Крупицы веры
January 24, 2021

Псалом 87 (шестопсалмие) - общедоступное изъяснение.

Пе́снь псалма́ сыно́м Коре́овым, в коне́ц, о Маеле́фе е́же отвеща́ти, ра́зума Ема́ну Израильтя́нину, 87

По-русски эта надпись можно передать так: Псаломская песнь (назначенная) потомкам Корея для исполнения (в коне́ц) музыкальным хором (о Маеле́фе) так, чтобы он отвечал другому хору певцов (е́же отвеща́ти – антифон).

Это надписание указывает прежде всего на то, что настоящий псалом назначен был для исполнения двумя хорами (не менее): хором певцов, (на что указывает слово Пе́снь), и хором музыкантов, (что видно из слов – о Маеле́фе е́же отвеща́ти), что исполнителями его были потомки Корея; дальнейшие слова надписания указывают на то, что составителем этого псалма был некто Еман Израильтянин. Что настоящий псалом, как свидетельствует надпись, не есть произведение Давида, это не должно казаться сколько-нибудь странным; без сомнения, в составе книги псалмов, есть еще несколько псалмов, также не принадлежащих пр. Давиду (так думают Ориген, св. Афанасий Алекс., св. Василий В., блж. Иероним, Евсевий Кесарийский и др. От этого каноническое достоинство их нисколько не умоляется. Все такие псалмы, хотя составленные и не Давидом, однакоже не только по духу содержания, но даже часто по внешней форме выражения ничем не разнятся от псалмов Давидовых.

Объясняется это тем, что пр. Давид, положивший начало псалмопению и бывший величайшим псалмопевцем, послужил образцом для всех последующих составителей псалмов, а для некоторых из них, вероятно, был даже учителем в этом отношении. Таковыми ученикам его могли быть: Соломон – сын его, Асаф, Еман (автор настоящего псалма), Ефам и некоторые другие. Кто был Еман, составитель настоящего псалма, этого из надписания с точностью невидно, в надписании он просто называется Израильтянином. Это название, по всей вероятности, только отличить его от другого Емана в то время известного и, быть может, также бывшего в числе певцов или музыкантов Давидовых, который по происхождению не был израильтянином – (так думает Евфимий Зигабен). Но из книги Паралипоменон (1 Пap. 6, 33; 15, 17) мы видим, что в числе начальников музыкальных хоров был и Еман, сын Иоиля, потомок Корея, происходившего от Каафа, сына Левина. Это, вероятно, тот самый Еман, который, по свидетельству 3 кн. Царств (4 гл., 31) славился своею мудростью. Он и был, по всей вероятности, составитель настоящего псалма.

По своему содержанию этот псалом в ближайшем и прямом смысле содержит молитву и упование на Бога человека, удрученного грехом, и потому находящегося в самых тяжких страданиях. В этом смысле он приличен вообще всякой благочестивой душе, скорбящей о своих грехах. Но вместе с этим, по мнению некоторых, в нем содержится пророчество о страданиях и смерти И. Христа (Евсевий) и о сошествии его в ад (Св. Афанасий).

2҃ ст. Сознавая тяжесть своих грехов, псалмопевец обращается с молитвою к Богу и от Него ждет облегчения себе. Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни́ воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю, взывает он, т.е. Господи, Боже, Спаситель мой, или – Господи, виновник моего спасения; Боже, всегда готовый помогать, готовый на помощь всем, к тебе прибегающим, днем к Тебе я взываю и ночью пред Тобою стою на молитве.

3҃ ст. Но я осознаю, (как бы так говорит он далее), что этого одного для успеха молитвы моей недостаточно, чтобы дошла до Тебя моя молитва, для этого нужно, чтобы Ты Сам обратил на нее милостивое свое внимание да (чтобы) вни́дет пред Тя́ моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́, и так чтобы дошла до Тебя молитва моя, обрати милостивое внимание на мое моление. Выражение: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́, образное; образ речи заимствован от врачей (говорит Златоуст), которые, желая слышать больного не могущего говорить громκο, приклоняют ухо вместе с головою к устам его. Псалмопевец, как бы сознавая себя душевно больным по причине множества грехов своих и считая молитву свою слабым едва слышимым воплем больного, молит Бога о том, чтобы Он, как истинный врач душ и телес наших, приклонился к нему, как обыкновенный врач приклоняется к больному и выслушал его, другими словами – чтобы обратил на него свое милостивое внимание и исполнил его прошение.

