August 16, 2023

Какая связь между бегом и музыкой?

Фото: Michelle Shiers

Бег и написание музыки включают в работу схожие области мозга, связанных с решением проблем, поэтому пересечение музыки и бега может быть неслучайным.

Каждый, кто уделял значительное время бегу, наверняка испытывал состояние потока — «попадание в поток» — ментальный процесс глубокого присутствия и мгновенного погружения. Люди часто описывают это состояние так, как будто они полностью погружаются в ритм бега. Атлеты рассказывают, что, находясь в состоянии потока, у них в голове постоянно прокручивается часть песни. Иногда это просто ритм, а иногда даже одно слово.

Если вы ни разу не попадали в такой вариант «потока», это не значит, что вы делаете что-то не так, но если вы ощущали «поток», то вы — один из многих бегунов, погружающихся в этом состояние. И хотя нельзя говорить о сильной зависимости или причинно-следственной связи, кажется, что между музыкантами и бегунами на длинные дистанции существует значительное совпадение.

Возможно, это связано с тем, что мозг получает схожую нагрузку при беге и, скажем, игре на фортепиано. Игра на музыкальном инструменте — это эквивалент тренировки для всего тела. Для создания музыки требуется зрение, звук, движение и память, и аналогичные процессы происходят в мозге во время бега.

Ваш мозг и музыка

Доктор Эми Лауэр — доцент кафедры психологии Университета Маунт Мэри, PhD в области нейронаук. Помимо основной работы, Эми бегает трейлы и играет на скрипке. Для того, чтобы объяснить активность мозга бегунов и музыкантов, она приводит результаты исследования 2016 г., проведенного в Университете Аризоны. В исследовании изучались снимки мозга 18-25-летних трейловых бегунов и контрольной группы взрослых того же возраста, не тренировавшихся регулярно.

«Исследователи сосредоточились на функциональной взаимосвязи», — говорит Лауэр. «Функционирование мозга происходит благодаря работе различных групп нейронов, общающихся друг с другом. Таким образом, функциональная связь — это связь между областями мозга, которые расположены отдельно друг от друга, но функционально связаны между собой»

Исследователи изучали, как функционирует мозг в состоянии покоя. «Участникам эксперимента предлагалось ничего не делать, расслабиться», — сказал Лауэр. «Существуют определенные структуры мозга, которые задействуются, когда мы ничем не заняты — когда мы витаем в облаках, или представляем себе будущее, или вспоминаем прошлое. Если мы ничего не делаем, то в когнитивном плане за дело берется сеть мозга, известная как сеть пассивного режима работы мозга».

Другие исследования показывают, что такие виды деятельности, как игра на музыкальном инструменте, требующие отточенного управления моторикой, могут изменять связи и функции мозга. Однако в данном исследовании изучалось влияние повторяющихся аэробных нагрузок, таких как бег, на структуру и связи мозга.

Результаты исследования 2016 года свидетельствуют о том, что, как тонкая сложная двигательная деятельность (воспроизведение музыки), так и бег на выносливость могут приводить к сходным изменениям в мозге. По словам Лауэр, у бегунов функциональная связь была намного сильнее, чем у обычных людей, «практически по всей структуре сети пассивного режима работы мозга, а также в двигательных нейронах». Более высокая функциональная взаимосвязь, как правило, помогает человеку планировать, принимать решения и легко переключаться с одной задачи на другую, поэтому вполне логично, что трейловые бегуны хорошо справляются с решением задач, имеющихся в этом виде спорта.

Чтобы лучше понять взаимосвязь между бегом и музыкальным творчеством, представляем вам трех известных музыкантов, которые имеют собственный опыт трейлового бега.

Фото: Ryan Thrower

Бен Гиббард | Ультрабегун, лидер групп Death Cab for Cutie и The Postal Service

Бен Гиббард, вокалист и гитарист группы Death Cab for Cutie, которая недавно выпустила свой новый альбом «Asphalt Meadows», также занимается трейловым бегом на сверхдлинные дистанции. В 2011 г. Гиббард финишировал в своем первом шоссейном марафоне и быстро перешел на трейл и бег на более длинные дистанции. В настоящее время он бегает дистанции от 80 до 160 км.

