Крупицы веры
January 26, 2021

Псалом 142 (шестопсалмие) - общедоступное изъяснение.

Псало́м Дави́ду, егда́ гоня́ше его́ Авессало́м, сы́н его́.

Т.е. псалом Давида написан в то время, когда преследовал его Авессалом, сын его.

Это надписание указывает на обстоятельство из жизни Давида, которое послужило для него поводом к составлению настоящего псалма. Этой надписи в еврейском подлиннике, равно также и в переводе 70 богомудрых толковников нет; тем не менее, по уверению блж. Феодорита, она истинна. И действительно, содержание настоящего псалма вполне отвечает тому обстоятельству, которое по указанию надписи послужило поводом к его составлению.

По содержанию настоящий псалом представляет молитву пр. Давида об избавлении его от врагов; но по свидетельству Евсевия и св. Афанасия, он относится и ко всему человечеству, гонимому и притесняемому исконным врагом его – дьяволом, оно, т.е. человечество, здесь (устами Давида) молится о пришествии Искупителя и об избавлении своем через Него от власти дьявола.

Это, другими словами, значит что Давид, гонимый и преследуемый сыном своим Авессаломом и его сторонниками, сознавал, что это, равно и другие вражеские нападения на него совершаются по внушению дьявола, и что подобным бедствиям подвергается не один он, а и все человечество. Поэтому, молясь Богу об избавлении себя самого от своих личных врагов, он в тоже время возносит к Нему молитву и от лица всего человечества об избавлении от угнетений и притеснений со стороны дьявола и злых людей, которые являются его покорными слугами.

1 ст. Испрашивая у Бога помощи и защиты от своих врагов, пр. Давид по смирению своему сознает себя недостойным этой милости Божией, и потому, прежде всего, молит Бога о том, чтобы Он выслушал его молитву не ради его самого, а ради своей божеской правды и истины, т.е. ради человеколюбия и милосердия своего: Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя́ в пра́вде Твое́й, – Господи, услышь (т.е. исполни) мою молитву, обрати внимание (внуши, внемли) на мое моление, (не ради меня самого и моих заслуг перед Тобою, но) ради истины Твоей, (т.е. поколику, так как Ты истинен), выслушай меня ради правды Твоей, (т.е. потому что Ты праведен или короче – как правосудный, как праведный, и поэтому не терпящий никаких неправд и притеснений). Выражения:  во и́стине Твое́й, услы́ши мя́ в пра́вде Твое́й можно еще по-русски передать так: по истине и правде Твоей, т.е. согласно с истиною и правосудием Твоим, как требует Твоя истинность и правосудие, истинное правосудие.

2 ст. Исполни, Господи, молитву мою, как бы так говорит Давид, по своему человеколюбию, не обращая внимания на мое недостоинство, не входя в рассмотрение моих грехов: и не вни́ди в су́д с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю вся́к живы́й, т.е. не входи в состязание (в су́д) со мною, рабом Твоим, потому что если Ты станешь судиться со мною, то я, несомненно, окажусь грешником, так как (я́ко) вообще никто из людей, поживших на земле (вся́к живы́й) не может быть совершенно чистым, правым (т.е. безгрешным) перед Тобою, на Твоем праведном суде.

3 ст. После этого, так сказать, предисловия пр. Давид начинает излагать перед Богом свои скорби и притеснения от врагов, избавления от которых просит себе у Бога: Я́ко погна́ вра́г ду́шу мою́, смири́л е́сть в зе́млю живо́т мо́й, – когда (Я́ко) стал преследовать меня (ду́шу мою́) враг мой, он унизил (смири́л) жизнь мою до земли, (или стал попирать, топтать в прах жизнь мою). Выражение: унизил до земли жизнь мою значит, унизил до самой крайней степени; с высоты царского трона поверг на землю, сравнял с землею.

По свидетельству книги Царств (2Цар. 15 гл.), пр. Давид узнал о возмущении против него Авессалома в такое время, когда менее всего мог подавить это восстание силою. Поэтому, не желая подвергать Иерусалим опустошению, он оставил его и переправился через поток Кедрон. Будучи царем, он оставлял свою столицу, как изгнанник, со слезами на глазах, с непокрытою в знак печали головою и с босыми ногами. Некто из рода Саулова-Семей, встретив его в таком положении, проклинал его и бросал в него камнями. Это ли не унижение до земли? Большего унижения нельзя было и ожидать для царя.

