Полезное
October 12, 2021

Умный дом в квартире от ПИК

В этой статье я расскажу о том как реализовал концепцию умного дома в квартире от ПИК. Сразу оговорюсь - всё, что я сделал, очень поверхностная реализация. Но зато подходит простому обывателю. Поэтому если вы профессионал в этой теме, то всё описанное ниже вам будет скучно :)

Экосистема Акара

Вся концепция заключается в использовании одного производителя систем умного дома – Aqara. Это подразделение известного бренда Xiaomi, которое занимается исключительно системами умного дома.

Выбор на Aqara стал не случайным, это единственные китайцы, которые работают на российских серверах и работают быстро и без багов. А ведь это основной показатель, т. к. многие китайские производители, тот же головной Xiaomi (Mi home), могут работать в России, но они периодически ломаются, а их работа через китайские сервера делают использование устройств умного дома бесполезным. А российские SmartHome-системы типа "умный дом от Ростелеком" работают хорошо, но развиваются не быстро.

Да, Aqara в России предоставляет не так много устройств, которые могут работать в нашем регионе, но они работают и работают хорошо и без ошибок.

Еще одно преимущество такой системы – постоянное обновление устройств. Бренд живет и развивается, сейчас в России представлено около 30 различных устройств, которые могут работать в приложении на русском языке, но раз в несколько месяцев список устройств пополняется. Например, несколько недель назад в России появилась возможность добавлять умные выключатели в стандартных круглых подрозетниках.

Выключатель с круглым подрозетником

Итого, кратко почему я остановился на устройствах Aqara:

  • Есть русскоязычное удобное приложение на смартфоны;
  • Работа устройств на российских серверах, а значит быстро и без лагов;
  • Вся система дома в одном приложении, и все устройства связаны между собой. Не нужно запускать тысячи приложений, чтобы включить свет отдельно, отдельно розетки и отдельно штору. Всё удобно – одна точка входа;
  • Постоянно обновляемый список устройств, что позволит периодически обновлять систему;
  • Интеграция с Алисой, а также с Apple HomeKit.
  • Стабильная работа без интернета. Даже если связь пропадет, то все устройства продолжат работать, т.к. подключены между собой по локальному протоколу Zigbee.
Интерфейс приложения Aqara

Устройства Aqara

Устройства, которые сейчас доступны в экосистеме Aqara и работают на российских серверах:

  • Умный дверной замок. Открывается по отпечатку пальца, есть аварийный ключ, соединяется с приложением.
  • Мотор для рулонных штор;
  • Мотор для раздвижных штор;
  • Камера с возможностью записи звука;
  • Центр умного дома (хаб), к которому подключаются все устройства;
  • Встраиваемые выключатели – бывают одноклавишные и двухклавишные. Теперь есть и под круглые подрозетники;
  • Одноканальное и двухканальное реле. Суммарная коммутируемая мощность на 2 канала: до 2500 Вт. Один канал 1250 Вт.
  • Умная розетка (вставляется в обычную розетку). Коммутируемая мощность: до 2300 Вт. Максимальный ток: 10 А
  • Различные датчики: протечки, вибрации, температуры и влажности, движения и освещения, открытия дверей и окон;
  • Различные беспроводные кнопки и выключатели. От маленьких однокнопочных, до больших двухкнопочных.

С полным списком поддерживаемых в России устройств можно ознакомиться на сайте: https://aqara.ru/shop/

Реализация концепции в пиковской квартире

Основное, что я сделал дома, заменил ВСЕ выключатели на «умные». Т.е. у меня не осталось ни одного обычного выключателя.

Я это делал во времена, когда еще не было выключателей с круглым подрозетником, поэтому пришлось повозиться.

Причем со стенами в санузлах (из гипсокартона) проблем не было:

А вот с межкомнатными стенами из пазогребня пришлось повозиться:

Но теперь этой проблемы нет, т.к. появились выключатели с круглым подрозетником.

Что это позволило реализовать:

Я без переноса проводки и заморочек с электрикой смог спокойно закрыть холодильником основной выключатель на кухне:

Выключатель спрятан за холодильником, а на холодильнике висит беспроводная кнопка, которая дублирует функциональность выключателя.

Аналогично и в коридоре, спокойно поставил шкаф, перегородив выключатель, и повесил беспроводной туда, где удобно:

Беспроводной выключатель

Датчики движения в коридоре, в ванной

Теперь я вообще не нажимаю на выключатели в коридоре и в ванной – свет включается если кто-то проходит мимо и выключается через 1-2 минуты автоматически, если движения нет. Также, датчики Aqara позволяют настроить включение света только тогда, когда в комнате действительно темно, т.е. они не срабатывают днём.

Один из датчиков движения в коридоре

При выходе из квартиры, я нажимаю кнопку на беспроводном выключателе , которая выключает свет во всех помещениях. Очень удобно: не нужно думать о том выключил я где-то свет или нет.

Аналогично делаю когда ложусь спать. Рядом с кроватью одна кнопка, которая выключает свет во всех комнатах.

Т.е. основное в умном доме у меня – это управление светом, и это реально удобно. Причем, заметьте, в варианте замены выключателей, вы не ограничены выбором ламп, светильников и т.д. можно вешать абсолютно любую люстру и проч.

Вторая фишка – управление розетками

Например, у меня электрический полотенцесушитель, у него два состояния – включен и выключен. Смысла нет его держать постоянно включенным, только лишний расход энергии. Я воткнул его в умную розетку и теперь он работает по расписанию – включается утром на пару часов и вечером.

Аналогичная тема с розеткой для утюга, вентилятора, телевизора – они включены в умные розетки. При выходе из квартиры, я нажимаю кнопку, ту же, что отвечает за выключение всего света, и выключается не только свет везде, но и питание на всех этих розетках. И теперь я вообще не парюсь, выключил я утюг или нет.

Это кратко чем я пользуюсь каждый день.

Мелочи

Звонок

В ПИКовских квартирах нет дверных звонков, а иногда они нужны, поэтому я реализовал звонок на базе беспроводной кнопки:

Беспроводная кнопка в МОПе

Причем, при нажатии на эту кнопку у меня не только воспроизводится звук в квартире, но и приходит пуш-уведомление на телефон:

А так как система работает на российских серверах, то происходит это мгновенно.

Открытие-закрытие дверей и окон

Датчик на окне

На окнах и дверях можно поставить датчики открытия/закрытия, с помощью которых можно реализовать те же пуш-уведомления при открытии двери или выключение кондиционера, при открытии окна.

Шторы

Автоматическое закрытие/открытие штор

Управление шторами отдельная тема - утром они открываются, когда начинает звонить будильник, вечером закрываются, когда все ложатся спать. Магия :)

Температура

Дополнительно я могу наблюдать за температурой в квартире и регулировать её по необходимости, включая или выключая кондиционер. Ну или наблюдать, когда УК включает или выключает отопление :)

График подачи отопления :))

P.S.

Сейчас у меня чуть больше 30 устройств в системе и 35 различных автоматизаций, и при этом есть куда расти :)

Я описал только малую часть сценариев использования систем умного дома, пишите в комментариях, что используете вы, ну или заходите в чатик, обсудим там: https://t.me/mihajlovskij_park

Поблагодарить автора

Статьи ранее: