СтудЧР
September 20, 2021

«Это была какая-то особенная разновидность пыток»

Александр Карясов и Александр Рождествин — о командах онлайн-СтудЧРа в роли аквариумных рыбок, опасном районе Самары и первом Кубке Европы среди студентов

Михаил Зыгарь, Ян Гевелий, Уильям Шекспир, Остап Бендер, Дмитрий Башук и, разумеется, Александр Рождествин и Александр Карясов

Это интервью было взято вскоре после онлайн-СтудЧРа, для которого Саша и Саша сделали один из туров, тогда должно было и появиться. Однако так вышло, что первая его часть была опубликована лишь в августе, а нынешняя, вторая, только сейчас, через год после чемпионата. Саша и Саша рассказали, каким пыткам и опасностям их подвергли организаторы онлайн-чемпионата, а также о гипотетическом участии в СтудЧРе и вполне реальном — в первом Кубке Европы среди студентов.

— Вы оба были наблюдателями на онлайн-СтудЧРе, то есть вам представился редкий шанс вживую услышать, как играются ваши вопросы. Как впечатления от этого?

АР: Я на каждом тесте это слушаю… Тут было как тест: все онлайн, только не в скайпе, а в дискорде.

Получилось, что из команды «И остались голодными...» (в которой в основном играет Саша, — прим. ред.) несколько человек следило. В какой-то момент это напоминало наблюдения… Не хочу сказать «за аквариумными рыбками», но… Все писали «а мои делают то-то, а мои — вот это». У кого-то было более интересно, у кого-то — менее, но все делились впечатлениями о том, что делают их подопечные и всё это было очень любопытно.

«И остались голодными» на одном из Самариумов. Фото: Самариум.

Мне было очень интересно: я ещё не знал, что команда, у которой я был наблюдателем, один из фаворитов (речь о команде «Ворона и лисица, кукушка и петух», также известной как «КЛТНН», которая в итоге взяла бронзу, — прим. ред.). Они шли сперва хорошо, а потом стали вообще очень хорошо идти. Я даже начал волноваться: может быть, надо искать читерство где-то здесь? Меня же для этого посадили здесь, а не для развлечений.

У меня были очень спокойные ребята, поэтому никаких криков, эксцессов не было, но в какие-то моменты мне очень хотелось им подсказывать. Особенно там, где я всё понимал, какой правильный ответ, а они — нет. Очень хотелось сказать, что вот же, вот же!

Но на моих вопросах у них не было таких моментов, в основном, но на других — да, было. Но Саше не очень повезло, потому что он вел у двух человек…

— В смысле у двух?

АК: В первый день у команды было всего два человека (Саша К. был наблюдателем у самарской команды «Всё, что нас не убивает, делает нас Сергеем», — прим. ред.). В субботу у некоторых из них были пары и не всем нужно играть в той же степени, как нам несколько лет назад. Поэтому в субботу некоторая часть из них решила, что лучше пары, чем СтудЧР.

Плюс еще логистика была не самая простая. У нас в Самаре есть такая вещь как 116-й километр. Это довольно далеко, туда ничего не ходит — только электрички и то какими-то окольными путями. Там как раз жил один из тех двух игроков, которые могли. Поэтому совершенно в последний момент — наверно, в пятницу 18-го (сентября 2020 года, чемпионат проходил 19–20 сентября, — прим. ред.), — стало известно, что нужно ехать туда.

Александр Карясов. Фото: личный архив.

Я впервые побывал в этом замечательном районе. Опасался за свою жизнь, здоровье и ноутбук с трансляцией… Возможно, это тоже сыграло какую-то роль в том, что они не целиком собрались в первый день.

Но во второй день, когда был наш с Сашей тур, они смогли мобилизоваться и собрались вшестером. Но тоже не сразу у них это произошло. Во второй день было, конечно, чуть-чуть веселее за ними наблюдать.

Два человека, мне кажется, не могут построить обсуждения: для этого нужны два человека какого-то очень высокого уровня, чтобы они смогли заполнить обсуждение за шестерых, поэтому это была немножко угнетающая картина. Тем более, что началось с Колесова и Коврижных, тур которых мы с Сашей тестировали, и я там более-менее знал ответы.

Это была какая-то особенная разновидность пыток, потому что с первой секунды я знаю ответ, а они его не знают почти до самого конца. И это желание подсказывать, о котором говорит Саша, умножалось на десять. Я сдержался, но это было очень тяжело наблюдать.

