March 21, 2023

Хайле Гебреселассие

Великий Хайле Гебреселассие рассказывает RW о дисциплине, славе, дружбе, вдохновении и беге во имя мира.

фотография: https://yandex.ru/images

Ха́йле Гебресела́ссие — эфиопский стайер и марафонец. Двукратный олимпийский чемпион и четырёхкратный чемпион мира в беге на 10 000 метров, четырёхкратный чемпион мира в закрытых помещениях на дистанциях 1500 и 3000 метров. С 1994 года установил 27 мировых рекордов на беговых дистанциях, начиная от 2000 метров и заканчивая марафоном. В настоящее время владеет мировыми рекордами в беге на 20 000 метров и часовом беге.

Признан лучшим легкоатлетом мира 1995 и 1998 годов по версии журнала Track & Field News, лучшим легкоатлетом мира по версии ИААФ 1998 года. Лауреат премий «Спортсмен года AIMS» 2006, 2007 и 2009 годов и «Самое быстрое время AIMS» 2007 и 2008 годов. (Википедия)

(Счастлив, что мне удалось побывать в 2019 году в Эфиопии и побегать на родной земле таких известных атлетов. Ссылки на путеводители и статьи об Эфиопии в конце текста — от автора перевода)

Хайле быстро перемещается (имеется в виду очень плотный график), — его команда предупреждает меня, что можно впустую потратить выходные в Аддис-Абебе, столице Эфиопии, пытаясь найти Хайле Гебреселассие и взять у него интервью.

Это неудивительно. 49-летний уроженец маленького городка Асэлла, расположенного к югу от столицы, установил 27 мировых рекордов в беге, которые поставили его в один ряд с великими атлетами нашего времени. Спортивную карьеру Хайле можно разделить на два периода. Сначала он стал доминировать на Олимпийских играх и чемпионатах мира в беге на 10 000 метров в 1990-х годах, выиграв два олимпийских золота и четыре чемпионата мира (а также четыре чемпионата мира в помещении). В 2000-х годах наступило время «второго пришествия», когда Хайле дважды установил мировой рекорд и одержал четыре победы подряд на Берлинском марафоне с 2006 по 2009 год.

Чтобы поближе познакомиться с Хайле, достаточно понаблюдать за ним при подготовке и проведении забега Great Ethiopian Run, одним из организаторов которого является он и является. Забег на 10 километров по широким улицам центра Аддис-Абебы для 40000 человек, который больше похож на гигантскую, красочную уличную вечеринку, чем на соревновательный забег. Хайле появляется повсюду. Вот он на пятничной пресс-конференции в отеле Hyatt Regency, улыбающийся и раздающий щедрые комплименты в адрес почётного кенийского гостя Мозеса Тануи. (Хотя, если бы вы видели их забег друг против друга на чемпионате мира 1993 года на 10 000 метров, вы бы поклялись, что они должны быть врагами на всю жизнь). Вот он стоит среди верблюдов, лошадей и надувных замков на детских забегах в субботу утром, раздавая медали и призовые рюкзаки длинной веренице спортсменов разных возрастов и способностей. И вот он снова на старте главного забега в воскресенье утром, сопровождает президента Эфиопии Сахле-Ворк Зевде, пока поп-певец Хамельмал Абате исполняет национальный гимн.

«С самого начала я хотел бежать быстро»

В перерывах между выступлениями на сцене он, как правило, ходит быстрым шагом, прижимая к уху телефон. Возможно, это тактика, чтобы избежать бесконечных просьб сделать селфи, но когда мы добираемся до его офисного здания в городе, в дверь то и дело стучат, и очевидно, что Хайле нужен всем и сразу.
По дороге на встречу мы проезжаем мимо кинотеатра «Алем» и фитнес-центра «Алем» — оба названы в честь его жены. На одной из стен – таблица с перечнем принадлежащих Хайле видов бизнеса – отелей, школы, коммерческая недвижимость, компания по импорту автомобилей Hyundai под названием, конечно же, Marathon Cars. Но может ли Гебреселассие-предприниматель обрести столько же радости, сколько Гебреселассие-золотой медалист? Хайле выделил немного драгоценного времени, сделал паузу в своём почти вечном движении, чтобы впустить корреспондента RW (RUNNER'S WORLD) в свой мир.

В чём отличие первого забега от нынешних соревнований?

В первом Great Ethiopian Run участвовало около 10 000 человек. В Эфиопии такие забеги были неизвестны. Это было довольно беспорядочно — все 10 000 человек хотели быть на переднем плане (Не было разграничения по кластерам среди участников, уточнение автора перевода). Поэтому он был наполовину успешным. Через год мы провели более удачный забег. Затем, постепенно гонка стала известной, и сейчас мы проводим 22-й по счёту забег.

