в это замечательное изображение и радовались жизни. А чего стоит одно название обзора — “БИСМАРК С СОСКОЙ!! и образование”, что-то неправильное и притягивающее таится в нём.

Понапрасну ни зло,

Ни добро не пропало,

Всё горело светло.

Только этого мало.

Совпало это или нет — не знаю, но после обращения, в наши ряды вступило несколько новых демагогов. Двое из них уже были опубликованы на прошлой неделе. Лунце написал статью на животрепещущую тему — про обесценивание информации. Он взял за точку отсчёта лето 2019 года. Действительно, во многих аспектах переломный момент. Сколько тысяч людей стало говорить о политике, феминизме, экологии с тех пор! Кипучая лавина информации и до того была непостижима, а теперь “как будто кто-то впустил в комнату муху, которая сама по себе безобидна, но спать спокойно не даёт”, как пишет Лунце про восприятие информации. Вторя Лунце и перефразируя классика, могу лишь воскликнуть: “Не могу слушать!” Сколько эмоций мы испытываем, проведя пальцем для разблокировки экрана. На нас сыпятся страсти ежесекундно. Здесь не могут не вспомниться слова Козьмы Пруткова: “Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется”. Сколько же засорённых голов мы сегодня наблюдаем! Но не будем о грустном…

Жизнь брала под крыло,

Берегла и спасала.

Мне и вправду везло.

Только этого мало.

В четверг вышла моя колонка об одном из новых подходов к литературоведению, где в первых строчках я нелестно отзываюсь о современных филологах. Забавно, что многие мне сказали, что я был слишком резок и борз в своих словах, и, мол, когда меня Р. Г. Лейбов публично распнёт, тогда я должен понимать, что сам нарвался. Зато другие вполне известные, но не упомянутые мной филологи, подписываются в этот момент на Демагог. Должен теперь сказать, что текст был написан не для унижения одних и возвышения других, не для сведения счётов, не из зависти или ненависти — я очень уважаю и, не побоюсь этого слова, люблю старшее поколение литературоведов, многих из которых я могу назвать своими учителями. Однако это не отменяет того, что во мне есть дурацкое ощущение (именно ощущение, а не полная уверенность), что литература, литературная критика, наука о литературе претерпевают сегодня некоторый кризис. Возможно, это моё подростковое, неокрепшее восприятие. И мне бы очень хотелось в этом разобраться. Но когнитивное литературоведение, другие новые научные подходы вселяют в меня надежду, что “вот оно, скорее надо хватать, пока не убежало”.

Листьев не обожгло,

Веток не обломало...

День промыт, как стекло.

Только этого мало.

Закончила прошлую неделю и дала надежду на следующую статья Вари Андреевой, точнее, первая часть статьи (вторая выйдет в ближайшую пятницу). Оба текста посвящены попытке разобраться в том, как режиссёры используют документ при постановке спектакля. В первой части Варя взяла на рассмотрение два спектакля — “Кантград” и “Милосердие” — вышедшие с промежутком в два года. Первый спектакль построен на интервью, а второй — на дневниках. Должен сказать, что в детстве я часто слышал тезис, что в театр ходят одни старики, но сейчас не могу найти среди своего окружения людей, которые продолжают так считать. То ли мы повзрослели, то ли театр изменился с тех пор — в любом случае, это не может не радовать. Современный театр ищет и находит всё больше и больше новых форм взаимодействия со зрителем, даже пандемия придала толчок размышлению о новом театре, о чём свидетельствую два текста, вышедшие на Демагоге — Фёдора Курилова и ИЛ’а-97.

Лето прошло, Демагог работал все три месяца без остановок и продолжает будоражить умы многих людей. Мало ли этого? Не знаю, судить вам, но могу сказать точно, что впереди ещё много интересного. Не горюйте, присылайте свои тексты к нам на почту [email protected] или в любые соцсети (подробнее об этом тут), а можете просто зайти поболтать в наш телеграм-чат.