January 27, 2022

Дорога длиною в жизнь. Глава 6. Вода и Огонь – смерть и вдохновение

Обложка книги "Дневник, или Заметки монстра", 2009 год. Фото из личного архива

Говорят, бесконечно можно смотреть на две вещи, как горит Огонь и течет Вода. Так уж случилось, что вся моя жизнь тем или иным образом переплетена именно с этими двумя стихиями. В детстве Вода забрала из семьи двух первых моих Крестных – двоюродного брата Леонида Митрофановича и сродную сестру Людмилу Алексеевну. Великая русская река Обь поглотит их с разницей в 9 месяцев.

Леня уйдет в вечность 9 октября, рыбача на моторной лодке промозглой заполярной осенью, переходящей в зиму 1993 года.

Люда не без помощи жестоких людей сгинет 5 июня 1994 года. Река отдаст ее тело лишь в конце июня этого же года.

На следующую ночь после возвращения с ее похорон, дотла сгорит наш многоквартирный дом, превратив мое безоблачное детство лишь в пепел из воспоминаний…

Именно эти события полностью перевернули мое мировоззрение. Тогда я и начал выкладывать на бумаге свои чувства и эмоции. При этом на людях вполне успешно играл роль беззаботного чудаковатого Мишаню. Но думающего на несколько шагов вперед человека. Маска весельчака и отчасти безумца отлично помогала избегать лишних вопросов и закрыть душу от посторонних...

Спустя годы, боль утраты из-за смертей родных в Воде, бесконечные похороны и безжалостный Огонь меня вдохновили на сочинительство романа «Все впереди».

Кстати, последнюю главу романа я закончил в конце ноября 2006 года, как раз перед тем самым корпоративом, после которого мне и проломили голову.

В первой книге я изложил свои темные мысли, страхи и эмоциональные переживания, связанные с трагическими событиями, которые сыпались на мою семью в 90-е годы прошлого столетия.

В 2008 году после длительной болезни скончается моя мама. Так уж случилось, как только я начал выздоравливать, у нее обнаружили онкологию. Угасая в течение 9 месяцев на моих глазах, я отчетливо возвращался из забвения. Все выглядело так, словно она пожертвовала собой ради моего выздоровления...

Сразу после ее смерти я начну писать продолжение романа «Все впереди» - «Зауральские самоцветы» про жизнь героев в нулевые годы. И в 2009 году опубликую их в московском издательстве «Майер» под общим названием «Дневник, или Заметки монстра».

***

Отрывки из книги «Дневник, или Заметки монстра. Все впереди», посвященный похоронам сестры и пожару…

Похороны

1994 год. 2 июля. Утро

Еще один солнечный день. Жаркое в этом году выдалось лето. Дождика не было больше десяти дней. Сегодня же парило от земли как никогда. И снова на синем небе - ни единого облачка.

Мы шли по узкой сельской дороге, впереди медленно ехал бортовой ЗИЛ-157. В кузове машины сидели ребятишки и бросали на дорогу еловые лапы. Рядом с ними лежал обитый красной материей закрытый гроб. Народу было человек десять от силы. Шли молча. Изредка кто-то начинал театрально завывать, но со стороны все это выглядело каким-то наигранным.

Димка держал меня за руку. Мне показалось: он до конца не осознавал, что хоронят его маму. Может, все дело в закрытом гробе. Действительно, поверить в то, что внутри находится тело, как-то нелепо. Однако другого выхода не было. Выставлять на обозрение публики то, что осталось от девушки, просто невозможно.

Вот и кладбище. Из свежевырытой могилы к небу поднимались пары. Жара. Я весь покрылся потом, футболка прилипла к телу.

