Полезные лонгриды
May 23, 2021

Аня поступает / Но зачем?

Это первый необоснованно длинный лонгрид про то, как я поступаю в магистратуру. Эта часть отвечает на вопрос «Зачем?»: зачем я решила это делать, зачем так сложно, зачем сейчас. Мне кажется без ответов на эти вопросы описание дальнейших шагов будет неполным. Я также снабдила рассказ картинками из аниме с моим мнением насчет того или иного тайтла. Возможно они будут интереснее всего прочего.
Вот все следующие части: вторая, третья, четвертая, пятая.

Эти лонгриды писались в 2020-2021 годах. С тех пор много что изменилось: некоторые программы обмена больше недоступны, сдача экзамена IETLS тоже затруднена. У меня нет опыта поступления в этих условиях, но я надеюсь, что какие-то рекомендации все еще будут актуальны.

Перед тем, как в красках начать рассказывать о том, какие бумажки, в каком количестве и в какие сроки нужно умудриться собрать, чтобы попасть в зарубежный университет, кажется важным объяснить, зачем я это делаю и почему сейчас. В конце концов, у меня уже есть хорошо оплачиваемая работа, потенциал карьерного роста и приятная съемная квартира на окраине Москвы. Два года учебы — это пусть и обоснованный, но перерыв: после получения диплома придется начинать с начала, как минимум на новом месте, а выгоды от магистерской корки не очевидны. Променять возможность взять в ипотеку двушку в Подмосковье ради комнаты в общаге размером со шкаф выглядит как несколько тупой поступок. В конце концов если так хочется магистратуры, почему не пойди в нее сразу после бакалавриата? Или почему не поступить в России, это же проще?

Paprika — это моё самое любимое аниме в мире. Смотрите даже если вы не любите аниме: визуал оттуда скопировали все режиссеры, от Аронофски до Нолана.

Давайте по порядку.

Почему не после бакалавриата?

Я закончила бакалавриат ВШЭ по специальности «Менеджмент» в 2016 году. Вышка тогда позиционировала себя как один из лучших вузов в России, так и было: там преподавало много состоявшихся в своей профессии людей, были сильные научные лаборатории, свобода посещаемости и мнений, а после окончания выдали приложение к диплому европейского образца. Это был лучший вариант из всех возможных и я рада, что училась именно там. Горжусь быть выпускницей Вышки.

На тот момент год обучения на менеджменте стоил 360 тысяч рублей, а сейчас примерно 500 тысяч, притом что это не самый дорогой факультет. Эта стоимость вполне сопоставима со стоимостью учебы в европейских университетах. Но несмотря на это, за 4 года бакалавриата я приобрела больше профильных знаний и опыта находясь за пределами университета, чем в его стенах: через волонтёрство, стажировки, работу в избирательных штабах. Большая часть обучения состояла из многократного пересказывания теории менеджмента 60-х годов, заучивания задачника по микроэкономике и возмутительно слабого английского языка, хотя по идее нас готовили к сдаче международного экзамена IELTS.

Качество обучения во многом зависело от преподавателя и, на мой взгляд, интересных и опытных лекторов за всю учебу у нас было меньше десятка. Несмотря на запредельное количество предметов со словом «менеджмент» в названии, на момент выпуска я очень слабо представляла себе, в чем должна заключаться моя работа: мы почти не разбирали реальные рабочие кейсы, мало общались с представителями индустрии — это не входило в программу курсов. Поскольку в магистратуре читали ровно те же преподаватели, после получения диплома я решила пойти работать и набираться опыта на практике. Идти учиться дальше без понимания зачем было бессмысленно.

Noragami Aragoto. За последние 2 года это единственный тайтл, который я посмотрела не прерываясь ни на секунду. Фантастический опенинг ко второму сезону.

С чего я решила, что за границей лучше?

У меня нет особо опыта учебы за границей. Я два раза ездила в летнюю школу английского языка, каждый раз на месяц, но в силу возраста и общей атмосферы веселья тогда выучилась только играть в бильярд и испанский аналог карточной игры «Дурак». Я ничего не знаю про качество обучения за рубежом: вполне возможно оно сопоставимо с российским. Поэтому у меня нет больших надежд научиться чему-то в профессиональном плане, хотя я буду очень рада, если это удастся.

Я использую магистратуру как доступный инструмент мобильности и адаптации в незнакомом обществе. В моей профессии, по большому счету, зарабатывают ртом: знание языка, рабочей терминологии, правил коммуникации и корпоративной культуры гораздо важнее, чем наличие хард-скиллов. Без умения понятно излагать, решать конфликты, понимать всех с полуслова можно не работать. Обучение за границей — это эффективный способ освоить язык до приличного уровня, а также легитимизация российского диплома. В некоторых странах при устройстве на работу за наличие магистерского диплома можно сторговаться до +10% к зарплате, а где-то без него вас вообще не будут рассматривать на должность, особенно на управленческую. Где-то не дадут рабочую визу. В конечном счете, я бы хотела, чтобы у меня была возможность свободно выбирать, где работать: в России или нет.

Steins; Gate про путешествия во времени, мультивселенную, сумасшедшего ученого - сексиста и таинственное убийство американки. Как Линч, только понятно.

Почему не по обмену?

