August 8, 2019

Обзор "Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс", 2017, Максим Дорофеев

Дорофеева я знаю очень давно. Значительно более давно, чем он знает меня. На первом году своей карьеры я случайно обнаружил его блог, и читал залпом пост за постом. Он писал на вообще не близкие мне темы (IT-разработки), но он писал очень живо и одухотворенно. Назвал он в те года себя "Спаситель IT-проектов", и мне этот понт понравился.

От него я научился тому, как можно быть увлеченным своей работой. И что книги о работе бывают очень интересными. Он писал очень краткие обзоры на прочитанные книжки, и писал их так, что мне начинало хотеться эти книги прочесть. От него я узнал, что такое "Пустой инбокс". Для меня это было откровением, и в первый же день я начал применять это в своей работе, и применяю до сих пор. Я немного переделал подход Дорофеева к инбоксу, отправил ему свой вариант, и он ему не понравился :D

Вот он: Как я организовал электронную почту для удобной работы

Сейчас мне нужна была книга, которая бы разожгла во мне огонь интереса, и должна была решать проблемы, которые стоят передо мной здесь и сейчас. После последнего обзора я уже бросил и не стал дочитывать около 5 книг. И вот во время прочтения какой-то американской статьи, я внезапно вспоминаю о Джедайских техниках.

И причем тут джедаи?

Это такой прикол. Речь в книге идет о личной эффективности. О том, как стать настоящим джедаем офисной работы, который владеет своим разумом, памятью, эмоциями, на уровне шаолиньского монаха.

Немного не моя тема, конечно. Я больше выступаю за подход "Отступать некуда, позади Москва", а это похоже на подход ситхов. Но все равно тема джедайства для меня актуальна.

А что за обезьяна?

Обезьяна - это олицетворение вашей системы 1. Она особенно перетягивает на себя всё влияние, когда у вашей Системы 2 (подробнее по гиперссылке) заканчиваются силы, и вы начинаете думать по упрощенным алгоритмам, из-за которых иногда можно делать не те дела, которые следует, или принимать неверные решения, делать ошибочные выводы.

Смысл в том, что никто не может быть человеком всё время - это подобно анаэробной деятельности - надолго не хватит сил. БОльшую часть времени всем приходится отдавать управление в лапы обезьяны, т.к. она неутомима. Неутомима, но и делать ничего сложного она тоже не желает. Она хочет делать веселые и ненапряжные вещи, или катать вату. И в наших интересах научиться хорошо с ней обращаться, чтобы пустить неуемную энергию во благо.

Обычно обезьяну не получается просто так отогнать от штурвала, чтобы на ее место встал человек и сделал всю сложную работу. Просто так нельзя, но с помощью сильного стресса (из-за дедлайна) - можно.

Так вот, суть джедая в том, чтобы круто делать все дела. Когда и как подключать к работе человека, а когда обезьяну.

Структура книги

Это, так сказать, книга следующего поколения. В ней нет ничего изобретенного заново. Зато она оптимизирует знания из десятков других книг на эту тему (ни одну из которых я не читал). И это не просто переписывание, как вот здесь, в результате которого из одной книги получаем две одинаковые.
Это другое. Я предпочту прочесть одну вот эту книгу, чем десятки предшественниц. Я ЗА то, чтобы такие книги существовали. Потому что книг в мире слишком много, и их нужно архивировать. А углубиться в детали первоисточников можно всегда. Благо, они указаны. Примерно по этому же принципу работает половина моего блога.

Многие часто повторяют фразу, что нужно читать первоисточники. А я думаю, что это не тот случай.

Центральная концепция

Для того, чтобы обезьяна не властвовала в нашей голове безраздельно, нужно научиться экономить умственные силы (мыслетопливо), расходуемые на чепуху, чтобы сберечь их для важных задач. А для этого нужно сократить все утечки умственных сил. Очень бережливо.

Нужно как можно меньше держать в голове той информации, которую можно записать в блокнот.

Потому что чем больше информации находится в оперативной памяти, тем сложнее думать над чем-то важным.

Собственные идеи, возникающие в голове, тоже нужно сразу же записывать, чтобы не грузить ум их запоминанием.

Это я делаю. Каждый день приношу с работы в кармане 1-3 исписанных квадратных листочка бумаги с мыслями, что нужно будет сделать после работы. На улице сразу же записываю идеи в телефон. Иначе просто жонглируешь в голове мыслями, пытаясь не забыть ни одну из них. Вместо того, чтобы думать.
Или просто очистить разум от вообще каких-либо мыслей, что тоже полезно, т.к. в этом состоянии в работу на полную включается подсознание.