4 ст. Далее псалмопевец указывает, сколь тяжки страдания его, среди которых он обращается к Богу с такою молитвою: я́ко испо́лнися зо́л душа́ моя́, и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, т.е. душа моя исполнилась таких тяжких страданий, что жизнь моя близка к смерти (слово ад, евр: шеол в данном месте означает – смерть, могилу). Так взывает к Богу псалмопевец от лица всех, сознающих свои грехи и тяжесть своих страданий за них. А по мнению Св. Афанасия, здесь, устами псалмопевца, говорит Сам Господь наш Иисус Христос о своих страданиях за грехи рода человеческого. И действительно, из Евангельской истории известно, что Иисус Христос, будучи совершеннейшим человеком, неоднократно обращался с молитвою к Богу Отцу и называл Его своим Богом и Господом. Так Он молился Богу Отцу о своих учениках (Иоанн. 17 гл.), молился Ему в саду Гефсиманском о миновании предстоящих страданий и во многих других случаях. Слова же: я́ко испо́лнися зо́л душа́ моя́, произнесены были Иисусом Христом почти буквально: перед началом своих страданий Он так говорил о себе в молитве к Богу Отцу: душа̀ моя приско́рбна есть даже до сме́рти (Мф. 26, 38).

5 ст. Жизнь моя, продолжает далее псалмопевец, настолько близка к смерти, что я уже заживо был причислен к мертвецам (приговорен к смерти): привмене́н бы́х с низходя́щими в ро́в, т.е. меня (применили) уподобили, причислили к погребаемым, которых называют отходящими в могилу, (ров). И это, потому что я был признан человеком беспомощным, т.е. таким, которому нельзя оказать помощь, безнадежно больным, (ибо таких обыкновенно заживо причисляют к мертвецам), и потому был брошен между мертвыми: бы́х я́ко (как бы) челове́к без по́мощи в ме́ртвых свобо́дь (среди мертвых брошенный). Славянское выражение в ме́ртвых свобо́дь мы передаем – брошенный между мертвыми, потому что в евр. подлиннике в данном месте стоит слово, означающее человека, выпущенного на волю, предоставленного самому себе, брошенного на произвол судьбы. В приложении к каждому человеку вообще, слова эти в переносном смысле выражают безотрадность и беспомощность положения грешника, который сознает себя духовно – мертвым, (ибо грех действительно делает человека таковым), или причисленным к мертвецам (привмене́н бы́х с низходя́щими в ро́в) и, видя себя брошенным, так сказать, между мертвыми (в ме́ртвых свобо́дь) уже не ждет себе помощи ни от кого (бы́х я́ко челове́к без по́мощи), кроме одного Бога. Но как пророческие о страданиях Иисуса Христа, слова эти нужно понимать буквально. Иисус Христос, действительно, был только причислен к погребаемым, т.е. к мертвецам, но не был обыкновенным мертвецом, потому что воскрес; был как бы человеком беспомощным, казался таковым, тогда все ученики, оставив Его, разбежались (Мф. 35, 56). Но не был таковым в действительности: Он Сам сказал ап. Петру, который хотел было вступиться за Него: или Ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы он послал мне более нежели двенадцать легионов ангелов (Мф. 26, 53). Наконец и среди мертвых он был свободен или в смысле свободы от тления или в том смысле, что вкусил смерть по своей воле, совершенно свободно, как Сам сказал о себе: Азъ душу мою̀ полага́ю, да па́ки пріиму ю. Никто́ же во́зметъ ю отъ менѐ, но Азъ полага́ю о себѣ́ (Ин.10, 18).

6 ст. Брошенный между мертвыми (в ме́ртвых свобо́дь) я был, (говорит далее псалмопевец), подобен раненым лежащим в гробе, о которых Ты уже более не вспоминаешь, которые удалены от руки Твоей, (т.е. от Твоей помощи): я́ко (как) я́звеннии (раненые) спя́щии (лежащие) во гро́бе, и́хже не помяну́л еси́ ктому́ (не – ктому́ уже более не …)  и ти́и от руки́ Твоея́ отринове́ни (удалены) бы́ша. Эти слова также можно понимать как пророчество об Иисусе Христе, о Котором, действительно, можно сказать, что Он уподобился раненым, лежащим в гробе, которые забыты Богом и удалены от его помощи, потому что Иисус Христос действительно был пробит гвоздями и копьем по попущению Божию. Бог Отец из любви к роду человеческому Сына Своего Единородного не пощадил и отдал на смерть, попустив грешным людям возобладать над Ним. Это – то и значит то, что на время Иисус Христос был подобен тем, которых псалмопевец называет удаленными, лишенными помощи Божией (от руки́ Твоея́ отринове́ни).
Но мог псалмопевец сказать эти слова и о каждом из нас. Наши грехи суть наши душевные раны, которые удаляют нас от Бога; поэтому мы, сознавая свои грехи, можем (вместе с псалмопевцем) назвать себя ранеными, лежащими в гробе и удаленными от Божественной помощи.