Для Гиббарда написание музыки и игра на музыкальных инструментах сильно отличаются от бега по пересеченной местности, но есть и некоторые существенные совпадения. «Для меня трейловый бег или ультра-бег — это место, куда я могу сбежать. Я часто думаю о музыке, но не обязательно сочиняю ее в своей голове», — говорит Гиббард. «Бег избавляет меня от беспокойства, связанного с творчеством. Моя цель как бегуна — дать себе достаточно свободного пространства и времени для того, чтобы отвлечься от творческих импульсов».

Когда Гиббард только начинал искать себя как музыкант, он вспоминал, что ему нужно было постоянно работать над созданием музыки, иначе его талант и вдохновение могли испариться. Сейчас он считает, что необходимо иметь разнообразные способы самореализации.

«Я думаю, что написание текстов очень похоже на бег», — говорит он. «Написание чего бы то ни было, особенно если ты выступаешь в качестве автора текстов и музыки, — это мышца, которую необходимо тренировать. Если вы позволите этим мышцам атрофироваться, вам потребуется время, чтобы вернуться к тому уровню и качеству работы, которые вы могли делать, когда вы регулярно тренировали эти части мозга».

Таким образом, Гиббард считает, что создание музыки очень похоже на тренировки бегуна. «Если вы готовитесь к забегу на 160 км и проводите много часов в горах, чувствуя себя в отличной физической форме, преодолеть такую дистанцию все равно будет непросто, но вы сможете это сделать. Если же вы просто встанете с дивана и пробежите 160 км, вы, возможно, и сможете это сделать, но в итоге получите серьезную травму или это будет не тот опыт, который вы, вероятно, хотели бы получить».

Гиббард видит сходство в страсти музыкального сообщества, в котором он начинал свою карьеру, и сообщества любителей трейлового и ультрабега. «Самая сильная параллель между моей карьерой музыканта и моей любовью к бегу по пересеченной местности заключается в том, что, когда я стал музыкантом, это было не очень престижное занятие. Когда появилась группа Death Cab, идея о том, что можно зарабатывать на жизнь музыкой, была смехотворной. В выбранном нами стиле музыки не было ничего, что могло бы говорить о том, что «этим можно зарабатывать на жизнь». Во время наших первых гастролей мы играли на небольших концертах для всех желающих, ночевали на полу у людей, пришедших на концерт. Это была жизнь, очень ориентированная на музыкальное сообщество».

Когда Гиббард впервые занялся трейловым бегом, он говорит, что ощущения были очень похожими. «Было ощущение, что все занимаются этим из любви к своему делу. В панке и независимой музыке есть похожая страсть, которая требует, чтобы вы любили то, что делаете, потому что заниматься этим не будет легко и, вероятно, ваша музыка не будет прибыльной».

Это одна из тех вещей, которые Гиббард больше всего любит в спорте, — общая страсть, витающая в воздухе. «Зачем еще нам выходить на улицу и проводить 12 часов в выходные, бегая по горам? Потому что нам это нравится — вот единственная причина, по которой мы это делаем. Здесь нет призовых денег, нет славы. Ты делаешь это, потому что тебе это нравится».

Цели, которые Гиббард ставит перед собой в музыке и в беге, время от времени являются зеркальными отражениями друг друга. «Когда вы слышите что-то новое — группу или песню, которая кажется знакомой, но в то же время такой свежей и новой, — это особое достижение, и я всегда стремлюсь к нему. С бегом дело обстоит примерно так же. Вам никогда не будет легко, и каждый раз, когда вы участвуете в забеге, особенно длинном, вы обязательно столкнетесь с проблемой, которую вам придется решать, и которую вы никогда не решали раньше. Именно это заставляет меня постоянно возвращаться в музыку и бег».

Фото: André Allen Anjos

Лиз Дерстайн | рекордсменка Аппалачского трейла, пианистка и автор песен

Бегунья на длинные дистанции Лиз Дерстайн по прозвищу Меркурий в настоящее время получает степень магистра музыки в музыкальной школе Лонги при Бард-колледже. Она также является обладательницей FKT (самое быстрое время прохожождения) на Аппалачской тропе, на Длинном трейле и на Пинхоти трейле. Недавно она заняла 4-е место в общем зачете, преодолев 175 км, на соревнованиях Aravaipa Running 2023 Last Person Standing.

Дерстайн не представляет себе жизни без музыки и бега. Она начала играть на фортепиано в семь лет. До окончания школы она брала частные уроки и попутно осваивала другие инструменты.

