Полезные лонгриды
March 29, 2021

Аня поступает / Но почему так долго?

Это четвертый необоснованно длинный лонгрид про поступление в магистратуру за границу. В этой части про подготовку и сдачу IELTS, сбор документов и то, почему я могу не поступить (и, как уже частично известно, не поступила). И про то, что будет дальше.
Все остальные части: первая, вторая, третья, пятая.

Английский

Если вам посчастливилось учиться в школе или в ВУЗе на английском и это документально зафиксировано, некоторые университеты могут принять это в качестве подтверждения достаточного уровня владения языком. Во всех остальных случаях придется сдавать стандартизированный международный экзамен. Два самых популярных, которые точно примут везде:

  • IELTS Academic (computer-based или paper-based)
  • TOEFL iBT (internet-based)

Если вы сдавали или намерены сдавать какой-то другой экзамен, проверьте на сайте университета, примут ли они его результаты. Например, часть университетов в 2020 принимала TOEFL Home Edition из-за короны, а часть вообще прогресс в Duolingo.

Я сдавала IELTS Academic, потому что его часто проводят и в Москве есть много центров для сдачи экзамена. У меня экзамен принимали в этом центре на улице Щипок, 20.

В целом, рекомендуемый уровень знания английского для учебы — B2/C1, это Upper Intermediate/Advanced. Но фактически ваше знание языка не то чтобы коррелирует с оценками, которые вы получите — важнее знать формат экзамена. Вы можете быть десять раз native speaker и не сдать просто потому что написали эссе вне критериев оценивания. Критерии можно посмотреть здесь.

В IELTS четыре части: Speaking, Listening, Reading и Writing — у меня они шли именно в таком порядке. Можно сдавать computer-based версию, а можно на бумаге. Я сдавала computer-based: такие экзамены чаще проводятся и удобнее для тех, кто не испытывает проблем с быстрой печатью на компьютере. Там можно настроить размер шрифта и цвет экрана у заданий, помечать маркером важные моменты, сидеть с надетыми наушниками, чтобы не отвлекаться, и не нужно переносить ответы на отдельный бланк. Однако он дороже: в 2020 году computer-based IELTS стоил 20 000 рублей, а paper-based — 14 000 рублей.

Устную speaking-часть вы в любом случае сдаете живому экзаменатору, она длится 20 минут. Все прочие длятся по часу, т.е. общее время экзамена составит примерно 3,5 часа. На speaking вызывают по очереди, а для письменных формируют группу из 8-10 человек.

С точки зрения процедуры вам нужно будет выбрать желаемую дату экзамена, зарегистрироваться на него, оплатить и прийти в назначенное время, где вас сфотографируют, проверят паспорт и попросят оставить вещи в специальном шкафчике. Во время любой из частей, кроме speaking, можно выйти в туалет или еще куда, но только в счет времени экзамена и с сопровождением. О результатах вас оповестят (мне прислали смс), по итогу выдадут бумажный сертификат.

Вставка про копии

Большинство университетов уже способны верифицировать результаты IELTS через базу данных, поэтому им достаточно скана оригинального сертификата. Но есть те, куда нужно отправлять бумажную копию. Важно, что бумажная копия должна направляться тем тест-центром, где вы сдавали экзамен (не вами!). В моем тест-центре дозаказать бумажные копии для отправки бесплатно можно было только в течение месяца с даты сдачи экзамена. Далее каждая копия стоила 1 500 рублей.

Поскольку решение о поступлении я приняла в августе, а подача открывалась в октябре, на подготовку и сдачу экзамена по английскому у меня было около двух месяцев. По собственным прикидкам с точки зрения словарного запаса у меня был как раз B2-C1 и все в порядке с восприятием языка на слух. Однако со всеми остальными частями не очень: в повседневной жизни я довольно медленно читаю по-английски, практически не пишу и совершенно точно не говорю. В IELTS, как и во всех экзаменах, крайне важная скорость: что бы вы не делали, важно делать это быстро.