Думать надо в моменте формулирования задачи себе самому (во время записывания дела в список задач).

Хорошо сформулированная задача снижает степень ее прокрастинации.

Нередко после замены одного глагола в формулировке задачи она практически тут же выполнялась, хотя до этого могла находиться в списке дел исполнителя несколько недель и откладываться на потом.

Самые яркие примеры этого эффекта:

  1. Задача «Вылечить зуб» прокрастинировалась около года, но стоило ей превратиться в «Зайти в HR и взять продленную страховку», как дело сдвинулось с мертвой точки и завершилось за две недели.
  2. Задача «Сдать отчет по командировке» через три месяца откладывания на потом превратилась в «Поискать дома в желтом рюкзаке чек за оплату гостиницы», сдвинулась и решилась через два дня.
  3. Задача «Подготовить презентацию к отчетному собранию» после трехнедельной прокрастинации превратилась в свой первый шаг: «Запросить у финансистов табличку с расходами за 4-й квартал» и была решена в этот же день.
  4. Задача «Провести встречу по проекту» через три недели стояния на месте превратилась в «Спросить у генерального, удобно ли ему встретиться в понедельник утром», и люди таки встретились в понедельник утром.

Для того чтобы список задач приносил реальную пользу, необходимо, чтобы каждая (реально каждая, без исключений) задача удовлетворяла четырем критериям:

  1. Формулировка задачи должна звучать как ответ на вопрос «что нужно сделать?».
  2. Формулировка должна начинаться с глагола в неопределенной форме
  3. Задачу можно выполнить, по минимуму используя мышление (в идеале формулировка должна вызывать внутренний возглас: «Да это уже проще сделать, чем записать!»).
  4. Задача должна представлять собой первоочередное действие по достижению конечной цели (например, если я хочу записаться к стоматологу, а для этого мне нужно позвонить девушкам из отдела кадров и узнать телефон страховой компании, я должен внести в список не задачу «Записаться к стоматологу», а задачу «Позвонить Юле из отдела кадров и спросить телефон нашей страховой»).

Меньше отвлекаться на мессенджеры, уведомления и прочие штуки, которые дёргают тебя за рукав, когда ты работаешь.

В идеале ото всего отписаться и везде всё отключить. Посмотришь уведомления, когда закончишь с работой. Потому что на отвлекания и переключения (а точнее на возврат к работе) тоже расходуется мыслетопливо и время, а оно не лишнее.

Вывод по центральной концепции:

У меня очень похожая схема работы сложилась стихийно, сама собой. И задачи я записываю все в одно место, и ничего не держу в голове, и провожу ежедневный и еженедельный обзор задач. Я называл это "приоретизацией", и даже записывал в ежедневную карту своего рабочего дня (хронометраж самого себя) для начальства, когда работал на Хоме.

Так я и вписывал "Приоретизация. 1 час"

В ходе этой задачи я максимально переходил в режим "расфокусированного периферического мышления" пытался связать все свои рабочие дела в единую систему. Вспоминал всё, что забыл, всё, что не записал, хватая роящиеся мысли за хвост и помещая их в список задач. После этого я выстраивал последовательность, в которой я буду эти задачи выполнять. И думал над тем, что если я успею не всё из этого, то что же тогда я сделать должен, а чем я должен пожертвовать. Старался записать все задачи как можно более понятно.

Сюда же относится и подергать за ниточки всех, от кого я чего-то жду. Вспомнить, кому мне надо что-то напомнить. И это всё тоже записать в лист задач.

Такая вот дефрагментация своей головы.

И сейчас кто-то скажет "Ну, у тебя есть на это время. Целый час. У меня вот нет на это времени".

Нет же, у меня не было на это времени. Я же говорю, что часть дел в списке определялась как дела, которые я не сделаю. Но туда отправлялись те дела, которыми я жертвовал сознательно.

Просто, если этого не делать, то вы, как и я, тоже не сделаете половину дел. Но эта несделанная половина будет не осознанной, а спонтанной и малопредсказуемой, т.к. вы не сделаете те дела, о которых не вспомнили.

В книге много разных лайфхаков

1. Берегите свои циркадные циклы. В глазу человека находится специальный фоторецептор — меланопсин, который реагирует на наличие синего цвета в спектре и регулирует содержание в крови мелатонина (гормона сна). Спектр экрана смартфона или компьютера содержит очень сильную синюю составляющую, что может сбивать наши внутренние часы, вызывая бессонницу. Существует специальное программное обеспечение, синхронизирующее спектр излучения экрана с положением солнца. По мере приближения заката это ПО удаляет все больше и больше синей составляющей из спектра картинки, в результате чего экран приобретает красноватый оттенок. Первое время это будет немного непривычно, но довольно быстро глаза адаптируются и вы сможете заметить, что засыпать стало легче.

