Исполком
April 26, 2023

«Сообщество достаточно вложило в бренд, чтобы иметь право им пользоваться» 

Роман Немучинский — о символе непокорённости, конструктивном хаосе, конфликтной коммуникации и жизни в Киеве

Источник: Фейсбук.

В апреле 2023 года истекают полномочия исполкома МАИИ. Чтобы подвести итоги первых двух лет, а также больше узнать не только об итогах работы и планах на будущее, но и о людях, которые за всем этим стоят, мы поговорили с каждым из 15 членов первого созыва. Каждому мы задавали как общие для всех вопросы, чтобы увидеть, как разные люди видят одни и те же вещи; так и уникальные, чтобы «подсветить» индивидуальность. Сегодняшний собеседник — один из авторов первой версии кодекса спортивного ЧГК, чемпион мира 2014 года Роман Немучинский.

42 года, специалист по обработке данных (data scientist), играет в команде «Мавпочка змерзла» (Днепр). Член исполкома МАИИ, координатор группы по правилам, состоит в группе по рейтингу, турнирной группе и оргкомитете чемпионата мира. Предвыборный пост Ромы можно прочитать на форуме МАИИ.

— Ты очень давно (с 1995 года) играешь и очень давно участвуешь в организации движения. Как удаётся не терять интерес ни к первому, ни ко второму?

— Я из тех людей, что за компанию вешаются. Ну и пока компания такая замечательная и ещё не повесилась — грех от неё откалываться.

— Зачем, кроме компании, пошёл в исполком?

— Чтобы мешать примирению новой организации с ТК «Игра» на условиях телекомпании, то есть, фактическому подчинению ТК.

— Разве была тенденция к примирению? Вроде бы эту нишу занимала Гильдия организаторов турниров, которая заявила о себе уже после создания МАИИ, 20 мая.

— Тенденции не было, но ниша была довольно очевидна. И мне казалось, что надо предпринять усилия, чтобы новосозданная ассоциация в неё не упала.

— Ок, за два года, получается, твоя позиция не поменялась: в предвыборной программе ты писал, что «будешь представлять партию войны с ТК «Игра» до последнего торгового знака». Почему ты считаешь, что название так важно?

— Во-первых, оно важно просто как символ непокорённости. Во-вторых, моя позиция с 2001 года не изменилась: сообщество достаточно вложило в бренд, чтобы иметь право пользоваться им. А с 2001 года вложил уже и лично я.

10 марта 2001 года умер Владимир Ворошилов. 13 марта, на гражданской панихиде, представители ТК «Игра» объявили о запрете игр «Что? Где? Когда?» на полгода. Практически сразу многие представители движения не согласились с этим решением. Подробнее можно почитать в 107-м номере газеты «Игра».

И, наконец, нормального альтернативного названия никто так и не придумал, несмотря на все попытки. Там, где это нужно, довольствуются многословными эвфемизмами.

— Как организована работа исполкома? Как ты оцениваешь сложившийся формат, нужно ли его менять?

— В работе исполкома превалирует конструктивный хаос. И меня это устраивает. В отличие от коллег, я не вижу недостатков от большого количества членов исполкома (об этом говорили многие члены исполкома — Антон Бочкарёв, Юрий Разумов, Владимир Цвингли и другие, — прим. ред.). Я, правда, фактически живу в Фейсбуке и Телеграме, поэтому общение с коллегами по исполкому отбирает у меня не так много времени.

Мне нравится, что несмотря на то, что некоторые коллеги не могут активно участвовать в обсуждении актуальных проблем, работа от этого не стопорится. Практически любую проблему можно закинуть для обсуждения и получить многосторонний, взвешенный отклик.

На играх BrainHub (Киев, 2016 год).
Источник: Фейсбук.

— Как ты оцениваешь работу исполкома в целом и свой вклад в неё? Не наступал ли исполком на те же грабли, что когда-то правление МАК (да, я понимаю, что сравнение на много процентов некорректно, но кое-какие параллели можно провести)?

— Конечно, получилось не всё, что мы собирались сделать. Частично из-за объективных обстоятельств, частично из-за субъективных. Я тоже мог бы вкладывать больше, но в целом доволен результатами.

