Полезные лонгриды
March 13, 2021

Аня поступает / Но как?

Это третий необоснованно длинный лонгрид про то, как я поступаю в магистратуру за границу. В этой части про то, можно ли поступить самостоятельно, как оценить свои слабые/сильные стороны и какие требования предъявляют программы и стипендии.
Все остальные части: первая, вторая, четвертая, пятая.

Сопровождение

Первое, о чем стоит сказать, что поступаю я не в одиночку. Собственно, основная причина, почему в августе я так резко подорвалась собирать документы и не имела особо никаких накоплений для переезда — это успешный маркетинг (хвала ему).

В какой-то очередной раз, когда я вместо работы развлекалась статьями на vc.ru, то наткнулась на некоторое молодое агентство, которое опубликовало материал про учебу в Европе. До этого я думала, что в целом шансов уехать учиться у меня нет, потому что оценки в моем дипломе так себе, но по описанию выходило, что даже со средней успеваемостью все подъемно. Я позвонила в агентство, мы 20 минут пообщались насчет поступления в Скандинавию и на следующий день я уже поехала подписывать договор на сопровождение к поступлению. Выглядит как развод? Нет, это не он.

Поскольку на тот момент я довольно плохо понимала, в чем состоит процесс подачи в университеты и какие у меня шансы, то решила взять полное сопровождение. Выглядит это так: вам дают куратора — это человек, у которого есть успешный опыт поступления в зарубежный университет на бюджет и который более-менее шарит в странах, куда вы хотите подаваться. Его задача —консультировать абитуриента в процессе подачи, подобрать университеты, стипендии, помочь с мотивационными письмами и вообще всем, чтобы человек гарантировано поступил. Если человек не поступает, в следующем году агентство поможет вам с подачей документов бесплатно. Но поступают все, если верить маркетингу (хвала ему).

Полное сопровождение тогда стоило 60 000 рублей, а сейчас дороже, и платила я эти деньги в рассрочку. Мне дали одного куратора, с которой мы забрифовались по моим входным данными и пожеланиям относительно поступления, она подсобрала огромную эксель-таблицу программ в Швеции, Норвегии, Дании и Германии. Потом что-то произошло и куратора мне поменяли. Потом опять что-то произошло и мне опять поменяли куратора, с которым я счастливо существую последние 5 месяцев (надеюсь, он испытывает такие же чувства).

Вот так выглядел изначальный подбор. Всего там 50 разных вариантов.


Пока кураторы сменялись как перчатки, я стала разбирать таблицу с программами и выяснила, что произошло что-то не то. Одним из ключевых критериев подбора программ была возможность бесплатного обучения, но те из вас, кто читал прошлый лонгрид, помнят, что в Норвегии это не совсем кейс и чтобы туда уехать, нужно минимум 2 миллиона рублей. Поэтому программ из Норвегии в этом подборе не должно было быть, но они были. Я стала вчитываться в условия каждой программы и довольно быстро стало понятно, что половину оттуда можно выкинуть, потому что они не соответствуют брифу и моим возможностям: где-то требовался очень высокий средний балл, где-то степень в дизайне, где-то нужно было сдать GMAT (международный экзамен по математике). Поскольку я и так ходила по сайтам университетов, то попутно просматривала другие программы и также выяснила, что какие-то, которые прекрасно соответствуют моим возможностям и брифу, как раз в подбор не попали. В итоге я сформировала собственный список программ, который процентов на 80 отличался от изначального, но зато подходил мне хотя бы по первичным критериям.

С этого момента все остальные этапы поступления я делала полностью сама и периодически созванивалась с куратором, чтобы проверить себя на адекватность. В 95% случаев он просто соглашался со мной, а в 5% — давал хорошие правки. И еще снимал мою тревожность: это практически единственное чем он занимается последние 5 месяцев (прости, Илья). Поскольку человек я очень тревожный, то это была неожиданно неплохая инвестиция и о потраченных деньгах не жалею, но если вы не такой, то сможете совершенно точно поступить сами. И сделать это гораздо дешевле.