Готовилась я самостоятельно. Ниже список ресурсов и советов, которые я бы хотела, чтобы кто-то дал мне перед экзаменом:

  • Если нужно подтягивать грамматику, то мои любимые учебники — Macmillan Exam Skills for Russia. Я готовилась по ним к сдаче ЕГЭ и считаю, что это действительно самое понятное пособие. Если с грамматикой у вас все в порядке, то бумажные учебники не нужны.
  • Устную речь нужно подтягивать только с носителями языка, даже если вы почти не говорите. Я нашла преподавателя через italki, она просто native speaker без специальных дипломов. В рамках подготовки к экзамену мы обсуждали с ней разные темы, которые могли попасться: экологию, работу, технологии.
  • На ютубе бесконечное количество каналов, где можно найти примеры заданий и обзор тем по каждой части бесплатно. Этого вполне достаточно, чтобы подготовиться. Я занималась по видео из этих трех каналов: канал Аси, канал Кита, канал E2.
  • Listening прокачивает тот же ютуб и подкасты. Я просто запойно смотрела всякие мусорные каналы с субтитрами (например, вот этот) и слушала криминальные подкасты через Stitcher. Ближе к сдаче экзамена, смотрела и слушала по тем темам, где словарный запас был хуже, и выписывала фразы на листочек.
  • Вероятность того, что в IELTS вам хотя бы в одной части попадется что-то про технологии, экологию или здоровье крайне велика. Мне попался текст про мушкеты, еще один про загрязнение какой-то реки какими-то выбросами и в письменной части эссе про финансирование здравоохранения. Словарный запас и аргументацию конкретно по этим темам я набирала в каналах либерального толка: VOX, Vice news, у Джонни Харриса.
  • Больше всего я готовилась к speaking-части, но именно она оказалась наименее страшной. Меня принял приятный британец-экзаменатор, который дружелюбно задавал вопросы и видимо с некоторой иронией относился ко всему официозу вокруг формата. Максимальный балл в speaking можно получить, если вам удастся нафаршировать ответ всеми временами, формами и шекспировскими словами. Если будете говорить просто как человек, то это 7.
  • Бесценный совет: хуже всего абсолютно все сдают writing-часть. К ней нужно готовиться больше всего. Даже если вы напишите полный бред, важно написать его по нужной структуре — это сразу 6 баллов. Разберите все типы диаграмм и вопросов в эссе.
  • Бесценный совет 2: записи в части listening проигрываются только один раз. Если кто-то произнес номер телефона или имя, не факт, что его потом повторят или разжуют по буквам. Записывайте сразу, хотя бы частично.
Сертификат IELTS действует 2 года, потом нужно пересдавать. Результаты IELTS Academic не подойдут для эмиграции, если нужно подтверждение на визу. Для этого есть отдельные экзамены: IELTS General и IELTS UKVI (для UK).

Разные университеты требуют разный минимальный балл. Эстония требовала в общей сложности 5.5 — это самый минимум для обучения. Швеция не ниже 6.5, а Дания не ниже 7. Я сдала на 8 из 9.

Для учебы каждая часть IELTS должна быть сдана не менее чем на 5.5. Даже если вы все сдадите на 9, а одну часть на 4, вас не примут.

Документы

Для подачи во все университеты вам понадобится:

  • Заграничный паспорт
  • Бакалаврский диплом
    Для него нотариально заверенный перевод или перевод с печатью университета. В Вышке бесплатно делают тут.
  • Транскрипт с оценками
    Нотариально заверенный перевод или в виде европейского приложения к диплому, выпущенного университетом.
  • Сертификат экзамена по английскому языке
    Либо скан оригинала, либо бумажная копия из тест-центра

Если вы меняли фамилию, то нотариально заверенный перевод свидетельства о смене или о браке. Все нужно четко отсканировать.

Помимо этого университет или отдельная программа могут выставить свои требования к документам. Как правило, сбор любых дополнительных документов значительно усложнит вам жизнь. Два примера:

Пример 1
CBS для подачи требует официальные описания учебных курсов на английском языке: что проходили, какие темы, как оценивалось. Но на сайте университета их нет. А еще моя учебная программа ликвидирована в 2020 году. Для решения этой проблемы я три месяца переписывалась с Вышкой и с CBS, собирала описания похожих курсов, получала официальную справку из ВШЭ о ликвидации программы и просила Анину сестру Сашу это все перевести.