Гроб аккуратно поставили на табуретки рядом с могилой. Немногочисленные провожающие в последний путь окружили гроб. Последние минуты пребывания Люды на этой грешной земле. Была ли она когда-нибудь счастлива? Кроме нее никто не даст ответа на этот вопрос. На ее долю выпало немало потерь и испытаний. Смерть матери, предательство мужа, гибель любимого человека, бегство ради спасения жизни. Но самое главное, перекрывающее с лихвой все это - потеря связи с единственным сыном... И не менее трагичный финал – насильственная смерть в реке. Да, непростая судьба. И ведь кто-то же стоит за всем этим. Тот, кто играет чужими судьбами, словно в шахматы. Но я прерву его кровавую партию, пусть даже ценой собственной жизни.

Гроб на полотенцах аккуратно опустили в могилу. Каждый бросил по горсточке земли. Димка крутился вокруг меня. Все-таки он еще не понял, что происходит. И тут он своим звонким голосом нарушил кладбищенскую тишину:

- Смотрите, олененок! Там, смотрите!

Все посмотрели в сторону, куда он показывал пальцем. И действительно, недалеко от нас откуда-то выбежал совсем еще маленький олененок. Он остановился и стал рассматривать людей. Все с удивлением наблюдали за животным. Встрепенувшись, олененок сорвался с места и снова исчез так же внезапно, как появился.

Неожиданно небо начало быстро затягивать темными тучами. Солнце скрылось, на землю опустился полумрак. Где-то вдалеке сверкнула молния, раздались перекаты грома. Рабочие стали быстрее засыпать могилу песком. Провожающие поспешили вернуться до дождя в деревню, к тому же после похорон, как обычно, полагаются поминки. Я все стоял около могилки. Димка ушел с бабушкой. Через минут пять хлынул сильный дождь. Под крупными каплями ливня одежда промокла моментально. Из глаз потекли слезы.

- Я за тебя отомщу! Кто бы это ни был, и сколько бы времени не прошло, ему не жить на этом свете! Я тебе клянусь! Слышишь, клянусь!..

В небе бушевала гроза. На смену ливню заморосил дождик. Внезапно метрах в десяти от меня в невысокую ель ударила молния. Мне никогда до этого момента не приходилось видеть такое чудо природы. Несмотря на дождь, елка сразу вспыхнула.

- Значит, ты услышала мои слова. Я сдержу обещание!

Я всё стоял, наблюдая за догорающей елкой. Мне совсем не хотелось уходить. Одежда промокла до нитки, но дискомфорта я не ощущал. Мне никак не удавалось надышаться чистым разряженным воздухом. Я буквально глотал воздух ртом. Природа долго ждала этого очищающего ливня и сразу пробудилась от затяжного сна. Сегодня во мне родился другой человек. Человек, в душе у которого загорелся огонь возмездия...

Пожар

1994 год. 4 июля. Два часа ночи

Мне тяжело дышать. Непонятно удушливый запах проникает в меня, окутывая дурманом подсознание. Непонятная теплота покрывает с головы до ног... Откуда-то издалека доносится непонятное постукивание. С каждой секундой постукивание усиливается и приближается ко мне. Пять. Четыре. Три. Два. Один. И вот уже стук в голове. Бум. Бум. Бум...

Я проснулся от громкого стука. Кто-то нещадно колошматил в дверь ногой. В коридоре раздавались женские всхлипы и громкие мужские голоса. Квартира заполнена запахом гари. Вид из окна застелен дымным полотном.

- Что происходит? - сквозь сон поинтересовался у матери. Она в этот момент открывала входную дверь.

- Пожар! Дом горит! Быстрее выходите на улицу! - Едва мать приоткрыла дверь, в квартиру ворвался сосед. Меня испугал его возбужденный крик. - Первый подъезд уже выгорел! Там пожарные, но с огнем справиться не могут!

- Господи ты боже мой! - Мать начала суетливо носиться по квартире, хватая все, что попадалось под руку.

Я стоял в полной растерянности, внутри росло чувство страха. Схватив за руку испуганного Димку, выбежал с ним на улицу.