Собственно поэтому название агентства не говорю, оно вам не нужно. Но если очень интересно, напишите в личку.

Оценки

Все программы худо-бедно описывают критерии, по которым происходит отбор поступающих: оценки в дипломе, наличие профильных степеней или изученных предметов, мотивационное письмо, резюме, творческое задание и прочее. Помимо этого, если вы поступаете на англоязычную программу, у вас точно запросят сертификат с подтверждением знания английского языка, а на программы экономического толка опционально могут запросить результаты GMAT/GRE.


Европейские университеты имеют собственную систему оценивания ECTS, в которую должно быть переведено российское приложение к диплому. По ней же рассчитывается средний балл (GPA), который часто играет важную роль при поступлении. Время по каждому предмету, который вы изучали в университете, конвертируется в кредиты: чем дольше изучали, тем больше кредитов предмет весит. Помимо этого оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» должны быть переведены в систему оценивания от А+ до F или, иногда, в десятибалльную.

Рассчитать свой средний балл можно с помощью специальных онлайн-калькуляторов (такой, такие). Если у вас красный диплом, то можете не считать, вы в порядке. Если не красный и есть тройки, то лучше сначала почитайте на сайте университета, как они рассчитывают средний балл: в ряде стран не учитывают оценки с первого курса бакалавриата, в США максимальный GPA=4, а в Европе может быть и 5. Этот расчет даст вам понимание, насколько крутые университеты вам по зубам. Хорошие университеты иногда выставляют заградительные пороги с GPA больше 3.5 из 5, а иногда и из 4. Например, Norwegian Business School требует минимальный GPA 3.83 и дает собственный калькулятор для расчета.

Мне с этим страшно повезло. ВШЭ всем своим выпускникам выдает вместе с дипломом европейское приложение, где оценки уже переведены в формат ECTS. Так что о том, что дела у меня со средним баллом не очень, я узнала практически сразу. По разным калькуляторам у меня выходило то 3.07 из 4, то 4.2 из 5, что либо совсем ужасно, либо посредственно. В любом случае было ясно, что конкурировать только по оценкам я не могу.

Вот так выглядит кусочек моего европейского приложения к диплому. Большинство европейских университетов спокойно принимают такой документ без дополнительных переводов/печатей.

Профиль поступающего

Базовая штука, которую нужно сделать с самого начала — это составить профиль как поступающего и от него уже отталкиваться при подборе программ. Вот как выглядит мой профиль:

Аня, 26 лет

  • Диплом бакалавра по специальности «Менеджмент», много кредитов в маркетинге. 0 кредитов в программировании, дизайне и прочем IT.
  • Вероятно посредственный средний балл в дипломе.
  • Английский по ощущениям на уровне B2-C1, но экзамен не сдавала. Говорю плохо.
  • Не сдавала GMAT/GRE и не буду. Математика никогда не была моей сильной стороной.
  • 5 лет работы в IT-индустрии на позиции менеджера и UX/UI-аналитика.
  • Есть волонтерский опыт: 2,5 года в «Университете Детей» при Политехническом музее, много политической агитации, помощи избирательным штабам и наблюдений на выборах. Есть сертификаты и рекомендатели, которые могут это подтвердить.
  • Нет научных публикаций, участий в конкурсах, кейс-чемпионатах, конференциях, олимпиадах.
  • Не делала своих проектов, не открывала стартап.
  • Из «стипендий» была только скидка на первый курс обучения в ВШЭ, которую я успешно потеряла после первой же сессии.
  • Денег нет.

В профиль пишите все, что так или иначе может вам помочь или испортить малину. Учились на бюджете? Класс, это Russian Government Merit-Based Scholarship. Продаете капкейки через директ в Инстаграме? Это стартап. Вам дали джуниора, которому приходится показывать, как работает принтер? Это руководящая должность.

