Полезные лонгриды
February 17, 2021

Аня поступает / Но куда?

Это второй необоснованно длинный лонгрид про то как я поступаю
в магистратуру. В этой части о том, какие страны для поступления
я рассматривала, почему их и на чем в итоге остановилась. Тут не будет никакого аниме, но зато будут вдохновляющие пейзажи со стоков.
Все остальные части: первая, третья, четвертая, пятая.

Из-за того, что я выбирала скорее страну для дальнейшей жизни нежели чем для учебы, финальная выборка для поступления вышла довольно узкая и специфичная. Если ехать только за образованием и опираться на стипендии, то можно рассматривать весь мир: практически везде образование иностранных студентов по необходимым стране специальностям дотируется государством или университетскими грантами. Иногда доступны гранты от коммерческих компаний или фондов, которые покрывают стоимость обучения/проживания с возможным трудоустройством. Россия финансирует учебу за рубежом по программе «Глобальное образование», но после завершения обучения нужно вернуться и отработать в компании из предложенного списка не менее трех лет.

Кроме того есть страны, где обучение для иностранцев либо относительно дешевое, либо вообще бесплатное и нужно оплатить только расходы на жизнь. Если вы готовы учиться не на английском, а на другом национальном языке, это тоже открывает дополнительные возможности. Короче, кажется, будто бы проще уехать учиться за границу, чем не уехать.

Разумеется, есть нюансы. Нюанс первый — это направления обучения. Далеко не все специальности доступны для стипендиальной поддержки, все зависит от страны: где-то хотят видеть IT-шников, где-то врачей, где-то исследователей национальной истории и литературы. Нюанс второй — это конкурс. Ежегодно количество соискателей на стипендии растет, а на самые известные составляет сотни человек на место. Нюанс третий — у стипендий могут быть условия, которые ограничат вашу свободу принятия решений. Например, вы не сможете сменить программу обучения, выбирать непрофильные курсы, провалить экзамены или остаться в стране после завершения учебы.

А еще поступление требует ощутимого количества времени, усилий и денег, потому что подача документов в университеты и подача на стипендию хоть и связаны, но часто абсолютно разные процессы: требования к документам, их формат варьируются от страны к стране, от университета к университету, а у каждой стипендии свои уникальные шаблоны. Чтобы податься на 3-4 программы вместе со стипендией, вам придется посвятить этому процессу несколько месяцев фул-тайм подготовки. Податься везде физически невозможно.

Поэтому чтобы упростить себе жизнь, имеет смысл определиться с тем, что для вас принципиально важно. Полное покрытие стоимости обучения и проживания? Учеба в лучшем университете мира? Возможность потом пойти делать Phd? Конкретная страна? Возможность остаться в этой стране после учебы? И в зависимости от этого уже планировать стратегию.

Если страна не принципиальна, удобно идти на сайты-агрегаторы программ и выбирать понравившиеся, а потом смотреть на сайтах университетов варианты финансовой поддержки. Ниже пара примеров таких сайтов:

Если важна именно конкретная страна или пул стран, то можно поискать портал для абитуриентов по запросу «Study in %страна_name%». На нем часто собран полный и актуальный список всех программ, университетов и стипендий конкретной страны. Я еще ходила в Википедию, смотрела сайты всех университетов в интересных мне странах и какие программы там мне могут подойти. Вот пара примеров таких образовательных порталов по странам:

Я рассматривала только северные страны, потому что не переношу жаркую погоду. Поэтому дальше буду рассказывать преимущественно про них. Процесс поступления в другие страны Европы, в целом, аналогичен, но если среди вас есть те, кто поступал в Испанию, Италию, Португалию или еще куда и готов про это рассказать, напишите нам в бот: @die_reply_bot. Придумаем что-нибудь вместе.

Не-финальный лист

В моем случае я принципиально хотела учиться в Норвегии. Для меня Норвегия — это лучшая страна в мире. Там снежные зимы, красивая природа, политика нейтралитета, максимально понятный язык. Стул будет stol, свин будет svin, шофер будет sjåfør (читается как по-русски). Догадайтесь как будет «стетоскоп». Я ездила в Норвегию летом 2014 года и уже тогда решила, что если дело дойдет до переезда, то это единственное место, где я бы хотела попытаться прижиться. Просто посмотрите на это ↓

Это деревня Undredal в центральной части Норвегии. И даже Осло за пределами центра очень зеленый город. Источник: https://www.pinterest.ru/pin/76068681185290195/

Под большим впечатлением от этой поездки я стала учить норвежский, поглощать кучу норвежской литературы (детские книги и детективы восхитительны), фильмов, музыки и в целом постепенно изучать скандинавскую культуру. У меня был небольшой опыт изучения шведского языка, поэтому норвежский давался легко, они похожи.

