Рецензии
July 14, 2019

Hellboy, Фрейд, Сократ – да ладно вам, нормальное кинцо

Я редко пишу отзывы на фильмы, мне больше нравится обсуждать их концепцию, но «Хеллбою» удалось, пускай и не с первого раза, чем-то зацепить.

Версия Гильермо дель Торо, безусловно талантливого человека, порой вызывала у меня желание сломать челюсть в зевке. Поэтому фильм 2019 года я включил перед сном, а на третью ночь, стоило высидеть дольше получаса, как не смог оторваться до победного конца – и теперь хочу поделиться мыслями на тему: «Так что в нем цепляющего, если фильм так себе?».

PLS, SBCRB: TELEGRAM

Большинство вполне справедливо ругают «Хеллбоя». Двухчасовой хронометраж перенасыщен событиями, это не оставляет времени для отдыха. Может рассчитывали на съемку двух частей, может реж-версия длится вообще 4 часа – я не знаю, но если проектам Marvel прощали безвозвратно утраченные 3 часа жизни, в том числе благодаря спецэффектам, то в это детище европейского кинематографа графоний не завезли.

Первая треть вообще состоит исключительно из инди-хитов днепропетровских рок-дискачей – популярные хипстерские мелодии. Обошлось это в немалые деньги, как я понимаю, так что треки переключают через каждые несколько сцен. И сюжет напоминает пародию на жанр, отчего хочется ностальгично включить «Ворона» или «Спауна»: пафосные речи, предсказания, флешбеки, конец света, предназначение, бла-бла-бла.

Только на 40-й минуте появляются саппорты героя, а с ними первые тревожные детали. Сперва это вызывает недоумение – вот ты смотрел паршивый демонический боевичок с харизматичным персонажей, а сейчас тебя заставляют пораскинуть мозгами над житейскими вопросами. Хеллбой испытывает экзистенциальный кризис, постановка кадра начинает отсылаться к иконам, лор художественного мира расширяется.

От начала прошел час, Хеллбоя заносит в избушку Бабы Яги (для меня это один из самых жутких монстров на большом экране за последние годы) – и фэнтези становится хоррором, в котором противоборствующие силы обречены сражаться до взаимного уничтожения.

Но что заинтересовало меня?

Конечно, сам Хеллбой. Это противоречивый герой в лучших традициях психоанализа Фрейда и древнегреческой морали.

Как говорил Сократ: «тяжело стать хорошим – невозможно им остаться», вот и Хеллбой разрывается между, с одной стороны, эго (демонической природой) и супер-эго (человеческими нормами); а с другой стороны – между природой и понятием долга. Зритель наблюдает за этим конфликтом не только в главной сюжетной линии, но и через флэшбеки, отношения с другими персонажами, даже через элементы мизансцены.

Хеллбой одет в плащ – это значит, что демон согласен соблюдать правила мира людей (порядка), хотя они зачастую вызывают отторжение его демонической стороны (хаоса). Униформа передает желание Хеллбоя стать частью социума, слиться с толпой, но при этом не утратить идентичность. И чем дальше демон отдаляется от своей природы, тем все больше обзаводится типичными для человека привычками: курит сигару ради удовольствия и заливает горе алкоголем, слушает рок-музыку, вникает в нашу культуру.

Режиссер не упускает возможности показать Хеллбоя со спины, откуда его вполне можно принять за обычного крупного мужика в пальто. Но это всего лишь уступки, ведь Хеллбой не пытается спрятать красную кожу или засунуть ноги в человеческую обувь. Даже маникюрная привычка пилить рога – регулярно уничтожать символ его происхождения – это борьба с внутренним «Я». Они отрастают, над головой появляется корона, но каждый раз Хеллбой ломает их снова, регалии выбрасывает, тем самым отказывается поддаваться своей темной стороне.

Это подчеркивается даже через выбор оружия: большинство демонов используют мечи или копья, а Хеллбой полагается на человеческое оружие, до тех пор пока его не загонят в угол и не втянут в рукопашный бой.

Меч, символ конца света, представляет «эго», посредника между ид (врожденное желание сражаться с мечом в руке) и супер-эго (сознательное желание избежать жестокости, не дать пробудиться демонической стороне). Для меня это очень хорошее визуальное воплощение той битвы, которая происходит на поле боя его моральных ценностей.

При этом Хеллбой задает вопросы: может демоны нападают на людей, потому что люди нападают на демонов? Может кто-нибудь сделает первый шаг и прекратит войну? В его мечтах появился сказочный мир, где Хеллбой не отличается от остальных, но при этом остается собой.

Но кто такой Я? Я – это «оставаться хорошим», слепо верить в чувство долга? Убивать тех, кто похож на него, чтобы защитить людей, которые отказываются принять такого защитника в общество?

Из-за таких переживаний «Хеллбой» напоминает супергеройские фильмы 90-00х., в хорошем смысле. Он отбитый, упивается жестокостью, пытается юморить, оставляет заход на сиквел, да здесь много как плохих, так и хороших моментов.

Но знаете, почему я не особо фанатею по Marvel? Их фильмы слегка кастрированы, и не допускают возможности существования на супергеройском рынке альтернативных историй.

А вот «Хеллбой», как и «Шазам», или мультик по «Человеку-пауку», обладает харизмой персонажа, который не боится рисковать, нарушать правила – иногда удачно, иногда не очень.

Жаль, фильм не окупился, ушел в минус, из-за чего, по старой привычке, студии еще долго не рискнут финансировать подобные неоднозначные проекты, в которых нет четко выраженной коммерческой привлекательности.

А жаль, вышло не так уж и плохо.

Что еще можно почитать из моих текстов?

Музыка, человеческие мозги, японский джаз, аниме и кино

Прекращайте высказывать свое мнение о кино

Зачем мне читать рецензии кинокритиков, если я и без того умный, а фильм – гавно?

3 украинских фильма, за которые мне стыдно