Уровень того, насколько датские и шведские университеты стремятся помочь поступающим, просто фантастический: они детально разбирают каждый запрос. С дорогой ВШЭ мне пришлось пройти 5 людей всех иерархий, пока прекрасная девушка Софья не включила ручной менеджмент и не добыла мне справку.


Пример 2
Одна из программ в Уппсальском университете требует, чтобы в дипломе было не менее 30 кредитов предметов, связанных с IT (это где-то семестр). У меня их нет, поэтому я уточняла у университета, готовы ли они рассмотреть рабочий опыт. В Швеции есть возможность альтернативной оценки на основе рабочего опыта: для этого нужно заполнить специальную форму и приложить доказательства (письмо от работодателя, сертификаты). Первичную квалификацию на программу с этими документами я вроде бы прошла.

А на строго менеджерскую программу почему-то квалификацию не прошла и теперь переписываюсь со всеми инстанциями, чтобы они все же засчитали мой диплом. Таких проблем в процессе поступления миллион.

Золотое правило: если что-то непонятно или сомневайтесь, пишите с уточнением в университет. Во всех университетах, кроме ВШЭ, мне отвечали развернуто и быстро.

Письма

Есть программы, где отбор производится только по соответствию диплома и оценкам. Но есть те, где на основе мотивации или резюме/портфолио. Немного про это.

Мотивационные письма

Обычно желаемая структура мотивационного письма публикуется на сайте программы/университета. Как минимум там должны быть указаны хотя бы ограничения: сколько страниц или знаков с пробелами. Если структуры нет, то можно придерживаться этой:

  • Коротко о том, чем вы занимаетесь и почему решили получить образование
  • Почему вы выбрали этот университет и эту программу
  • Почему именно вы должны получить это место
  • Какие знания/навыки вы надеетесь приобрести в ходе обучения
  • Как планируйте применить их после выпуска

Чем больше определенности и чем меньше сомнений будет в вашем письме, тем лучше: вы должны показать, что поступление конкретно сюда — это продуманный выбор, который точно принесет вам пользу.

Совет: не рекомендую делегировать написание мотивационных писем кому-либо или делать по кондовому шаблону из гугла типа «When I was a young boy my father took me into the city..». Таких писем комиссия видит сотни и сотни каждый год. Ваше письмо — это единственный шанс выделиться среди общей массы. Неудачный подбор слов или пару ошибок простят.

Резюме

В ЕС существует стандартизированный шаблон для резюме — Europass, можно скачать и заполнить поля. Если не указано обратное, то принимается выгрузка из Linkedin или можно взять шаблон Headhunter в переводе. Портфолио я делала на конструкторе Tilda.

Стипендии

У стипендий как правило свои собственные формы для заполнения. Например, SISGP в 2021 году требует:

  • Мотивационное письмо (1 вопрос до 1000 знаков с пробелами)
  • Резюме
  • 2 рекомендательных письма
  • 3 формы с описанием рабочего опыта
  • 2 формы с описанием лидерского опыта

Формы обновляются каждый год, как и критерии отбора. Все, кроме резюме и мотивационного письма, должно быть подписано и пропечатано работодателем. С вашими рекомендателями могут связаться, чтобы проверить информацию. В случае обнаружения любого вранья вас дисквалифицируют пожизненно.

Почему я могу не поступить

Дания

В Дании я подаюсь в один университет на одну программу. На сайте нет полной статистики по поступающим, но известно, что в 2020 году на выбранную мной программу было 70 мест и 268 человек поставили ее в качестве первого приоритета — это значит, что их рассматривают в первую очередь. В 2021 году число поступающих выросло из-за короны, так что людей точно не меньше. Как уже известно, на программу я прошла — думаю, в основном из-за мотивационного письма.

Касательно стипендий, в 2020 году CBS выделило всего 26 стипендий на весь университет. Если в 2021 их и больше, то не намного. Так что на стипендию надежд особо не было. Ее я не получила.

Это мое веселое письмо из CBS, что я поступила.