Я пробовал это приложение, и оно ВООБЩЕ мне не зашло. Глаза и ум начали паниковать. Перенастроиться, настроить цветность. Каким-то образом вернуть синий цвет. Я пытался привыкнуть к этому захода за три, суммарно по времени на часа два. Глаза постоянно резало, и я удалил программу.

2. На разговор с коллегой (особенно с начальником) приходить с блокнотом, в котором составлен список тем, на которые нужно переговорить. Это архиполезная штука. Позволяет не забыть вопросы, которые нужно обсудить. Позволяет не раздражать, вспоминая, что еще нужно обсудить. Разговор становится четким, идеально выстроенным по последовательности тем. И не содержащий ничего лишнего, т.к. список был составлен в спокойном состоянии, без воздействия каких-либо эмоций. И вообще по работе лучше без блокнота не ходить.

Но эти лайфхаки в книжке, конечно, в основном для роботов.

Все они касаются информации, все они касаются приёмов, все они касаются энергии.

А вот в арсенале Ведьмака были не только приёмы с оружием, и магия, но также еще и вещества.

Поэтому, для умелого управления основной силой КИ офисного джедая - мыслетопливом, можно было бы добавить еще и очень действенные советы относительно веществ:

1. Перестать жрать столько сахара

Вот это вот очень влияет на мыслетопливо. Сахар на короткий промежуток дает много сил, но через какое-то время истощает. И если сахара за день употребить очень много, то под конец дня голова перестает соображать вообще. Кроме этого, от сахара растет живот и портятся зубы. А кто-то считает, что инсулиновые всплески, которые он вызывает, еще и приближают преждевременное старение организма.

2. Не курить

Хотя, мне легко говорить, ведь я никогда и не курил. Но в целом, это тратит время и сбивает с работы. Зато в курилке происходит единение с коллективом и нетворкинг.

3. Любой ценой ложиться спать вовремя

Во что бы то ни стало.
У меня тут недавно был период бессонницы, я подолгу не мог уснуть, так и сидел за компом. Это нереально сильно обрушило мою производительность труда. Это те дни, когда у тебя не просто мыслетопливо изначально на нуле, а вообще как будто отсутствует система 2 по Даниэлю Канеману. Так и выезжаешь весь день на системе 1, а на ней одной далеко не уедешь.

Что такое система 1 и система 2, читаем по этой гиперссылке: "Думай медленно, решай быстро", Даниэль Канеман

В итоге я стал закидываться снотворным "Меларена". Это дженерик синтетического гормона сна. И это очень помогло. Ставишь будильник, во сколько принять таблетку, и ко времени, когда надо ложиться, тебя уже рубит.

Под этим гормоном и сон идет по улучшенному тарифу, поэтому высыпаешься быстрее, сам собой вперед будильника просыпаешься в 5:30 утра. Спать уже не охота. Идешь в душ.

Так в ритм и войдешь.

4. Кислород. Много физкультуры

Самое лучшее - пробежки и плавание. Физические нагрузки очень улучшают мышление и память.

5. Ноотропы

Про них писать не стану.

Минусы книги

1. Кто долго следит за творчеством Дорофеева, тот всё, что есть в книге, уже где-то у него да видел.

2. В книге есть констатации проблем или же наблюдений, однако к ним не всегда прилагается ответ на вопрос "И что делать?".

3. Не всегда приведены ссылки на статистические научные доказательства высказываний.

Противоречие

В параграфе 4.1.7 "главные условия, чтобы успевать в срок

говорится, что для того, чтобы успевать в срок, нужно две вещи:

  1. Взять себе запас времени;
  2. Начать сразу же.

Причем (внимание!) там говорится, что иногда очень сложно начать вот это новое с запасом времени, т.к. у вас есть и так более срочные горящие задачи, которые хочется выполнять, а эту, которая у вас с запасом, - отложить. Но всё равно нужно ее взять и начать. Но ведь тогда эта работа добавится к той, что горит.

В то же время в параграфе 4.3.5 "Законы впихивания и разумная многозадачность"

говорится, что чем больше у вас одновременно висит невыполненных задач, тем хуже ваша производительность труда. (потому что вы тратите время на планирование, перепланирование, приоритизацию, и просто перегружаете разум проблемами). И там приводится пример:

Эстонская полиция. Следователи были перегружены работой. На каждого из них приходилось по 20 дел одновременно. Специалисты по теории ограничений сократили каждому количество дел до пяти. И тогда количество дел, завершаемых в месяц, возросло в 2 раза. На 50% сократились возвраты дел на дорасследование. Что же происходило, если у всех следователей уже было по пять дел и в отдел приходили дополнительные? Эти дела просто ждали, пока кто-то из следователей завершит дело и сможет взять в работу новое; Этим самым они перешли от впихивания к вытягиванию. Да, новые дела стали открываться позже, но расследование по ним завершается значительно раньше. Звучит парадоксально: чтобы закончить раньше, надо начать позже.