Какое влияние гонка произвела на бег в Эфиопии?

Это больше, чем просто забег. Главная цель — привлечь больше людей в лёгкую атлетику, особенно тех, у кого нет возможности участвовать в соревнованиях за пределами Эфиопии. Сегодня бег в Эфиопии вошёл в моду. Двадцать лет назад, если люди видели, как кто-то бегает на улице, особенно женщины, они могли подумать, что это какая-то психическая проблема. Никто не занимался спортом на улице.

Даже несмотря на то, что вы и Абебе Бикила и Мирутс Йифтер уже завоевали золотые медали на Олимпийских играх?

Конечно, у нас были элитные спортсмены, но обычных людей, бегающих на улице – раньше такого не было. Сейчас наша главная проблема в организации забега — это большое количество желающих. Если бы мы могли организовать забег для 100000 человек, поверьте мне, мы бы зарегистрировали их за неделю. Бег стал слишком популярен.

Похоже, что для многих это скорее вечеринка, чем гонка...

Когда вы придёте на забег, не думайте о результате. Думайте только об удовольствии. Если вы хотите бежать, вы должны встать в начале толпы. Если вы в середине? Никаких шансов. Большинство участников будут ходить и танцевать.

(Основная часть участников забега идут пешком, попутно танцуя, фотографируясь. Словно участвуют в карнавале, а не в спортивном мероприятии. Хорошо это или плохо — ответить сложно. Здесь нужен баланс, чтобы забег был организован для спортсменов на достойном уровне, и для любителей ходьбы было весело. Пусть это будет для кого-то из последних стартовым входом в мир физических нагрузок. _ Уточнение автора перевода)

Что ещё можете посоветовать иностранным гостям, которые приезжают в Эфиопию на забег?

Если вы приедете сюда, чтобы пробежать на результат 10 км, ваше время здесь, в Аддис-Абебе, будет сильно отличаться от результата в Лондоне или Париже, потому что вы бежите на высоте 2500 м над уровнем моря. Нехватка кислорода — это большой стресс. Но это будет и новый замечательный опыт. Эфиопы хороши тем, что мы много бегаем по холмам, высота над уровнем моря также даёт большой потенциал. Когда после тренировок в Эфиопии вы спуститесь на уровень моря, вам будет легко бежать. Это очень хорошее преимущество. Приезжайте хотя бы за две недели до забега, если хотите получить какую-то пользу. До ковида было очень много туристов, которые приезжали, чтобы принять участие и попутешествовать по стране. После ковида и недавней войны [двухлетний конфликт в регионе Тиграй закончился в ноябре 2022 года] их стало не так много, но постепенно они возвращаются.

Как вы думаете, сможет ли страна оставаться безопасной для туристов теперь, когда есть мирное соглашение?

Я надеюсь на это. Я верю, что Эфиопия — это страна, созданная Богом. Политики — это те, кто всегда портит мою страну. Нормальные люди, в конце концов, все одинаковы. У людей могут быть разные идеологии, но нужно оставаться людьми. И одним из инструментов для установления мира является спорт, особенно бег. Правящая партия, оппозиционная партия, разные религии, люди с разными взглядами... А бег — для всех.

Многие сильнейшие эфиопские бегуны, включая вас, тренировались в лесу Энтото к северу от Аддис-Абебы. Что особенного в этом месте?

Лес находится выше, чем город. Вы можете подняться до высоты 3400 м, если будете тренироваться там. Кроме того, там очень свежий воздух, в отличие от Аддис-Абеба с его автомобильными выхлопами. Когда я был спортсменом, я тренировался в лесу Энтото минимум три раза в неделю.

Когда вы поняли, что у вас есть талант к бегу?

Я выиграл забег на 1500 м, когда учился в школе. Мне было 14 лет. Большинство соперников в том забеге были из 11 или 12 класса, а я был в 9. Я не понимал, что я делаю. Даже не знал, сколько было кругов. С самого начала я хотел бежать быстро. Другие бегуны знали, сколько кругов. Они следили друг за другом и использовали тактику. Я опережал их на 80 метров. Единственное, что я помнил — совет учителя физкультуры: когда звонит колокол, это означает последний круг. Я попытался увеличить скорость, хотя к тому времени уже слишком устал, благо разрыв был большой. Отстающая группа пыталась догнать меня, но к финишу я пришёл первым.

фотография: https://yandex.ru/images

В период с 1993 по 2000 год вы завоевали два олимпийских золота и четыре золота чемпионата мира. Вам также принадлежат 27 мировых рекордов (в том числе в марафоне — дважды). Что ещё помогло стать успешным?

