Редакторы
October 29, 2021

«Мы как-нибудь напишем тур, где на все вопросы смогут ответить котики»

Редакторы одного из туров в пятом этапе ОВСЧ Наталья Комар и Ольга Сарницкая — об обсуждениях вопросов, мотивации читеров, играх в онлайне и о том, что им помогало достигать высокого уровня в интеллектуальных играх и настольном футболе.

Первоначально интервью было опубликовано в группе «Студенческие интеллектуальные игры в России» Вконтакте 27 декабря 2020 года

— Вас знают не очень многие, поэтому с самого начала. Как вы пришли в интеллектуальные игры?

Ольга Сарницкая: Я — из «60 секунд». Когда-то узнала (знакомые из кикерной тусовки играли), что есть такая игра, где много команд и много вопросиков, и напросилась поиграть. А потом уже оказалось, что есть версия дешевле, без депозита и с рейтингом.

— Рациональный подход.

Наталья Комар: Я из Кирова. :)

— Там ходил Коля Коврижных по улицам и всех зазывал? :)

НК: Не. Я ходила на уроки польского, и после отъезда нашей учительницы ребята попросили меня повести им. На паре уроков Костя Буланов рассказывал, что играет в спортивное ЧГК («есть и такое? Не только эта стремная игра со странными людьми?», – удивлялась я) и приносил раздатки с синхронов. Как-то позвал меня поиграть, и вот.

ОС: А я еще сначала думала, что спортивное ЧГК — это ЧГК с вопросами про спорт. :) И не спешила вливаться. :)

НК: А с Колей я познакомилась только через год, до этого он в моем сознании существовал как легенда, икона и Никола Чудотворец.

— Наташа, ты писала, что первую игру сыграла зимой 2014-го, а осенью 2017-го уже играла на ЧМе. Как получилось достичь такого быстрого прогресса?

НК: Возможно, тут не в прогрессе дело, а в нужных связях. ;) А также в кредитной карточке, которая позволила купить билеты на Air Astana [продакт плейсмент].

— Абы кого этот астанинский глор* всё же не позвал бы, ладно скромничать.

НК: Мы с ним на Знатокиаде в Пярну до этого подружились, еще бы он меня не позвал. :)

*– Баур Бектемиров, который пригласил Наташу в команду «Сборная МФЦА».

На самом деле, даже у нас в Кирове с молодым движением есть несколько человек, которые вполне бы могли усилить команды на ЧМ. Просто о них мало кто знает. Ну и ехать в другие страны из Кирова не так удобно, как из Москвы или Питера.

«Сборная МФЦА» на чемпионате мира по ЧГК в Астане (ноябрь 2017 года). Лицом (слева направо): Наталья Горелова, Баур Бектемиров, Михаил Дюба, Самир Бектемиров, Алтынай Бектемирова. Вполоборота: Наталья Комар. Спиной: Александр Друзь, Михаил Басс.

— Оля, ты упомянула кикер; расскажи, как им увлеклась и как удалось достичь довольно высокого, насколько я понял из фотографий в фейсбуке, уровня?

ОС: Я сыграла в каком-то баре разок, потом еще разок. Меня сильно обыграли, я расстроилась и пошла тренировать контроль мяча, пас и удар. И десять лет в итоге этому посвятила, вплоть до спасительной смены хобби в виде ЧГК.

— То есть теперь никакого кикера, только ЧГК? И где тренировалась — тоже в барах или есть какие-то специальные залы для этого?

ОС: Он мне просто успел за долгие годы поднадоесть. Тренироваться можно, играя в барах. В некоторых городах были специальные клубы, ну и для регулярных технических тренировок нужен дома стол. У меня тоже был, конечно.

НК: Про стол дома я не знала! Признайся, ты из него сделала книжный шкаф.

— Есть ли что-то общее у кикера и ЧГК?