Так когда начинать? Сразу? Или отложить? Или пусть полежит месяц, а когда задач останется 4, тогда берем эту пятую, закладываем буфер времени и приступаем сразу? Но что в этом случае означает "сразу", если она только что месяц пролежала просто так?

Что автор, по моему мнению, упускает вообще в глобальном плане на протяжении всей блогерской и писательской деятельности

Когда мы задаем инженеру вопрос "Когда ты это сможешь разработать?" (ответа на который он знать не может, т.к. он не знает, как именно он будет это разрабатывать, и с чем именно он столкнется в процессе разработки), и вынуждаем его озвучить какую-то дату, то мы несем риски, о которых пишет Дорофеев:

  1. Он назовет слишком оптимистичную дату, и мы провалим сроки;
  2. Он будет перестраховываться по срокам, чтобы точно успеть, но даже с запасом он никаким образом не сэкономит нам время, а использует его полностью, т.к. из-за эффекта студента он позже начнет, а еще потому что работа всегда занимает всё отведенное на нее время, а еще потому что если закончит раньше, то его обвинят в том, что он перезаложился, и в следующий раз его оценке сроков не поверят и урежут их.

В мире Дорофеева, сотрудник - это всегда творец с большой буквы. Причем, он одиночка. Его не нужно мотивировать, ему нужно только не мешать, не отвлекать. А он уж сам разберется в том, как ему максимизировать свою эффективность. Наверняка, у автора такое представление, потому что он вышел из среды разработчиков ПО, и там такая своя атмосфера.

Так вот. Дорофеев предлагает технику динамического прогнозирования сроков завершения проекта, но упускает, что когда мы вынуждаем инженера назвать дату (а иногда, если его дата нам не нравится, корректируем ее), то мы делаем это не только для того, чтобы спланировать, но и чтобы МОТИВИРОВАТЬ его сделать всё к этой дате. Повышаем его тревожность, расшевеливаем его. Создаем ему стресс.

Вот, почитайте, пожалуйста: "Русская модель управления", А.П. Прохоров

- Да зачем тебе эти джедайские техники динамического прогнозирования сроков? Переходи на нашу сторону, она эффективнее

Перебарщивать с закошмариванием инженера не стоит, т.к. в спешке возрастает количество и масштаб ошибок, но автор ведь вообще никак не комментирует этот момент, полностью обходит его стороной. А это очень важная причина данного действия у многих директоров. Отработанная схема на уровне рефлексов. Ее нельзя не прокомментировать, она слишком распространена.

Этому частично уделено внимание в параграфе 7.18 "нетерпимость к незавершенным делам" (разумеется, эта нетерпимость критикуется), но связь с описанным мной явлением виднеется очень-очень неявно. Связи и нет, это я ее придумал.

Критикуется нетерпимость к незавершенным делам потому что излишняя зацикленность на этих делах не позволяет использовать маленькие кусочки свободного времени для работы над другими делами, когда основное дело застопорилось, и мы чего-то от кого-то ждем. В мы просто тупим в эти промежутки времени. А могли бы делать что-то.

И не просто тупим, а еще и терзаемся муками совести по поводу этого, что расходует наши силы.

Однажды я решил проэкспериментировать, и на вопрос "Когда будет сделано?", ответил начальнику, что я не могу этого знать, т.к. как именно выполнять задание. станет понятно только в процессе выполнения, а пока что вообще не понятно. И могут быть непредсказуемые срочные события в будущем, которые отвлекут от задания.

И ответ этот его не устроил. Он сказал, что не надо уходить от ответа, а надо проанализировать, и сказать, когда будет сделано.

Оценки:

Повышение общего кругозора: 3/5 - много ссылок, отсылок и разных гиперссылок.

Практическая польза: 5/5 - для офисного работника насущнее некуда

Драйв при прочтении: 5/5 - это маленькая книжка, изложенная гипер-приятным стилем. Дорофеев не говорит умных слов, не говорит сложными фразами. Он всё предельно упрощает. Это прекрасно.

Что еще почитать похожее

"Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартный задач", Игорь М. Намаконов

"Ловушка для внимания. Как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту", Бен Парр

Подписывайся, джедай!
Да пребудет с тобой сила