Я не шучу, абсолютно все средства хороши. Нужно понимать, что за место в университете вы будете конкурировать с людьми, которые целенаправленно подгоняли себя под критерии «идеального поступающего»: у них прекрасные оценки, много внеучебной деятельности, стажировки и они еще со школы знают, как написать мотивационное письмо так, чтобы комиссия прослезилась. Вы не знаете, вы вообще не планировали так далеко.

Про возраст

Если речь про магистратуру, то большинству поступающих в Европе около 23-24 лет. Их лучший козырь — короткие стажировки, рекомендательные письма из студ.совета, волонтерство, студенческие проекты. Много европейцев полноценно выходит на рынок труда только к 28 годам, потому что до учебы брали gap year, меняли специализацию где-то в промежутке или шли на второе высшее. В этом смысле быть специалистом из СНГ с реальным опытом работы лет в 5-10 к своим тридцати годам — это серьезное преимущество для университетов, ориентированных на прикладное образование, а также для некоторых стипендий.

После того как составите профиль поступающего, можно смотреть программы.

Среди западных университетов есть те, что universities, и те, что high schools. Разница между ними невелика: для получения бакалаврской и магистерской степеней годятся и те, и другие. Докторскую степень, как правило, можно получить только в университетах, но есть исключения. Также считается, что в университетах образование более академическое, а в высших школах — прикладное. Но вообще разграничение довольно номинальное.

В среднем, университеты обращают больше внимания на вашу успеваемость, направление предыдущего образования, дипломную работу, академические достижения. Школы искусств также запрашивают портфолио и могут предложить сделать тестовое задание. Иногда бывает интервью.

Со стипендиями чуть иначе. Есть так называемые merit-based scholarships, где стипендию присуждают на основе академической успеваемости. Где-то также просят мотивационное письмо и стипендии получают студенты, у которых прослеживается понятное целеполагание. Где-то дают стипендии самым бедным. Где-то стипендии присуждает не универ, а государственные организации и они будут больше обращать внимание на ваш рабочий опыт и дальнейшие планы.

На сайте университета по запросу scholarships всегда прописано, предоставляет ли университет стипендии, какие, кому и что именно они покрывают. Чаще всего стипендия от университета — это tuition waver, т.е. покрывает только стоимость обучения, а от государства полная с проживанием. Иногда можно получить несколько стипендий разом, но редко. Именно для получения стипендии вам понадобится любая сусека, которую вы сможете наскрести. Мест на курсе может быть 30, а стипендий — 2 на весь универ.

Вот так выглядит список стипендий, которые можно получить в шведском университеты Уппсалы. Очень часто стипендии предназначены только для граждан определенных стран в рамках соглашений с этими государствами.

Шорт-лист и детализация

Вместе с профилем нужно еще сформировать финальный список программ, куда вы все-таки подаетесь. Для этого берете эксель-табличку и выписывайте туда все программы, которые вам нравятся. Можно докинуть тех, что не очень нравятся, но подходят: в моем случае это менеджмент. Получившийся список сопоставляйте со своим профилем поступающего. В моем случае я сразу проверяла требования к диплому и GMAT/GRE, наличие стипендий. Куча программ отпали именно на этом этапе.

Количество программ в шорт-листе зависит от стран, куда вы подаетесь, и ваших возможностей. Например, в Швеции можно податься максимум на 4 программы, а в Дании количество программ для подачи ограничивается на усмотрение конкретного университета, но в теории вроде можно и на 10 подать. На мой взгляд, оптимально выбрать 5-6 программ, среди которых есть те, куда вы очень хотите, но не факт, что пройдете и те, на которые с высокой вероятностью возьмут, даже если они не предел мечтаний. В большинстве европейских университетов можно набрать предметов по выбору, так что даже если вас не взяли на дизайн, вы все равно сможете изучать его 3-4 часа в неделю, если он представлен в каталоге курсов. Впрочем, все зависит от вашей цели: если вы очень хотите на одну конкретную программу, можно подать только на нее.

