September 10, 2019

Священные коровы - седьмой смертный грех в менеджменте

Священной неприкосновенной коровой могут быть совершенно разные сущности в организации: идеи, чьи-то родственники, гуру и полугурки, методологии, или какие-нибудь невозвратные потери в виде купленного кем-то дорогого бесполезного оборудования.

Если что-то в вашей компании никогда не подвергается ни сомнению ни потенциальному удалению - это становится местом вашей уязвимости. Именно с этого фланга и можно вас подловить.

Священный гуру

Если в компании есть какие-нибудь носители тайных практик (особенно если это связано с медитацией или эзотерикой), и первое лицо компании уверен в них на все 200%, и все их идеи сразу же внедряет, и никогда не советуется с сотрудниками - скорее всего, ваш бизнес обвила своими щупальцами секта. Они будут всеми силами отсекать информационный поток от сотрудников на первое лицо, пропуская этот информационынй поток сначала через себя, чтобы отцензурить. Бороться с ними чрезвычайно сложно. Любое ваше слово будет подвергаться десятикратному сомнению. И вообще, не дышите на гуру. А вот им будут верить моментально.

Один из таких случаев описан в книге Дмитрия Кима.

Священный метод

Например, сдельная оплата труда. Или какая-нибудь хитрая система мотивации. И в идеале в вакууме она выглядит математически красиво, но в жизни порождает кучу каких-то непонятных частных случаев, которые создают множество проблем. И в роде бы этих случаев возникать было не должно, если бы всё было хорошо. Но бесконечное исправление частных случаев все больше и больше склоняет к мысли, что корневая причина у них всех одна - изначальный баг кривой системы мотивации.

И когда поднимаешь с начальством эту тему, они начинают свою речь с этих трех слов: "Система. Должна. Быть."

Или священные, неправильные парадигмы бережливого производства.

Священная идея

Был я на одном тренинге по корпоративной культуре, и там задача была в том, чтобы сотрудники начали доверять друг другу. Потому что в компании царила атмосфера "человек человеку волк".

И было там упражнение. У каждого из 10-ти членов команды было по 3 бумажки с описанием фрагментов дома. И нужно было молча, не произнеся ни одного слова нарисовать дом. Но у каждого информация только про кусок того дома. И рисовать нужно так, чтобы за маркер одновременно держалось не менее 3 человек.

И все время нам говорили, что коллегам нужно доверять, доверять, доверять.

Я нарисовал свои элементы и отпустил маркер. Дальше дом рисовали другие участники. И я не стал смотреть, что они там рисуют - решил довериться коллегам, как и учили. В итоге один из участников так увлекся азартом задания, что зачем-то нарисовал одно лишнее окно. Смысл деяния неизвестен. Но тексты моих бумажек совершенно точно определяли, что окно одно, и второго быть не должно. Это подтверждалось тем, что дома других команд тоже содержали только одно окно, а не два.

В итоге все порадовались, а я, по своему обыкновению, привлек всеобщее внимание и громко заявил, что это доверие довело нас до брака. Дом выполнен не по ТЗ, в нем есть лишнее окно. И виноват в этом я, потому что я не проверил, я не стал следить за ходом рисования после того, как нарисовал своё. А у меня все данные для этого были, и если бы я коллегам не доверял, и смотрел, то я бы лишнее окно зарисовал маркером, исправил бы косяк.

Но ведущая тренинга моих аргументов не приняла. Она сказала, что про доверие нельзя так говорить, что это как годовалый ребенок, нужно очень бережно. Задание выполнено с ее точки зрения хорошо, потому что она психолог. С моей точки зрения мы задание провалили, т.к. сделали БРАК! Потому что я проектировщик. Брак возник из-за доверия.

В общем, священную корову мне разорвать не дали.

История про священную корову.
Как-то раз у меня был ни то консалтинг, ни то подряд на молочном заводе. И на территории того завода я заметил памятник корове. Прикольно. В столовой несколько дней под ряд видел, что там никогда не подают говядину. Мое подсознание подбросило мне предположение, что вдруг это из-за памятника? И тут корова считается священным животным, поэтому ее и не подают в столовой?
На следующий день я спросил, почему в ассортименте нет говядины. Мне ответили, что она очень дорогая, и поэтому ее никто не берет.

Священная штуковина за сто тысяч миллионов

Вы можете обнаружить на производстве какой-нибудь 100-тонный пресс, который занимает много места. Но попытки его обсудить натыкаются на какие-то странное угрюмое молчание.
Всё потому что его когда-то кто-то неудачно по ошибке купил, но продать его теперь означает - очень громко сознаться в своем косяке. Поэтому его пытаются загрузить хоть чем-нибудь, и вообще поменьше вспоминать о нем. Пусть он или выстоится сначала несколько лет, пока или человек, его купивший, уволится. Или все забудут, откуда он взялся. Или произойдет какое-то неожиданное удачное событие.

И самая страшная святая корова

Это вы сами. Если в компании никто и никогда не дает вам негативной обратной связи, не указывает на ошибки, то вы можете не только иногда принимать неправильные решения, но и вовсе потерять адекватность оценки происходящего, и жить в иллюзиях. И вы заметите это поздно.

Смертные грехи в менеджменте:

1. Внутренняя энергия системы - добро и зло в менеджменте. Первый смертный грех

2. Выстраивание незаменимости - второй смертный грех

3. Показуха - третий смертный грех в менеджменте

4. Непотизм - четвертый смертный грех в менеджменте

5. Равнодушный эгоизм - пятый смертный грех в менеджменте

6. Уничтожение внешних проявлений проблем - шестой смертный грех в менеджменте