Толкования
November 7, 2021

Учение Господа о хуле на Духа Святаго, о сокровищах сердца и о слове праздном... (Мф. 12:31–37)

В глубине души фарисеи и книжники и сами хорошо сознавали, что этого быть не может, что они лгут и перетолковывают Его Божественные действия; но злоба и зависть заглушили в них голос совести, и они, чтобы отвлечь народ от Спасителя, не останавливались перед страшным богохульством: намеренно превращали истину Божию в дело диавола, приписывали действия всемогущества Божия сатане, обвиняя Господа в союзе с диаволом, и Святаго Духа, пребывавшего в Господе, называли нечистым духом, князем бесовским... Это было уже не только гнусной клеветой на Иисуса Христа, но и упорным сопротивлением, злобным оскорблением для Духа Святаго; это было крайнее неверие и ожесточение сердца, тем более виновного, что происходило из диавольской злобы и высказывалось совершенно против совести. Враги Господа вначале и сами не сознавали ясно, в какое сатанинское состояние ведет их дух злобы и зависти; и милосердный Господь, обличая всю нелепость, всю ложь их клеветы, раскрыл перед ними и эту адскую пропасть, в которую сами они стремились в своем безумии.

Между Мной и сатаной, как бы говорил им Господь, нет и не может быть ничего общего; добро, которое Я творю, и зло, которого ненасытно алчет сатана, непримиримы. Скажу больше: кто знает Божественную истину, но равнодушен к ней, не хочет служить ей, тот, хотя бы и не противился ей, есть уже противник Мой, от которого Я отрекаюсь перед лицом неба и земли. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною» (людей к вере в Меня), «тот расточает» (Мф. 12:30) тех, которых Я собрал. Тем более есть враг Мне – тот, кто явно противится истине Божией. ПОСЕМУ ГОВОРЮ ВАМ: одумайтесь, перестаньте изрыгать хулы на Духа Святаго. Вы много о Мне говорили, что Я – обманщик, что Я – противник Божий; Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь в этом; ВСЯКИЙ ГРЕХ И ХУЛА ПРОСТЯТСЯ ЧЕЛОВЕКАМ, Бог готов простить самые великие, самые тяжкие грехи кающимся грешникам. А ХУЛА НА ДУХА – Святаго – НЕ ПРОСТИТСЯ ЧЕЛОВЕКАМ, потому что Дух Святый вам известен: по Его внушению говорили пророки, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Ибо если уж вы говорите, что Меня не знаете, то верно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак, вы не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и на самом кресте Я буду молиться за вас, чтобы неверие ваше не было поставлено вам в вину. Но то, что вы говорите о Духе, не будет прощено вам. ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ СЛОВО хульное НА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, кто станет хулить Меня как Человека и, соблазнившись тем, что Я ем, пью, сплю, утруждаюсь, как человек, будет называть Меня ядцей и винопийцей, другом мытарей и грешников, тот еще заслуживает некоторое извинение, ибо он под покровом плоти Моей не предполагает во Мне Бога, и потому ПРОСТИТСЯ ЕМУ грех сей. Заблуждение может пройти, неведение рассеяться, и тогда явится вера и при помощи благодати Святаго Духа человек раскается, и грех его омоется Кровью Искупителя.

ЕСЛИ ЖЕ КТО СКАЖЕТ НА ДУХА СВЯТАГО, кто не по неведению произносит хулы на Меня, кто сам воочию видит чудеса Моего Божественного Всемогущества, видит Мою власть в изгнании бесов, тот хулит Меня уже не как Сына Человеческого, а как Бога, хулит Божество Мое, которое Я столь очевидно открываю, и тем самым этот хульник злобно оскорбляет Духа Святаго, Мне единосущнаго и соприсущнаго, и потому НЕ ПРОСТИТСЯ ЕМУ хула эта НИ В СЕМ ВЕКЕ, НИ В БУДУЩЕМ, его ждет неизбежное наказание как здесь, так и там.