Поступить в магистратуру в России, а потом уехать по обмену за границу вроде бы проще. Абсолютное большинство моих знакомых, которые учились где-то за рубежом, так и поступили. По обмену в хорошие университеты отправляет Вышка, МГУ, СПБГУ и наверняка еще много кто, а для студенческой мобильности есть специальная программа ERASMUS, по которой можно получать стипендию и даже поучиться в четырех разных странах. Возможно если в этот раз у меня ничего не выйдет, я подумаю про этот вариант тоже. Но пока я его не рассматриваю, т.к. список университетов и стран, куда вы можете поехать, очень зависит от факультета — это ограничивает в выборе программ. Иногда стипендия покрывает только стоимость обучения, а все остальные расходы нужно взять на себя. Иногда можно уехать только на 2 семестра. В общем выглядит так, будто есть много ограничений.

Кроме того, чтобы уехать по ERASMUS, нужно поступить и отучиться какое-то время в российском ВУЗе, но учитывая мой предыдущий опыт и текущее положение дел с массовыми увольнениями хороших преподавателей, я не вижу смысл тратить время на такую учебу. Поэтому постараюсь избежать этого варианта.

Fuse: Memoirs of the Hunter Girl. Идеальный полный метр на случай омерзительного настроения. Оборотни, исторические пейзажи, хорошая концовка.

Почему сейчас?

Две причины. Первая в том, что я работаю уже 5 лет и за это время неплохо разобралась, чем хочу заниматься и где мне не хватает знаний. Помимо менеджмента, я пробовала программировать, анализировать данные, настраивать трафик и аналитику, рисовать макеты, исследовать пользователей. Без этих знаний у меня бы не получилось ничем руководить и принимать решения. Мне бы хотелось больше разбираться в дизайне и исследованиях: там интуитивно дается легче и лучше, чем в кодинге, например. Эти пробелы я и надеюсь восполнить во время магистратуры, выбирая профильные курсы. Всякие онлайн-программы и воркшопы тоже подходят для этой цели, но я так и не нашла тех, на которые бы однозначно хорошо отзывались. Впрочем, одно другого не отменяет: мне нравится ситуативно доучиваться на вебинарах IKRA, их могу рекомендовать.

Вторая причина более личная и если вы не хотите читать про политику, то остановитесь тут.

Great Pretender на мой вкус — это самое интересное аниме от Netflix. Очень красочное, необычный сюжет, с удовольствием посмотрела.

Я неравнодушна к политике: меня интересует и беспокоит многое из того, что происходит в России в последние 9 лет. Я разделяю те взгляды, которые сейчас называются «оппозиционными»: мне бы хотелось жить в стране, которая сотрудничает с мировым сообществом, не развязывает воины и не сажает собственных граждан почём зря. Меня в меньшей степени волнует, кто может стать следующим президентом, чем то, с какой скоростью у нас принимаются законы, запрещающие писать в соцсетях и ходить по улице так, как мне этого хочется. Мне странно, что 9 лет назад у нас был на полках французский сыр и евро по 45, а сейчас нет и все адаптировались. Я постоянно представляю, как завтра у нас не станет заграничных лекарств, доступа в глобальный Интернет, возможности уехать и все адаптируются. Происходящее — это бесконечный источник моей постоянной тревоги и у меня нет ни денег, ни желания оплачивать терапию, чтобы просто не сойти с ума из-за этого.

Мне страшно открывать новости и читать про то, как полиция, которая существует на мои налоги, избивает и пытает людей за то, что они требуют не тратить их налоги на дворцы. Но я не могу не открывать, это ощущается как самообман и конструирование искусственной реальности. Я знаю, что в Москве можно зарабатывать очень хорошие деньги, купить на них отличную квартиру, отдать детей в прекрасную школу и жить в таком комфорте, который никогда не будет мне доступен в статусе мигранта в любой другой стране. Я знаю, что всё, что происходит — это исторический процесс и, вполне возможно, через пару лет страна изменится в лучшую сторону, хотя я не вижу ни одного свидетельства этому. Я в курсе, что «в Европе не всё так радужно», что меня там никто не ждет, а у России большой потенциал, в который я искренне верю. Но я уже долгие годы живу на «ментальных чемоданах» ожидая, когда станет настолько страшно, что придется просто бежать куда угодно. Кто-то может относиться проще и спокойнее, а я не могу. Моё восприятие происходящего мешает мне купить дом, завести семью и строить хоть какие-то планы на будущее тут.

Пока есть такая возможность, я хочу выбрать место, которое может стать мне вторым домом, если этот рухнет. И после того как я смогу в равной степени успешно заработать себе на жизнь и здесь, и там, принять осознанное решение, где бы мне хотелось жить. Сейчас я чувствую себя немного в заложниках, но это ничем необоснованно. В конце концов, пока никто не держит.

Комментарий от Ани из будущего: Аня из прошлого — ты вообще красотка конечно, всё чётко сделала.

В общей сложности, моя мотивация — это большое желание возможности выбора, среднее количество страха перед будущим и немного желания учить уроки. Возможно, не самая красивая и честолюбивая мотивация, зато настолько сильная, что я еду на ней уверено уже 8 месяцев и проеду ещё не меньше, если не получится поступить с первого раза. А вы сможете прочесть все подробности моей победы или моего поражения. Я постараюсь давать побольше практических советов, если вы захотите провернуть то же самое и избежать моих ошибок.

Следующий пост будет про то, в какую страну я поступаю, почему туда и какие варианты ещё были. Как и всё остальное, почитать его можно будет здесь: https://t.me/umer_i_ne_vstal