Для меня лучшим подарком была сама жизнь. Если говорить о физическом развитии, то у меня с детства был природный талант. Спасибо моей семье, моим родителям, тому, как я рос в сельской местности. К трем-четырем годам я уже не сидел дома. Я работал в поле, помогал родителям с коровами и овцами. Могу сказать спасибо, что расстояние между домом и школой было около 10 км. Я проходил или пробегал его каждый день, то есть 20 км в день. Но я не думаю, что я был настолько силён психологически.

Правда? Наблюдая за такими забегами, как 10 000 м в Сиднее 2000 года, где вы на долю секунды обошли кенийца Пола Тергата, или за Чемпионатом мира 1993 года, где вы настигли Мозеса Тануи после того, как он убежал от вас [причём Тануи был в одной шиповке], вы, казалось, демонстрировали большую психологическую устойчивость...

Когда я начал бегать, основной целью была победа. Когда я стал сильным и знаменитым, я начал думать о другом: просто победы было недостаточно. Мне хотелось побить рекорд, удивить людей. И потому я отдал всё, что у меня было, ради спорта.

Как вы думаете, вера в Бога сыграла свою роль в ваших победах?

Конечно. Во всём, о чём я ранее рассказал, участвовал Бог. Всё, что касается моих достижений, кто на первом месте? Кто впереди? Это Бог. Без вопросов. Как люди, мы можем сказать: «Я сделал это, я сделал то». Но Бог всегда на первом месте.

Значит ли это, что Бог любит вас сильнее, чем Пола Тергата?

Это может показаться так! Я никогда не скажу, что Бог любит меня больше. Но я скажу, что поскольку Бог любит меня, Он дал мне силы выиграть эту гонку. Не забывайте, что достижения Пола были немалыми. Возможно, разница между спортсменами заключается в дисциплине. Иногда мне казалось, что я победил, потому что моя дисциплина была ближе всего к тому, что нужно на 10 км. Конечно, в лёгкой атлетике все усердно тренируются. Но, допустим, есть пункты дисциплины до 10. Может быть, Хайле набирает восемь очков дисциплины, а Пол — семь. Это небольшое преимущество для меня.

О каком из ваших забегов люди спрашивают вас чаще всего?

В основном о Сиднее [финал Олимпийских игр на дистанции 10 000 м]. Если вы посмотрите старт, мы с Полом были так близко друг к другу. В этом забеге должно было быть два золота. Я могу сказать, что в тот день Полу очень не повезло. Я и сегодня задаюсь вопросом: благодаря чему я выиграл тот забег? Это удивительно. Когда я пересматриваю гонку, я не думаю о том, что был я так хорош или же смелость помогла победить. Я думаю: посмотрите на Пола! Он почти победил! Мы по-прежнему друзья. Две недели назад он был здесь, в Аддис-Абебе, и мы хорошо провели время вместе.

Я хотел побить рекорд, чтобы удивить людей

Между Эфиопией и Кенией существует давнее соперничество. Как вы думаете, кто из них сегодня является лучшей беговой нацией?

На всех крупных соревнованиях наши страны представляют сильнейшие атлеты. Уровень спортсменов очень близкий. Что касается меня, то моя сила исходит от кенийцев. Мои мировые рекорды, в частности, были установлены благодаря кенийцам. Я четыре раза побеждал на дистанции 5000 м, три раза — на дистанции 10 000 м, и всё это – благодаря кенийцам. Как можно побить мировой рекорд без них? Спасибо кенийцам! И то же самое, конечно, верно и в другую сторону. Мы нужны друг другу в этой мирной борьбе.

В кенийском кафе просмотр спортивной трансляции. Путеводитель по беговым сборам в Кении

(Прим автора перевода._ Когда на кону забега стоят большие призы и слава — соперничество наполняется особой энергетикой. Трансляции крупных (и не только) забегов с участием бегунов Кении и Эфиопии народ смотрит в каждом кафе, в каждом работающем телевизоре. Бег здесь — религия. В Кении молятся на то, чтобы кениец обогнал эфиопа, в Эфиопии наоборот.)

Что вы чувствовали, наблюдая за тем, как Кипчоге преодолевает марафонскую дистанцию за два часа? [Второй марафонский рекорд Гебреселассие, установленный в Берлине в 2008 году, составлял 2:03:59].

Это было потрясающе. Элиуд Кипчоге — очень дисциплинированный спортсмен. Из 10 баллов я ставлю ему 9,5, а иногда и 10, потому что он отдаёт этому виду спорта всё. Именно поэтому он отличается от других. Но я не очень хочу говорить об этой истории с преодолением марафона из двух часов.