7 ст. Меня положили, продолжает псалмопевец, в яме (в ро́ве) под землю, где царит смертная тьма (Положи́ша мя́ в ро́ве преиспо́днем (под землею) и се́ни сме́ртней). Словами: – тень (или тьма) смертная псаломопевец обозначает высшую степень мрака, полнейшее отсутствие света. В этих словах также можно видеть пророчество об Иисусе Христе, который после крестной смерти был погребен Иосифом и Никодимом в пещере закрытой камнем, следовательно, в месте темном. Мог также сказать это псалмопевец и о каждом из нас, потому что наши грехи низводят нас в преисподнюю (ад), повергают нас в смертную тень и не только в жизни будущей, но частью и здесь, на земле.

8 ст. Изобразив безотрадность и беспомощность положения страждущего за свои грехи человека, а вместе с тем тяжесть страданий за грехи мира Богочеловека, псалмопевец говорит далее, что эти страдания суть не что иное, как выражение Божественного гнева за грех. До такого тяжкого состояния дошел я, (говорит псалмопевец от лица страждущего грешника) потому что на мне тяготеет гнев Твой, который заслужил я своими грехами и вследствие которого обрушился на меня как волны, как удары Твои, на мне́ утверди́ся я́рость Твоя́, т.е. на мне тяготел гнев Твой, – и вся́ во́лны Твоя́ наве́л еси́ на мя́, т.е. и Ты послал на меня наказания многие и сильные как волны. Слова эти, сказанные псалмопевцем от лица страждущего грешника вообще, в частности приложимы и к Иисусу Христу, так как гнев Отца небесного, который заслужили люди своими грехами, отяготел на нем как Агнце Божием взявшем на себя грехи мира (Иоанн.1, 29).

9 ст. А когда Ты, Боже, подверг меня своим ударам, то этим удалил от меня моих ближних, (продолжает далее псалмопевец): Уда́лил еси́ зна́емых мои́х от Мене́, – и этим увеличил тяжесть моих страданий. Ближние мои стали гнушаться мною положи́ша мя́ ме́рзость себе́:, т.е. стали считать меня гнусным для себя, и я, (оставленный ими), когда впал в несчастия уже не имел выхода из них пре́дан бы́х (несчастиям) и не исхожда́х . Опыт показывает, что положение каждого грешника, застигнутого несчастиями, бывает, действительно, таковым. В подобном же положении был и Господь Наш Иисус Христос, страдавший за наши грехи. По свидетельству Евангелиста Матфея, когда Иуда с толпою народа, вооруженного дреколиями, пришел в Гефсиманию с целью взять Иисуса Христа, тогда все ученики, бывшие с Иисусом, оставили Его и разбежались: оу̑ченицы̀ вси оставльше его, бѣжа́ша (Мф. 26, 56). Также и во время распятия Его, по свидетельству св. Луки, все знакомые Его стояли издалека: стоѧху же вси знаеміи его издалеча (Лук. 23, 49). А что Он был предметом ненависти своих врагов, что они гнушались Им, это каждому известно из евангельской истории и не требует никаких доказательств. Не менее ясно также и то, что Он, будучи предан Иудой в руки своим врагам (пре́данъ бы́хъ) и, имея полную возможность избежать их, не делал ни малейшей попытки для этого (и̑ не исхожда́хъ), но добровольно перенес все мучения, которые они причинили ему.

10 ст. Покинутый и даже презираемый своими знакомыми я, (говорит далее псалмопевец о себе, а от лица своего и о каждом грешнике вообще), сознавая свою беспомощность, плакал до изнеможения: О́чи мои́ изнемого́сте от нищеты́, т.е глаза мои ослабели от истощания (от нищеты), от изнурения, вследствие множества пролитых слез; другими словами: слезами истощил я глаза мои (блж. Феодорит). И вседневно взывал я к Тебе, Господи, о помощи, к Тебе простирал руки свои, т.е. молился Тебе с простертыми вверх руками: воззва́х к Тебе́, Го́споди, ве́сь де́нь, (вседневно), возде́х (простирал) к Тебе́ ру́це мои́ .