Не простится ему этот «грех грехов» потому, что сам человек сделается вовсе неспособным к восприятию обновляющей и спасающей всякого человека благодати Духа Святаго. Сопротивляясь Духу Божию, произнося на Него хулы, может ли он воспринять Его животворящую благодать в свое грешное сердце? Ведь это сердце полно ненависти и злобы против Самого Бога; допустит ли оно прикосновение к себе любви Божией? Душа такого человека сама закрывает себя для света Божия и добровольно избирает своим уделом мрак злобы и лжи, и доходит этот несчастный человек до того ужасного состояния нераскаянности, в каком находятся демоны; он сам гонит от себя прочь благодать Духа Святаго, и покаяние через это становится для него невозможным, ибо насильно и Бог никого не спасает. Я предостерегаю вас, – говорит Господь фарисеям. – Если вы хотите порицать дела Мои, то пусть будет так; только зачем же вы допускаете в своих обвинениях несообразности и противоречия? Ибо о дереве судят по плоду, а не о плоде по дереву. Что-нибудь одно из двух: ИЛИ ПРИЗНАЙТЕ ДЕРЕВО ХОРОШИМ И ПЛОД ЕГО ХОРОШИМ, признайте Меня за доброе дерево и дела Мои добрыми плодами; ИЛИ ПРИЗНАЙТЕ ДЕРЕВО ХУДЫМ И ПЛОД ЕГО ХУДЫМ, докажите, что дела Мои худы, и тогда обвиняйте Меня, как хотите, ИБО ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ, дерево узнают по плодам его. А вы поступаете напротив: не находя ничего предосудительного в делах Моих, которые суть плод, вы осуждаете и хулите дерево, называете Меня беснующимся. Не есть ли это верх безумия? Вы, считающие себя праведниками, здесь являетесь лукавыми и злыми лицемерами (и так как далее Спаситель говорит уже не о Себе Самом, а о Духе Святом, то и обличения Свои Он произносит с большей строгостью): ПОРОЖДЕНИЯ ЕХИДНИНЫ! Вы хвалитесь происхождением от Авраама, но нет, вы не чада этого великого в смирении праотца, вы и не можете приносить доброго плода, ибо КАК ВЫ МОЖЕТЕ ГОВОРИТЬ ДОБРОЕ о Мне, БУДУЧИ ЗЛЫ? Потому-то Я и не удивляюсь, что вы злословите Меня, ибо, происходя от злого рода, вы и воспитаны худо, и усвоили себе мысли худые. Ваше сердце полно всякого зла, и вот, это зло, переполняя сердце, рвется наружу: ИБО ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ГОВОРЯТ УСТА. «Видишь ли, – замечает при этом святитель Златоуст, – какой крепкий удар наносит Иисус Христос фарисеям? Если слова их так исполнены зла и происходят от духа диавольского, то подумай, каков должен быть корень и источник слов? Обыкновенно так бывает, что язык, удерживаемый стыдом, еще не все худое изливает в словах; напротив, сердце, не имея никого свидетелем своих движений, безпрестанно порождает в себе всякое зло, какого только захочет, потому что оно не думает много о Боге».

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК, – говорит Спаситель, – хранит в своем сердце, как бы в некоей сокровищнице, много доброго, и ИЗ этого ДОБРОГО СОКРОВИЩА ВЫНОСИТ ДОБРОЕ, А ЗЛОЙ ЧЕЛОВЕК наполняет свое сердце всяким злом, и ИЗ ЗЛОГО СОКРОВИЩА этого ВЫНОСИТ ЗЛОЕ. И у добрых больше скрывается добродетели внутри, чем является снаружи в словах, как и у злых больше зла в сердце, чем в словах. Вот почему и на Страшном Суде Божием строго будут судимы не только дела, но и слова; слова свидетельствуют о том, чем полно сердце. ГОВОРЮ ЖЕ ВАМ, ЧТО ЗА ВСЯКОЕ ПРАЗДНОЕ СЛОВО, слово с делом несообразное, ложное, дышащее клеветой, всякое слово пустое, смехотворное, гнилое, безстыдное, всякое слово безполезное, ненужное, КАКОЕ СКАЖУТ ЛЮДИ, ДАДУТ ОНИ ОТВЕТ за него В ДЕНЬ СУДА. Если слова человека честны, правдивы, благочестивы, то можно думать, что и сердце у него таково же, и такой человек будет оправдан на суде Божием. Если же слова лживы, нечестивы, то и сердце его полно лжи и нечестия, и такой человек будет осужден.

ИБО ОТ СЛОВ СВОИХ ОПРАВДАЕШЬСЯ И ОТ СЛОВ СВОИХ ОСУДИШЬСЯ – эта истина была известна и в Ветхом Завете. Если же за простое слово праздное, которое иные почитают невинной шуткой, люди дадут ответ Богу, то чего же должно ожидать за хулу на Духа Святаго? «Видишь ли, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – как безобиден суд? Как кротки требования ответа? Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судия произнесет приговор. Что может быть справедливее? Ибо в твоей власти – говорить и не говорить»...


Источник: Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов

Предыдущие рассылки:

Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов.


О проекте