Враг мой, как бы так продолжает далее псалмопевец, не только унизил меня до земли, но своими преследованиями довел меня до такого состояния, что я, скитаясь теперь по бесплодным местам, подобен стал мертвецу, давно уже находящемуся во тьме: (враг мой) посади́л мя́ е́сть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ка, т.е. поверг меня во мрак, в темное место, подобно давно умершим (Я́ко – как, ме́ртвыя ве́ка – от века, издавна, давно).

4 ст. Следствием этого было то, что душа моя (продолжает пр. Давид) пришла в уныние, т.е. я впал в уныние (скорбное состояние, близкое к отчаянию): И уны́ во мне́ ду́х мо́й; сердце мое (от чрезмерной печали) смутилось, пришло в смятение (состояние крайне тревожное и беспокойное): во мне́ смяте́ся се́рдце мое́.

5 ст. Находясь в таком положении, (говорит далее псалмопевец), я искал утешения для себя в воспоминании о временах давно минувших, приводя себе на память все чудесные дела Твои, совершенные прежде, я почерпал в этом успокоение для своего смущенного сердца: Помяну́х дни́ дре́вния, поучи́хся во все́х де́лех Твои́х, в творе́ниих руку́ Твое́ю поуча́хся, – я вспоминал, (приводил себе на память) времена древние, размышлял обо всех делах Твоих и поучался в Твоих творениях, (т.е. поучал себя разуму через размышление о Твоих творениях). Здесь ясно не указано, какие именно древние дни разумеет псалмопевец: минувшие ли дни своей собственной жизни, или вообще дни древности. Если пр. Давид разумеет прошлое из своей собственной жизни, то мысль в его словах будет такая: я вспоминал прежнюю свою жизнь и размышлял о том, сколь много раз Ты, Господи, избавлял меня от врагов, и, размышляя об этом, утешал себя надеждою на то, что Ты не оставишь меня без помощи и в настоящем случае. Если же он разумеет вообще древние времена, тогда мысль в его словах будет несколько общее и шире: я приводил себе на память дни древности и размышлял сам в себе о совершенных Тобою в разные времена чудесах, которыми Ты избавлял Израиля от различных бедствий, и воспоминание об этом поселило во мне надежду на то, что Ты, по человеколюбию Своему, не оставишь без помощи и меня. Св. Златоуст говорит: «воспоминание о прошедшем может доставить нам величайшее утешение в настоящем, ибо Бог и настоящими событиями управляет по тем же законам, по которым управлял и прошедшими».

6 ст. В этой-то надежде, (продолжает псалмопевец), я и обращался к Тебе, Господи, с молитвою о помощи: Возде́х к Тебе́ ру́це мои́, т.е. простирал к Тебе в молитве руки свои; при этом, как земля безводная, (засохшая) жаждет дождя (влаги), так душа моя неудержимо стремилась к Тебе, жаждала Твоей благодатной помощи: ду́ша моя́, я́ко (как) земля́ безво́дная (стремилась к) Тебе́.

7 ст. Далее следуют сами слова молитвы пр. Давида: а) Ско́ро услы́ши мя́, Го́споди, исчезе́ ду́х мо́й, не отврати́ лица́ Твоего́ от Мене́, и уподо́блюся низходя́щым в ро́в, – выслушай (исполни), Господи, мою молитву как можно скорее, потому что исчезает душа моя (т.е. душа моя едва не выходит и не оставляет меня мертвым); не отвращай от меня своего милостивого (взора) лица, т.е. не отказывай в моей просьбе, не оставляй меня без помощи, чтобы мне не уподобиться тем, которые отходят в могилу (в ров), т.е. чтобы мне не умереть, так как я, лишенный Твоей помощи и благодати, непременно погибну.

8 ст. б) Слы́шану сотвори́ мне́ зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя́ упова́х, т.е. дай мне услышать завтра же свою милость, потому что я на Тебя надеюсь. Иначе возвести мне о том, что Ты окажешь мне милость, чтобы прежде испытания (или вкушения) ее самим делом, я мог быть утешен одною этою вестью, обещанием Твоей милости. Скажи́ мне́, Го́споди, пу́ть во́ньже пойду́, я́ко к Тебе́ взя́х ду́шу мою́, – укажи мне, Господи, путь, по которому я должен идти, (т.е. укажи мне средства и способ для спасения от врагов), потому что я к Тебе возношу душу мою, (т.е. к Тебе устремляюсь всеми силами и способностями моей души, иначе – всем существом своим).