11 ст. Простирая к Тебе руки, я, (говорит псалмопевец), умолял Тебя, Господи, о том, чтобы Ты оказал мне свою чудесную помощь, как можно скорее, ибо я чувствовал себя близким к смерти (живо́т мо́й а́ду прибли́жися, ст.3), и в тоже время я сознавал, что для мертвых (умерших) Ты уже не творишь чудеса: Еда́ ме́ртвыми твори́ши чудеса́́ Или́ вра́чеве воскреся́т, и испове́дятся Тебе́́; т.е. разве Ты, Господи, творишь чудеса над мертвыми (для мертвых)? Или: разве могут какие-либо врачи воскресить их (умерших), чтобы последние могли снова исповедовать Тебя? – Нет, – в обыкновенной жизни этого не бывает, так ускори же, Господи, помочь мне, пока я жив (как бы так говорит псалмопевец). Этими словами он хочет выразить мысль, что нравственное исправление для грешника после смерти невозможно, и потому нужно заботиться об этом во время здешней жизни. О себе, в частности, он говорит здесь, что желая отстать от своих беззаконий и исправиться, но, не имея к тому достаточно сил в себе самом, он просит Бога оказать ему в этом свою чудесную помощь и как можно скорее.

12 ст. Без Твоей чудесной помощи, (как бы так продолжает псалмопевец), я умру в беззакониях и уже навсегда лишен буду надежды на Твою милость: разве после того как погибну (в погибели) и буду в гробе, возвестит мне кто-нибудь милость и истину Твою? Еда́ (разве)  пове́сть (возвестит) кто́ во гро́бе ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ в поги́бели́?

13 ст. Другими словами: разве находясь в могильном мраке, в этом месте, (стране) забвения, можно будет еще видеть чудеса Твои и правду Твою? Еда́ (разве) позна́на бу́дут (умершими)  во тьме́ чудеса́ Твоя́, и пра́вда Твоя́ в земли́ забве́нней́?

14 ст. Вот о чем я взывал к Тебе, Господи, прежде, (как бы так говорит псалмопевец): И а́з к Тебе́, Го́споди, воззва́х, – о том же буду молиться Тебе и на будущее время:  и у́тро моли́тва моя́ предвари́т Тя́, т.е. молитва моя к Тебе предупредит наступление утра, (буду молиться Тебе раньше наступления утра).

15 ст. Далее и до конца настоящего псалма псалмопевец излагает сам предмет (содержание) своей молитвы к Богу. В молитве своей, говорит он, я буду взывать к Тебе, вску́ю, Го́споди, отре́еши ду́шу мою́, отвраща́еши лице́ Твое́ от Мене́́ ? Зачем Ты удаляешь от Себя душу мою (т.е. меня)? Зачем отвращаешь лице Твое от меня? Другими словами, Господи, не удаляй, не отталкивай от Себя меня грешного, не отворачивай от меня своего милостивого ока! Так молился псалмопевец, также должны молиться и мы, сознавая свою греховность и недостойность перед Богом.

16 ст. Будучи обременен множеством грехов, я, (продолжает он свою молитву) совершенно беден (нищь) делами добродетели и поэтому нахожусь в несчастиях и скорбях (въ трудѣ́хъ) с самой юности моей (ибо несчастия и скорби суть следствия греха): Ни́щ е́смь а́з, и в труде́х от ю́ности моея́. Если же я иногда и возмогал над своими грехами и возвышался нравственно, то лишь на время: возвысившись ненадолго (возне́с же ся́ иначе – вознесся же), снова подпадал под влиянию (смири́хся) греха и под тяжестью его снова изнемогал (и изнемого́х): возне́с же ся́, смири́хся, и изнемого́х.

17 ст. А когда грех овладевал мною, тогда снова тяготел надо мною гнев Твой и снова смущали меня угрозы Твои: на мне́ преидо́ша гне́ви Твои́, устраше́ния Твоя́ возмути́ша мя́, т.е. меня постигал гнев Твой (праведный, след. строгий суд Твой) и угрозы (устраше́ния ) Твои смущали меня. Другими словами, в наказание за мои грехи Ты посылал на меня несчастия и угрожал еще большими.

18 ст. Эти, посылаемые Тобою, несчастия, окружали меня со всех сторон, как вода, продолжает псалмопевец: обыдо́ша (окружили) мя́ я́ко вода́, – вместе с тем меня тревожили несчастия, которыми Ты угрожал. Эти последние ежедневно (ве́сь де́нь) овладевали мною вместе с первыми: ве́сь де́нь одержа́ша мя́ вку́пе (вместе с первыми).

