November 3, 2023

Любитель бега и его Nike Vaporfly

На канале «Бегать просто» часто выходят переводы материалов — обзоров зарубежных изданий на тему новых кроссовок и бега в них кенийских бегунов и представителей профессионального бега. Читать об этом интересно, но у меня всегда проскальзывала мысль — любители бега совсем не похожи на профессионалов. Да, всех нас объединяет любовь к бегу, но физиологически мы отличаемся

Очень часто, когда речь заходит о беговых кроссовках, а тем более о супер-обуви, мы смотрим на то, в чем бегают профессиональные атлеты. Однако мне кажется, что в вопросах подбора и эффективности кроссовок лучше ориентироваться на любителей, которые тренируются и выступают, совмещая любимое хобби с работой и семьей… И мало кто из любителей не мечтает «выбежать из трех» на марафоне или установить новый личный рекорд на дистанции покороче, а это значит, что рано или поздно его взгляд остановится на кроссовках с карбоновой пластиной.

О беге в карбоновых кроссовках я поговорил с Айратом Хакимуллиным, одним из авторов IZMYLONG (читайте материал) и Бегом по Пхукету, бегуном-любителем, отцом прекрасной дочки. Его беговые результаты выше общей массы начинающих бегунов, а в его гараже «припарковано» много карбоновых кроссовок, но особенный интерес у меня вызвали три модели Nike: легендарная Vaporfly 4% и её обновленные версии – Nike ZoomX Vaporfly NEXT% 2 и Nike ZoomX Vaporfly NEXT% 3.

Эти кроссовки Айрат принес на совместную встречу-пробежку, чтобы обсудить их отличительные особенности и рассказать, как бежится в каждой паре. Основной упор в обзоре будет сделан на более современных моделях NEXT% 2 и NEXT% 3 и их легче приобрести.

Айрат, привет!

Расскажи немного о себе.

Беговой стаж с 2021 года

5 км - 17:44

10 км - 36:58

Вес 68 кг, рост 173

Всем привет! Меня зовут Айрат, бегаю я с 2021 года и сейчас у меня в постоянной ротации 30 пар обуви! Конечно, когда жена начала замечать, что обуви стало больше, чем 3-4 пары, мне приходилось прятать новые кроссовки в багажнике автомобиля. А потом мы пришли к тому, что я ей признался в том, что у меня зависимость. Хотелось попробовать всё, любой маркетинг проходил буквально через меня. Я пробовал разные бренды и модели. Кроссовки, которые не подходили, я быстро продавал на беговой барахолке. Методом проб и ошибок понял, что мне больше подходит колодка Nike, и сейчас кроссовки этого производителя — мой приоритетный бренд. Первый год я бегал в кроссовках без карбоновой пластины. Принцип был простой — пока не смогу бежать 5 км в темпе 3:30, ну какой тебе, Айрат, карбон? Такое мнение часто встречается среди бегунов в России. Я из беговой тусовки — IZMYLONG, и там меня бы засмеяли, если бы я пришел в карбоне и бежал в группе с темпом 5:00. В России есть, в целом, такой шейминг тех, кто медленно бегает, но при этом бежит в карбоне.

Как ты пришел к «карбоновой пластине»?

Наступил 2022 год. Я почувствовал, что хочется новых эмоций и ощущений. И выбор пал на кроссовки с карбоном. Потому что, по моему мнению, беговые кроссовки просто созданы для новых впечатлений, огня внутри, тяги к тренировкам… когда говоришь себе — купил себе карбон и хочу на тренировку, на интервалы. Наверное, тот адреналиновый укол, который я получаю во время бега в новых кроссовках, это дорогого стоит. И всегда эти тренировки получаются «вкусными».

У карбоновых кроссовок (речь о стартовых моделях — «марафонках» — уточнение автора статьи) один из важных плюсов — вес. Я просто не ощущаю эти кроссовки на ногах. Если сравнить с повседневной моделью Nike Pegasus, которые весят грамм 280-300, разница огромная. В карбоновых «марафонках» ты летишь и просто забываешь об обуви на ногах.

Давай зафиксируем мысль.

Кроссовки с карбоновой пластиной для тебя это больше эйфория, пинок для тренировок. Это важная информация. Помимо самих ощущений от бега в кроссовках с пластиной.

Абсолютно верно. Бег часто складывается от твоего внутреннего состояния. Мне кажется, что настрой может даже больше влиять на результат на соревнованиях, чем то, выспался ли ты перед стартом или нет. Кроссовки могут поджечь внутренний кураж.