9 и 10 ст. в) Изми́ мя́ от вра́г мои́х, Го́споди, к Тебе́ прибего́х, – избавь меня, Господи, от моих врагов, к Тебе прибегаю я за помощью. А чтобы мне и впредь не подвергаться нападениям их, научи меня исполнять волю Твою (поступать по воле Твоей), так как Ты – Бог мой: Научи́ мя́ твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты́ еси́ Бо́г мо́й. Пусть наставит и вразумит меня в этом Дух Твой благой: Ду́х Тво́й благи́й наста́вит мя́ на зе́млю пра́ву, – Дух Твой благой и святой, (третье Лицо Св. Троицы), пусть наставит и руководит мною по пути прямому (на землю праву – прямую), по пути добродетели. В этом (переносном смысле слова эти служат прямым дополнением и разъяснением предыдущих слов: Научи́ мя́ твори́ти во́лю Твою́. Но, по мнению Златоуста, можно понимать их и буквально, разумея под землею правою отечество царя Давида, землю обетованную, которая принадлежит ему по праву, как Богопомазанному царю. В этом (буквальном) смысле слова псалмопевца дают такую мысль: Дух Твой благой пусть наставит меня, укажет мне, какими средствами я могу снова возвратиться в землю, по праву царя, мне принадлежащую (на зе́млю пра́ву). В последнем смысле слова эти служат дополнением и разъяснением слов: Скажи́ мне́, Го́споди, пу́ть во́ньже пойду́ (см. выше объяснение 8 стиха).

11 и 12 ст. В заключение настоящего псалма (10–12 ст.) пр. Давид повторяет то, что было высказано им в начале (1–2 ст.) именно что он просит у Бога помилования себе и истребления своих врагов не ради своих заслуг перед Ним, а ради милости и человеколюбия Его: И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди, живи́ши мя́, говорит он, т.е. оживи меня, Господи, заставь меня жить, дай мне возможность жить по-прежнему (не за добродетель мою, но) ради имени Твоего святого, (т.е. потому что Ты свят). А, чтобы опять жить по-прежнему, для этого избавь мою душу (т.е. меня) от печали и опять не потому, что я этого достоин, но по человеколюбию Своему: пра́вдою твое́ю (т.е. по правде, как требует правда Твоя, которая всегда соединяется с человеколюбием. пра́вдою Твое́ю изведе́ши (избавь) от печа́ли ду́шу мою́ (т.е. меня) и по милосердию Твоему ко мне, истреби моих врагов: И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́ и погуби́ши вся́ стужа́ющыя души́ мое́й, я́ко а́з ра́б Тво́й е́смь, – по милосердию Твоему ко мне истреби моих врагов и погуби всех оскорбляющих, притесняющих меня (стужа́ющыя души́ мое́й), потому что (яко) я Твой раб (т.е. как помазанный Тобою в царя, я исполняю и совершаю Твою волю). 

Молитва пр. Давида об уничтожении его врагов не должна казаться сколько-нибудь предосудительною. Желание Давида уничтожения врагов было бы несогласно с его кротостью и благочестием, тогда только, когда бы он выражал желание мстить за себя, или сам старался истреблять их и делал это только ради себя самого, ради своего земного благополучия. Но он желал погибели своих врагов, потому что они, оскорбляя и притесняя его, как Богом помазанного царя, этим сопротивлялись воле Господа и тем оскорбляли величие Божие; следовательно, молитва его об уничтожении врагов есть не что иное, как выражение его ревности о славе Божией. Мало того, из ревности о славе Божией. Мало того: он даже из ревности о славе Божией не решается сам возложить руку на своих врагов, а передает это дело воле Божией.