«В конце 90-х годов я начала больше интересоваться рок- и поп-музыкой», — говорит Дерстайн. «Я взяла в руки гитару, бас, скрипку и мандолину». Она продолжала заниматься музыкой в колледже и получила степень бакалавра музыки по классу фортепиано. Затем она гастролировала по всему миру с группой RAC и почувствовала вкус «жизни рок-звезды».

Бег был тем, что удерживало ее от всех соблазнов звездной жизни. «Я начала бегать летом перед первым годом средней школы. Мой отец предложил заняться спортом, потому что я пошла в новую школу, и я думаю, что он беспокоился о том, как я найду друзей. Поэтому я присоединилась к сборной школы по бегу». Дерстайн считает, что музыка и бег помогают ей сохранять гармонию. «В колледже я на несколько лет прекратила беговые тренировки, чтобы сосредоточиться на музыке, но потом поняла, что мне очень не хватает бега. Я снова стала бегать самостоятельно и, уже в выпускном классе присоединилась к команде по бегу моего колледжа».

Фото: Steven Mortinson

Когда Дерстин закончила соревноваться за сборную колледжа, она полюбила трейловый бег. «Я начала по-настоящему увлекаться трейловым бегом», — говорит она. «Когда я впервые начала бегать трейлы, я задумалась о том, чтобы пройти всю дистанцию Аппалачского трейла, и это открыло для меня совершенно новые возможности».

Чтобы узнать больше о маршруте, Дерстайн посетила семинар по Аппалачскому трейлу, который проводил Уоррен Дойл, известный тем, что прошел по этому трейлу больше, чем кто-либо другой. Дойл предложил Дерстайн помощь, если она захочет поставить рекорд трассы. «Я познакомилась с Дойлом в Нью-Йорке — он уже помогал другим участникам похода. Он подвозил меня в начале дня, и мы просто смотрели, что происходит — как далеко я могу зайти. В тот момент я еще ничего не понимала в культуре беге на ультра дистанции».

В первый день Дерстайн стартовала около полудня и прошла 32 км до наступления темноты. Она чувствовала себя хорошо. «На следующий день я стартовала утром и сделала 65 км», — говорит она. «Затем на третий день я сделала еще 65 км, и это было просто очень весело. Дойл встречал меня на разных участках маршрута, и это было такое простое счастье. Я полностью втянулась в эту идею».

Когда в июле 2020 года Дерстайн решила поставить рекорд прохождения Аппалачского трейла, музыка стала частью ее состояния потока. «В лесу я действительно погрузилась в состояние спокойствия». Дерстин начала сочинять музыку. «Это произошло естественным образом, когда я была в некоем медитативном состоянии. Я увидела эти короткие мелодии, которые начали складываться в единую композицию в моей голове. Они имели повторяющийся характер, наверное потому, что в тот момент я совершала повторяющиеся беговые движения. Я помню, что весь этот процесс стал неожиданной частью путешествия». По мере того как Дерстин продвигалась на север, четыре или пять мелодий «играли в ее голове» снова и снова. Ничего сложного, только простые аккорды. В среднем она проходила более 65 км в день, за рекордный день — 111 км, и спала менее четырех часов в сутки.

После завершения пешего маршрута она почти сразу же написала сборник песен для фортепиано. «После финиша я неделю восстанавливала силы в Филадельфии у своих родителей. У них есть квартира и пианино, и я помню, как подумала: «Боже, эти песни просто впечатались в мой мозг». Я села за пианино и превратила их в нечто более целостное».

Дерстин считает, что музыка и трейловый бег взаимосвязаны. Она не думает постоянно о музыке, когда бежит, и не стремится выйти на пробежку, когда создает музыку, но это две одинаково важные составляющие ее жизни. В самой сути этих двух увлечений есть что-то одинаковое.

Фото: Thomas Woodson.

Кайл Ричардсон | Горный бегун, перкуссионист

Кайл Ричардсон — профессиональный бегун и горный бегун из Колорадо, наиболее известный своими скоростными прохождениями трейлов в Скалистых горах. Кроме этого, он профессиональный барабанщик, который записывает композиции для различных фильмов и рекламы. Для Ричардсона вся жизнь — это ритм, повторение и бит. Как Гиббард и Дерстин, он не пытается активно сочинять музыку во время бега, но он осознает, насколько ритмичным может быть бег. Это вписывается в его мышление.