Давай мы возьмем в руки три пары и поговорим о визуальных различиях.

Верхняя часть кроссовка

Nike Zoom Vaporfly 4% Flyknit

Ткань сильнее впитывает и удерживает влагу и становится тяжелее. Она хуже продувается. Материал на ощупь комфортный, как носок, напоминает мягкую ткань верха adidas UltraBoost. В то же время, материал хуже удерживает стопу при завалах. Получается, что ткань комфортная и не натирает, но при поворотах стопа может «гулять». Привычный беговой язычок отсутствует.

Шнурки гладкие.Теоретически, они будут больше развязываться. Но я шнурую кроссовок «беговым двойным узлом» и ни разу не испытывал проблем с развязыванием.

Стелька не приклеена к кроссовкам. Из-за лишних микродвижений это создает дополнительный дискомфорт во время разворота или бега по виражу трека.

Nike ZoomX Vaporfly NEXT% 2

Сетка на ощупь более жесткая, чем в Vaporfly 4% Flyknit. Ткань верха хорошо продувается, лучше удерживает стопу. Появилась косая шнуровка, которая убирает давление с кости большого пальца, а в пяточной зоне появился поролоновый валик. Эти нововведения положительно сказались на комфорте и лучшей фиксации стопы. Появился язычок — широкий и не удерживающийся шнуровкой, из-за чего зафиксировать его сложнее.

Изменили шнурки. Они стали рельефными с пазами и более прочными. Из-за этого шнуровка во время длительного бега не меняет натяжение. Как изначально затянул, в том состоянии шнурки и остаются.

В моделях NEXT% 2 и NEXT% 3 производитель приклеил намертво стельку, исправив казусы с первыми модификациями.

Nike ZoomX Vaporfly NEXT% 3

В этой версии Nike сделал еще более дышащую ткань, которая не сильно растягивается. Колодка рассчитана на более широкую ступню, чем предыдущие модели. Сохранен пяточный валик и косая шнуровка. Обивка пяточного стакана более жесткая, чем у вторых.

Шнурки такие же, как и во 2 модели, можно сказать современные.

Бросается в глаза, что изменилась ткань верха в 3 модели. Появились прям дыры. Если говорить о беге в жарком климате, при температуре выше 20 градусов, то на темпе выше 3:30 ступни начинают гореть.

Я столкнулся в Таиланде с этой проблемой, здесь бежишь в 28-32 градуса и после 2 километра в темпе из 3:30 ощущение «пожара в ступнях» ощущается, это лимитирует и сказывается на результате.

Низ кроссовка, амортизация и сцепление

Сцепление и подметка

Все модели имеют плюс-минус одинаковое сцепление с асфальтом. Однако, они рассчитаны на сухой и ровный асфальт. По мокрому асфальту поставлю оценку 4 с минусом, так как на поворотах и в сильный дождь были срывы сцепления. В NEXT% 3 резина тактильно чуть-чуть более жесткая, она более долговечна, но меньше «липнет» к скользкому покрытию. На самой резине указана граммовка каждого элемента подошвы. Визуально смотрится любопытно, но на беговые характеристики это не влияет.

Также в NEXT% 3 появилась канавка в середине. Вероятно, это сделано для облегчения веса. Однако, в ней постоянно застревают камни. И если это произойдет, вам придется остановиться и потратить время на извлечение застрявшего предмета.

Перекат

Самый агрессивный перекат у Nike ZoomX Vaporfly NEXT% 2. Это легко заметить визуально, держа в руках пары обуви. У них чуть острее угол, получается более закругленная форма кроссовка. Мне более агрессивный перекат помогает бежать, тратится меньше энергии в момент отрыва ступни от поверхности. По сути, перекат становится динамичнее.

В NEXT% 3 Nike смягчил перекат-лодочку. Кроссовки визуально стали более «гражданскими», словно маркетологи решили выпустить обувь для более широких беговых масс, и это ощущается во время быстрого бега.

Если вернуться к Nike Zoom Vaporfly 4% Flyknit, то они практически плоские, и в них «лодочка-перекат» не ощущается. На текущий день подобный перекат можно встретить в тренировочных кроссовках Nike Air Zoom Pegasus.