Эстония

В Эстонии я также подаюсь только в один университет на одну программу. Это Школа Искусств и несмотря на то, что они не требуют диплома в дизайне, есть гипотеза, что ряд навыков в нем все-таки требуется уже на входе. Я прошла до этапа тестового задания, но дальше не прошла. Предполагаю как раз именно из-за того, что не умею делать скетчи и концепции, чтобы иллюстрировать идеи.

Это мое грустное письмо с отказом из EKA.

А таким было тестовое задание:

Our World is changing fast and so is the way we’re thinking about it. Advances in technologies are providing opportunities for us as designers to create new ways of tackling concerns such as inter-cultural human interactions.

For your task, meet Mane. Mane is a young Senegalese woman who recently moved to Estonia to start working in a banking startup. She loves working there as she loves her job and her colleagues. But she is the only non-local in a company where most of the communication happens in Estonian. Originally, this did not bother her, as she enjoyed her small talks and interactions with colleagues in the office kitchen, elevator, balcony, etc. However, with the restrictions caused by the COVID-19, she is working from home and dearly misses the casual interactions with her colleagues. She starts to feel disconnected and lonely due to the lack of communication that happens in English. Your task is to design an intelligent experience to help Mane feel reconnected to her community. Your proposal can not be “a new mobile app”, but it can be embedded into an existing app or part of an existing service your user could be currently engaged in or a physical product she is interacting with.

You are not required to design the whole experience and its details. Your design proposal may be presented in the form of sketches, diagrams and short text. A low-fidelity visual overview of your proposed concept is highly recommended.

This exercise is to help us better understand your creative approach and conceptual thinking abilities. It will be evaluated to decide if you qualify for the final interview. The interviews will be conducted online on March 24-25.

You have 2 (two) hours to complete the assignment and to send it by email to [email protected]

Швеция

Швеция осталась единственным вариантом, по которому на текущий момент я еще не знаю результатов. Там я могу облажаться дважды: не пройти на программы или не получить стипендию. Касательно программ:

  • Две из моих программ производят отбор на основе оценок и соответствии диплома. Если конкурс окажется слишком высоким, то мой средний балл вряд ли прокатит.
  • Две из программ производят отбор на основе мотивационного письма, содержания дипломной работы или предыдущего опыта. Одна из них может отказать мне из-за отсутствия образования в IT. Вторая из-за содержания дипломной работы: она про маркетинг религии.

Пока я квалифицирована на три из четырех программ и воюю с комиссией за четвертую. Квалификация значит, что я соответствую входным требованиям и меня допустят до оценки комиссией.

Даже если я пройду на какую-нибудь из программ, то не смогу поехать учиться без стипендии. В этом году SISGP выделила ±350 стипендий, а заявок поступило около 8000. Эти 350 стипендий будут целенаправленно распределяться между поступающими из разных стран, на разные программы во имя разнообразия. Так что задача оказаться даже на в 350 лучших, а примерно в 15-20. Несмотря на то, что я довольно неплохо подхожу под их требования, это по большей части лотерея.

Что буду делать дальше

Если я не поступлю, то точно буду подаваться во второй раз. Скорей всего в больше количество стран и на большее количество программ: Германия с ее стипендией DAAD точно будет в списке, а вот Дании не будет. Возможно будет Норвегия, там теперь есть вариант тоже. Формированием нового списка займусь ближе к лету.

Если поступлю в Швецию со стипендией, то дальше нужно будет разбираться с жильем, разрешением на пребывание, визой, подработкой и открытием банковского счета за границей. Это не менее увлекательное занятие, чем подача документов тут и там. Результаты поступления будут 9 апреля, а стипендии — 28. Посмотрим, чем это все закончится.

UPD: не, нифига, не последний. Последняя пятая часть по ссылке.

Это последний лонгрид про поступление. Если появится еще какая-нибудь ценная информация для подобного формата, то может быть будут еще, но сейчас мне больше нечего рассказать. Если у вас внезапно будут вопросы по поступлению в магистратуру, то вы можете мне написать — я постараюсь помочь или посоветовать, если смогу. Спасибо, что читали. Все свое пишу сюда.