И с граблями та же диалектичная фигня. От одних — контроля над организацией небольшой группы — избавились. От других — вся работа осуществляется абсолютно на волонтёрских началах — нет.

— А что можно вообще сделать с волонтёрскими началами? Завести людей на зарплате?

— Боюсь, это тоже не выглядит достаточно реалистичным. Наверное, можно справляться по образцу опенсорсных проектов, декомпозицией задач на очень мелкие.

Читайте также: «Необходимый минимум был сделан, но надо было больше». Андрей Волыхов — о разработке брендов, неудобном Фейсбуке и шансах МАИИ окуклиться

— Ты участвовал в разработке первой версии Кодекса спортивного ЧГК на заре существования игры, а сейчас с коллегами дорабатываешь новую версию правил КВРМ*. Отличается ли работа «тогда» от «сейчас», и если да, то чем?

КВРМ — командные викторины с раундами по минуте, зонтичный термин для семейства игр с близкими правилами и разными названиями, самые известные из которых — «Спортивное „Что? Где? Когда?“» и «60 секунд».

— В первую очередь тем, что тогда я был одним из рядовых участников, а сейчас —  координатор группы. Так что все внутренние разногласия (а зачастую и внешние) приходится улаживать именно мне.

Кроме того, при подготовке первой версии мы в первую очередь исходили из задач приведения всех самозародившихся вариантов правил к единому знаменателю, даже комиссия (точнее, подкомиссия) называлась «по унификации правил», и эти задачи шли сверху.

Сейчас же эта задача решена, а мы стараемся выяснить потребности сообщества и удовлетворить их, не потеряв вместе с тем в возможности сравнивать результаты разных игр.

— По поводу улаживания внешних разногласий хочется спросить. В ходе одной околочгкшной дискуссии в Фейсбуке (кажется, она была связана именно с правилами) ты прямым текстом послал собеседника. Насколько это, по-твоему, приемлемо для координатора рабочей группы МАИИ?

— Мне кажется, очевидно, что если бы я считал это неприемлемым, я бы не послал собеседника. Но я его нигде не заблокировал, он всё ещё может ко мне обратиться по вопросам организации.

— То есть, ты считаешь, что коммуникация в таких делах может быть максимально неформальной? Или подобное — всё-таки исключение из правил?

— Я различаю всё же неформальную коммуникацию и конфликтную. Неформальную коммуникацию я почти всегда предпочту формальной, кроме, скажем, таких случаев, когда мне предстоит общаться в качестве члена АЖ с участниками турнира.

А конфликтная — это действительно исключение. До такого градуса конфликтности, когда я посылаю прямым (или непрямым, но это ещё реже) текстом, доходит раз в несколько лет.

На XIII чемпионате мира (Тбилиси, ноябрь 2015 года).
Автор: Тамуна Корахашвили.

— Кроме правил ты занимаешься ещё и рейтингом, причём тоже очень давно. Видишь ли ты какие-то тенденции эволюции рейтинга? Каким он может стать через несколько лет?

— К сожалению, я вижу такую тенденцию, что энтузиасты, готовые считать новый рейтинг на коленке, пропали. Речь не обо мне — я таким никогда не был, я мог только сравнить два рейтинга на коленке и обосновать, почему они оба никуда не годятся :))

Мы стараемся подготовить инфраструктуру, чтобы экспериментировать с новыми формулами было проще, но всё равно нет уверенности, что ею кто-то воспользуется. Поэтому и предсказание у меня только одно, оно же по статистике самое частоисполняющееся: ничего не изменится.

Именно затем я и пошёл в группу по рейтингу: представлять здоровый консерватизм.

Читайте также: «Цель — показывать данные в более удобном и быстром виде». Юрий Разумов — о сайте рейтинга МАИИ, турнирном сайте и о будущем

— Назови основные результаты деятельности МАИИ за первые два года. Доволен ли ты этими результатами?

— Главный результат — это что заработала демократия (хотя сейчас, глядя на ситуацию с выдвижением в кандидаты в исполком, я в этом уже не так уверен). Сыграл свою роль пункт устава про инициативные группы, позволяющий непосредственную низовую демократию.

