Полезные лонгриды
April 30, 2021

Аня поступает / И поступила

Это пятый необоснованно длинный лонгрид про поступление в магистратуру. В нем про то, почему, как мне кажется, я получила стипендию, много рефлексии в связи с этим и рассуждений о том, что теперь предстоит делать. Полезность этого текста сомнительна, но мне кажется это будет хорошим завершением истории. Предыдущие части можно почитать здесь: первая, вторая, третья и четвертая.

Так как вся история с поступлением и переездом разворачивается теперь очень быстро, я решила собрать это все в одном месте. С 1 августа я могу прилететь в Швецию, чтобы остаться там на следующие три года: два года учебы и еще один для поиска работы. Если моя студенческая виза превратится в рабочую, то еще через два года я смогу получить постоянный вид на жительство там. А еще через год податься на гражданство. Во всяком случае если ничего не изменится.

Комментарий от Ани из будущего: на самом деле можно остаться только на 2 года, если программа двухгодичная. На визу для поиска работы надо подаваться отдельно и нужны деньги на счетах, чтобы доказать, что вам есть на что тут жить. Годы магистратуры не засчитываются в получение ПМЖ, но Phd, рабочая или партнёрская визы — да. На текущий момент на ПМЖ податься можно через 4 года, на гражданство — через 5.

Все это я могу, потому что меня приняли в университет и дали стипендию на все время моего обучения там. И в поступление, и в получение этой стипендии я вложила практически все время, которое было потрачено на подачу документов — это был самый большой кусок всей работы и десятки часов на протяжении 7 месяцев подряд. Наверное это первая вещь, которую я могу назвать достижением в своей жизни не стесняясь.

И чтобы не обесценить это достижение, его нужно хорошо обдумать.

Почему мне дали стипендию?

Я получила стипендию от Шведского Института — это организация, которая занимается распространением культуры и ценностей Швеции за пределами страны, а также укреплением международных связей. Делают они это разными способами и в том числе грантами на обучение и исследования. В 2021 году институт предлагал две стипендиальных программы для поступивших в магистратуру на территории Швеции: одну для студентов из стран Южной Африки (SISSA) и одну для студентов из развивающихся стран, включая Россию — это стипендия SISGP. На 2021 год она включала в себя следующее:

  • Полная оплата стоимости обучения в выбранном университете Швеции.
  • Финансирование в 10 000 SEK ежемесячно для покрытия расходов на жизнь. Это примерно 90 000 рублей по текущему курсу.
  • Единоразовый платеж в 10 000 SEK для покрытия расходов на релокацию.
  • Доступ к разным мероприятиям и организациям, где можно налаживать профессиональный связи с другими студентами и представителями различных индустрий в Швеции.
  • Медицинская страховка на всей территории ЕС со стоматологией. При необходимости страховка распространяется и на членов семьи, с которыми вы переезжаете. По студенческой визе можно переехать вместе с партнером и детьми.
SEK — это валюта Швеции, шведские кроны. Несмотря на собственную валюту, Швеция входит в зону Евросоюза.

Это очень щедрые условия. Как сказала моя мама — «Звучит как сыр в мышеловке». Как сказал мой папа — «Да там уже все места распределены кому надо». Как кажется мне, это все природная российская подозрительность в адрес всего хорошего. Я тоже ее разделяю.

Стипендии от Шведского Института одни из самых конкурентных в мире. В 2021 году на них подалось 9298 человек и по итогу был выделен 371 грант.

Возможно причина, по которой один из этих грантов достался мне — чистая удача: критерии принятия решения хотя и относительно прозрачны, но до конца неизвестны. В любом случае я думаю, что удача имеет место быть. Хотя бы потому что требования, которые меняются каждый год, в 2021 году выпали в мою пользу.

В 2021 году SISGP искали студентов, у которых есть достаточный опыт работы на руководящих позициях по следующим направлениям:

  • Устойчивое развитие в социальной и экологической сферах.
  • Инновации.
  • Ответственное управление (Responsibility in management).
  • Устойчивое экономическое развитие, особенно в социальной и государственной сферах.

Эти направления сильно пересекаются со стратегией устойчивого развития до 2030 года, определенной ООН. Швеция очень стремится достичь указанных в ней целей.

Минимальным порогом входа было наличие 3 000 рабочих часов — это отсеяло всех ребят, которые планировали подаваться сразу после бакалавриата. Для подачи на стипендию необходимо было заполнить стандартизированные формы:

  • Мотивационное письмо с ответом на вопрос, как я планирую применить полученные во время учебы знания и навыки по возвращении в Россию.
  • Резюме с описанием опыта работы, волонтерства, полученного образования и достижений.
  • 2 рекомендательных письма: одно от работодателя и одно от НКО.
  • 3 формы с подтверждением рабочего опыта и 2 с подтверждением лидерского.

Все письма и формы было необходимо подписать и пропечатать. В условиях карантина не все поступающие смогли это сделать — это отсеяло еще часть. Важно, что несмотря на то, что возвращение в родную страну является желательным, это необязательно. Многие стипендиаты в итоге нашли работу за рубежом и остались там.

