CV
February 13, 2019

Карьера. Тупиковые ветви.

Я раньше рассказывал про своё личное кладбище дохлых технологий. Работал я над чем-то, изучал, а оно в итоге запахло и уползло в могилку. И вот несколько лет из моего опыта оказались как бы не нужны.

У некоторых инженеров силён страх вляпаться в такую технологию и упустить момент, когда их навыки обесценятся на рынке. Особенно этим грешат фронтендеры, у которых стек меняется с ужасающей скоростью.

Без шуток, в одном из проектов мы вынуждены были переписать админку с одной фигни на другую, лишь из-за того, что у нас несколько кандидатов отказывалось от оффера, узнав, что у нас есть тот "устаревший" фреймворк.

Но что же делать, если ты вот так попался?

Если ты фронтендер, то волноваться не стоит, просто подожди пару месяцев и начни учить новый фреймворк сразу, как он выйдет. И вот ты снова в тренде.

Из мобилок в бэкенд

Однажды я так заскочил в хайптрейн и научился писать под новую на тот момент мобильную платформу. Даже переехал в другую страну, как редкий специалист. Благо это было несложно, у всех в мире было максимум год-полтора опыта.

Но через некоторое время хайп утих, стартап мой загнулся и оказалось, что нужно срочно менять квалификацию. Ближайшая вакансия под ту платформу была аж в Праге. В моём же городе разработчиков на десктоп никто не искал. Под Андроид у меня было целых два месяца опыта, такого человека никто и не позовёт на собеседование. Пикантности добавляла заканчивающаяся рабочая виза.

Спас нетворкинг, и я кое-как пролез в одну компанию в качестве бэкэнд разработчика. Опыта у меня в этом не было, но я был молодой и наглый. Плюсом оказались хорошие рекомендации и общая обаятельность (нет).

Первый месяц всё шло неплохо. Задачки двигались, код писался. Но внезапно потребовался человек на новый проект. Кого на него взять? Конечно же новичка. Опыта в компании мало, на мне ещё не было ни каких серьёзных зависимостей.

  • (тут необходимо сделать отступление и отметить, что на новом месте старайся как можно быстрее брать под себя задачи и область ответственности. Пусть это будут не самые "классные", но нужные аспекты работы. Пригодится в таких ситуациях).

И мне выдали ТЗ на один временный проект. Пообещали сменить меня через месяц, если проект "выстрелит". Так начался мой охуенно увлекательный путь в программирование мышкой, рисование ебучих workflow-диаграм в какой-то глючной наркоманской надстройке над старым Eclipse.

Конечно же меня наебали, и месяц превратился в два, потом в четыре, затем в шесть, и конеца этому не было видно.

Давай теперь остановимся и рассмотрим мою ситуацию:

  • Достаточно юный разработчик, всего несколько лет опыта. В Европе это еле-еле дотягивает до уровня мидл
  • Практически половина карьерки ушла на умершую платформу
  • Последний год я вообще не программировал, а рисовал диаграмки в генераторе веб-сервисов
  • Я нахожусь в чужой стране, и имею не самый лучший английский. Достаточный для общения, но всё же местами косноязычный

Звучит как провал, да?

Как из этого выбираться?

Чем больше я работал мышиным программистом, тем призначнее мне виделся переход в бэкэнд внутри компании. Нужно было искать новую работу.

Начал я с переписывания резюме. Ранее я писал, что слегка лукавить (лол, врать) в резюме — можно.

Первым делом нужно было причесать тайтлы. Выкинул все упоминания мобильных и мышиных технологий из резюме. Оставил везде Software Engineer.

Тем, у кого подгорает из-за слова инженер, можно использовать слово Developer, не суть важно.

Таким образом мы смещаем акцент с технологий на то, что мы именно решаем задачи бизнеса.

Кстати, о задачах: у русскоязычных программистов в резюме часто пишется список задач и технологий. В США принято описывать задачи и достижения. В Европе имеем что-то среднее.

Очевидным решением было переписать резюме так, чтобы описывать именно достижения, без акцента на технологиях. Ну там "написал парсер, запустил сервис, настроил миграции, снизил количество крешей". К этому добавь какие-нибудь метрики: "настроил CI, чем сократил время до выхода в релиз на 75%". Суть понятна, да?

Таким образом получаем резюме специалиста, который работал и решал конкретные и понятные задачи. А в шапку резюме вынесены технологии с которыми он работал. Часть технологий я опустил (тех, что не релевантны для потенциальной работы), а часть вынес вперёд, хотя и не имел обширного опыта с ними.

Так делать полезно. Если конкретная работа нужна, то резюме должно быть адаптированно под позицию. CV — это не мраморная табличка, а живой документ. Его можно и нужно обновлять и переписывать.

Happy End

Через несколько месяцев неспешного поиска нашлась работа на приличных технологиях с интересными задачами. Конечно, на одном резюме не выехать, приходится что-то изучать самостоятельно, приходится стараться на интервью, но суть в том, что смена стека и типа задач — дело осуществимое.

Кстати, мой случай не такой уж и жуткий. Был у меня коллега, который всю жизнь писал на ассемблере для каких-то мейнфреймов. И в середине 2010х годов, когда последний представитель этих электронных динозавров был отправлен на свалку, он оказался без работы. Кому был нужен возрастной программист за 40 с таким специфичным опытом?

В итоге дядька не растерялся, устроился работать на завод(!!!), где вырос из разнорабочего до QA-автоматизатора. За весьма короткий срок. Оно и понятно, бороду сбрить можно, а умище-то никуда не денется!

И так, небольшое саммари:

  • Не паниковать. Выход всегда есть!
  • Рисковать можно. Иногда странные технологии выстреливают. Но так или иначе опыт можно будет "продать".
  • На новом месте старайся стать нужным как можно быстрее. А то ты будешь первым кандидатом на работу с "плохими" технологиями.
  • Неудачный выбор можно и нужно акуратно скрывать в резюме.
  • Нетворкинг решает в тяжелых случаях. Если резюме стабильно отсеивают, то стоит заходить по реферальным программам.

Посты на эти и другие темы публикую в канале: https://t.me/your_soft_skillzz

и твиттере https://twitter.com/soft_skillzz

Задать вопрос или предложить тему для новых постов: https://goo.gl/forms/1G2206MfVzfoowHf2

Подписывайтесь и рассказывайте друзьям.

МS.