На момент выхода интервью выдвинулось три кандидата на девять мест.

— Опиши свой вклад в деятельность организации. Доволен ли ты этим вкладом?

— Мне кажется, я предложил немало мелких, но полезных предложений по разным мелким вопросам. Основное, конечно, — руководство группой по правилам. Я запустил давно лелеемый мною опрос о правильности ответов и довёл до конца работу группы над новыми правилами.

Конечно, большую часть правил написал Сергей [Янукович], сильно помог Антон [Гусаков], да и волонтёры, не входящие в состав группы, принимали участие. Но согласование формулировок среди нас я во многом числю своей заслугой.

— Что можно было сделать лучше?

— Я мог бы больше времени уделять работе над правилами, тогда бы финальные этапы не проводились в такой спешке и, возможно, удалось бы избежать проблем с недостаточной подготовкой той части правил, которая касается существенных и несущественных условий вопроса (общее собрание, которое проходило в декабре 2022 года, исключило из правил эту часть, сейчас группа по правилам её переработала и снова выставляет на голосование, — прим. ред.).

Я мог бы заняться приложением с примерами правильных и неправильных ответов. Но как вышло, так вышло.

Читайте также: «Сделано достаточно много для старта». Владислав Быков — о жизни не по возрасту, таблетках от жадности, а также о плюсах и минусах работы исполкома

— Будешь ли баллотироваться на следующий срок — в исполком или контрольно-ревизионную комиссию?

— Буду, в исполком.

— Есть ли у тебя какие-то планы по работе?

— Собираюсь продолжить работу в группе по правилам, если меня изберут. Для этого в первую очередь надо изменить её регламент, который сейчас ограничивает время работы двумя годами. Пусть мы за этот срок справились с основной задачей, но нужно поддерживать правила КВРМ в актуальном состоянии, а также заняться другими играми, к которым нужно будет привлечь специалистов именно по ним.

Проблема с подчинением телекомпании как МАИИ, так и движения в целом, кажется, отпала, так что тут можно будет немного расслабиться. Ну и пытаться предотвратить разнообразную фигню в действиях исполкома.

— Почему ты считаешь, что отпала? Часть турниров (не такая большая, но они всё же есть) продолжают проводиться по лицензии. Товарные знаки в России до сих пор у «Игры-ТВ».

— Просто потому, что телекомпания за прошедшие два года зашкварилась ещё сильнее.

— А о какой именно фигне в действиях исполкома ты говоришь?

— Самой разной непредвиденной фигне. Которую могут допустить даже самые замечательные, умные и благонамеренные люди просто потому, что не могут посмотреть на ситуацию с ещё одной стороны.

Читайте также: «Я следил, чтобы где-то не сделали ерунды». Иван Семушин — о непохожести на МАК, особенностях ЧР и ЧМ и упадке сил

— Напоследок ещё один вопрос, который я не могу не задать. Ты живёшь в Киеве. Как удаётся во время войны находить время на такие отвлечённые вещи, как работа над правилами, голосования в общих собраниях, исполкоме и так далее?

— С апреля прошлого года война отодвинулась от Киева, и стало легче. С отключениями электричества мне (и моему дому) тоже повезло. Зато сэкономилась куча времени на поездках и очных играх :-/

Так что не уверен, что я смог бы уделять больше времени работе для МАИИ, не будь полномасштабного вторжения.

На XIII чемпионате мира (Тбилиси, ноябрь 2015 года).
Автор: Тамуна Корахашвили.

Придумывали вопросы Антон Бочкарёв и Наиль Фарукшин, подбирал фотографии Наиль Фарукшин.

Читайте также: «Мы бы хотели, чтобы в правила приходилось смотреть только затем, чтобы понимать, какой ответ должен считаться верным». Роман Немучинский рассказывает о проекте правил

С вопросами и предложениями к исполкому можно обращаться по адресу [email protected], также можно писать в канал «Вопросы исполкому» сервера МАИИ в Дискорде.


Если у вас есть предложения по поводу работы информационной группы МАИИ, напишите нам по адресу [email protected].


За информацией о деятельности МАИИ можно следить на сайте, в Телеграме, Вконтакте, Твиттере, Фейсбуке и ЖЖ.