19 ст. Следствием этих несчастий было то, что удалились от меня друзья, родные и знакомые: уда́лил еси́ от Мене́ дру́га и и́скренняго, и зна́емых мои́х от страсте́й, т.е. из-за, по причине, вследствие этих страданий (от страсте́й) или несчастий моих, короче – этими несчастиями моими Ты удалил от меня друзей, родных и знакомых.

Так молился псалмопевец среди несчастий и скорбей; так по примеру его должны молиться и мы. Так как в несчастиях очень часто все нас покидают, и мы остаемся совершенно беспомощными, то утешения и поддержки среди них мы должны искать в молитве перед Богом. И чем тягостнее наши несчастия, тем усерднее должна быть наша молитва. При этом прежде всего мы должны помнить, что успех нашей молитвы зависит не от нас, а от Бога, и потому, прежде всего мы должны молиться о том, чтобы Он внял (выслушал) нашей молитве. Затем молитву свою должны сопровождать искренним желаньем исправить свою греховную жизнь и если не находим для этого достаточных сил в себе самих, просить помощи у Бога. И, памятуя о том, что нравственное исправление возможно только в здешней жизни и уже невозможно после смерти, должны молить Бога, чтобы Он свою чудесную помощь послал нам как можно скорее.

Пе́снь псалма́ сыно́м Коре́овым, в коне́ц, о Маеле́фе е́же отвеща́ти, ра́зума Ема́ну Израильтя́нину, 87.

2 Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни́ воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю. 3 Да вни́дет пред Тя́ моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́, 4 я́ко испо́лнися зо́л душа́ моя́, и живо́т мо́й а́ду прибли́жися. 5 Привмене́н бы́х с низходя́щими в ро́в, бы́х я́ко челове́к без по́мощи, 6 в ме́ртвых свобо́дь, я́ко я́звеннии спя́щии во гро́бе, и́хже не помяну́л еси́ ктому́, и ти́и от руки́ Твоея́ отринове́ни бы́ша. 7 Положи́ша мя́ в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни сме́ртней. 8 На мне́ утверди́ся я́рость Твоя́, и вся́ во́лны Твоя́ наве́л еси́ на мя́. 9 Уда́лил еси́ зна́емых мои́х от Мене́, положи́ша мя́ ме́рзость себе́: пре́дан бы́х и не исхожда́х. 10 О́чи мои́ изнемого́сте от нищеты́, воззва́х к Тебе́, Го́споди, ве́сь де́нь, возде́х к Тебе́ ру́це мои́. 11 Еда́ ме́ртвыми твори́ши чудеса́́ Или́ вра́чеве воскреся́т, и испове́дятся Тебе́́ 12 Еда́ пове́сть кто́ во гро́бе ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ в поги́бели́ 13 Еда́ позна́на бу́дут во тьме́ чудеса́ Твоя́, и пра́вда Твоя́ в земли́ забве́нней́ 14 И а́з к Тебе́, Го́споди, воззва́х и у́тро моли́тва моя́ предвари́т Тя́. 15 Вску́ю, Го́споди, отре́еши ду́шу мою́, отвраща́еши лице́ Твое́ от Мене́́ 16 Ни́щ е́смь а́з, и в труде́х от ю́ности моея́; возне́с же ся́, смири́хся, и изнемого́х. 17 На мне́ преидо́ша гне́ви Твои́, устраше́ния Твоя́ возмути́ша мя́, 18 обыдо́ша мя́ я́ко вода́, ве́сь де́нь одержа́ша мя́ вку́пе. 19 Уда́лил еси́ от Мене́ дру́га и и́скренняго, и зна́емых мои́х от страсте́й.


Источник: Петр Никанорович Спасский
Общедоступное изъяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении


Прошлые рассылки этой тематики:


О проекте

"Крупицы веры" - 10 минут в день о вере, истории и богослужении православной Церкви.

Использованы материалы с сайтов: Азбука веры

Страничка подготовлена приходом храма Святой Троицы Лениногорска.

Ресурсы прихода:

В группе ВКонтакте - о жизни православных города и благочиния, новости воскресной школы при храме, освещение вопросов веры и христианской жизни в православной Церкви.

В Instagram - фото и видео материалы о нашем приходе.

На канале YouTube - выходит еженедельная, приходская передача "Православное слово" и видео выступления учеников с пасхальных и рождественских праздников.