Вставка для тех, кто захочет по-хардкору приударить в Скандинавию:

Учебники норвежского: På vei, Stein på stein, Mysteriet om Nils
Учебники шведского: Rivstart, Form i focus
Nordic School — там учила шведский и покупала учебники
Scandinavian Club — проводят кучу потрясающих мероприятий
Arzamas — курс про шведскую литературу, 11 норвежских слов
Милые видео-коллабы со Шведским посольством: Meduza, Масяня
Словарный запас на начальном уровне удобно тренировать в Duolingo/Drops
Еще недавно очень разошелся ролик Антона Птушкина про Швецию

Чем больше я погружалась во всю эту тему, тем больше мне казалось, что устройство нордических обществ максимально правильное, логичное, справедливое, одновременно самобытное и интегрированное с остальным миром. Каждое утро садясь на электричку до Москвы, где за окном разворачивались классические пейзажи страны заборов, я вспоминала о том, какие виды открывались из пригородной электрички в Осло и сравнение было каждый раз не в пользу России. Я расстраивалась и все больше уходила во внутреннюю эмиграцию.

Конечно, это было идеализированное представление о другой стране. Судить о Норвегии по фьордам и викингам все равно что судить о России по медведям и водке. С годами идеализма во мне поубавилось, я стала смотреть на вещи менее категорично и одержимость Скандинавией превратилась просто в приятное увлечение. Но как только встал вопрос о том, куда поехать учиться, Норвегия была первым кандидатом — я просто больше всего знаю именно про нее.


В августе я приняла решение, что буду поступать учиться, и первым делом после этого открыла официальный сайт об учебе в Норвегии, чтобы узнать про свои возможности. В Норвегии есть 33 государственных университета и образование там бесплатно для всех, в том числе для иностранных студентов. Помимо этого есть 6 частных университетов, где стоимость обучения варьируется от 3 500 до 17 000 € в год. Бесплатное обучение ничем не уступает платному: норвежские государственные университеты стабильно занимают достаточно высокие позиции в общемировых рейтингах. Поэтому я посмотрела сайты всех норвежских государственных университетов и выписала себе список программ, которые потенциально мне подходили. Но когда уже был сформирован предварительный лист, выяснилась одна деталь. Несмотря на то, что обучение бесплатное, в случае зачисления в норвежский вуз, вам необходимо перевести на депозит университета сумму, которая покроет ваше нахождение в стране в течение года учебы. На 2021 год необходимая сумма — 123 519 NOK или 1 083 608 рублей. Соответственно, для двух лет учебы мне понадобилось бы около 2,2 миллионов. Таких денег у меня не было.

Для российских студентов у Норвегии есть только два гранта, которые частично покрывают расходы на проживание. Один из них предназначен для студентов, которые едут изучать норвежскую историю или литературу. Второй распространяется на студентов и других специализаций, но покрывает максимум два семестра. Других вариантов финансирования я не нашла, поэтому пришлось пересматривать план и сформировать более четкий список критериев.

Вот такой список критериев у меня в итоге получился:

  • Мне критично, чтобы стоимость обучения и проживания компенсировалась стипендией либо была для меня подъемна. Так как решение поступать я приняла достаточно спонтанно, у меня не было целевых накоплений. В случае переезда, я не надеюсь работать фул-тайм во время учебы, поэтому мой потолок платы за обучение — 250 000 рублей в год.
  • Мне критично, чтобы после обучения я имела возможность остаться в стране обучения или искать работу в других странах Европы. Желательно, чтобы внутри страны было достаточно работы в IT-сфере.
  • Мне критично, чтобы обучение было полностью на английском.
  • Мне крайне желательно, чтобы это был университет в Скандинавии. Но я готова рассматривать и другие страны с более-менее холодным климатом.
  • Мне желательно, чтобы программа обучения была в сфере интерактивного дизайна/взаимодействия с интерфейсами. Но менеджмент в IT тоже подойдет.
  • Мне не принципиально, смогу ли я работать во время учебы, если стипендия компенсирует расходы. Не во всех странах студентам разрешено работать.
  • Мне не принципиальны рейтинг университета, возможность делать там Phd или стажироваться в других университетах/компаниях.
  • Мне не принципиально, в крупном городе находится университет или в деревне на 1,5 человека.

Опираясь на этот список критериев, в процессе поступления я рассматривала Швецию, Данию, Исландию, Финляндию, Эстонию и Германию. Исландия отпала по причине отсутствия подходящих мне программ. Финляндия и Германия отпали скорее по причине лени: нужно было готовить еще целую тонну документов туда, а силы были уже на исходе. Все остальные сформировали финальный лист для подачи.

