June 18, 2019

История пятая. И сразу же история восьмая.

История пятая - Манипулируй это. История восьмая - Самый эффективный инструмент управления. И они будут вместе! Так что держитесь!

Спросите: А что, так можно было?

А я отвечу: А кто же мне запретит?))) Ну и так точно будет веселее. По крайней мере мне.

8. Самый эффективный инструмент управления

В этой истории я расскажу вам про самый-самый эффективный инструмент управления.

Правда, с маленькой оговоркой: это точно справедливо для России. Возможно, еще для каких-то стран.


Итак, готовы?

Барабанная дробь,

дымовая завеса,

зал в ожидании…

Та-дам! И на сцене появляется…


Вина.

Нет, это не запрос к официанту в винном погребе. Это обычная и самая простая вина.

Вы были когда-нибудь за что-то виноваты? Дома? На работе? На дороге? В государстве?

Чувство вины или вина по закону - лучшие управленческие инструменты.

Помните старый анекдот:

Крупный Банк. Время - 18. 00, все сотрудники сидят трудятся. Один из сотрудников выключает компьютер, одевает пиджак, берет портфель и уходит.Все провожают его неодобрительным взглядом.Следующий день. В 18. 00 тот же сотрудник выключает компьютер, одевает пиджак, берет портфель и уходит. Все продолжают работать и начинают недовольно шептаться. .Следующий день. В 18. 00 тот же сотрудник выключает компьютер, одевает пиджак, берет портфель и тут к нему подлетает коллега.- Вася, как тебе не стыдно, мы сидим работаем, конец квартала, столько отчетов, нам тоже хочется вовремя домой а ты такой единоличник...- Ребята, да я вообще в ОТПУСКЕ!!!

Этот анекдот как раз про вину! Чувство вины чаще всего движет людьми, когда они задерживаются после работы.

"Что обо мне подумают?"

"Я же обещал!"

"Сроки горят!"

В краткосрочной перспективе эта тема реально работает на результат. У меня есть ядерный практический опыт по этой теме. Раньше это было неосознанно, но в формате: знаем, любим, практикуем! Кто знает, тот поймет. Но это была Спарта. Так что сорян)

При этом вина может явно не звучать, но подразумеваться.

Она же движет людьми, чтобы продолжить работу из дома или в отпуске:

"Как это я не отвечу на письмо в полночь?"

"Что значить пропущу скайп митинг? Ну и что, что в отпуске!"

Хороший слоган для популяризации вины в организации может звучать так: Причина невыполнения плана может быть одна - вы умерли. Остальное отговорки!

Звучит бодро и хорошо, не правда ли? Но что подразумевается в этой фразе?

Что вы полюбому виноваты, если что-то пошло не так.

Конечно, такая методика управления действует и имеет распространение по двум причинам:

  1. подчиненные и коллеги имеют соответствующее искажение в восприятии, которое они получили в результате воспитания,
  2. такое же искажение есть и у руководителей.

По причине лютой эффективности вины как средства управления, часто на государственном уровне появляются такие законы, которые создают условия, чтобы виноватыми были все.

Начиная от невнятной разметки на дороге, заканчивая путаницей в терминах законодательных актов, которая приводит к вольной трактовке.

Вы что-то нарушили? Великолепно! Вами стало чуть проще управлять)

В долгосрочной перспективе мотивация от вины, даже если это подразумеваемая вина, приводит к тому, что иссякает запас ресурсов у “мотивируемых”. Этот процесс происходит постепенно. А как вы помните из моих предыдущих постов, в системах важно то, что изменения, которые нам стоило бы замечать, на самом деле происходят с такой скоростью, что нашему вниманию сложно их отследить...

Здесь я ставлю многоточие, чтобы не повторяться. В пятой истории я раскрою тему последствий активного применения вины как средства управления. Только назову это уже своим словом. Вина - это одно из средств манипуляции.

5. Манипулируй это.

Мне повезло в этой жизни. Я много раз сталкивался с гениальными манипуляторами. И продолжительное время не замечал этих манипуляций. Вам повезло, если вы таких не встречали!Шутка конечно. Ибо вы не существуете! В жизни каждого из нас есть такие манипуляторы. Но сегодня я расскажу только про корпоративные аспекты манипулирования.

Какие бывают манипуляции и что с ними делать?

Смешение логических уровней, мысли-вирусы, подразумевания.

Хорошая новость в том, что можно натренировать себя на то, чтобы замечать манипуляции и правильно на них реагировать.