Ощущение стабильности — это совокупность моментов, но Vaporfly 4% Flyknit самые неустойчивые в поворотах. NEXT% 2 уже более-менее устойчивые в поворотах. Я думаю, что тут уже более плотная ткань, «объемный» пяточный стакан, резина. Все это дает более стабильное растяжение ткани и распределение бокового усилия.

В NEXT% 3 я не чувствовал какого-то серьезного дискомфорта при поворотах. Подошва стала более широкая и из-за этого устойчивая. Однако, внутри кроссовка моя стандартная стопа зафиксирована хуже.

Резюме

Нужно понимать, что по мере выпуска новых моделей производители улучшают комфорт и добавляют новшества. Далее собирается обратная связь от бегунов и разрабатывается обновленная версия. И так по кругу. Я впервые взял в руки первую модель Vaporfly в Кении и произнес — совершенство. Однако, сейчас эти кроссовки смотрятся, как «прошлый век».

Согласен! И держа в руках три модели, пробегусь по явным новшествам и подведу итог.

Nike Zoom Vaporfly 4% Flyknit

В ней больше всего недоработок. По истечению времени и набеганных километров я это вижу. Во-первых, это все-таки неустойчивость. Во-вторых, не приклеенная стелька. Есть еще не агрессивный перекат. Ткань сильно впитывает и удерживают влагу, кроссовок тяжелеет на глазах. Однако сейчас мы понимаем, что с этой модели Nike еще только начинали эксперименты с карбоновыми кроссовками.

Из плюсов. Они очень легкие — 206 грамм. Их можно найти за наименьшую стоимость на данный момент.

Nike ZoomX Vaporfly NEXT% 2

Улучшена стабильность фиксации стопы в кроссовке за счет ткани верха, язычка, вклеенной стельки, крепкого пяточного стакана с валиком. Сетка более воздухопроницаемая, стопа меньше нагревается. Более агрессивный перекат, косая шнуровка — не давящая на кость большого пальца. Рифленые шнурки. Перекат подталкивает на более быстрый темп и бежать в них в темпе медленнее 5:00 мин/км некомфортно. Особенно это ощущается, если ты бежишь с пятки, когда кроссовок начинает «вилять».

Nike ZoomX Vaporfly NEXT% 3

Лучше воздухопроницаемость, чем у Vaporfly NEXT% 2, более устойчивые, в них приятнее бежать в темпе 5:30-5:00. Перекат сделан мягче (более плоская межподошва, если сравнивать с «лодочкой») — это теоретически уменьшает напряжение задней поверхности бедра и голени (ахилл, икроножная мышца и выше). Это кроссовки, сделанные на более широкую стопу.

Выбирая между Vaporfly NEXT% 2 и Vaporfly NEXT% 3, лично мой выбор пал на NEXT% 2. Большую роль в этом сыграл, прежде всего, агрессивный перекат. По ощущениям, в них мне легче толкаться и я трачу меньше усилий на поддержание скорости. Плюс, они плотнее держат мою стандартную по ширине стопу, для меня это важно.

Сейчас у меня две таких пары.

Стоит ли переходить с Vaporfly 4% Flyknit на Vaporfly NEXT% 2?

Однозначно, да. В NEXT% 2 улучшена воздухопроницаемость, перекат агрессивнее (сильнее толчок в пятку). Вес у NEXT% 2 на 5 грамм больше, большинство бегунов этого не ощутят. У NEXT% 2 появилась косая шнуровка, которая не давит на подъем стопы и костяшку большого пальца.

А если у меня уже есть Vaporfly NEXT% 2, рекомендовал бы ты обновиться до Vaporfly NEXT% 3?

А вот здесь на вкус и цвет, как говорится. Модель NEXT% 2 лучше подойдет на узкую стопу, и кто не боится лишнего напряжения по всей задней линии ног. Эффект переката в ней ощущается лучше, тебя прям подкидывает. Модель NEXT% 3 больше подойдет для неокрепших стоп, но кто хочет попробовать магию карбоновой пластины.

Айрат, спасибо большое за интересный диалог.

Занимайтесь спортом и будьте здоровы.


Рекомендую статьи:

5 советов бегунам от Элиуда Кипчоге

Полезны ли карбоновые кроссовки для бегунов-любителей?

Видео: Ринас Ахмадеев. Тренировка перед полумарафоном в Туркестане. 1:03:43

Почему тренировки на пределе возможностей не всегда полезны

Тренировки для увеличения скорости

Упражнения от боли в спине

Совершенствуйте свой рацион


Канал «Бегать просто»

Связаться со мной

Телеграм-канал

Strava