Я подавалась первым приоритетом на программу «Innovation and Design» в Mälardalen University. Там не очень много программ, все преимущественно в технологиях и дизайне. Остальные программы для подачи тоже были похожей направленности — это показывало последовательность в моей мотивации. По итогу я поступила как раз в свой первый приоритет и как потом оказалось, никто из ребят в чате для поступающих туда не подавался. Я думаю это сыграло очень важную роль.

Это одно из зданий моего университета. В каком здании я буду учиться, если буду, не знаю.

В мотивационном письме я написала, что хочу изучать веб-доступность интерфейсов и это правда: это был один из критериев, по которым я отбирала программу. Мой опыт работы в дизайн-студии это косвенно подтверждал. Также очень помог тот факт, что я работаю менеджером — это наглядно подтверждало мои лидерские навыки.

Помимо этого у меня был обширный опыт участия в волонтерских движениях: я писала про Политехнический музей, Либертарианскую партию и движение «Голос». В качестве достижений я отметила скидку на обучение в ВШЭ и награды, которые получил один из проектов, где я была менеджером.

Самой важной частью этого всего был тот факт, что у меня были рекомендатели и подписанты. Во многом благодаря тому, что они без проблем подписали все нужные бумаги, у меня получилось податься без проблем. Сережа Прокофьев, Сережа Бойко и Леша Политов, спасибо вам.

Также, справедливости ради, все письма я написала очень хорошо. Серьезно, я перечитывала их тысячу раз и мне кажется, я никогда ничего лучше не напишу. Каждое слово там взвешено и подобрано так, чтобы связывать все эти формы в одно четкое стремление, которое максимально совпадает с критериями отбора.

Все это в общей сложности стало причиной, по которой, кажется, мне в итоге дали грант. Касательно того факта, что никто из известных мне поступающих не подавался в тот же университет, что и я — это было важно, так как стипендиальный комитет делает большой акцент на разнообразии: они стремятся, чтобы в каждом университете Швеции были получатели стипендии из разных стран, разного пола и на разных программах. В итоге вместе со мной грант на ту же программу получили еще три человека: один из Зимбабве, один из Перу и еще один из Беларуси.

Upd. Кратенькая вставка о сопровождении

В третьей части я писала о том, что поступаю с сопровождением агенства. Я очень благодарна своему куратору Илье за то, что он поддерживал меня в процессе подачи — Илья очень классный. Но если относиться к сопровождению как к услуге, то не очень понятно, какую ценность из себя представляет обращение в агентство кроме доступа к базе поступивших и добавленной стоимости. Это только мой опыт, возможно кому-то повезло больше.

Некоторые ребята в чате поступающих обращались за разовыми консультациями к стипендиатам прошлых лет напрямую или находили всю эту информацию бесплатно. Я считаю, что в вопросах поступления нельзя ничего гарантировать: конечный результат зависит от ваших входных данных, конкуренции, лично ваших усилий. Каждый случай очень индивидуален и продавать «поступление» как массовый продукт кажется странным.

Касательно Швеции, поступить в университет видимо в принципе не очень сложно: в чате поступающих прошли почти все. Сложно получить университетскую стипендию: их мало и критерии часто непрозрачны, тут вам никто не поможет. А чтобы иметь шансы на SISGP, вы должны как минимум отлично подойди под выдвигаемые ими требования — это уже отсеивает большинство.

Если вам нужна именно психологическая поддержка и немного уверенности, то вступайте в чат, а еще посмотрите два вебинара со стипендиатами: этот и этот. Они мне очень помогли.

Куда я теперь еду?

Несмотря на то, что первый семестр и возможно последующие будут проходить онлайн, мне все равно нужно приехать в Швецию. Университет Мэлардален расположен в двух городах — Вестеросе и Эскильстуне. Да, в Вестеросе как в Игре Престолов. Это чуть больше 100 км от Стокгольма, где-то час на поезде. Оба города расположены вокруг озера Меларен, их соединяет мост и 35 минут на электричке. Города, по меркам России, совсем небольшие: в Вестеросе живет 110 тысяч человек, а в Эскильстуне около 70 тысяч. Из развлечений там лес. Оба города окружены лесом на многие-многие километры. Также в Вестеросе есть воссозданная шведская деревня времен викингов и аквапарк. Помимо Стокгольма в относительной близости находятся города покрупнее: Уппсала, Норрчепинг и Эребру. That's Sweden in a nutshell.