Дело в том, что вы не одобряете новейшие технологии производства обуви? (речь о «карбоновой эпохе», – уточнение автора перевода)

У меня были одни и те же кроссовки Adidas с 1988 года. Новый стиль, но в принципе та же модель до недавнего времени. Эти новые кроссовки 2022 года: они совершенно другие. Ты летаешь! Я пробовал их. Я много бегаю на беговой дорожке. Я увеличивал скорость на беговой дорожке и всё равно не уставал. Эта технология может отнять минимум три минуты от вашего результата на марафоне. Это самое большое изменение. Я бы предпочёл, чтобы спорт оставался естественным. Конечно, если я буду много говорить о таких вещах, возможно, люди подумают: «Он завидует». Я не завидую. Спорт — это контракт. Ты выступаешь, когда находишься на вершине, а потом уходишь на пенсию.

Насколько трудно было принять решение о том, что пора уходить на пенсию? [Впервые Гебреселассие объявил о своём уходе из спорта в 2010 году, выбыв из New York Marathon, но передумал и продолжал участвовать в соревнованиях до забега Great Manchester Run в 2015 году].

Очень трудно. Я по-прежнему бегаю для себя, но мне трудно смотреть на других спортсменов по телевизору. Когда я смотрю забег, особенно марафон, я думаю: «Почему они это делают? Они должны делать это». Я могу даже критиковать, но меня там нет. Конечно, мне хочется ещё посоревноваться, но это не проблема. Пока я потею (от физических нагрузок), я в полном порядке.

Значит, вы можете получать удовольствие от бега, даже если не ставите мировых рекордов?

О да, я так счастлив. Я тренируюсь в спортзале. По выходным — немного на улице. Конечно, также занят рабочими процессами. Каждый день я пробегаю около 10 км. Иногда езжу на велосипеде. Очень важно поддерживать физическую форму, так что это то, что мне нужно. Но сейчас я не тренируюсь для бега на результат.

Изменилось ли ваше питание с тех пор, как вы перестали выступать на мировой арене?

Нет, в принципе, всё по-прежнему. Но раньше я много думал о том, насколько легко всё будет перевариваться. Сейчас я уже не задумываюсь о том, что буду есть вечером.

Вам нравится быть знаменитым?

Иногда всеобщее внимание — это не очень хорошо. Я хотел добиться результата в спорте, а слава — она пришла по итогу. Люди обращают на тебя внимание и следят за тобой. Иногда я могу сказать, что нахожусь словно в тюрьме. На каждом шагу нужно быть осторожным, потому что все наблюдают за тобой. Когда ты делаешь что-то хорошее, тобой восхищаются. Когда делаешь что-то плохое, они видят это.

У вас сейчас много разных компаний, есть ли в бизнесе острые ощущения, которые могут сравниться с ощущениями от победы в большой гонке?

Невозможно представить! В спорте эмоции, даже на небольших соревнованиях...

А удовольствие, которое приносит тебе бизнес, не сравнимо по эмоциям со спортом. Бизнес, в конце концов, это бизнес. Головная боль всегда присутствует. Но я счастлив, потому что это то, чего я хотел.

Лёгкая атлетика научила Хайле Гебреселассие никогда не сдаваться. В бизнесе то же самое. Это большой вызов. Во время ковида у нас были очень трудные времена, но благодаря бегу, благодаря тому, что было внутри меня, я знал, что мы сможем вернуться, как и в лёгкой атлетике. Поэтому мы всё ещё здесь. Сейчас у нас всё хорошо.

Источник: https://runnersworld.com

Автор: DAVID SMYTH

Перевод: Артамонов Денис


Автор перевода на стадионе в Асэлла

(Город Асэлла расположен в 175 км к югу от Аддис-Абебы по дороге в Бекоджи, на высоте 2430 м над уровнем моря.

В городе находится стадион с приличной по состоянию резиновой дорожкой. На нём проводят региональные и местные соревнования. От Бекоджи (Бегуны этого города завоевали 16 золотых Олимпийских медалей) добираться на микроавтобусе порядка 55 километров. Основной плюс поездки — с высоты 2900 вы спускаетесь на 2430 и бегаете по размеченному мягкому треку.

— Уточнение автора перевода.)

Сборы в Эфиопии — часть 1: предыстория, климат, визы и валюта, как добраться, высота и жилье

Сборы в Эфиопии — часть 2: связь, еда, магазины и аптеки, язык, безопасность и общение.

Еда как секрет быстрых ног

Если вы думаете, что бегуны-эфиопы питаются суперфудами — это не так. Основа питания — простая пища с огорода и домашняя скотина: такие же углеводы, белки, жиры в виде обычных натуральных продуктов.

Если вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями!


Рекомендую статьи:

Полезны ли карбоновые кроссовки для бегунов-любителей?

Видео: Ринас Ахмадеев. Тренировка перед полумарафоном в Туркестане. 1:03:43

Перкуссионный массажёр Theragun PRO (4 версия)

Тренировки для увеличения скорости

Упражнения от боли в спине

Совершенствуйте свой рацион


Канал «Бегать просто»

Связаться со мной

Телеграм-канал

Strava