«Чаще всего я думаю об этом на скоростных спусках, где я могу немного раскрепоститься и использовать более ритмичные вещи», — говорит Ричардсон.

Ричардсон считает бег и музыку похожими занятиями — поскольку и то, и другое требует повторения. Он из тех людей, которым не надоедает бегать по одной и той же трассе снова и снова или проигрывать одну и ту же песню до тех пор, пока он не освоит ее.

«Игра на ударных инструментах требует большого количества повторений для формирования навыков и освоения базовых вещей», — говорит он. «Все дело в том, чтобы просто делать это снова, снова и снова с метрономом. Вы постоянно пытаетесь достичь состояния совершенства, которого достичь очень трудно».

«Во время работы над музыкой, мой мозг работает так же, как и при беге. Я каждый день бегаю по одной и той же горе. Есть что-то стабильное в том, чтобы делать одно и то же, это позволяет мне отслеживать свой прогресс. Я чувствую, что могу погрузиться в нюансы того, как быть более эффективным». Когда Ричардсон досконально знает песню или тропу, он может экспериментировать с деталями — как он держит барабанную палочку, как быстро он делает поворот на тропинке.

Ричардсон выпустил свой второй фильм «Tempo II — Movements in the Jungle», в котором сочетаются бег и музыка в Бразилии. В первом фильме «Темп» Ричардсон был главным героем, и действие его происходило во горах Боулдера, штат Колорадо. Но во втором фильме в центре внимания оказываются другие персонажи и те чувства, которые мы все испытываем, бегая по пересеченной местности. «Речь идет о чувствах, которые мы испытываем, находясь в этих диких местах, а также о ощущениях, когда мы играем музыку», — говорит он.

Связь творческого потока и бега

Гиббард, Дерстайн и Ричардсон признались, что им трудно отключить свой мозг и устроить настоящий отдых. Их состояние бездействия обычно наполнено мыслями, и не потому, что они творческие гении, которые постоянно сочиняют, а потому, что их мозг, похоже, привык к почти постоянному решению проблем.

Доктор Эми Лауэр считает интересным тот факт, что пока неясно, создают ли музыка и бег функциональную связь, или же люди рождаются с ней. «Что никогда нельзя сказать по результатам подобных исследований визуализации мозга, так это то, что именно занятия музыкой и бегом вызвали изменения в функциональной связи различных отделов мозга, или же эти люди родились с мозгом, структуры которого функционально более связаны, и именно поэтому их тянет к музыке и бегу».

Лауэр также старается избегать обобщений. Несмотря на то, что есть интересные совпадения между музыкантами, которые преуспевают в трейловом беге, существует множество бегунов, которые не интересуются музыкой. «Сколько среди ультра-бегунов тех, кто вообще не имеют музыкальных способностей?» — говорит она. «Очевидно, что здесь есть некоторое совпадение [между музыкантами и бегунами]. Но мы должны учитывать и остальную часть спектра». Другими словами, есть несколько интересных исследований и выводов, но нет ничего определенного в отношении мозга бегуна и музыканта.

Во многих отношениях все, с чем мы сталкиваемся в жизни, можно считать «проблемой» — слово, которое теряет свой негативный оттенок, если мы подумаем о творческом процессе решения этой задачи. Для многих бегунов и музыкантов жизнь в стрессе — в потоке — это как раз то, что нужно. Практиковаться снова и снова, немного разными способами. Нагрузка на мозг, чтобы он научился подключаться и работать еще лучше. Будь то ритм, мелодия или темп — способность мозга учиться и направлять нас бесконечна.


Автор: MICAH LING

Оригинал: https://www.trailrunnermag.com

Перевод: Денис Артамонов

Если вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями


Рекомендую статьи:

5 советов бегунам от Элиуда Кипчоге

Полезны ли карбоновые кроссовки для бегунов-любителей?

Видео: Ринас Ахмадеев. Тренировка перед полумарафоном в Туркестане. 1:03:43

Почему тренировки на пределе возможностей не всегда полезны

Тренировки для увеличения скорости

Упражнения от боли в спине

Совершенствуйте свой рацион


Канал «Бегать просто»

Связаться со мной

Телеграм-канал

Strava