АР: У меня, видимо, еще проснулись редакторские и тренерские навыки. Когда ты в скайпе тестируешь и команда в какой-то момент не может выйти на правильное направление, ты начинаешь подсказывать. «Подумайте об этом». И когда я тренировал, было то же самое: «А вот зачем здесь вот это сказано?»

Но они и так справились сами.

Команда «Слон потрогает тебя», на которой Саша оттачивал свои тренерские навыки. Фото: СтудЧР-2017

АК: Насколько я знаю, Данила (Софинский, ещё один игрок «И остались голодными», — прим. ред.) со своей командой между турами в разборе полетов участвовал. То есть можно было и передать скиллы. Во время тура он этого не делал, а после тура говорил «Ну что же, ну вот же, ну как бы!»

АР: Я своим еще апелляцию обломал. Они уже собрались писать, но я сказал: вот же сказано «двумя словами на одну букву, а у вас на разные». И они такие: «Вот черт! А так всё подходило!»

— Хотели бы сыграть СтудЧР, если бы сейчас представился шанс?

АР: Сложный гипотетический вопрос. А против кого?

— Ну ты уж додумай! Твой вопрос связан с тем, будет ли играть Семушин? :)

АР: Если бы я играл в том возрасте, в 35, против команд с возрастным ограничением в 25, это было бы не совсем правильно и честно, хотя у меня было бы, конечно, много шансов. Не одному, конечно — если команду собрать или легионером сесть куда-то. Мне кажется, я мог бы за медали побороться.

Я бы, конечно, хотел бы сыграть СтудЧР, потому что я-то не играл в них практически ни разу.

— Но в универе же занимался интеллектуальными играми?

АР: Да, но… Вот так вот. Прошло всё мимо, и тогда, мне кажется, СтудЧР был менее раскрученным в регионах. Или, может быть, так было у нас, в Самаре. Не сложилось.

Я бы, конечно, с удовольствием сыграл побольше — я всего один СтудЧР сыграл в саратовско-самарской сборной с Тахтаровым, Ефимовым, Свешниковой, Ивановой и Философовым.

— Неплохая команда в целом.

АР: Да. И мы умудрились занять девятое, что ли, место. На СтудЧРе в Казани это было.

В общем, было бы интересно поиграть на СтудЧРе сейчас — со всеми этим свояками, эрудит-квартетами… И, конечно, лучше в том игровом состоянии, в котором я сейчас. Потому что мог бы лучше играть, даже если бы там был Семушин и прочие мои ровесники. Я думаю, что всё равно были бы нормальные шансы хорошо сыграть. Лучше, чем у меня были бы тогда.

Мы, кстати, были на первом, экспериментальном, КЕСТе — мы ездили тогда и заняли место где-то в середине. Мне он не понравился: все было не очень хорошо организовано. Атмосферы не было.

Немного об атмосфере первого кеста: игровой зал. Фото: Александра Киланова

— Ну и там вопросы писал Башук, вроде.

— Слушай, я даже не помню, кто там писал вопросы. На СтудЧРе в Казани было, возможно, получше. И, возможно, я никого не знал. Но потом, когда я смотрел на составы, я узнал, что там была куча знакомых мне сейчас людей — и Цвингли, и Соник, и Малкин, и все остальные (Владимир Цвингли, Николай Рябых и Михаил Малкин, — прим. ред.). Сейчас было бы интереснее сыграть с этими людьми еще раз.

Зависит еще от того, кто был бы редактором, конечно. Ведь я бы не смог это делать.

— Башук! Только Башук.

Слева направо: Леонид Климович, Дмитрий Башук (оба — редакторы ЧГК на I кубке Европы среди студентов), неопознанная женщина. Фото: Александра Киланова

АК: Я бы с удовольствием сыграл, тем более, что сейчас остались в студенческих интеллектуальных играх какие-то мои знакомые, которых я знаю, с которыми я мог общаться.

Если мы берем гипотетическую ситуацию, что только я переношусь назад, а все мои остальные сокомандники не переносятся и мне нужно играть только с теми, кому нет 23, у меня все равно были бы какие-то знакомые и это было бы, безусловно, приятно — поиграть, пообщаться, потусить на выходных.

Ещё пара лет, и я совсем никого не буду оттуда знать, но сейчас осталось, может, десять человек, с которыми я общался будучи студентом и было бы приятно с ними потусить.

Задавал вопросы и подбирал иллюстрации Наиль Фарукшин. Отдельное спасибо Александру Карясову и Елене Рождествиной.

Читайте также:

Другие интервью и прочие материалы можно найти здесь, за информацией о студенческих интеллектуальных играх в России следите в нашем паблике и телеграм-канале.