ОС: И там, и там помогает интеллект, а техника нарабатывается. Ну и есть некие потоки людей, перетекающих как в одну сторону, так и в другую. Например, у нас в «секундах» как раз команда была почти полностью из кикерщиков.

— Расскажи дилетанту, что такого интеллектуального в кикере. Стратегия какая-то? Я когда играю, просто бешено луплю по мячу (поэтому и проигрываю часто, очевидно).

ОС: Именно так. Я бы говорила не о стратегии, а о тактике. В кикере нужно очень быстро принимать решения в динамике. При этом постоянно учитывать соперника, обманывать его ожидания, заманивать и разить. Ну и много-много уметь с технической точки зрения — встаешь и задрачиваешь как робот.

— Наташа, ты не раз играла в телесвояке. Хотела бы поиграть в других телеиграх — в России или за рубежом?

НК: Я бы не прочь еще раз поиграть в телесвояк, если позовут. Из иностранных я бы сыграла в University Challenge, но для этого надо как-то попасть в британский университет.

— Это та штука, в которую Виталий Бреев играет?

НК: Да. Я смотрела все три игры Глазго, которые лежат на Youtube, они великолепны. Особенно, когда Виталий, отвечая на вопрос о балете Стравинского, говорит “zhar-ptitsa”.

— Как получилось, что вы стали работать вместе?

ОС: Ну мы подружились для начала. :)

— Многоходовочка!

НК: Я думаю, тут сработало то, что мы любим рассказывать друг другу интересные истории. А потом они начали в вопросы складываться. Очень удобно, потому что другу-соавтору можно без стыда писать любую фигню и не ожидать реакции «ты задолбала со своими вопросами». Хотя, может, Оля просто очень вежливая и добрая.

ОС: Думаю, без Наташи мне бы и в голову не пришло писать что-то на турниры, Наташа меня вдохновила и растолкала творческий порыв.

— С отзывами друг друга понятно, а как вы реагируете на отзывы игроков?

ОС: Они от нас все скрывают! Отыграют и сидят, молчат, боятся травмировать.

НК: Расстраиваюсь! Я спрашиваю друзей, которые отыграли, но их мнение малоинформативно, потому что они боятся травмировать. :)

— А когда отзывы такие?

Отзывы на тур «Вышкафеста-2019» Натальи Комар и Натальи Гореловой

НК: Тут есть целый один друг в отзывах. :)

ОС: Ну мне в целом на этой картинке совокупность отзывов кажется приемлемой.

НК: Я много играю в свояк в скайпе и благодаря этому шапочно знаю большое количество людей. Так что, если я узнаю в отзывах какого-нибудь человека, который мне не близок, и ему что-то не понравилось, значит, все правильно сделала.

Если человек стабильно хвалит вопросы, которые мне не нравится, и ругает те, которые мне нравится, то, скорее всего, и мои ему не понравятся. Это нормально.

Ну и я всегда с интересом читаю чужие обсуждения, так что к отзывам постоянных комментаторов прислушиваюсь.

— А сами пишете что-то в обсуждениях?

НК: Я максимум могу написать, что мне что-то очень понравилось.

ОС: Мне не хочется ничего писать. Я иногда бомблю в личку Наташе просто. :) И еще я если хочу иногда что-то написать, то скорее похвалить. Мне не нравится просто так кого-то расстраивать, а хвалить — нравится. Наверное, я бы просто ставила звездочки, как в Vivino или на GoogleMaps.

— Кто из редакторов ЧГК повлиял на вас больше всего?

НК: На меня точно Коля, потому что он первый редактировал все мои вопросные заготовки. Терпеливо объяснял, что работает, что нет. Правда, у меня не хватит умений и взгляда писать, как он. Да и не нужно.

ОС: Дмитрий Жуков, Наталья Комар. Роул моделз для меня Сергей Терентьев и Максим Мерзляков. Такие молодцы — и пишут много и все нормальное прям. Я очень скучная. :)

О, еще я всегда думаю, когда пишу: «А что бы сказал Леша Гилев?» Его комментарии к вопросам всегда максимально полезные (для меня).