Финальный лист

Я была один раз в Стокгольме и тогда поездка мне совсем не понравилась: мы приехали в июле, когда все было закрыто на каникулы и сняли по дурости номер размером 2х3 в здании бывшей тюрьмы. Теперь я знаю про Швецию гораздо больше и морально к ней готова. А на фотке не Стокгольм, а кусочек Гетеборга.
Источник: https://new.siemens.com/global/de/produkte/gebaeude/referenzen/nkc.html

Швеция

Учеба в Швеции платная: в среднем 1 - 1,4 млн за учебный год. Но у всех университетов есть стипендия, которая покрывает стоимость обучения, если программа вуза выбрана в качестве самой приоритетной. Вы можете выбрать до четырех программ для поступления, проранжировать их по степени желаемости (их будут рассматривать последовательно), а для той, которую вы поставите первым номером, еще можно будет податься на грант. Если вы пройдете на первую программу, то есть и шанс учиться там бесплатно. Проживание и другие расходы университетские гранты не покрывают.

Помимо этого организация Swedish Institute ежегодно принимает заявки на стипендию SISGP (до 2021 года называлась Visby Scholarship), которая покрывает стоимость обучения, проживания и релокацию. Это одна из самых крупных и известных стипендий в Европе, на нее очень высокий конкурс. Стипендия рассчитана на людей с опытом работы по специальности в приоритетных для института направлениях. Направления и требования к подаче меняются каждый год: в этом году от России ищут специалистов в сферах экологической и социальной устойчивости, инноваций, ответственного управления и устойчивого экономического роста, особенно в гос.секторе или НКО. Если вы ничего из описанного не поняли, попробуйте прочесть требования на английском.

В Дании я не была и единственное, что слышала о ней, от человека, который там учился, что это «деревня драная». Еще слышала мнение, что там гораздо пасмурнее, но пруфы из Интернета говорят, что даже в Москве в декабре меньше солнца, чем в абстрактной Дании. В общем тут у меня реального опыта совсем нет.
Источник: SeanPavonePhoto | Getty Images/iStockphoto

Дания

Учеба в Дании тоже платная: в моем универе это 1 370 314 рублей в год, в других тоже суммы такого порядка. Датское правительство предоставляет гранты на обучение, но как их распределять, в каком объеме и распределять ли вообще решают сами университеты. Поэтому может оказаться, что один датский университет покрывает грантом учебу и проживание полностью, второй — только 15% от стоимости учебы, а третий вообще ничего не покрывает. Со стипендии удерживают налог, но в каком размере, я пока не разобралась. В Дании я подаюсь только в один университет на одно направление: в остальных не было подходящих стипендий или программ. В одном из университетов было и то, и другое, но также там было требование о подтвержденном сертификатом знании датского языка, хотя программа целиком на английском. Датского я не знаю.

Красивый Таллин с цветокоррекцией. Не была, думаю там все несколько более разваливающееся, чем на картинке. Но была мама и она ужасно хвалила город. Пока что процесс подачи в Эстонию мне показался самым приятным.
Источник: https://www.anadventurousworld.com/winter-city-break/

Эстония

В Эстонии стипендии распределяют сами университеты: чем крупнее и известнее университет, тем больше там разных стипендий на разные суммы. Все предлагают стипендию Dora Plus, но она всего 350€ / месяц и точно не покрывает ни стоимость обучения, ни проживания. Впрочем, стоимость обучения там вполне подъемная: в моем университете для граждан России сейчас это 2500€ в год. Такие деньги я потянуть смогу. Вообще если вы из России, то в Эстонию поступать очень удобно: стоимость обучения чаще ниже, чем для европейцев, многие требования переведены на русский. А учебная программа моего университета там выглядит очень интересно, с большим количеством прикладных проектов. Аналогов ей я не встречала даже в топовых университетах.

Другие страны, в которые я не подаюсь, но куда вижу много поступающих по стипендиям:

  • Германия — стипендия DAAD
  • США - стипендия Fulbright
  • Англия — стипендия Chevening
  • Южная Корея — стипендия GKS
  • Европа — EMJMD, там разные университеты Европы
  • Франция — стипендия Eiffel
  • Нидерланды — стипендия Orange Tulip

Если вы университетский отличник с не менее чем двумя годами опыта работы, то попробуйте Финляндию. По моим ощущениям там требования на поступление выше, чем в Скандинавии, но за хороший средний балл в дипломе университеты дают полные стипендии. Если вы разработчик или хотите пройти на специальности по направлению «Engineering», особенно в сфере экологии, инноваций в промышленности или диджитале, то у вас сразу очень хорошие шансы: видела много стипендий строго под это направление, особенно в Дании.

Если вам интересна тема поступления и эмиграции через учебу, то послушайте подкасты от тех, кому уже удалось:

Бонусом еще подкаст «Понаехали и остались»: он про иностранцев, которые приехали и остались в России, очень приятный.

В следующем посте будет про то, какие университеты, программы и стипендии я выбрала и почему, а также какие требования они предъявляют к поступающим и насколько я удовлетворяю этим требованиям. А еще с чьей помощью я поступаю и нужна ли вообще чья-то помощь в этом деле. Как и все остальное, прочитать про это можно будет в канале https://t.me/umer_i_ne_vstal