Одной из главных проблем, о которой мне было известно супер-заранее было жилье. На сайте каждого университета и везде, где дело касается жилья в Швеции, черным по белому написано, что найти комнату или квартиру за адекватные для студента деньги практически нереально, поэтому этим нужно озаботиться максимально заранее. В Мэлардалене всем иностранным студентам гарантировано студенческое жилье в одном из двух городов на выбор. Я выбрала Вестерос, потому что он покрупнее, несмотря на то, что большая часть моих курсов будет в Эскильстуне. Сразу после того, как мне пришло уведомление о стипендии, я зарегистрировалась на сайте агентства Bostad Västerås AB, которое отвечает за распределение всего жилья в этом регионе. На сайте было много вариантов, но не для всех были фото. Средняя стоимость жилья варьировалась от 7000 до 14000 SEK за половину семестра (2,5 месяца) + залог. В итоге я выбрала хорошую комнату в 18м2 в небольшом домике на 10 человек. Там три общих душевых и общая кухня, есть wifi и включены все коммунальные платежи. Также есть общая прачечная в подвале и маленький сад. Вроде бы можно взять в аренду велосипед.

На мобильной версии это слайдер с картинками. Листайте:3

За все я буду платить 11 250 SEK в половину семестра — это примерно 112 тысяч рублей по текущему курсу. Я уже перевела эти деньги + 4000 SEK залога, чтобы подтвердить бронь. Не думала, что мне удастся снять что-то похожее за такие деньги и так быстро, но в итоге проблем видимо не оказалось. Получить ключи от дома я смогу 18 августа.

Учеба начнется 30 августа и до этого времени мне нужно железно быть в Швеции. Пока не знаю, как буду туда добираться: со студенческой визой пустят через границу, но не ясно, что будет с авиарейсами. Также надеюсь, что Россия не успеет ни с кем еще поссориться, пока я из нее не улечу.

Относительно стипендии, 15 августа в мой университет придет банковская карта, на которой будет 20 000 SEK и куда ежемесячно будет поступать финансирование. Ее мне должны будут выдать после регистрации на учебные курсы. Еще мне нужно будет открыть аккаунт в каком-нибудь шведском банке и тогда я смогу перевести стипендию туда, так будет удобнее. Не терпится посмотреть на шведский финтех.

Что буду изучать?

Одна из причин, почему я больше всего хотела попасть на программу «Innovation and Design» — это то, что она project-based, прикладная. Курсы подразумевают коллаборацию с представителями из разных компаний, которые есть в регионе — Volvo, Bombardier и ABB.

Моей основной сферой интересов, помимо дизайн-менеджмента, является User Experience и исследования в этой сфере. Эта учебная программа как раз заточена на таких специалистов. В теории учебу возможно совмещать с работой. Занятия будут проходить в первой половине дня во вторник и в среду, а во второй по понедельникам и четвергам. Я не знаю объем домашних заданий, но в любом случае планирую совмещать учебу с part-time работой по специальности.

Во второй год обучения можно будет взять несколько курсов по выбору и я бы хотела попасть на курсы по дизайну и поведенческим сценариям. Также мне нужно будет написать магистерскую диссертацию.

Где сыр?

Разумеется в чем-то должен быть подвох, его не может не быть. На текущий момент я прочитала все условия, на которых мне предоставили стипендию и жилье. Вот что я не могу делать:

  • Менять учебную программу или выбирать непрофильные курсы без согласования со стипендиальным комитетом.
  • Плохо учиться и продалбывать пары.
  • Плагиатить.
  • Громить квартиру.

Все. Я могу залететь или сойти с ума сроком до года без потери стипендии. Могу выйти замуж за человека со шведским гражданством и тогда мне придется поменять тип визы, но без потери стипендии. Могу выезжать за пределы страны, но не в ущерб учебе. Также мне необходимо проходить опросы от Шведского института и сообщить им, если наступит страховой случай. По желанию я также могу принимать участие в их мероприятиях.

Помимо условий, мне также прислали очень приятное письмо от директора стипендиальной программы, где написано, что они очень рады дать мне возможность учиться. Понятно, что такие письма прислали всем получателям стипендии. Но сам факт человеческой коммуникации по любому вопросу меня очень трогает.

Что осталось сделать?

До отъезда осталось 3,5 месяца. За это время нужно сделать много вещей, среди которых самое важное — подача документов в миграционную службу для оформления разрешения на пребывание. Помимо этого на месте мне нужно будет озаботиться получением номера социального страхования и открытием банковского аккаунта, все штуки для этого тоже должны быть готовы.

А еще нужно вылечить все зубы, купить большой чемодан, отобрать вещи, которые со мной поедут и раздать те, что не поедут, подстричься, съездить к бабушке, обнять кота, родителей и брата на много месяцев вперед, а еще устроить самую масштабную вечеринку, которую мы с Аней когда-либо устраивали. Мы начали к ней готовиться уже сейчас. Все это очень волнительно, но я надеялась и морально готовилась к этому последние 9 месяцев, как и Аня. Последние 3 года мы хорошо жили вместе и не раз проговаривали, что будет, когда мы все-таки разъедемся. На мой амбициозный план переезда у Ани есть еще более амбициозный. Я буду сильно скучать по друзьям и семье. Но надеюсь не слишком для того чтобы вернуться обратно.

Все свое пишу сюда: https://t.me/umer_i_ne_vstal