НК: Лешины замечания всегда просто в точку. Вот бы он вопросы писал... Но он пишет про свой дурацкий электоральный клиентелизм.

— Удается ли вам получать удовольствие от онлайн-турниров?

ОС: Мне — нет. Я на время совсем прекратила играть.

НК: Мне онлайны менее приятны, чем живое сидение за столом, хотя бы потому, что на слух мне воспринимать вопросы проще, чем текстом. Но сейчас альтернативы особо нет. К тому же я играю с прекрасными ребятами, с которыми время идет не зря.

Те самые ребята. Правда, пока еще без Наташи

А еще в онлайне расцвели свояки, было несколько шедевральных пакетов.

— Какие ты считаешь шедевральными?

НК: «Рагнарёк» задал космическую планку. Многие другие были чем-то по-своему хороши, но в «Рагнарёке» все сошлось: и качество пакета, и эксперименты, и игровые драмы, и скандалы-интриги-расследования.

— Про скандалы: как вы относитесь к читерству на онлайн-играх? Нужно ли с ним бороться?

НК: Мне кажется, это неизбежно. Наверное, надо гуглпруфить вопросы, другого выхода нет. Ну и относиться к этому спокойнее: не повышать ставки, не проводить игры с вручением каких-то осязаемых призов на вопросах, написанных по первому абзацу статьи Википедии о лице, упомянутом в тексте вопроса.

ОС: Ну только написанием гуглоустойчивых вопросов, как с этим реально бороться? У людей проявляется воля к победе и предпринимательская жилка. Проверка системы на прочность — очень естественное человеческое свойство. Я, правда, не понимаю, как потом испытать гордость и радость от победы. Но, может, просто сам по себе факт того, что ты гору обошел, уже приятен?

НК: Я не знаю, сложно понять мотивацию самых notorious читеров. Вряд ли тут речь о белом и черном хакинге системы. Как человек, сидевший за столом с Константином Рухани, хотела бы узнать. :)

Наташа Комар за другим столом с другими людьми — на Знатокиаде-2018 в Уфе

— Ну да, проверить систему можно один раз. Если это удалось и ты делаешь это во второй раз, то уже неясно.

ОС: Наверное это как секс в общественном месте! Будоражит, что тебя могут поймать. :)

НК: Вполне очевидно, что система очень уязвима и основана на доверии. Ты, получается, проверяешь доверие других людей. Не вижу в этом повода для получения удовольствия.

— Чего не хватает спортивному ЧГК?

ОС: Мне на самом деле за судьбы переживать уже не хочется — я переживала за судьбы в кикере много и у меня теперь иммунитет. В ЧГК просто играю, просто пишу. Всего хватает, кроме путевок на ЧМ от Питера.

Чемпионы России по настольному футболу сезона 2014-2015 годов. Оля Сарницкая — с кубком

— Наташа, в комментарии к одному из своих вопросов ты написала «Кошка автора вопроса очень любит играть в «Что? Где? Когда?», с удовольствием участвует в обсуждении, и этот вопрос она бы точно взяла». Сколько вопросов в вашем туре взяла бы твоя кошка?

НК: Два бы точно взяла, она бы смогла более-менее их артикулировать. Объяснить команде, так сказать.

ОС: Мы как-нибудь напишем тур, где на все вопросы смогут ответить котики.

Мишель — кошка (на момент фото, правда, еще котенок) Наташи Комар

Задавал вопросы и подбирал фотографии Наиль Фарукшин.

Предыдущие интервью редакторов ОВСЧ можно почитать по ссылкам ниже.

Больше информации об ОВСЧ смотрите в телеграм-канале, больше интервью читайте в паблике «Студенческие интеллектуальные игры в России».