Отсюда становится понятным смысл заключительных слов настоящего псалма: я́ко а́з ра́б Тво́й е́смь. Этими словами пр. Давид не то хочет сказать, что он достоин испрашиваемых у Бога милостей потому, что он раб Божий, т.е. послушный воле Божией, покорный Его велениям и т. д. Нет, Давид хотя, и действительно, был в этом смысле рабом Божиим, но он никогда не указывает на свои достоинства, как на заслуги перед Богом, за которые в праве был ожидать от Него милостей. Этими словами он выражает ту мысль только, что враги его должны быть уничтожены за противление Богу, за то, что они нападают на него, именно как на раба Божия, т.е. как на царя, Богом поставленного и этим оказывают сопротивление воле Божией. (противляйся вла́сти, Бжию повелению противляетсѧ, говорит Св. апостол Павел, Римл. 13, 2).

По примеру пр. Давида, и мы должны искать помощи и защиты против своих врагов (будут ли то враги, видимые или невидимые все равно) у Бога. Но, испрашивая у Него милостивого заступления себе, мы непрестанно должны памятовать о своем недостоинстве. Если Давид, будучи величайшим праведником, мужем по сердцу Божию (Деян.13, 22), просил себе у Бога помощи против врагов, не как награды за свое благочестие, а единственно, как милости Божией (1, 2, 11 и 12ст.), но не тем ли более должна быть проникнута этим духом смирения наша молитва? Давид был невинным страдальцем, его гнали и преследовали за то только, что он раб Божий, т.е. что он помазанник Божий и, будучи царем, не по своей воле, а по призванию Божию, является исполнителем воли Божией. И не смотря на это, он ни мало не питал злобы и ненависти к врагам своим: он просил у Бога уничтожения врагов (потреби́ши враги́ моя́ ст.12) не ради себя самого, а ради славы имени Божия. На все бедствия свои, какие причиняли ему враги, Давид смотрел как на заслуженное наказание за свои грехи; поэтому, прося у Бога милостивого избавления от них, в душе своей высказывал решимость впредь избегать грехов и, сознавая свою человеческую слабость, бессилие для этого, просил у Бога помощи и наставления (ст.10). Вот достойный пример для подражания каждому из нас!

Псало́м Дави́ду, егда́ гоня́ше его́ Авессало́м, сы́н его́, 142.

1 Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя́ в пра́вде Твое́й 2 и не вни́ди в су́д с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю вся́к живы́й. 3 Я́ко погна́ вра́г ду́шу мою́, смири́л е́сть в зе́млю живо́т мо́й, посади́л мя́ е́сть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ка. 4 И уны́ во мне́ ду́х мо́й, во мне́ смяте́ся се́рдце мое́. 5 Помяну́х дни́ дре́вния, поучи́хся во все́х де́лех Твои́х, в творе́ниих руку́ Твое́ю поуча́хся. 6 Возде́х к Тебе́ ру́це мои́, ду́ша моя́, я́ко земля́ безво́дная Тебе́. 7 Ско́ро услы́ши мя́, Го́споди, исчезе́ ду́х мо́й, не отврати́ лица́ Твоего́ от Мене́, и уподо́блюся низходя́щым в ро́в. 8 Слы́шану сотвори́ мне́ зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя́ упова́х. Скажи́ мне́, Го́споди, пу́ть во́ньже пойду́, я́ко к Тебе́ взя́х ду́шу мою́. 9 Изми́ мя́ от вра́г мои́х, Го́споди, к Тебе́ прибего́х. 10 Научи́ мя́ твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты́ еси́ Бо́г мо́й. Ду́х Тво́й благи́й наста́вит мя́ на зе́млю пра́ву. 11 И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди, живи́ши мя́, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою́. 12 И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́ и погуби́ши вся́ стужа́ющыя души́ мое́й, я́ко а́з ра́б Тво́й е́смь.


Источник: Петр Никанорович Спасский Общедоступное изъяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении


Прошлые рассылки этой тематики:


О проекте

"Крупицы веры" - 10 минут в день о вере, истории и богослужении православной Церкви.

Использованы материалы с сайтов: Азбука веры

Страничка подготовлена приходом храма Святой Троицы Лениногорска.

Ресурсы прихода:

В группе ВКонтакте - о жизни православных города и благочиния, новости воскресной школы при храме, освещение вопросов веры и христианской жизни в православной Церкви.

В Instagram - фото и видео материалы о нашем приходе.

На канале YouTube - выходит еженедельная, приходская передача "Православное слово" и видео выступления учеников с пасхальных и рождественских праздников.