Белые ночи. Сегодня эта полярная ночь не казалась романтичной. Небо затянула горящая тьма...

Дорога перед домом была заполнена народом. Все жильцы нашего и соседнего дома повыскакивали на улицу чуть ли не в нижнем белье...

Дым. Первый подъезд был полностью охвачен огнем. Языки пламени вырывались из-под крыши и окон нашего дома. Неимоверный человеческий ор перебивал шум пожара...

Шум пожара. Потрескивание древесины, хлопки аэрозольных баллончиков, раздающиеся из окон горящих квартир...

Я вернулся в квартиру. Мать начала выбрасывать из окна вещи, без которых вполне можно было обойтись. Все, что попадалось под руку, летело в окно. Хрустальные фужеры, фазы, серебряные приборы, сервизы безжалостно вылетали на улицу и вдребезги разбивались о бетонные плиты...

Животные. Для меня же главным в этот момент было спасение своих любимых кошек. Они забились под кровать и ни в какую не хотели покидать укрытие. Неимоверным усилием мне все-таки удалось выбросить их в окно.

Мать лихорадочно продолжала выбрасывать вещи. Мне показалось: она просто не соображает, что надо срочно убегать из квартиры. Я схватил ее за руку и попытался вывести. Однако это на нее никак не подействовало, она словно зомби выбрасывала вещи из окна. Не знаю, почему, но я ударил ее по лицу. Это привело ее в себя. Мы выскочили на улицу. Раздался жуткий взрыв. Пропан. Пошла в ход тяжелая артиллерия. Баллоны. В каждой квартире их как минимум по два. А пустые рвутся еще мощней.

Крыша. Спустя минут десять обрушилась кровля и перекрытия второго этажа. И вот уже весь брусовой двенадцатиквартирный дом рухнул и охвачен огнем.

От огня невозможно оторвать взгляд. На горизонте появилось ало-красное зарево. Рассвет. В лучах просыпающегося солнца огонь выглядел завораживающе. Он, словно древний шаман, совершающий свой языческий обряд. Языки пламени сливались с лучами светила, создавая и без того колдовское зрелище...

***

Вода и Огонь стихийно перевернули судьбы не только у моей семьи, но и у друзей детства. Кто-то восстановится, а кто-то канет в Лету…

В феврале 2006 года я снова столкнусь с Огнем, но уже в Москве на ул. Правды, 24, в момент самосожжения «комсомолки», то есть редакции газеты «Комсомольская правда», где и познакомлюсь с новым Крестным. Об этом событии я расскажу в ближайших частях своего повествования.

А Вода ворвется в мою жизнь 4 июля 2009 года. В тот день Обь одновременно заберет пять моих коллег из национальной студии народов Севера ОГТРК «Ямал-Регион». Эта трагедия снова взорвет меня изнутри и станет триггером, послужившим скорой публикации «Заметок монстра».

Сейчас я могу уже с уверенностью сказать, что перевернувшийся катер ямальской телерадиокомпании запустит мой внутренний отчет для подготовки к отъезду с малой родины. Что я и осуществлю в 2012 году.

13 мая 2013 год. Первое фото в городе-герое, сделанное по дороге из аэропорта Краснодара. Фото из личного архива

И уже через год Вода станет моей визитной карточкой на долгие годы в Новороссийске. В городе-герое, в том числе в городском водоканале, мое обострившееся после перерождения чувство справедливости и талант к сочинительству помогут воплощать продуманные сценарии не на бумаги, а в реальной жизни. Цель была одна – улучшить ситуацию с Водой в городе любой ценой…

Продолжение следует…

Дорога длиною в жизнь. Глава 1. Начало

Дорога длиною в жизнь. Глава 2. Отец и сын

Дорога длиною в жизнь. Глава 3. Нянька-богомолка

Дорога длиною в жизнь. Глава 4. Мечты сбываются

Дорога длиною в жизнь. Глава 5. Целители и бабушки-крестители