czOc₁
@czoc
Свежие материалы по Общей-семантике,.
40 posts
22глоссарий

ⅩⅢ Общая неопределённость

За тридцать лет преподавания Общей-семантики я встречал энтузиастов, которые, по-видимому, видели в Общей-семантике надлежаще достоверную систему, разработанную на замену всем предшествующим ·не·надлежаще достоверным системам. Многие среди них понимали «не-аристотелево» как «·анти·-аристотелево». Мне это приходилось корректировать.

Ⅻ Формулировка/формулировщик; оценка/оценивающий

В написании этого ·Глоссария· я по необходимости часто употреблял термины «формулировка» и «оценка», а также различные родственные им формы. Вспомним несколько примеров из предыдущих частей. (Римскими числами в скобках обозначены их номера.)

Ⅺ Экстенсиональные приёмы в применении

Часть вторая. В восьмой части это ·Глоссария· я написал, что обсужу применения «к таким увлекательным темам как холокост и феминизм».⁽¹⁾ Я рассмотрел холокост (а именно способы о нём ·говорить·) в ·Глоссарии (Ⅸ)·. Здесь я бы хотел исполнить своё обязательство – проиндексировать и продатировать ‘феминизм’, ‘феминистов’ и т. д. Мне стоит также сказать, что здесь мне придётся рассмотреть собственное умение, если не сказать ·смелость·, смиряться с положением вещей. Сдаётся мне (как сдавалось и раньше), что некоторые из вас мне напишут строчку-другую.

Ⅹ Экстенсиональные приёмы, продолжаем; пере|недо-определённые термины

В предыдущей части⁽¹⁾ я рассмотрел ·индексирование· и ·датирование· в контексте, на мой взгляд, показательных применений. Здесь я коснусь других инструментов экстенсионализации и закончу на слишком-редко обсуждаемых, но основосоставляющих ·пере|недо-определённых терминах·.

Ⅸ Экстенсиональные приёмы: индексирование и датирование

Коржибски пользовался своими экстенсиональными приёмами по всему первому изданию ·Науки и здравомыслия·. Во введении ко второму изданию он привёл их список и формулировки пере|недо-определённых терминов (1941, сс. ⅹⅼⅶ–ⅼⅶ). Читатели ·этих· страниц, вероятно, найдут содержимое ·тех· страниц информативным.

Ⅷ Экстенсиональное ориентирование ·как· ориентирование

В своей системе Коржибски выделяет важность ·ориентирования·, которое мы понимаем как своего рода платформу, оснащённую компасом, окутывающую нас точку зрения и отношение, от которого и из которого мы ·делаем· свои типичные, привычные разговоры. Говоря кратко, наши повседневные оценки составляют функцию наших ориентирований, но, обоюдно, наши оценки строят, укрепляют или, как может случиться, ·меняют· наши ориентирования. Если с помощью Общей-семантики мы способствуем своей личной осознанности абстрагирования¹, мы можем достичь того, что Коржибски называл «экстенсиональное ориентирование».

Ⅶ Тождество/не-тождество

Я воспользовался словом «центральный», чтобы описать бóльшую часть терминов Коржибски, которые представил в этом глоссарии. Так оно водится в ·системе· – в невро-языковой когорте, где каждый определяющий термин напрямую связывается со всеми своими словесными сообщниками. Пожалуй, ‘центральнее’ терминов, чем «·не-тождество·» и отвергаемое «тождество» в Общей-семантике не найти.

Ⅵ Многопорядковость (м.п.) терминов и механизмов

В этом глоссарии мы уже рассмотрели несколько нововведений Коржибски: слов, придуманных в методических целях или уже существующих слов, которыми он воспользовался оригинальным способом. В этой части я представлю ещё одно нововведение – термин «многопорядковость».

Ⅴ Семантическая реакция

Формулируя свою уникальную систему, Коржибски обнаружил / решил, что ему придётся ввести много новых терминов. Он формулировал эти термины осознанно и досконально, чтобы они получились ·не-элементалистическими·; что означает, что эти термины не создали бы ·новых· путаниц из-за подразумеваемого разделения того, что мы не находим разделённым в мире вне наших черепных коробок.¹ Он бросил себе вызов сделать свои ·нововведения· структурно адекватными. Он уверял себя и своих читателей, что его новые слова ·подойдут· тому, ·о чём·, как он предполагал, ими следовало говорить. Ключевым и центральным в формулировке Общей-семантики среди этих терминов мы выделяем то, что он назвал ·семантической реакцией·.

Ⅳ Элементализм/не-элементализм

Коржибски сформулировал время-связывание как ·определяющий· человеческий акт; как поведение, которым человек демонстрирует свою ·человечность·. Распознав язык как время-связующий инструмент, Коржибски постарался вычленить те аспекты языка/ов, которые со структурной точки зрения, составляют дефекты и, следовательно, препятствуют время связыванию. Один из повсеместных невро-языковых дефектов, которые удалось выявить, он назвал ·элементализмом·.