Формирование шорт-листа у меня заняло наверное месяца 2, если не больше. И даже в декабре я импульсивно докинула туда Эстонию. Это связано с тем, что описания требований к подаче на сайте не всегда однозначны, поэтому в процессе сбора документов приходилось переписываться с приемными комиссиями и в свете новой информации менять приоритеты или исключать что-то исключать.

Одно из писем, которое я получила из универа в попытке прояснить, хватит ли моего опыта работа в IT, чтобы пройти на программу. Если коротко, то «Без соответствующего диплома — маловероятно». В итоге я ее не исключила, но понизила в приоритете.

В табличке для подбора программ я использовала следующий набор колонок: страна, название университета, название программы, продолжительность обучения, сроки подачи и дата начала обучения, стоимость учебы, наличие стипендий и каких, требования для поступления. Формат был предложен агентством, потом докинула туда стоимость жизни и наличие общаги/помощи с жильем. Стоимость жизни считала через Numbeo и студенческие обсуждения в Фейсбуке.

После того, как шорт-лист был сформирован, я детализировала подачу на каждую программу/стипендию в таск-менеджере. Список документов, сроки подачи и оглашения результатов, стоимость заявки, задачи. Получилось как-то так:

В принципе дальше мне оставалось только закрыть все таски в этом списке. Я понимаю, что не все насколько контрол-фрики и допускаю, что есть люди, которые успешно поступили на изян без месяцев изучения программ и декомпозиции задач. Мне планировать важные штуки до мелочей привычно, поэтому так.

В результате всего этого планирования у меня получился вот такой набор программ, стипендий и требований к ним. Стандартный пакет документов типа паспорта и сертификата по английскому не указываю.

Швеция

  • Университет Мэлардален. Программа «Innovation and Design».
    Диплом бакалавра. Отбор по оценкам.
  • Стипендия университета Мэлардален: покрывает только стоимость учебы.
    Мотивационное письмо.
  • Университет Уппсалы. Программа «Human-Computer Interaction».
    Диплом бакалавра, минимум 30 кредитов в IT. Мотивационное письмо. Описание предыдущей работы.
  • Университет Гетеборга. Программа «Digital Leadership».
    Диплом бакалавра. Отбор по оценкам.
  • Университет Уппсалы. Программа «Digital Humanities».
    Диплом бакалавра в social science. Мотивационное письмо и краткое описание дипломной работы.
  • Стипендия SISGP: стоимость учебы + 10 000 SEK в месяц (около 90 000 рублей).
    Мотивационное письмо, 3 формы с описанием рабочего опыта, 2 формы с описанием лидерского опыта, 2 рекомендательных письма, CV.

Дания

  • Бизнес-школа Копенгагена. Программа «Management of Creative Business Processes».
    Диплом бакалавра, описания учебных курсов, форма соответствия учебных курсов будущей программе.
  • Стипендия бизнес-школы: стоимость учебы + 7 000 DKK в месяц (около 83 000 рублей).
    Мотивационное письмо.

Эстония

  • Эстонская академия художеств. Программа «Interaction Design». Платная, 2 250€ в год.
    Диплом бакалавра, мотивационное письмо, портфолио, CV, тестовое задание, интервью.

Чтобы на все это податься, мне нужно было сдать экзамен по английскому, написать 13 писем, подготовить 2 CV, одно портфолио и описания 17 учебных курсов, получить 6 печатей, сделать одно тестовое задание, а также пройти одно интервью с комиссией. Начала я это делать в августе 2020 и на март 2021 года мне остались только тестовое и интервью. Так что смело закладывайте 7-8 месяцев достаточно плотной работы для подачи на аналогичное количество программ.

В следующем посте расскажу, как готовилась к IELTS (экзамен по английскому) и как его сдавала , какой набор документов собирала и почему могу вообще никуда не поступить. А еще что будет, если все-таки поступлю. Как и все остальное, прочитать про это можно будет в канале https://t.me/umer_i_ne_vstal