Плохая: высока вероятность, что вы перестанете взаимодействовать с очень привычными для вас манипуляторами. И это для вас будет чем-то новеньким. Возможно, непривычным. Точно непривычным.

Однако, я не про это. А про то, почему в долгосрочной перспективе любой корпоративный уклад, построенный на манипуляциях, пусть и самых изысканных, в конечном итоге проигрывает простому и прозрачному процессу осознанного управления.

Начнем с того, что определим: манипуляция - это такой способ вербального или частично вербального воздействия, когда вы начинаете действовать не так, как будет лучше для вас, а так, как будет лучше для того, кто вами манипулирует.

То есть, если вы в какой-то момент ловите себя на мысликакого хера я это делаю? Я ведь этого не хотел! То я вас сердечно поздравляю: где-то незадолго до этого вами манипулировали.

Но есть очень крутые манипуляторы, которые, во-первых, формируют вокруг себя такое окружение, которое хорошо подвержено манипулированию (ну тут профи в психологии расскажут про истории из детства, которые вот это вот все формируют). Во-вторых, которые манипулируют в высшей степени виртуозно. И чаще всего делают это совершенно неосознанно. У них это как бы в генетическом коде. Можно даже сказать, что это как бы “с молоком матери”. Но вот это вы в другой истории почитаете. И, скорее всего, у другого автора.

Про пагубность корпоративной культуры, построенной на манипуляциях.

И это больше к руководителям. Когда сотрудники компании систематически “проигрывают” в вашу пользу, то у этого процесса есть предел. Ибо ресурс не вечный.

Вам придется либо регулярно менять людей, что очень энергозатратно и на длинных временных отрезках фактически невозможно.

Либо принять для себя простую истину: надо меняться, прорабатывать природу своих манипуляций, надо обучаться новым моделям управления. И мне рассказывали, что такие, в высшей степени осознанные, руководители встречаются на просторах Российского бизнеса. Такие, кто осознал ограничения своего привычного пути построения корпоративной культуры и перестроился в новый, незнакомый для себя подход. А это очень сложно.

Представляете, что вот вам 35-45-55 лет, а вы такой бах, и за парту в первый класс! Изучать новое, неизведанное.

Да я же уже успешный предприниматель, владелец бизнеса, руководитель! Вот сотрудники пусть учатся! А я уже умею! И вот это вот все является подтверждением того, что я уже умею…

Правда в том, что “вот это вот все” может очень быстро исчезнуть. Так как любая система имеет определенный предел прочности, после которого разрушение происходит молниеносно! Канат на 1000 кг может выдержать и 1200, и 1500. Возможно, он даже 2500 кг выдержит. А вот 2501-ый килограмм его моментально порвет.

Так и в истории с виртуозными манипуляциями:

  1. Снежный ком медленно нарастающего и неосознаваемого недовольства у сотрудников растет,
  2. Баланс работа/личная жизнь постепенно мигрирует в сторону работы и это приводит к дестабилизации/разрушению важной точки опоры - смысла жизни за пределами работы, без которого как бы тяжело
  3. Потпитка отрицательной обратной связью в формате “Все вокруг гавно”
  4. И вуаля! Надежный канат неожиданно лопнул...

И тут вот отдельная история. Мне приходилось встречать компании, в которых внутренняя культура устроена таким образом, что у сотрудников реально формируется ощущение: за пределами компании жизни нет совсем. С одной стороны, это дает вовлеченность, лояльность, результативность. Люди держаться за свою работу, отдаются ей целиком и полностью. Но если смотреть на эту же ситуацию в более долгосрочной перспективе, то выяснится, что, оказывается, лучшие результаты на длинных дистанциях дают люди, которые способны разнопланово проводить время, получать различный опыт в различном окружении. Так формируется нейропластичность. Правда, руководство организации должно быть готово к такой нейропластичности. Ведь для управления такими людьми нужны другие подходы.

Что делать?

Историю про то, что в России существуют такие предприниматели, которые развивают способность к оценке долгосрочных последствий стоило бы и придумать, если бы не было реальных примеров. Я не буду называть имен, чтобы не сложилось ощущение, что я кого-то к таковым не отношу. Ведь это всего лишь мое мнение и оно может быть ошибочным.

Но вот то, в чем я уверен на 100%: инвестиции в собственное качественное обучение, развитие системного мышления, системного подхода в ведении дел, проработка собственных ограничений и стратегий мышления, которые утратили свою эффективность - это долгий, но верный путь. Возможно, это путь еще не к цели, а только к формированию фундамента для ее достижения.