January 27, 2022

Дорога длиною в жизнь. Глава 2. Отец и сын

Мемориал "Малая земля". Фото автора 2008 год

Были ли у меня сожаления по поводу отъезда после семи лет жизни около теплого моря и гор, окружающие Новороссийск? Где нет заснеженной зимы, а так называемые Норд-Осты легко можно пережить? Чтобы понять свои чувства, необходимо проанализировать прожитое.

Постепенно буду рассказывать о себе, своих страхов и их преодолений, хороших и не очень поступков... Благо на протяжение почти всей своей жизни я оставляю для самого себя своеобразные #заметкинаполях, в которых сбрасываю порой накатывающиеся чувства и эмоции словно волны. Если раньше вел дневники, а с 1996 года все фиксировал в текстовых документах. Набил текст, сохранил файл и… И снова вперед за новыми эмоциями и впечатлениями.

***

Начиная с 1984 и вплоть до 1989 года отец каждое лето возил меня на Чёрное море. Первая поездка в 1984 году с тремя детьми из шести с мамой и отцом в Сочи не задалась изначально. Сначала я отстал от поезда «Москва-Ереван-Москва». Этот детский страх мне удалось превратить в пунктуальность. Но это был лишь пролог семейного отдыха. Первый же поход на море завершился солнечным ударом. Как и в первый, так и второй случай - родные недоглядели. Как говорится, у семи нянек…

Последующие годы мы ездили уже вдвоем с отцом в один из санаториев Анапы. Отца всегда поощрял профсоюз путевками. Да и сам он зарабатывал неплохо и тысячи рублей нам вполне хватало на беззаботный отдых на море.

По железной дороге с заполярного Лабытнанги до Москвы. До отправления фирменного поезда «Кубань» «Москва-Новороссийск-Москва», отец водил меня на Красную площадь и местам своей молодости.

Он служил в кремлевской охране где-то в середине 50-х годах, но любовь к столице он хранил в сердце до самой смерти. Мы гуляли по улочкам столицы, где он рассказывал, как в самоволку ходил в гости к профессору, который и привил у него любовь к чтению. Имя этого учителя я не запомнил, но отец был горд этим знакомством...

Однажды, он увез меня до завершения учебного года, и 19 мая я стал случайным свидетелем, как таких же детей, как я, на Красной площади принимали в пионеры. В то время я заканчивал второй класс и должен был одним из первых в своем классе стать пионером. Этой части всегда удостаивались активисты-октября. Не уверен, но кажется детей принимали в пионерскую организацию в третьем. Я учился хорошо, поэтому должен был получить этот заветный алый галстук в конце окончания второго класса. Увы, в тот день, смотря на детей, которым повязывали галстуки, представлял на их месте себя. Эти воспоминания на толкнули на одну мысль.

В 80-х нам показывали и рассказывали, что такое хорошо, а что такое плохое. Помогать пожилым людям, ветеранам, не обижать маленьких и беззащитных. И только сейчас я понимаю, что это был мир созидания без признания религий, но с Божественными принципами жизни...

К сожалению, эти принципы так и не прижились у многих, кто сейчас руководит нашей страной. А ведь большинство из них прошли путь от октябренка до комсомола. Возможно, мы жили в разных вселенных...

Фото автора

Далее маршрут путешествия следовал в один из санаториев Анапы, в котором мы отдыхали не менее 24-х дней. В перерывах между процедурами, обедом и ужином мы совершали вылазки в ближайшие города на Черноморском побережье и одним из обязательных пунктов паломничества был Новороссийск.

Экскурсия с отцом (крайний справа) на мемориал "Малая Земля" г. Новороссийск, 1988 год

Мемориал на Малой земле. Неокрепшая детская психика была потрясена бьющимся сердцем внутри памятника в виде носа корабля, вырывающегося на берег из моря. Для меня это место стало святым. В наши дни многие недалёкие жители называют мемориал «утюгом», не задумываясь, что благодаря этому, простите, «утюгу» Новороссийск и стал городом-героем и начал развиваться в разы быстрее. Спасибо, Леониду Ильичу. Брежневу, конечно. Если бы он здесь не воевал, о гибели тысяч людей в Цемеской бухте, знали бы лишь старожилы. И уж точно бы никогда не получил почетное звание – город-герой!

А вот в 1990 году в Новороссийске я побывал уже один. Отец отправил меня в пионерский лагерь «Снежинка», расположенный в сельской школе в пригороде города-героя – с. Глебовка. Туда приезжали дети из всей Тюменской области. Там же впервые я попробовал в стеклянных бутылочках «Пепси-Колу», которую как раз и выпускали в Новороссийске.

Музей на территории мемориального комплекса "Малая Земля" г. Новороссийск. 1988 год.

Помню, что во время первой смены я успел побывать командиром отряда и съездить на трехдневную экскурсию в Донбай. А вот возвращаясь домой чуть не умер в поезде от воспаления легких. Откачали. Кстати, ради меня сопровождающие обменяли целый ящик «пепси» на два ящика минеральной воды. Первоначально меня хотели высадить на одной из станций, но потом на свой страх и риск решили довезти до Ямала. В итоге я четверо суток провалялся в отдельном купе с женщиной, которая по счастливому случаю оказалось педиатром и ухаживала за мной днем и ночью.

Вороша в памяти свое прошлое, я понимаю, что тем, кем я стал сегодня заслуга отца. Он хотел, чтобы его младший любимый сын стал сильным и порядочным человеком. Думаю, что ему это удалось. Памятники города-героя, фильмы о войне, в детстве породили неимоверный страх войны и гибель близких. Большинство моих детских кошмаров, наравне с уходящим поездом «Москва-Ереван», были связаны с Великой Отечественной войной. Я часто пробуждался во сне от собственного крика, в основном из-за жуткой собственной смерти во время сражений. Именно поэтому большую часть детства я спал с включенным светом.

Когда я стал совершеннолетним сначала уехал жить в Москву. Я часто гулял один по тем закоулкам старой Москвы, где водил меня отец. Однако зов предков и крови, заставил спустя шесть лет вернуться обратно на Ямал и принять особый дар, который передавался у нас по отцовской линии... О мистических событиях сопровождающие мою жизнь расскажу в последующих частях…

Мемориал "Малая Земля" г. Новороссийск. 2008 год

В 2008 и 2011 годах я снова побывал в Новороссийске по приглашению друга детства. Тогда я еще не предполагал, что в 2013 году опять окажусь в городе-герое и задержусь на целых семь лет. Возможно подсознательно я хотел избавиться от своих детских страхов про войну, которые на генетическом уровне периодически всплывали в моей душе. Я действительно избавился от страхов, но в тот же момент в городе-герое у меня была своя война. Битва с самим собой и, как бы странно это не звучало, за воду…

Что касается вопроса, есть ли у меня сожаления по городу-герою? Нет. Новороссийск и его жители помогли мне найти ответ на самый главный вопрос жизни: "Кто я?".

Продолжение следует...

Дорога длиною в жизнь. Глава 1. Начало

Дорога длиною в жизнь. Глава 3. Нянька-богомолка

Дорога длиною в жизнь. Глава 4. Мечты сбываются

Дорога длиною в жизнь. Глава 5. Целители и бабушки-крестители

Дорога длиною в жизнь. Глава 6. Вода и Огонь – смерть и вдохновение

Дорога длиною в жизнь. Глава 7. Проклятье шаманов или предательство правителей России?